НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Железнодорожный тест-драйв

30 августа 2013 10:00
Гнать машину в Европу, изматывая себя и попутчиков тысячами километров не самых лучших дорог и не самых интересных мест, да еще скучать часами на границе — удовольствие не для каждого...

...а наша четверка автомобилей перенеслась из Москвы в Стокгольм всего за полтора дня, при этом никто из путешественников не испытывал и капли усталости, а автомобили едва успели сжечь по паре литров бензина.

Новая эра автомобильных перевозок в России началась с того, что прошлой осенью РЖД позволило добираться из Москвы в Хельсинки, взяв с собой в багаж автомобиль, который едет тем же составом в специальном вагоне-автовозе. А в августе 2013 года добавилась новая услуга: теперь при оформлении перевозки в Москве можно сразу купить билет на паром Хельсинки-Стокгольм (а также на другие суда, связывающие столицу Финляндии с крупными портами Балтийского моря). Одна ночь в поезде, одна на корабле — и вот ты в Стокгольме. Разумеется, ничто не мешало автомобилисту и раньше отправиться из Хельсинки на пароме, куда пожелает, но представители РЖД уверяют, что у их предложения есть козырь: покупая пакет «поезд+паром», получаешь скидку на морскую перевозку порядка 30%. Чтобы понять, насколько удобно и выгодно путешествовать таким путем, мы на себе испытали все процедуры, которые надо пройти, перевозя собственный автомобиль из Москвы в Стокгольм и обратно.

Сворачиваешь за Ленинградским вокзалом на узкую дорожку, уходящую в недра железнодорожной промзоны (за въезд, кстати, берут 50 рублей), и попадаешь на трассу, подходящую для испытания внедорожников. Легковушки взмывают вверх на крупных ухабах и ухают вниз во впадины. Микроавтобусу приходится выстраивать сложные траектории — иначе из-за длинной базы несложно и сесть на брюхо. Представители РЖД поясняют: это соседство с отделением перевозки почты виновато, мол, тяжелые фуры разворотили дорогу. Так или иначе, путь в королевство Швеции начинается с довольно неприятной поездки по российскому офф-роуду, ведущему к неприметному зданию багажного отделения вокзала. А ведь данное путешествие в Скандинавию рассчитано на довольно состоятельных людей... Кстати, во сколько это обойдется?

Самый дешевый вариант поездки для одного человека с машиной в Стокгольм и обратно обойдется примерно в 40 000 руб. В эту сумму входит стоимость перевозки автомобиля по железной дороге (450 евро), место в купейном вагоне (10 406 руб.) и самая дешевая каюта без окна (206 евро с учетом стоимости перевозки автомобиля). Отправить автомобиль поездом, а самому полететь на самолете нельзя: при пересечении границы владелец машины должен присутствовать на таможенном досмотре.

Но ведь в такую поездку не имеет смысла ездить в одиночку, а для пары или семьи с детьми цены выглядят несколько более привлекательными, поскольку в этих случаях РЖД дает скидки на перевозку автомобиля, да и на пароме, разумеется, выгоднее брать каюту на двоих или четверых, чем выкупать полную каюту одному.

Скажем, если двое поедут в вагоне СВ, а на пароме возьмут каюту класса А (с окном), то вся поездка будет стоить около 64 000 руб. Примерно столько же потратит семья из двоих взрослых и двоих детей, которая купит целиком купе и четырехместную каюту класса А.

На погрузку автомобиля в поезд надо приезжать аж за десять часов до отправления — в 12:30. С собой следует иметь загранпаспорт и внутренний паспорт, свидетельство о регистрации машины (она должна быть оформлена на частное лицо), доверенность (если вы не собственник), а также международную страховку («Зеленую карту» можно оформить на месте). После прохождения формальностей от вас потребуют достать из машины все, кроме домкрата, запаски и прочих автопринадлежностей. Багаж придется нести самому, и даже аптечка может вызвать претензии у таможенников.

Чтобы заехать в вагон, надо проявить мастерство маневрирования в узком пространстве: внутри здания требуется двигаться зигзагообразно. В самом вагоне автомобиль крепится к полу с помощью специальных ремней

Поезд No 32 «Лев Толстой» Москва-Хельсинки, отправляющийся ежедневно в 22:50, оказался самым обыкновенным российским поездом, ничем не отличающимся, например, от «девятки», которая ходит в Саратов. Если на морском пароме даже самые дешевые каюты имеют все удобства, включая туалет и душ, то наши традиционные купе и СВ при более высокой (!) цене, чем каюта на корабле, мало изменились с советских времен. Туалеты, разумеется, общие, розеток в купе нет, про Wi-Fi говорить не приходится (забегая вперед, скажу, что на пароме интернет, хоть и очень медленный, но есть!). В вагоне-ресторане ни на что более изысканное, чем эскалоп с пюре, рассчитывать не приходится.

14-часовая поездка до Хельсинки в вагоне СВ (на фото вверху) стоит 7,7 тыс. рублей в один конец, в купе (на фото снизу справа) — 5,2 тыс. рублей

Вообще у российских поездов есть нечто общее с российскими автомобилями. Путешествие в плацкартном вагоне можно сравнить с поездкой на вазовской «шестерке». Купейный вагон — это нечто вроде Приоры. Ну а СВ сродни Волге. А в последние годы еще появился своеобразный «правительственный ЗИЛ» — дорогущий VIP-вагон (57 556 руб. за большое двухместное купе туда-обратно).

Ранним утром следующего дня те, кто едет с автомобилем, должны быть в боевой готовности. В 07:51 поезд прибывает в Выборг, где все обычные пассажиры просто сидят на местах и предъявляют паспорта пограничникам, проходящим по вагону, а вот автомобилисты должны проследовать в конец состава, чтобы предъявить таможенникам документы на машину.

Конечно, это самый быстрый способ пересечь на автомобиле границу. Ведь уже через 50 минут поезд трогается, и дальше — никаких задержек. На финской стороне автомобилисты могут оставаться в своих купе, и уже в 11:53 поезд останавливается на станции Пасила в пяти минутах езды до Хельсинки. Тут вагон-автовоз отцепляется, и владельцы могут получить свои машины.

Терминал для автомобилистов на финской железной дороге выглядит куда более приветливо, чем багажное отделение Ленинградского вокзала. Тут даже можно бесплатно выпить кофе

Конечно, нам, следующим далее в Стокгольм, не хотелось бы тратить время на выгрузку автомобилей с поезда и погрузку на паром — лучше бы это все произошло как-нибудь без нашего участия, а мы бы погуляли по финской столице. Но такую услугу РЖД планирует предложить лишь позднее и за отдельную плату. А пока после получения машины ее владелец имеет лишь пару часов на то, чтобы прогуляться по Хельсинки — свое время нужно планировать так, чтобы около 15:00 быть на причале у парома Tallink Silja Line (регистрация пассажиров с автомобилями заканчивается в 16:00 — за час до отправления парома).

Путь от станции Пасила до порта Хельсинки — всего 5 км. Логичнее сразу перегнать автомобиль на стоянку у парома: причал располагается близко к центру, и стоянка тут стоит всего 2 евро в час (а в самом центре можно долго искать парковку, и обойдется она дороже).

Столица Финляндии — это такой город, где все самое интересное можно осмотреть буквально за час-два, и основные достопримечательности находятся на расстоянии шаговой доступности от порта. Всего в 800 метрах прямо на набережной — торговая площадь, на которой в шатрах готовят экзотичный для нас стрит-фуд вроде тушеного северного оленя и разнообразных блюд из мойвы, лосося и других рыб. Непосредственно с этого места открывается вид на Успенский православный собор, являющийся крупнейшим православным храмом Северной и Западной Европы. А в квартале от набережной находится главная достопримечательность Хельсинки — Сенатская площадь. В ее центре стоит памятник русскому императору Александру II, которого финны почитают за то, что он расширил права автономной Финляндии и в 1863 году даровал ей Конституцию. За его спиной возвышается величественный Кафедральный лютеранский собор Святого Николая, а слева — главное здание Хельсинкского университета. Гулять по центру можно практически до самого последнего момента перед началом регистрации: обратный путь в порт займет всего 15 минут пешком.

Подогнав автомобили к парому в самом начале регистрации, мы не увидели никаких очередей. Специальные миниатюрные тягачи только начинали затаскивать на борт фуры и цистерны, филигранно лавируя крупногабаритными прицепами между столбов. От водителей легковушек на просторной автопалубе никакого особого мастерства не требуется: паркуешься, где укажут, и можешь подниматься на лифте в мир круизного роскошества. Разве что нужно забрать из машины те вещи, которые могут пригодиться в пути: на время плаванья доступ на автопалубу будет закрыт.

Паром позволяет на одну ночь почувствовать себя пассажиром морского круиза. На судне — почти тысяча кают, общая вместимость (включая экипаж) — более 3000 человек, и все тут устроено так, чтобы путешественники не скучали во время плаванья. Даже если вас не интересуют рестораны, ночной клуб, казино и магазин дьюти-фри (кстати, довольно дорогой в сравнении с московскими аэропортами), здесь приятно просто гулять по открытым палубам, потягивая коктейли, которые готовят тут же в палатках.

Кстати, по своей внутренней архитектуре судно Silja Serenade (и его брат-близнец Silja Simphony) отличается от всех других паромов Балтики. Внутри у него так называемый Променад — просторный «внутренний двор» с магазинами и кафе, а над головами гуляющих — свободное пространство на целых шесть «этажей» вверх, накрытое прозрачным куполом. С некоторых пор требования безопасности запрещают строить суда, имеющие столь большие пустоты, не разделенные переборками, так что Променады превратились в уникальную достопримечательность данных паромов.

Цены на каюты с учетом скидок РЖД начинаются от 103 евро в один конец, при этом не важно, сколько человек будет проживать — все каюты бывают либо двух-, либо четырехместные. Впрочем, самый дешевый вариант без окна на одной из нижних палуб, где слишком хорошо слышен шум машинного отделения, не назовешь рекомендуемым вариантом. Каюта класса А с окном в сторону моря обойдется примерно вдвое дороже, и это еще далеко не самый роскошный вариант. За сумму порядка 400 евро можно получить каюту класса Коммодор, сравнимую с номером вполне приличного отеля, имеющую, помимо спальной зоны, «гостиную» с креслами, собственный балкон (или полноценную ванну вместо душевой кабины). Те, кто путешествует этим классом, могут посещать отдельный лаундж в самом носу одиннадцатой палубы с панорамным видом прямо по курсу. И тут же рядом — собственная сауна, причем в парилке есть окно, из которого также открывается вид на море. Но и это еще не верх морской роскоши. Этажом выше — прямо под капитанской рубкой располагается «пентхаус» площадью аж 75 квадратных метров с джакузи, сауной и просторной гостиной. За путешествие в нем надо отдать около 700-800 евро в зависимости от сезона.

Роскошные каюты класса Коммодор (слева внизу) по площади сравнимы с гостиничным номером. Убранство более дешевых кают куда скромнее, но туалет, душ, кондиционер, розетки входят в «базовую комплектацию» даже самой дешевой каюты за 103 евро на четверых

В 9:30 следующего дня наши автомобили съезжают с парома на территорию королевства Швеции. Стоит отметить, что все процессы выгрузки машин отлажены идеально: автомобилисты покидают судно в тот момент, когда многие другие пассажиры еще только неспешно подходят к трапу.

Стокгольм — это не только столица Скандинавии с интересным прошлым, но и город, не лишенный некоторого волшебства в настоящем. Тут не остается вопросов, откуда у Астрид Линдгрен было такое тонкое восприятие тех черт действительности, которые вызывают восторг у детей. Кстати, стоит отдельно отметить, что шведы совершенно не склонны ставить Карлсона в каждую витрину, в отличие от финнов, которые даже на бортах паромов рисуют двухметровых Муми-троллей. И тем не менее, в Стокгольме, протискиваясь по узенькой улочке, где между домами всего 80 см, вспоминаешь, что тут принято прыгать с крыши на крышу, баловаться плюшками, курощать и низводить Домомучительницу, пугать жуликов, изображая привидение, — дикое, но симпатичное.

При этом город не упрекнешь в наигранной «пряничной» мимимишности старых домиков и переулочков, призванных вызывать приступы умиления у туристов. Столица воинственного когда-то королевства — город с богатым интеллектуальным содержанием, являющийся одним из главных музейных и архитектурных центров Европы. А для всех, кого восхищает церемониал старинных монархий, ежедневно у королевского дворца проводится показательная смена караула, причем в разные дни это шоу срежиссировано по-разному. Нам, например, продемонстрировали торжественный выезд конных гвардейцев.

И, конечно, Стокгольм — это отличная отправная точка для автомобильного путешествия по Швеции, Норвегии и Дании. Так что возможность попасть сюда вместе со своей машиной, минуя изнурительный перегон по нашей стране и Финляндии, — интересное предложение. Ну а мы ни в какое дальнейшее путешествие не отправились, а вторично протестировали паром и поезд в обратном порядке. Путь назад затруднений не вызвал, но все-таки однозначные выводы о подобной перевозке машин сделать сложно. Ведь даже минимальная стоимость такой поездки не выглядит особо привлекательно в сравнении, например, с арендой автомобиля в Европе.

Скажем, взять модель гольф-класса на неделю в Хельсинки обойдется примерно в 15 000 руб., а в Стокгольме в 19 000 руб. Перевозку своей машины по железной дороге за 20000 руб. не назовешь подходящей альтернативой. Но если вам нужна машина за границей на более длительный срок, то свою везти выгодно.

Если же у вас спорткар, люксовый внедорожник или престижный седан, и вы давно мечтали совершить марш-бросок на таком аппарате по европейским магистралям, то и тут поезд — хорошее решение. Взять подобную машину в аренду даже на неделю обойдется в 50 000-100 000 руб. А за перевозку по железной дороге вы отдадите порядка 22 000 руб.

В РЖД полагают, что перевозка машин «багажом» — перспективное дело, и этот вид услуг будет активно развиваться и на других направлениях. До конца года в составах российских поездов появятся еще пять вагонов-автовозов. Пассажирам предложат взять с собой машину в поездку в Сочи, Астрахань, а также в Крым.

Павел Ёлшин
Фото автора и Вячеслава Стрекозова