Индийский этап поставил в сезоне 2013 года точку — больше нет претендентов на титул, а есть четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель.
Насколько интересным выдался прошлогодний чемпионат, настолько пресным и скучным получился чемпионат 2013 года, особенно вторая его половина. После летних «каникул» доминирование Red Bull и Себастьяна Феттеля было подавляющим — шесть побед подряд из шести возможных, а по количеству чемпионских титулов Феттель теперь сравнялся с «Профессором» Аленом Простом. Насколько сопоставимы эти две личности, впоследствии рассудят эксперты, но пока можно лишь признать очевидное: четыре чемпионских титула Проста и Феттеля — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Отмечать четвертый титул Феттеля на подиум поднялся главный герой современной Формулы 1 — гений аэродинамики Адриан Ньюи. Именно этот человек сделал «королевские гонки» такими, какие они есть. Именно благодаря таланту Ньюи чемпионами стали Дэймон Хилл и Жак Вильнёв, Микка Хаккинен и Себастьян Феттель, и не случайно Михаэль Шумахер своим главным соперником называл именно Адриана Ньюи, а не всех вышеназванных гонщиков. Роль личности и таланта в истории, в том числе и автоспортивной, ещё никто не отменял, и не будет большим преувеличением сказать, что без Ньюи не было бы ни топ-команды Red Bull, ни четырехкратного чемпиона Себастьяна Феттеля. Ведь именно гений Ньюи позволил создать абсолютно легальную машину, фактически выступающую в другом чемпионате — 2,5 секунды преимущества с первого же круга, привезенные Феттелем преследователям, однозначно говорят о том, что пока Ньюи создает машины для Себастьяна, его соперникам рассчитывать не на что. Их удел — пребывание на вторых ролях, потому что лучший конструктор современности сейчас находится в творческом «ударе», что нагляднее всего демонстрирует положение как в личном зачете, так и в Кубке Конструкторов.
В далеком 1992 году Флавио Бриаторе сделал ставку на Михаэля Шумахера и подчинил его интересам всю команду Benetton. Все, начиная от конструкторов и заканчивая механиками, работали на будущего Красного Барона. Результат — два чемпионских титула, при том, что самого Шумахера большинство коллег не считали выдающимся пилотом. Френтцен над ним откровенно издевался, а великий Айртон Сенна даже пытался учить хорошим манерам заносчивого новичка с помощью рукоприкладства. «Профессор» Прост был более дипломатичен, но никто никогда всерьез не верил, что улыбчивый «Солнечный мальчик», выступающий на канареечном «Бенеттоне», станет семикратным чемпионом мира.
Нечто подобное происходит и с Феттелем. Незадолго до старта сезона 2013 Фернандо Алонсо сказал, что считает самым серьезным соперником в этом году Льюиса Хэмилтона. Затем подумал и вспомнил Кими Райкконена. Про Феттеля не было сказано ни слова. Сам Хэмилтон также неоднократно невысоко оценивал гоночные таланты Себастьяна, хотя под конец всё же признал, что Феттель — великий чемпион. Но это политкорректный Хэмилтон. Алонсо или Марк Уэббер такого не признают никогда. В чем-то они будут, возможно, правы, но есть факты и статистика, которые доказывают обратное. Феттель — четырехкратный чемпион, и этим всё сказано, нравится это кому-то или нет.
Что же касается индийского этапа, то он стал логическим продолжением предыдущих гонок. Феттель выиграл поул, выиграл старт гонки и уже ко второму кругу оторвался от великолепно стартовавшего и идущего вторым Массы на 2,5 секунды. Затем к изумлению многих Феттель на третьем круге (!) отправился на пит-стоп. Интрига?! Как бы не так...
Формальный претендент на титул Фернандо Алонсо на старте столкнулся со своим добрым другом и товарищем Марком Уэббером. Не то чтобы очень сильно, но переднее антикрыло себе повредил. И Фернандо, и Марк ушли в бой на жесткой резине и оба надеялись получить определенное преимущество на начальном этапе гонки. Уэббер повреждений не получил, и, как минимум, мог рассчитывать если и не на победу, то уж точно на подиум. Но ранний пит-стоп полностью испортил Фернандо стратегию на гонку, и если за что он и боролся, так это только за попадание в очковую зону.
Некоторое время в лидерах находился Масса, затем Уэббер, и даже стало казаться, что Марк закончит гонку на подиуме. Но затем с машиной Марка произошла очередная странная поломка, и Феттелю уже никто не мешал довести гонку до победного финиша.
Сам Марк после своего схода улыбался и совершенно не выглядел расстроенным, а ведь он вполне мог побороться за второе место. А вот настоящим героем гонки стал Роман Грожан. Стартовав с 17 позиции, он рискнул, выбрав тактику всего с одним пит-стопом, и финишировал третьим.
Но главным же событием, конечно, стала официальная коронация Себастьяна Феттеля. Имя чемпиона названо. Освистанный несколько раз по ходу сезона, мало кому симпатичный, Себастьян Феттель четвертый год подряд становится лучшим. И что-то подсказывает, что это далеко не последнее его достижение. Если так дела пойдут и дальше, то Себастьяну вполне по силам повторить достижения Михаэля Шумахера.
У каждого чуда есть своя подноготная. Не исключено, что когда-нибудь Марк Уэббер расскажет, что же из себя представляла команда Red Bull образца 2010-2013 годов, и особенно действующий чемпион Себастьян Феттель. Как ему удавалось привозить по 2,5 секунды с первого же круга таким формульным бойцам, как Алонсо, Хэмилтон, Райкконен и Марк Уэббер, выступающим на далеко не самых медленных машинах. Не исключено, что нам ещё предстоит узнать много чего интересного.
Но это случится — если случится — гораздо позднее. А пока на улице Red Bull царит самый настоящий праздник. Нам же остается ждать следующего сезона и надеяться на то, что он не станет повторением нынешнего.
1. С.Феттель | Red Bull | 1:31:12.187 | 202.130 |
2. Н.Росберг | Mercedes | + 29.823 | 201.034 |
3. Р.Грожан | Lotus | + 39.892 | 200.667 |
4. Ф.Масса | Ferrari | + 41.692 | 200.602 |
5. С.Перес | McLaren | + 43.829 | 200.524 |
6. Л.Хэмилтон | Mercedes | + 52.475 | 200.210 |
7. К.Райкконен | Lotus | + 1:07.988 | 199.650 |
8. П.ди Реста | Force India | + 1:12.868 | 199.474 |
9. А.Сутил | Force India | + 1:14.734 | 199.407 |
10. Д.Риккардо | Toro Rosso | + 1:16.237 | 199.353 |
11. Ф.Алонсо | Ferrari | + 1:18.297 | 199.279 |
12. П.Мальдонадо | Williams | + 1:18.951 | 199.255 |
13. Ж.Вернь | Toro Rosso | + 1 круг | 198.631 |
14. Д.Баттон | McLaren | + 1 круг | 198.627 |
15. Э.Гутьеррес | Sauber | + 1 круг | 198.122 |
16. В.Боттас | Williams | + 1 круг | 198.103 |
17. М.Чилтон | Marussia | + 2 круга | 194.959 |
18. Ж.Бьянки | Marussia | + 2 круга | 194.933 |
19. Н.Хюлкенберг | Sauber | + 6 кругов | 197.749 |
1. С.Феттель | Red Bull | 322 |
2. Ф.Алонсо | Ferrari | 207 |
3. К.Райкконен | Lotus | 183 |
4. Л.Хэмилтон | Mercedes | 169 |
5. М.Уэббер | Red Bull | 148 |
6. Н.Росберг | Mercedes | 144 |
7. Р.Грожан | Lotus | 102 |
8. Ф.Масса | Scuderia | 102 |
9. Д.Баттон | McLaren | 60 |
10. П. ди Реста | Force India | 40 |
11. Н.Хюлькенберг | Sauber | 39 |
12. C.Перес | McLaren | 33 |
13. А.Сутил | Force India | 28 |
14. Д.Риккардо | Toro Rosso | 19 |
15. Ж.-Э.Вернь | Toro Rosso | 13 |
16. Э.Гутьеррес | Sauber | 6 |
17. П.Мальдонадо | Williams | 1 |
Команда | Мотор | Очки |
1. Red Bull | Renault | 470 |
2. Mercedes | Mercedes | 313 |
3. Ferrari | Ferrari | 309 |
4. Lotus | Renault | 285 |
5. McLaren | Mercedes | 93 |
6. Force India | Mercedes | 68 |
7. Sauber | Ferrari | 45 |
8. Toro Rosso | Ferrari | 32 |
9. Williams | Renault | 1 |