НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Старую «Ниву» будут делать до 2016 года

28 февраля 2013 11:38
Старая «Нива», которая сейчас называется Lada 4x4, будет выпускаться на «АвтоВАЗе» как минимум до 2016 года – об этом заявили представители завода

Старая «Нива», которая сейчас называется Lada 4x4, будет выпускаться на «АвтоВАЗе» как минимум до 2016 года – об этом заявили представители завода в эфире радиостанции Lada FM.



Дело в том, что Lada 4x4, несмотря на свой возраст, по-прежнему пользуется весьма приличным спросом в России – предполагается, что в 2013 году будет собрано 50 тысяч таких машин. А раз есть спрос, то грех отказываться от выпуска подобного автомобиля, тем более что в настоящий момент замены ему просто нет – Chevrolet Niva оказалась заметно дороже. Новая же Lada 4x4 появится только в 2016 году.

Однако до 2016 года Lada 4x4 еще успеет получить ряд улучшений. В частности, скоро будет модернизирована система покраски, после чего Lada 4x4 начнут красить как обычными эмалями, так и краской «металлик».

ИСТОРИЯ
Своим появлением «Нива» обязана председателю Совета Министров СССР Алексею Николаевичу Косыгину. Последний, посетив тольяттинский автогигант, порекомендовал конструкторам заняться разработкой полноприводного автомобиля, который пригодится военным и сельчанам. Тут же на заводе закипела работа – и молодые, и опытные сотрудники бросились предлагать главному конструктору свои идеи, касающиеся конструкции перспективного внедорожника.


Конструкторы разделились на три противоборствующих лагеря. Причем все проекты подразумевали использование максимального количества «жигулевских» агрегатов. Что предлагали? Первый вариант – оснастить серийную легковушку, «копейку», полноприводной трансмиссией. По такому принципу разрабатывали «Москвич-410». Второй вариант – построить полноприводную машину с открытым кузовом, рессорной подвеской и подключаемым полным приводом. Так создавался «УАЗ-469». Третий вариант – заложить в конструкцию автомобиля максимальное количество передовых решений: переднюю и заднюю пружинную подвеску, постоянный полный привод, блокируемый межосевой дифференциал... К счастью, именно последний вариант поддержал тогдашний главный конструктор «ВАЗа» Владимир Соловьев.


Первые экземпляры автомобиля «Э2121», вышедшие на испытания в 1972 году, получились откровенно неказистыми, за что и получили ехидное прозвище «крокодилы». Зато «эшки» подтвердили перспективность предложенной конструкции. Машина удивила создателей отличной проходимостью! Пока инженеры отрабатывали особенности механической начинки, к делу приступили дизайнеры. Одновременно появились открытый и закрытый варианты кузова. Причем внешностью последнего занимался Валерий Сёмушкин, который предложил назвать будущую машину «Нивой». И экстерьер, и название внедорожника, предложенные молодым дизайнером, понравились руководству предприятия.


Кстати, о постоянном полном приводе «Нивы» ходит такая легенда. Сначала конструкторы хотели сделать подключаемый полный привод, но первые опытные образцы, вышедшие на испытания, быстро вернулись на доработку – стандартные «жигулевские» мосты просто развалились. Поэтому было решено разделить крутящий момент между мостами, чем достигалось снижение нагрузки на мосты и карданы. Принято считать, что подобная трансмиссия – вазовское нововведение. Однако начитанные автомобилисты припомнят, что первыми аналогичное решение предложили англичане, создавая Range Rover. Впрочем, использование известных наработок заграничных инженеров скорее помогло тольяттинцам создать первый в СССР по-настоящему комфортный внедорожник.


Но в бочку меда, по русской традиции, добавили ложку дегтя. Необходимость использовать «жигулевскую» «четырехступку» заставила конструкторов ввести карданный вал, соединяющий раздаточную коробку и коробку передач. Этот вал, создающий характерный шум и вибрации, – фирменная примета «Нивы». Так появилась знаменитая шутка: «первый признак конструктора «Нивы» – глухота». Другая проблема – запасное колесо, расположенное под капотом. Пристроить его было просто некуда: на кузове – некрасиво, под кузовом – некуда. Первые опасения, что резина сгорит, развеялись после испытаний – колесо нагревалось максимум до 900С. Зато другая проблема выяснилась, когда машины уже бегали по дорогам СССР. При лобовом столкновении накачанная запаска, двигаясь прямо в салон, сметала все на своем пути. Увы, эту проблему не решили до сих пор...


На государственные испытания внедорожник (точнее, его третью опытную серию) отправили в 1974 г. От привычных «Нив» он отличался только деталями: «жигулевскими» бамперами, раздельными подфарниками... В 1977 г. автомобиль перебрался на основной конвейер тольяттинского автогиганта. Серийные машины оснащались 1,6-литровым двигателем, который являлся несколько доработанным «шестерочным». Главное отличие этого мотора от собратьев – повышенные обороты максимального крутящего момента. Отсюда характерная манера езды «нивоводов», изложенная в присказке: «больше газа – меньше ям». В 1994 году «ВАЗ-2121» модернизировали (появилась, например, вертикальная задняя оптика), попутно сменив индекс на «ВАЗ-21213».


Разумеется, советские спортсмены сразу же оценили новинку родного автопрома: «Нива» неоднократно становилась призером Чемпионата СССР по автокроссу. Позднее внедорожники приглянулись заграничным гонщикам – машины занимали призовые места в знаменитых ралли «Париж-Тунис», «Алжир», «Дакар», «Ралли фараонов», «Атлас»... Перечисление спортивных достижений «Нивы» можно продолжать до бесконечности. Причем тольяттинские полноприводники встречаются на спортивных трассах и сегодня.


Удачная конструкция позволила «Ниве» покорить и заграничных покупателей – одно время на экспорт отправляли 75% выпускаемых внедорожников! Отсюда и престижные награды: 1978 год – золотая медаль Международной выставки в Брно, 1980 год – золотая медаль Международной ярмарки в Познани.

КУНСТКАМЕРА
Опытную партию ВАЗ-2121, состоявшую из 50 автомобилей, выпустили в феврале 1976 года. Почему же датой начала выпуска «Нивы» считают 1977? Да потому что первые 50 автомобилей, выпуск которых приурочили к XXV съезду КПСС, отправились на испытания, а производство внедорожников на основном конвейере началось 5 апреля 1977 года. Производственная программа включала и стандартную машину, и экспортные модификации: «ВАЗ-21211» – с 1,3-литровым двигателем, «ВАЗ-21212» – с правым рулем. Позднее «Нивой» занималось множество конструкторов, создавая пикапы, фургоны, кемперы: кузов внедорожника обрезали, удлиняли, надстраивали... Что получилось? Перечислим наиболее интересные экземпляры.

ВАЗ-1922 болотоход<br />Пожалуй, наиболее экстремальная модификация «Нивы» – плавающий болотоход. Интересно, что «Маршу» (так назвали машину) достались агрегаты основных российских внедорожников – тольяттинского и ульяновского. От УАЗа – рама, мосты и подвеска, от ВАЗа – двигатель, коробка передач и раздаточная коробка. Шины? Они низкого давления (размерами 1,3х0,6х0,5 м) и позволяют преодолевать не только болотные топи и заснеженные поля, но и водные преграды. Расход топлива такого монстра – 18 л на 100 км! Поэтому «Марш» оборудуют двумя бензобаками общей вместимостью 70
ВАЗ-2121 кемпер<br />Очередная интересная задумка вазовцев – модульный автокемпер. В основе необычной машины лежит полноприводный пикап, к которому цепляется жилой модуль с третьей подкатной осью. Хочешь путешествовать? Цепляй жилой модуль и отправляйся в путь! В остальное время машину можно использовать как обычный пикап. Партнерами тольяттинцев выступали прибалты, поэтому развал СССР заставил отказаться от производства кемпера. Да и до кемперов ли было заводу в лихие 90-е?
ВАЗ-2121 пикап<br />Первыми фургоны и пикапы, основой которых послужила «Нива», начали строить… канадцы! Заокеанским фермерам понравилась простенькая проходимая машина, которую можно оснастить плугом или отвалом. Разумеется, для грязной работы лучше всего подходит фургон или пикап, в которые деловые канадцы и переделывали советские машины. Россияне занялись постройкой разнообразных полноприводных пикапов (двух- и четырехместных, коротко- и длиннобазных) намного позднее. Главный недостаток этих машин – низкая грузоподъемность (в зависимости от версии – от 450 до 300 кг)
ВАЗ-2129 стрэтч<br />Удлиненная «Нива» – несбывшаяся мечта советских охотников и рыболовов. Почему несбывшаяся? Потому что первые удлиненные экземпляры внедорожника тольяттинский автогигант выпустил, когда развалился СССР – в 1994 г. Трехдверные автомобили, получившие индексы 2129 и 2130, отличались установкой заднего сидения: на 2129 – ближе к переднему ряду, на 2130 – дальше от переднего ряда. Позднее появилась пятидверная модификация, получившая индекс 2131 и сменившая трехдверки
ВАЗ-2123 электрокар и «Антэл»<br />Водородомобили, электромобили – одним словом, автомобили будущего – всегда волновали вазовских инженеров. Поэтому удлиненная «Нива», как обладатель самого просторного кузова среди автомобилей, выпускаемых ВАЗом, становилась объектом экспериментов по установке перспективных энергетических установок. Так появились водородомобили «Антэл» и электромобили «Электро». Увы, ни один из них до конвейера так и не добрался


РОДСТВЕННИКИ

ВАЗ-210834 «Тарзан»<br />Идея оснастить вазовское восьмое семейство полным приводом блуждала в умах тольяттинских инженеров многие годы. В конце 90-х годов уже прошлого века мечты стали реальностью: появились первые гибриды «Нивы» и «Спутника». Машины, демонстрировавшиеся на различных выставках, получились, мягко говоря, специфическими: подвеска, двигатель и трансмиссия – от «Нивы», кузов – от «Спутника». Существовали ВАЗ-210834 с кузовом «восьмерки», ВАЗ-210934 с кузовом «девятки» и ВАЗ-210994 с кузовом «девяносто девятой». Прайс-листы тех лет сообщают, что стоимость «Тарзана», изготавливаемого под заказ, составляет 180 тыс. руб. Для сравнения, обычная  «девятка» тогда стоила 90 тыс. руб.
ВАЗ-21113 «Тарзан-2»<br />Неудача с семейством «Тарзан» заставила тольяттинцев задуматься о новом варианте прежнего замысла. Теперь было решено создать полноприводную версию семейного универсала ВАЗ-2111. Известно, что было построено три варианта полноприводной «одиннадцатой»: один – с «начинкой» от Volkswagen Golf Syncro, остальные – с «начинкой» от «Нивы». Те, кто видел «Тарзан-2» на «Автосалоне’99» в Москве вспоминают огромный багажник (высоко задранный кузов позволил убрать задние колесные арки) и симпатичную внешность. Некоторое время на ВАЗе ходила шутка:<br />–  Куда делся «Тарзан»?<br />–  В джунглях потерялся!
ВАЗ-2120 «Надежда»<br />Что такое «Надежда»? Многие подзабыли этот вазовский минивэн. Кузов – оригинальный. Подвеска, трансмиссия и двигатель – от «Нивы». Последнее продиктовало продольное расположение двигателя, но конструкторы при длине автомобиля 4,2 м умудрились – внимание! – сделать минивэн семиместным! Первые экземпляры «Надежды» запомнились автомобилистам специфическим оформлением передка. За круглую переднюю оптику, напоминающую очки, острословы прозвали этот семейный минивэн «Константиновна» (имея ввиду Н.К. Крупскую). Хотя замысел был неплох: недорогой четырехдверный минивэн, да еще и полноприводный, понравился бы дачникам и таксистам. Но откровенно некачественная сборка и сырая конструкция поставили крест на этом детище ВАЗа