НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Ралли Швеции своими глазами. Снежная феерия

7 марта 2013 11:25
Чем примечательно Ралли Швеции? За ответом на этот вопрос мы отправились туда по приглашению компании Michelin с бывшим штурманом Евгения Новикова – французом Дени Жиродэ

Ралли Швеции стоит особняком в календаре мирового чемпионата – это единственная гонка, которая проходит только по снегу и льду, что добавляет головной боли всем командам, производителям шин и тем пилотам, не привыкшим работать в столь специфичных условиях. Свою интригу вносит и тот факт, что за всю историю этого этапа здесь всегда выигрывали гонщики из Скандинавии и Финляндии. Исключением стал лишь 2004-й год, когда победил Себастьен Лёб. Причём титулованный француз был настроен победить в Швеции во второй раз. Зачем Лёбу эта победа?


Девятикратный чемпион помнит, что в 2004-м он выиграл только благодаря сходу лидировавшего Маркко Мяртина, поэтому ему хотелось завершить карьеру «честной» победой. И начал Лёб действительно мощно, выиграв «зрительский» спецучасток на ипподроме в Карлштадте, а всего 0,5 секунды ему уступил... Евгений Новиков! За успехом россиянина мы наблюдали лично: в Швецию мы приехали по приглашению фирмы Michelin, а компанию нам составил бывший штурман Новикова – француз Дени Жиродэ, который сейчас восстанавливается после травмы спины, полученной в прошлом году на Ралли Финляндии. Было видно, что Дени рад результату Евгения не меньше нашего – переживает...


Дени знает эти места едва ли не лучше «аборигенов» – шутка ли, за плечами более 30 лет карьеры в чемпионате мира. Поэтому утром в пятницу мы отправились на спецучасток Varmullsasen, который примечателен тем, что пилоты финишируют на... горнолыжном спуске! Конечно, едут они не по лыжной трассе – организаторы сделали закрученный серпантин, поэтому зрители могут наблюдать за каждой машиной чуть ли не целую минуту. Тут мы не досчитались Микко Хирвонена – финн дважды (!) улетал в сугробы на предыдущем СУ и потерял более 20 минут! Непонятно, что нашло на Микко – начиная с 2007 года, он не опускался в Швеции ниже третьего места, а два раза оказывался на верхней ступеньке пьедестала почёта. Не повезло и Мадсу Остбергу – на «Фиесте» норвежца начал перегреваться двигатель.


Воспользовавшись неудачами Хирвонена и Остберга, в лидерах воцарились два Себастьена – Лёб и Ожье, которые вчистую переиграли Яри-Матти Латвалу! Финн всю гонку жаловался на непривычное поведение Volkswagen Polo R WRC и признал, что ему придётся изменить свой стиль пилотирования. Впрочем, к моменту, когда мы приехали на второе прохождение культового СУ Vargasen, Латвала всё же смог обойти Лёба, а решивший проблемы с двигателем Остберг вышел на четвёртое место. Пятёрку замкнул Евгений Новиков.


Знаменит Vargasen своим трамплином, который называется Colin’s Crest – организаторы назвали его в честь Колина МакРэя. Шотландец (светлая память!) покорил всех тем, что всегда «дубасил» здесь на полную катушку, и с 2008 года награда имени Колина присуждается тому пилоту, который прыгнет дальше всех на Colin’s Crest. Абсолютный рекорд (37 метров) принадлежит сразу двум гонщикам – американцу Кену Блоку (кто бы сомневался) и норвежцу Мариусу Асену. Зрителей здесь столько, что яблоку негде упасть! Никого не смущает и крепкий морозец – все экипированы по полному разряду, а большинство ещё и активно заправляется алкоголем.


Правда, становится не совсем понятно, зачем сюда приезжают те, кто никак себя не сдерживает, ибо к концу дня многие такие «болельщики» напиваются настолько, что сидят спиной к трассе возле костра или просто спят на снегу, не обращая внимания на пролетающие мимо машины! А вечером Дени Жиродэ заехал на Colin’s Crest прямо на нашем микроавтобусе – дорога уже была открыта. Конечно, прыгать мы не стали, но ощущения испытываешь фантастические – всё-таки, прикоснулся к одному из легендарных раллийных мест. А награда в этом году досталась бельгийцу Тьери Невилю с результатом 35 метров.

На Ралли Швеции дебютировал Василий Грязин – сын чемпиона России по ралли Станислава Грязина. Гонка получилась сложной – Василий сошёл в первый день, вернулся в субботу с отставанием более часа, но затем показывал неплохие времена и смог добраться до финиша на 32-й позиции в абсолютном зачёте

Дальше гонка шла своим чередом – Лёб, как ни пытался, но не мог достать Ожье и потихоньку отставал. Единственное изменение утром субботы в первой десятке – это обидный сход местного 22-летнего пилота Понтуса Тидеманда из-за отказа двигателя. А самую ожесточённую схватку вели за третье место Яри-Матти Латвала и Мадс Остберг – в итоге норвежец дожал-таки финна и обошёл его на СУ14! Новиков же вполне комфортно расположился на пятой позиции – до Латвалы ему было целых 2 минуты, и ровно столько же проигрывал россиянину Невиль.

Болельщики согреваются, как могут – кто-то разводит костры, кто-то кладёт под ноги еловые и сосновые ветки, а кто-то активно поглощает алкоголь. Впрочем, сочетание может быть любым. Плохо то, что, как и в России, некоторые люди совершенно не знают меры и упиваются до чёртиков, а часть из них после этого ведёт себя агрессивно по отношению к окружающим. Зато у Ралли Швеции есть огромный плюс – полное отсутствие пыли и чистота!

Воскресным утром мы отправились в Норвегию (три спецучастка проходило по территории этого государства), по колено в снегу добрались до интересного поворота, где машины проносились на полном ходу и были полностью удовлетворены посещением Ралли Швеции. Заодно нас повеселила группа колоритных итальянцев, тщетно пытавшихся закрепить в сугробе зелёно-бело-красный триколор. Интересно, за кого они болели, если ушли с трассы до появления на ней своих соотечественников? Но позже нас ждало разочарование – всего за два СУ до финиша Евгений Новиков ошибся на торможении, вылетел с трассы и откатился на девятое место! Ну как же так? Его позиции ничего не угрожало, это был не Power Stage, где обладателям трёх лучших времён начисляют дополнительные очки. Досадно!


А Ралли Швеции завершилось триумфом Себастьена Ожье, который стал вторым «иноземцем», выигравшим здесь – он не допустил ни единой ошибки, машина работала идеально, и даже Себастьен Лёб признал, что пилотировал на пределе, но не смог догнать своего молодого соотечественника. Лучшим из скандинавов стал Мадс Остберг – лишь третье место на финише! Похоже, пророческой оказалась наклейка на одной из машин болельщиков, где напротив чемпионского титула 2013 года значится всё то же имя – Себастьен, но с буквой O в начале фамилии.

Результаты Ралли Швеции — 2013 (первые 10 экипажей):

ПозицияЭкипажАвтомобильВремя
1С. Ожье/Ж. Инграссиа
Volkswagen Polo R WRC3:11:41,9
2С. Лёб/Д. Элена
Citroen DS3 WRC
+41,8
3М. Остберг/Й. АндерсонFord Fiesta RS WRC
+1:24,5
4Я.-М. Латвала/М. Анттила
Volkswagen Polo R WRC+1:30,6
5Т. Невиль/Н. ЖильсульFord Fiesta RS WRC+5:06,4
6Ю. Хяннинен/Т. Туоминен
Ford Fiesta RS WRC
+5:43,1
7М. Прокоп/М. Эрнст
Ford Fiesta RS WRC+11:25,4
8Х. Солберг/Э. Аксельсон
Ford Fiesta RS WRC
+11:42,7
9Е. Новиков/И. Майнор
Ford Fiesta RS WRC+13:04,7
10Я. Аль-Раджи/М. Орр
Ford Fiesta RRC+16:27,0
Положение в чемпионате (личный зачёт, первые 10 пилотов)
ПозицияПилотОчки
1Себастьен Ожье46
2Себастьен Лёб43
3Мадс Остберг24
4Дани Сордо
15
5Яри-Матти Латвала14
6Микко Хирвонен12
7Мартин Прокоп12
8Брайан Буфье
10
9Тьери Невиль10
10Юхо Хяннинен
8
Положение в чемпионате (командный зачёт)
ПозицияКомандаОчки
1Citroen Total Abu Dhabi World Rally Team57
2Volkswagen Motorsport55
3Qatar M-Sport World Rally Team
31
4Abu Dhabi Citroen Total World Rally Team15
5Lotos WRC Team12
6Qatar World Rally Team10
7Jipocar Czech National Team8

Чёрное золото

На Ралли Швеции мы приехали по приглашению компании Michelin, поэтому грех было не воспользоваться возможностью пообщаться с директором спортивного подразделения – Паскалем Куаноном. Тем более, французы привезли на эту зимнюю гонку свою новую шину X-Ice North 2 WRC. С Паскалем нам удалось пообщаться десять минут в сервисном парке в Хагфорсе – у него весьма плотный график.

Француз Паскаль Куанон работает в компании Michelin с 1987 года, начав свою деятельность в тестовом центре неподалёку от Клермон-Феррана. После чего Паскалю пришлось поездить по миру: отдел ходовых испытаний тест-центра в Гринвилле (США), возвращение во Францию в должности директора по маркетингу европейского отделения Michelin параллельно с управлением отделом продаж в Нидерландах, затем последовало назначение в азиатский офис в Сингапуре и... снова США. А на послу главы спортивного отделений группы компаний Michelin он заменил Ника Шоррока в апреле 2012 года 

- Паскаль, расскажите, чем новая шина отличается от прошлогодней модели
- Несмотря на схожий рисунок протектора, шина была серьёзно модернизирована. В первую очередь, нам пришлось поработать над составом смеси и износостойкостью – FIA изменила правила, поэтому в сезоне 2013 года каждому пилоту доступно 28 шин против 35 ранее. Протектор стал чуть более «разреженным», чтобы он не забивался снегом. Кроме того, мы применили новые шипы – их высота над поверхностью уменьшена с 7 до 6,5 мм, что положительно влияет на их долговечность. Посмотрите – эта шина прошла два спецучастка (Паскаль демонстрирует нам использованную покрышку), а потеряла всего несколько шипов.

Это – результат бережного отношения к шинам. Опытные пилоты никогда не «валят» на полную в тех местах, где колея прорыта до жёсткого грунта. Иначе можно остаться без шипов к моменту решающей схватки. В сервисном парке попадались на глаза и почти полностью лишившиеся «зубов» покрышки...

- В Швеции вы используете только один тип шин?
- Да. А для гравийных этапов у нас есть новая шина, которая будет доступна с двумя типами состава – жёстким и мягким. Мы привезём их на следующий этап в Мексику. Протектор остался неизменным, но из-за требований FIA по сокращению комплектов покрышек нам пришлось поработать над смесью, чтобы сделать их более износостойкими. Это настоящий вызов – число доступных шин стало меньше сразу на 20%, но вы не имеете права сделать новые покрышки «медленнее» старых!

- Какие у вас отношения с командами? Все ли они покупают у вас шины и одинакова ли цена для любого клиента?
- Однозначно, мы никому не предоставляем шины бесплатно – я считаю, что усилия наших инженеров и всех людей, задействованных в разработке и производстве гоночных шин, должны быть вознаграждены. Также я могу заверить, что все клиенты получают шины абсолютно одинаковой спецификации – а вот цена зависит от вклада той или команды в развитие наших технологий. К сожалению, я не могу раскрывать этих деталей. Так или иначе, сотрудничество взаимовыгодное – гоночные команды получают хорошие и абсолютно одинаковые шины, а мы имеем плюсы от продаж и положительный имидж.

В чемпионате мира по ралли уже не используют знаменитые узкие шины, которые требовали специальных колёсных дисков и буквально уничтожали трассу. Нынче все клиенты Michelin в Швеции ездят на таких покрышках размерностью 195/65 R15 (DMACK шире на 10 мм). Шина весит около 12 килограммов, 1,5 из которых приходится на 384 стальных шипа длиной 20 мм (наружу шип выступает на 6,5 мм)

- Должны ли команды возвращать вам изношенные шины?
- У нас есть два типа шин. Один тип мы называем «конфиденциальным» – такие шины всё время принадлежат компании Michelin и после соревнований мы забираем их обратно, чтобы они не достались нашим конкурентам. Это касается только каких-либо эксклюзивных разработок. Всеми остальными типами шин команды могут распоряжаться, как им угодно. Но, как я уже говорил, мы производим одинаковые шины для всех – у нас нет отдельных спецификаций для Citroen или Volkswagen. Любая другая команда может купить аналогичные покрышки.

- Для чего компания Michelin участвует в ралли и вообще в автоспорте?
- Есть три причины. Во-первых, это традиции и маркетинг. Вся история Michelin связана с автоспортом, и у многих клиентов Michelin ассоциируется с победами в Формуле-1, чемпионате мира по ралли и «24 часах Ле-Мана». Это доказательство наших возможностей. В 1891-м Michelin получила патент на производство съёмной пневматической шины для велосипедов и в том же году мы выиграли свою первую гонку – марафон Париж-Брест-Париж. Спорт у нас в крови! Второй момент – это испытание новых идей и технологий. Возьмём зимние ралли. Конечно, мы не используем такие же шипы на дорожных шинах, но мы экспериментируем с ними, чтобы лучше понимать, как они работают. В случае с гравийными покрышками мы тестируем различные материалы – в свете новых правил нам нужно делать их более износостойкими, но не терять в скорости. В результате все полученные знания аккумулируются в производстве дорожных шин. И третье – мы хотим быть уверенными, что предлагаем нашим частным клиентам лучшие гоночные шины, а для этого нам необходимо участвовать в гонках, чтобы развиваться дальше.

В Швеции механики компании Michelin собирают примерно 900 колёс. Команда привозит использованные шины к шатру Michelin, там их меняют на новые и складывают вот такими стопками. Эти, например, предназначаются Себастьену Лёбу

- Думаете ли вы о возвращении в Формулу-1?
- Интересный вопрос! Но на сегодняшний день нас, прежде всего, интересует конкуренция с другими производителями шин – даже в WRC у нас появился соперник в лице компании DMACK. А в Формуле-1, как вы знаете, уже несколько лет действует монополия. У нас есть все возможности для возвращения в качестве монопоставщика, но сейчас мы не видим в этом смысла – Michelin не будет производить шины, которые нужно менять каждые 10 кругов. Победитель марафона «24 часа Ле-Мана» проехал на одном комплекте наших покрышек 790 километров – это в 2,5 раза больше дистанции гонки Формулы-1. Но если требования к шинам будут пересмотрены, то почему нет?

Дени Жиродэ

С Дени нам вообще очень повезло – обычно в поездках с компанией Michelin сопровождает Николя Клинже, с которым Новиков проехал немецкий этап в прошлом году. Не подумайте, молодой, весёлый и кучерявый Николя – душа компании. Но Жиродэ рассказал нам столько интересных историй, что их хватило бы на небольшую книгу. Так, мы узнали, что Юха Канккунен (Дени выступал с ним на «Тойоте») на Ралли Новой Зеландии больше всего скучал по... финским сосискам, которые Жиродэ считает абсолютно невкусными? А на заре своей карьеры Жиродэ попал в серьёзную аварию на Канарах – их Renault 5 свалился со скалы, много раз перевернулся и загорелся. Лишь чудом экипаж не пострадал, причём в момент падения Дени не кричал от ужаса, а... признавался в любви к собственной супруге. Те фотографии он носит с собой – честно говоря, зрелище шокирующее.

Для меня стало откровением, что Дени Жиродэ считает лучшими раллийными машинами вовсе не легенды Группы Б, а... современные автомобили WRC! «Те машины круто выглядели и обладали невероятно мощными моторами, но имели посредственную подвеску и тормоза, поэтому плохо управлялись. Нынешние автомобили намного эффективнее, поэтому я люблю их больше», – ответил Дени 

Есть у него и фотографии горящего Peugeot 206 WRC – Жиродэ попал в аварию с Дидье Ориолем на Сафари Ралли 2001 года. На скорости свыше 180 км/ч машина взмыла в воздух, приземлилась на капот, перевернулась и после этого полностью сгорела! Дени признался, что команда Peugeot строго-настрого запретила использовать фотокарточки этого происшествия и даже выкупила их у всех, кто смог запечатлеть эту картину. Но нам он их показал – всё-таки, прошло уже 12 лет, а Peugeot давно ушла из WRC. И, видимо, чтобы ни у кого не было подозрений, почему Жиродэ перестал выступать с Новиковым, он носит с собой рентгеновский снимок позвоночника. Для человека, которому в этом году стукнет 57 лет, травма действительно серьёзная. Но Дени почти поправился, хотя врачи по-прежнему запрещают ему садиться в кресло раллийного автомобиля как минимум до середины года. Желаем скорейшего выздоровления и надеемся вновь увидеть его в деле!

Петтер Солберг


На дорожной секции мы встретили... Петтера Солберга! Норвежец, которому не нашлось места в пелотоне WRC, принял участие в историческом зачёте ралли за рулём заднеприводного Ford Escort Mk.2. Причём в штурманском кресле была его супруга – Пернилла Солберг. Разумеется, мы не могли проехать мимо и остановились, чтобы пообщаться с любимчиком раллийных болельщиков.


Солберг пребывал в отличном настроении, охотно фотографировался со всеми желающими и рассказал, что очень доволен гонкой – спустя несколько часов Петтер выиграл Ралли Швеции в категории исторических автомобилей, опередив даже грозные Audi Quattro. Стало известно, что Солберг продолжит карьеру в чемпионате Европы по ралли-кроссу, но нам всем очень хочется увидеть его в WRC хотя бы в следующем году. Может, у норвежского чемпиона получится договориться с компанией Hyundai, которая возвращается в 2014 году?

Вадим Гагарин
Фото автора, Андрея Клещёва (Авторевю) и ewrc.cz