НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Путешествие на Селигер

18 октября 2013 10:01
Селигер — край ледниковых озер, островков, маленьких деревушек, проток, где кажется, что время остановилось и застыло в осенней прохладе. Именно туда мы и решили направится за новыми впечатлениями

Селигер — край ледниковых озер, островков, маленьких деревушек, проток, где кажется, что время остановилось и застыло в осенней прохладе. Именно туда мы и решили направиться за новыми впечатлениями. Два бензобака в LX570 позволяют возить с собой до 140 литров топлива (стандартный 93 л + дополнительный бак 45 л), которых, впрочем, хватает максимум на 600 километров — это плата за большой размер автомобиля и великолепную динамику. В автомобиле весом под 3 тонны, с двигателем объемом 5,7 литра разместились 367 лошадей, которых надо кормить.

Из Москвы выезжаем по Новорижскому шоссе, даже несмотря на ремонты, оно все же лучше узкого и вечно забитого фурами Ленинградского, и за 6 часов доезжаем до деревушки Слобода, очень живописно расположенной между тремя озерами.

В багажник отлично поместилось все, что нужно для того, чтобы провести несколько дней в лесу, и даже чуть-чуть больше. Дети удобно устроились в креслах на заднем сиденье, а за окном мелькают фонари и темные силуэты леса. В салоне нет никаких посторонних звуков, шумоизоляция двигателя отличная, но когда дорога портится, шум начинает просачиваться сквозь колесные арки — тут есть, над чем поработать, чтобы добиться идеала. Ночью приборная панель не очень удобно отражается в боковом стекле и боковом зеркале, чуть-чуть спасает ситуацию уменьшение яркости подсветки, но все равно, при попытке посмотреть в боковое зеркало, мозг на пару секунд впадает в ступор в попытках отделить реальность от отражения.

Ну а древнее озеро встречает нас звездным небом, тишиной и спокойствием

А утром все окрестности затягивает плотным туманом, сквозь который еле-еле проглядывают силуэты озера. Скрипят мокрые доски деревянных мостиков, а ноги проваливаются в заболоченный берег, вокруг пахнет осенней сыростью и водой, и со всех сторон окружают невероятная тишина и спокойствие.


Деревушка Слобода уютно расположилась на перешейке между Селигерским плесом и озером Серменок. Тут есть магазинчик, который, правда, работает только пару дней в неделю, можно взять лодку на прокат или арендовать дом — объявлений об этом много на столбах. Летом тут хватает отдыхающих и дачников, рядом строится какой-то коттеджный поселок, ну а осенью утром в туманных полях можно встретить только одиноких лошадей да рыбаков.

Ну а еще отсюда просто замечательно видно рассвет над озером. Неглубокое озеро Серменок раньше не было отделено песчаным перешейком и являлось частью озера Селигер. Местные говорят, что рыба тут есть, но совсем не та, что раньше, — все выловили спиннингами и сетями. Тут тихая череда мостиков, позабытые лодки и катамараны, заросшие травой тропинки и деревянные сарайчики.

Места вокруг очень живописные — сосновый лес на песчаном берегу и чистая вода, в лесу огромные муравейники, поросшие мхом пни и кочки, брусника и черника. Большой и тяжелый Lexus легко зарывается в рыхлый песок, стоит только чуть-чуть сильнее нажать педаль газа. Но стоит задействовать все возможности трансмиссии, и автомобиль по мановению волшебной палочки выезжает, оставляя за собой траншеи на песке.

Примерно то же самое происходит с канавой и диагональным вывешиванием — казалось бы, провалились, два колеса висят и буксуют, но стоит только включить режим движения Multi-Terrain Select, как колеса прокапывают себе дорогу в нужных местах.

Габариты нашего японского крейсера оказываются великоватыми для передвижения по узким лесным тропинкам — ветки скребут по бокам (и тут помогают камеры кругового обзора). А если опустить пневмоподвеску, можно проехать под упавшими деревьями — вот она, оказывается, зачем нужна!

Рыбацкая деревушка Заречье удобно расположилась между Селигером и озером Серменок. Тут можно снять дом, арендовать лодку, есть несколько магазинов и даже работает небольшой рыночек, на котором можно купить рыболовные снасти, сувениры и копченую рыбу. Весь берег здесь просто утыкан рыбацкими лодками, которых намного больше, чем самих жителей деревни. Ну а летом это своего рода отправная точка для пеших и конных походов по Озеру, потому что сюда ведет асфальтированная дорога и даже пару раз в день приезжают автобусы.


Город Осташков — столица Селигерского края, произвел очень странное и неоднозначное впечатление. Допускаю что были мы не там, смотрели не туда... Но, казалось бы, озеро, лес, рыба, туристы, теплоходики — должен быть туристический город, типа Мышкина или Калязина, со всей необходимой инфраструктурой. Но у меня в памяти он остался как провинциальный городок с разбитыми дорогами, парой магазинов, бетонными плитами вместо набережной, покосившимися домами, улицами, на которых каждый второй дом или разрушен, или сгорел. Здесь практически у каждого свое подсобное хозяйство, куры, утки, а печку топят дровами. Большой блестящий LX570 смотрится тут как космический корабль и производит практически такое же впечатление на местных — в их глазах ясно читается интерес, непонимание, неодобрение и недоверие. Слишком инородная и неподходящая по статусу машина для этих мест, да и мне тоже как-то неудобно, я ведь осознаю, что этот автомобиль стоит как пара здешних улиц. Хотя для местных дорог подвеска подходит как нельзя лучше — ямы, кочки, траншеи и колея вообще не чувствуются, ну разве что в салоне становится чуть-чуть шумно.

Площадь озера Селигер составляет 250 километров, и его окружает сеть дорог, правда, практически все они без асфальтового покрытия, но достаточно накатанные и доступные практически любому автомобилю. Обычно по сторонам этих дорог разбросаны редкие деревушки из пары домов, каждая на берегу своего маленького озерца. Живописные грунтовые дороги петляют между холмов и редких домиков и упираются в заросшие камышом берега, где прячутся утки.

А в деревне с говорящим названием Новинки на берегу озера Стерж стоит полуразрушенная церковь. Рассказывают, что в годы войны в ней располагался немецкий штаб. Трое суток, днём и ночью, батальон под командованием капитана Коковкина (рядом есть деревня его имени) сражался за этот клочок земли. В итоге немецкий мотострелковый батальон был разбит, а оставшихся в живых немцев взяли в плен.

В окрестных селах на Стерже можно услышать любопытное поверье — если посмотреть на озеро с высокого холма в тихую погоду, то можно увидеть посередине него русло, по которому «стержнем» течет Волга, оставляя воды озера неподвижными; и поэтому-де озеро получило название «Стерж».

А еще эта деревушка, в которой постоянного населения 10 человек, примечательна тем, что тут есть акушерско-фельдшерский пункт, который обслуживает все окрестные деревни

Наш путь лежит к истоку Волги, который находится в деревне с говорящим названием Волговерховье. После очередного поворота дорога из асфальтированной с ямами превращается в грейдер (их еще называют дороги с твердым покрытием), но изменение качества дорожного покрытия практически не ощущается. В принципе, я теперь понимаю, почему наше правительство считает, что с дорогами все хорошо — если сидеть на заднем сиденье подобной машины, то ямы и кочки не чувствуются совершенно. Помню, мы ездили в эти места 5 лет назад на старенькой Audi 100, у которой тоже вполне достойная подвеска (для своего времени, конечно), но тогда впечатления от дороги остались вовсе не такие радужные.


Считается, что Волга берет свое начало в болоте в 250 метрах от деревни на высоте 228 метров над уровнем моря, и по этому случаю здесь построена деревянная часовенка, к которой ведет мост. Хотя мне не совсем понятно, почему выбрано именно это болото, а не соседнее, или не один из сотен соседних мелких ручейков, которые потом соединяются все вместе. Раньше здесь был горбатый мостик и старинная деревянная плотина, сейчас вместо этого древнего великолепия бетонная плита, по которой можно перейти на другой берег Волги.

Рядом находится Ольгинский женский монастырь, а в самой деревне тихо и спокойно. По какой-то странной причине здесь не сдают комнаты на ночлег, нет магазина или кафе, да и пара лотков с местными сувенирами работает только до 2-х часов дня.

Но пообедать все-таки можно. Совсем рядом, практически в соседней деревне Вороново, находится фермерское хозяйство — Ольгин Хутор. Там можно купить свежего молока, творога, сметаны и поесть блинов с потрясающим брусничным вареньем.

Хозяйка Ольга сама встретит, стоит только позвонить в колокольчик, все расскажет и покажет, а через несколько минут принесет свежайшие блины и парное молоко. Мы заезжали к Ольге 5 лет назад, и с тех пор хозяйство ее увеличилось, появился импровизированный музей старины, дуб с русалкой, и даже «трапезная» переместилась под навес. Люди живут, любят свой край, трудятся и что-то создают — очень приятно.

Ну а на обратном пути в Москву можно купить копченой селигерской рыбы, ягод и грибов на придорожном рыночке.

В Москву возвращаемся по вечерним воскресным пробкам, усугубленным неизбежными ремонтами и периодическими авариями, развлекаем себя тем, что следим за мгновенным расходом топлива и пытаемся добиться минимального значения.

Пребывание в пробке прекрасно скрашивает акустическая система Mark Levinson с 19-ю динамиками, распределенными по салону. Такое ощущение, что звук вокруг, он осязаем и его можно потрогать руками — это действительно великолепно. Из приятных и необычных мелочей в салоне — двойные солнцезащитные козырьки! И почему в остальных автомобилях так не делают!?

А еще встроенная медиасистема, кроме того, что умеет соединяться с телефоном, еще и читает смс вслух. И даже по-русски.

Все путешествие — 1100 километров. Средний расход топлива — 20 литров на сотню. Хотя в документации написано, что должно быть 14,8... Я довольно флегматичный водитель, и вожу размеренно и спокойно, но минимальное значение расхода, которое показал бортовой компьютер, было 16 литров, когда мы катились с горки на круиз-контроле. Это плата за удовольствие и комфорт. LX570 отлично подошел для «провинциальных» дорог — подвеска и большие колеса идеально скрадывают все неровности, ямы и выбоины, и по комфорту езда мало чем отличается от передвижения по автотрассе, ну разве что скорость ниже. А вот для леса машина великовата, она слишком широкая, чтобы безбоязненно проезжать по узким лесным тропинкам — острые еловые ветки так и норовят поцарапать бока. Но тут на помощь приходят камеры кругового обзора, которые даже в движении позволяют смотреть, что творится вокруг машины. По размерам и вместительности тоже никаких нареканий нет — LX570 огромный, в нем не тесно, малышам за заднем сиденье раздолье, а между детских кресел, установленных на Isofix, без проблем помещается «крупногабаритный» человек. Передвигаться по узким и заставленным машинами московским дворам тоже можно, надо только немного привыкнуть к габаритам и камерам, которые очень широкоугольно искажают действительность.

Но, мне кажется, этот автомобиль не совсем для города, слишком прожорлив, чтобы стоять в пробках. Его стихия — это маршрут дача-Москва, включая проселочные дороги до подмосковного коттеджного поселка. Здесь по комфорту передвижения мало что может с ним сравниться. Ну и к месту рыбалки на берегу озера можно подъехать.

Елена Петрова