«Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою ее почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав ее гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала ее непроходимою...»
Эти строки из произведения А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» были написаны еще в 1790 году, однако и по сей день поездка на личном транспорте между двумя самыми крупными и важными городами России не предвещает ничего хорошего. Причина не только в качестве покрытия трассы М-10, но и в пробках из-за грузовых автомобилей, многочисленных населенных пунктах и недостаточном количестве полос. Но уже в 2018 году путешествие из Москвы в Санкт-Петербург должно стать максимально удобным и комфортным благодаря новой скоростной автомагистрали. Редактор «Авто Mail.Ru» отправился в Тверскую область и узнал, что ждет простых водителей и в чем уникальность данного проекта.
До Вышнего Волочка скоростной поезд «Сапсан» идет недолго — всего два часа и ты уже стоишь на привокзальной площади города с населением чуть более 50 000 человек. Но если количество проживающих здесь людей и не впечатляет жителя крупного города, то преуменьшить значение этого населенного пункта вряд ли удастся. Пробка в районе Вышнего Волочка на федеральной трассе М-10 «Россия» уже давно стала притчей во языцех. Спросите о данном отрезке пути любого дальнобойщика, да и просто водителя, часто ездящего данным маршрутом, и получите ответ с использованием ненормативной лексики. Причиной послужил один-единственный светофор, ставший знаменитым на всю Россию.
К сожалению, к 2013 году мало что поменялось — достаточно взглянуть на длину хвоста из фур, уходящего буквально за горизонт. «Снимите, снимите, как мы здесь все мучаемся, чтоб им», — лишь доносятся голоса водителей-профессионалов, как только достанешь камеру и начнешь фотографировать происходящее. Впрочем, и без светофора к трассе были претензии, ведь двухполосная дорога давно перестала справляться с транспортным потоком.
Именно поэтому еще в 2006 году Министерством транспорта РФ было принято решение о строительстве новой автомагистрали. При этом с самого начала было решено — новая трасса станет уникальной благодаря государственно-частному партнерству. В 2008 году стал известен и первый концессионер, а еще через два года начались подготовительные работы к строительству участка с 15 по 58 км. Именно тогда трасса «Москва-Санкт-Петербург» прославилась на всю страну — вокруг проекта трассы разразился скандал, причиной которому был Химкинский лес. Против прохождения трассы через лес выступили эко-активисты, а также часть жителей Химок. На урегулирование ушел почти год, вмешался даже тогдашний президент Дмитрий Медведев и приостановил строительство... В итоге, были проведены масштабные компенсационные и оптимизационные меры: вместо 140 гектаров леса было вырублено лишь 90, а на высадку новых деревьев был выделен 1 млрд рублей. Но к укладке первых метров асфальта на этом участке трассы приступили лишь осенью 2012 года.
Но если в Химкинском лесу дорога выходит из Москвы, из которой худо-бедно можно выехать не по одному, так по другому маршруту, то вот в Вышнем Волочке альтернативы у водителей фактически нет. Именно поэтому возведение обхода данного населенного пункта также началось одним из первых. Речь идет об отрезке с 258 по 334 км пути новой платной магистрали Москва-Санкт-Петербург. Протяженность этого участка составляет 76 км, причем для госкомпании «Автодор» это — первый объект, который строится по принципу долгосрочного инвестиционного соглашения. Оно предусматривает, что организация, которая начала строительство, будет заниматься и эксплуатацией данного участка. Работы здесь ведутся с апреля 2012 года, а в эксплуатацию участок будет введен в июле 2015 года. Срок действия договора с компанией, которая будет заниматься эксплуатацией, — до 2033 года.
Еще подъезжая к строящемуся участку, понимаешь серьезность проводимых здесь работ. Достаточно лишь взглянуть на цифры: для возведения 76 км трассы используется 14 млн тонн песка, 500 тыс. тонн асфальта (для этого неподалеку был даже построен небольшой завод!), 4 основные полосы для движения, 3 крупных путепровода на участке и еще 22 над трассой, созданных для проезда местных жителей, но самое главное — это, конечно, финансирование. Общая стоимость строительства обхода Вышнего Волочка — 49 млрд рублей, причем более 5 млрд рублей — инвестиции за счет исполнителя строительства, компании «Мостотрест».
Ожидается, что когда трассу откроют, интенсивность движения составит 12 — 15 тыс. автомобилей в сутки (новая дорога будет относиться к высшей категории 1А). Как же выглядит покрытие? Сейчас расскажем. Сначала идет слой земполотна, затем — подстилающий слой, представляющий собой песок с высокой степенью фильтрации, затем щебеночно-песчаная смесь (ЩПС) и три слоя асфальта, за счет которых их будет легче ремонтировать. А вот бетонных плит, как на некоторых участках трассы М-4 «Дон», здесь не будет. В настоящее время строители укладывают не больше двух слоев асфальта. Последний, завершающий слой, по которому и поедут машины, будет уложен непосредственно перед самим запуском трассы и её сдачей в эксплуатацию. Впрочем, даже на двухслойном асфальте, разница по сравнению с обычной трассой М-10, оказывается колоссальной. 120 км/ч? Легко! Ведь пока что на этих отрезках нет ни знаков, ни «гаишников», а покрытие позволяет развивать такую скорость. Впрочем, когда участок трассы откроют, разогнаться можно будет и быстрее — до 130 км/ч, хотя в зависимости от погодных условий скорость будут ограничивать при помощи специальных табло.
Что еще отличает новую автодорогу Москва-Санкт-Петербург, так это наличие специальных «скотопрогонников» — «подземных пешеходных переходов» для животных, благодаря чему они смогут попасть на другую сторону шоссе. А вот выход животных на трассу исключен — с этой целью были установлены специальные заборы.
При этом, как рассказал нам на условиях анонимности один из сотрудников, работающих на строительстве участка новой трассы, возникновение ситуации, аналогичной той, что была с Химкинским лесом, маловероятна. «Все подобные строительства всегда связаны с экологией, проводятся соответствующие экологические экспертизы и расчеты. Например, те же скотопрогонники можно было бы и не строить, однако они заложены в проект. Предусмотрены и локальные очистные сооружения. Например, вода, уходящая с дороги, будет очищаться при помощи фильтров и абсорбирующих элементов, вплоть до специальных водорослей», — рассказал он.
Отдельного внимания заслуживают и 22 путепровода над трассой, созданных для местных жителей и проезда сельскохозяйственной техники. Тем самым улучшится и связанность ближайших деревень. А вот бояться появления тракторов на новом автобане не стоит, ведь съездов с таких путепроводов на автотрассу не будет. Попадать на автомагистраль жители смогут только через специально оборудованные въезды-шлюзы.
Помимо прочего, в проект новой магистрали заложены не только стандартная для таких трасс инфраструктура, вроде мест отдыха и заправок, но и площадки для хранения техники, которая будет отвечать за эксплуатацию данного участка. Это поможет оперативно реагировать на различные ситуации — например, на снегопады, которые в 2012 году буквально парализовали «старую» трассу Москва-Петербург.
Но самое главное — это сроки сдачи нового участка в эксплуатацию. За 18 месяцев с момента начала строительства на данном объекте уже выполнено более половины работ. Есть вероятность, что объект будет сдан уже в конце 2014 года, и тогда путь от Москвы до Санкт-Петербурга даже по старой трассе сократится на несколько часов. Правда, о том, сколько будут брать с водителей за объезд Вышнего Волочка, пока не говорят, обещают лишь, что цена будет вполне приемлемой.
«Римляне строили большие дороги, водоводы, коих прочности и ныне по справедливости удивляются; но о водяных сообщениях, каковые есть в Европе, они не имели понятия. Дороги, каковые у римлян бывали, наши не будут никогда; препятствует тому наша долгая зима и сильные морозы, а каналы и без обделки не скоро заровняются», — вспоминается еще одна цитата Радищева о Вышнем Волочке. Судя по всему, уже в скором времени данные строки будут восприниматься лишь как напоминание о былых временах. Такими же напоминаниями должны стать и рассказы бывалых дальнобойщиков о мучительно долгой пробке в Вышнем Волочке на трассе М-10. Досаду вызывает только один существенный недостаток новой скоростной автодороги Москва-Санкт-Петербург: её возведение запоздало лет на 10-15, из-за чего страна уже потеряла не один рубль. Впрочем, копаться в прошлом — не самый конструктивный вариант действий. В конце концов, остается порадоваться, что не мытьем, так катанием в России всё-таки появятся хорошие дороги.
Тимофей Исаев
Фото автора