Буква «S» тут используется, не просто потому что она такая красивая и похожа на извивающегося червячка. Эту машину ведь придумали немцы, а не итальянцы... «S» является сокращением от слова Sonderklasse или «Особый класс». И «особый» он во всем, начиная от цены и заканчивая подголовниками (последние тут и вправду очень крутые — такой мягкой и удобной подушечки для головы я в машине еще никогда не встречал). «Живьем» S-класс выглядит интересно, хотя в историю этот облик вряд ли войдет (по сути внешний вид этой модели является глубокой переработкой образа предыдущего S-класса). Зато салон надолго станет образцом понятия комфорт.
Например, задние пассажирские кресла. Они могут быть как «обычными» (про них мы рассказывать не будем — на то они и «обычные»), так и «правильные». И если вы будете заказывать себе S-класс, то знайте — его надо брать только с ними. Да, за полный набор всевозможных наворотов вы отдадите около 700 тысяч рублей (и это только пакет опций для задних кресел). Но без них мгновенно исчезнет вся прелесть этого автомобиля!
Поэтому закрывайте глаза и представляйте себе — вы нажимаете на кнопку и сдвигаете переднее правое кресло максимально вперед, из вашего сиденья появляется специальная подставка для ног, а спинка смещается максимально назад (ее угол наклона составляет рекордные 43,5 градуса). В результате вы сидите полулежа, вытягиваете ноги, включаете функцию массажа с эффектом разогретых камней, регулируете для пущего комфорта подогрев подлокотников (!) и охлаждаете в подстаканнике бокал с 20-летним виски (разумеется, без всякой «колы» - только чистый продукт, с парочкой капелек воды для раскрытия вкуса), из 24 динамиков музыкальной системы Burmester стоимостью 434 тысячи рублей звучит легкий джаз. А затем вы достаете свой айфон, с его помощью настраиваете большой экран, выходите в интернет и проверяете, не написали ли что-нибудь о вашей фирме на сайте Генеральной прокуратуры рядом с фамилией Сердюков. Ничего не нашли? Тогда можно и поспать...
И никаких полицейских
А чтобы вы могли расслабленно лежать и думать о судьбах России, S-класс получил две новые подушки безопасности. Одна из них зашита в ремень и спасает при аварии вашу грудную клетку. А еще один аербэг спрятан в подушке самого сиденья под коленями пассажира — она срабатывает в том случае, если вы откидываете спинку кресла максимально назад, и не позволяет человеку проскользнуть под ремень безопасности в случае аварии.
Разумеется, этим дело не ограничивается. S-класс видит вокруг буквально все. Он следит за разметкой, поддерживает дистанцию до впереди идущего автомобиля, тормозит и разгоняется при необходимости, уходит от встречного транспорта, видит ночью пешеходов и зверей, предупреждает о том, что сзади может врезаться другая машина. Мало того, сидя за рулем S-класса в пробке можно вообще не трогать руль и педали. Машина будет ехать сама! И не замечать при этом полицейских. Лежачих, разумеется.
Не обращать на них внимание можно, если S-класс оснащен системой Road Surface Scan, — благодаря стереоскопической камере она следит за дорогой, заранее знает о приближении неровностей и адаптирует подвеску. Результат потрясающий — ты просто проезжаешь по «полицаю» на обычной городской скорости, не сбрасывая газ, а машина лишь едва уловимо покачивает своим телом. Такого комфорта при проезде крупных неровностей я не встречал ни в одном другом автомобиле!
А что же за рулем? К вашим услугам не только комфортное сиденье (массаж и все прочее), но и огромный (нет — ОГРОМНЫЙ) экран мультимедийной системы, который по своим размерам больше, чем «картинка» некоторых ноутбуков. 12,3 дюйма как-никак. Благодаря такому «телевизору», работать с навигацией очень удобно. К тому же указания электронного помощника повторяются еще и на доске приборов. Последняя, кстати, тоже представляет собой 12,3-дюймовый экран — традиционных приборов в S-классе больше нет, отныне все стрелочки рисует компьютерная программа.
Хотя вот к этим самым экранам и возникла главная претензия. Нет, все качественно, все хорошо, картинка четкая и приятная. Но... Но почему-то экраны по-прежнему не сенсорные, да и не исходит от них ощущения шика. Не пахнут они деньгами, не хватает им проработанности в дизайне, периодически в голову приходит страшная мысль — «а не китайский ли он»? Или просто на фоне всей этой роскоши, тщательной проработки каждой мелочи и тонкой выделки ты уже начинаешь сходить с ума? Вот и фирменные клавиши регулировки кресел кажутся какими-то «простоватыми». Да и про единственный подрулевой переключатель начинаешь все время думать — мол, он же обязан быть неудобным, мне про это во всех журналах говорят. Хотя едешь на машине и понимаешь — да нет, удобный. Но вредный гном внутри тебя продолжает требовать гадости... Например, почему ручка регулировки громкости магнитолы расположена в таком странном месте — на центральном тоннеле между креслами, да еще и так далеко от водителя? К тому же она и не ручка даже, а вращающийся цилиндрик... В общем, весьма странное решение.
Сохраняя традиции
У нас пока будет продаваться S-класс только с двумя силовыми установками. Наибольший спрос, скорее всего, придется на самую крутую версию S 500, которая оснащается 8-цилиндровым бензиновым агрегатом с двумя турбинами объемом 4,7 л. Хороший мотор. В нем есть и избыточная даже для такой большой машины мощность в 455 л.с., да и цунами крутящего момента накатывает постоянно. Только прикоснулся к педали газа и тут же получаешь 700 «ньютонов» (они тут доступны уже при 1800 об/мин). При этом мотор слышен, только когда начинаешь ехать активно, да и то это не шум, а приятное бурчание мерседесовского «сердца». Но если вы ожидаете, что машина с 455 «лошадками» будет суперкаром и начнет всех «рвать», то вы ошибаетесь... Нет, она может. Но не хочет — тандем коробка-мотор работает по-мерседесовски плавно и с небольшой задержкой. Хотя во многом, именно благодаря такой настройке, ты вообще не чувствуешь, как переключаются передачи.
Еще у нас будет продаваться S 400 Hybrid, где 3,5-литровый мотор V6 мощностью 306 л.с. сочетается с 20-киловаттным электродвигателем. Но аккумуляторы здесь нельзя заряжать от розетки, а на одной электротяге можно проехать лишь несколько километров, да и то практически не нажимая на педаль газа. В результате расход топлива тут, конечно, меньше, чем на S 500, но надеяться на что-то фантастическое не стоит. В этом плане гораздо интереснее смотрится версия S 300 BlueTEC Hybrid, которая имеет такой же 20-киловаттный электродвигатель, но он работает уже в паре с дизелем объемом всего 2,1 л. Мощность такой машины не самая высокая — дизель выдает 204 л.с. — но и расход топлива небольшой (по паспортным данным 4,4 л, но на деле получается около 6-8 л, что тоже вполне приличный показатель). Руководители корпоративных парков и владельцы такси будут довольны.
Порадуются и водители. Несмотря на все свои габариты (а «длинный» S-класс имеет от носа до хвоста 5246 мм), этот автомобиль еще и очень прилично управляется. Вы думаете, что покупателей данных машин это не волнует? Как бы не так. Оказывается, лишь в Китае S-класс используется исключительно с шофером – там по статусу не положено самому садиться за руль таких машин. А вот в Европе, США (да и у нас тоже) владельцы роскошных моделей нередко сами нажимают на газ. И именно ради них немецкие инженеры потратили несколько лет своей жизни. Каков результат?
W222 на извилистой дороге едет так, как должен ехать «Особый класс». Уверенно, четко и без риска (про автобаны я вообще молчу – там это настоящий локомотив, который не сдвинется с траектории на любой скорости). Да, машина может быстро пройти любую «связку» и даже позволит испытать нечто, похожее на боковые перегрузки, но система стабилизации срабатывает рано. Мало того, даже круиз-контроль тут настроен на безопасность, а не на скорость – если у вас включены 120 км/ч, а электроника решит, что в этот поворот лучше заходить на 70 км/ч, то она сама снизит скорость, а затем спокойно наберет ее обратно. А как же «драйв», а где удовольствие от вождения? Успокойтесь – все это есть. Но только S-класс позволит вам «поиграть» так, чтобы вспотели ладошки. Но не более того. Шалить, безобразничать или хулиганить не получится. В конце концов, для последнего будет версия S 63 AMG с 585-сильным мотором, более жесткой настроенной подвеской и иной настройкой электроники.
Хотите S-класс? Тогда готовьте $. Ведь даже S 400 Hybrid стоит 4,2 млн рублей, а за S 500 просят почти 5 млн. И это только для начала. Про набор для задних пассажиров (кресла, экраны и прочее) ценой почти в 400 тысяч уже было сказано. А ведь к этому надо добавить «комфортные» передние кресла (ну вы же будете сами тоже рулить), систему бесключевого доступа и «хэндс-фри», панорамную крышу с люком, акустику Burmester High-End 3D-Surround-Soundsystem, дополнительные системы безопасности и многое другое. В итоге цена S 500 легко переваливает отметку в 7 млн рублей.
Конкуренты дешевле. Так, за «длинную» BMW 750i просят от 4,9 млн рублей, причем это за версию с полным приводом (аналогичный S 500 на 100 тысяч дороже, причем, за задний привод). Audi A8 L с 420 «лошадками» и полным приводом еще дешевле — от 4,71 млн рублей. Длиннобазный Jaguar XJ с 5,0-литровым мотором — от 4,82 млн. Hyundai Equus... Хотя стоп. Это все же немного из другой оперы (но для справки — последняя модель с 430-сильным движком стоит 3,7 млн рублей). Однако, это совершенно нормально, что соперники дешевле. А что вы еще хотите? Это же Sonderklasse. «Особый класс».
Всегда было дорого
Кто является родоначальником современного S-класса, спорят до сих пор. Ведь компания Mercedes-Benz всегда выпускала шикарные автомобили. Однако, если быть принципиальными (мы ведь имеем дело с «немцами»), то историю S-класса следует считать с 1972 года. Именно тогда был показан первый автомобиль, который получил имя «Особый класс» или Sonderklasse. Новый автомобиль (внутризаводское обозначение кузова W116) был по-настоящему «особым». Для того времени, разумеется. Ибо сейчас эту машину с ее «наворотами» подняли бы на смех даже в Тольятти.
Посудите сами — за систему АБС просили доплату в гигантские по тем временам 2500 немецких марок. Правое наружное зеркало? Тоже доплата. За четыре электростеклоподъемника приходилось платить 832,5 дойчмарки, за магнитолу просили 1409,7 DM, а встроенный телефон обходился в 9751,35 DM. В Германии вместо такой «мобилы» можно было взять новенький VW Beetle. Нет — два VW Beetle! Однако, вспомните про дату выпуска этой машины — 1972 год. В те времена большинство из этих опций (включая и пневматическую подвеску) были в диковинку и воспринимались как нечто доставленное прямо из космоса. Интересно, но жизнь первого S-класса была совсем недолгой. Уже в 1979 году был представлен автомобиль в кузове W126. Главной «фишкой» этой машины стала безопасность — немецкие инженеры начали оснащать свой флагман не только АБС, но и подушкой безопасности. Правда, она была лишь опцией.
Ну а затем появился легендарный «сто сороковой» — автомобиль из анекдотов про «новых русских». S-класс в кузове W140 был представлен в 1991 году и отличался от предшественников увеличенными габаритами и необычным «массивным» дизайном. Появился на этой машине и 12-цилиндровый мотор — такие машины получили индекс S 600, а все W140 у нас начали называть не иначе как «шестисотый». И все же S-класс в кузове W140 поражал не только своим внешним видом, но и комфортом, отличной шумоизоляцией. Да и с безопасностью тут было все в порядке — на этой модели впервые появилась такая система как ESP. Были и забавные по нынешним временам опции. Например, изначально на W140 устанавливали «механический» парктроник — при включении заднего хода из крыльев выезжали вверх металлические штырьки длиной 65 мм, которые, по идее, должны были помогать водителю ориентироваться в пространстве. Они исчезли только в 1995 году после появления привычных нам электронных датчиков парковки.
Ну а в 1998 году появился S-класс в кузове W220. Немцы полностью переработали дизайн своего флагмана и... И эти изменения понравились далеко не всем покупателям S-класса. Хотя они продолжили исправно заказывать эту модель. Ведь, во-первых, это по-прежнему был Mercedes-Benz, а во-вторых, несмотря на уменьшенные габариты (длина сократилась сразу на 75 мм), в салоне места стало еще больше. Да и моторы оказались экономичнее — в конце 90-х годов в Европе и США «зеленые» принципы уже вошли в моду. К тому же машина получила массу необычных «наворотов» — например, появился так называемый активный круиз-контроль, который мог самостоятельно поддерживать расстояние до идущей впереди машины. Кроме того, на S-классе W220 дебютировала система Pre-Safe, которая предугадывает возникновение потенциально аварийных ситуаций и готовит водителя и пассажиров к аварии — приводит спинку кресел в вертикальное положение и подтягивает ремни безопасности.
В 2005 году появился S-класс в кузове W221. Немцы учли свои ошибки — по сравнению с W220 длина увеличилась, дизайн стал более «серьезным», комфорт вырос. А число всевозможных систем безопасности стало просто зашкаливать — автомобиль научился не только видеть ночью, но и стал следить за водителем. И если он устал, то «особый класс» сообщит ему об этом. Появился на W221 и гибридный двигатель.
$ или доллар
А откуда же появился знаменитый знак доллара в виде буквы S и вертикальной линии? На этот счет существует множество версий. Одна из них гласит, что этот значок в 1778 году изобрел торговец Оливер Поллок — именно он использовал его в своих бухгалтерских книгах. Причем, изначально речь шла об объединении букв P («песо») и S (обозначало множественное число).
Согласно другой версии, значок $ появился после объединения букв U и S (United States). Только буква U была внизу обрезана. В пользу этой версии говорит то, что иногда знак рисуют с двумя вертикальными полосочками. Как бы то ни было, но сейчас $ является чуть ли не самым известным значком в мире. При этом помните — его надо ставить перед цифрами: $100, а не 100$.
Кстати, не надо думать, что 100-долларовая банкнота — самая крупная. Оказывается, в США печатали деньги номиналом в 500, 1000, 5000 и 10 000 долларов. Причем, формально эти деньги до сих пор находятся в обращении. Правда, выпускались они до 1945 года, и сейчас представляют огромную ценность для коллекционеров. Так, за купюру номиналом в 5000 долларов можно легко получить на аукционе в два раза больше. А 10-тысячных купюр осталось всего 130 штук. Мало того, существовали даже купюры номиналом в 100 тысяч долларов! Однако их применяли лишь при внутренних расчётах ФРС и казначейства.
Денис Смольянов
Фото автора, Mercedes-Benz и казначейства США