НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Святые колёса папамобилей

28 февраля 2013 10:01
Сегодня, в 20:00 по римскому времени, нынешний первоиерарх Католической церкви покинет Священный престол. В знак этого события вспоминаем, на каких автомобилях ездил и сам Бенедикт XVI, и его предшественники

Двенадцать ливрейных лакеев, именуемых красивым итальянским словом palafrenieri, несут на плечах богато украшенное, обитое шёлком кресло (между прочим, также имеющее собственное имя — sedia gestatoria), на котором восседает седовласый старец — монарх города-государства Ватикан. Последнего, обычно, называют Папой Римским, а потому переносной трон, использовавшийся на протяжении многих веков, можно считать... прообразом современного папамобиля!

Между прочим, упомянутый паланкин sedia gestatoria использовался до конца прошлого тысячелетия! Даже появление автомобиля в папском гараже не мешало верховному понтифику Вселенской Церкви пользоваться услугами palafrenieri... Хотя первая самобеглая коляска появилась на территории Ватикана больше столетия назад: в 1909 году кардинал Фарлен презентовал понтифику Пию Х (1903-1914 гг.) мощный лимузин Itala 20/30, однако подарок остался невостребованным: «Я родился бедным, жил бедным и желаю умереть бедным», — говаривал Папа, прослывший закоренелым аскетом и чуравшийся дорогих подношений. Так что «святые колёса» первого папамобиля намотали всего 12 километров.

С 1909-го, когда в папском гараже появился первый автомобиль, до 1929-го, когда состоялось освобождение «ватиканского пленника», Папе Римскому также дарили машины. К концу понтификата Пия XI (1922-1939 гг.), оказавшегося настоящим ценителем «самобеглых повозок», к услугам папы были доступны шестнадцать (!) автомобилей таких марок, как Fiat, Bianchi и Isotta Fraschini...

Впрочем, и ездить Папе было некуда — до 1929 года монарх города-государства попросту не покидал пределы своего владения. Так называемый «Римский вопрос» сделал первоиерарха Католической Церкви «невыездным»: в 1870-м, когда некогда могущественная Папская область прекратила своё существование, а Рим перешёл под контроль Италии, Папа Римский Пий IX (1846-1878 гг.), протестуя против такого развития событий, объявил себя «ватиканским пленником» и навсегда отказался пересекать итало-ватиканскую границу... И только Бенито Муссолини, подписав со стороны итальянского правительства Латеранское соглашение прервал многолетнее заточение патриархов Запада.

В знак освобождения «узника Ватиканского дворца» компания Citroen передала Святому Престолу бордовый папамобиль C6E Lictoria, кузов и внутреннюю отделку которого сделали итальянские мастера. Обивщики и краснодеревщики приложили максимум усилий, чтобы лимузин для Ватикана отличался от обычного Citroen C6: многие элементы кузова, включая массивную решётку радиатора, покрыли позолотой, салон отделали дорогими породами древесины и бархатом... Причём бархат украсили вышитыми монограммами святого Христофора — покровителя водителей и путешественников.

Citroen C6E Lictoria можно считатать первым в истории папамобилем — автомобилем, построенным специально для Папы Римского

К созданию автомобиля для преемника Князя Апостолов не менее ответственно подошли и немцы из Mercedes-Benz. В 1930 году тогдашнему первоиерарху Пию XI (1922-1939 гг.) передали роскошный лимузин модели 460 Nurburg, который по уровню отделки перещеголял франко-итальянский Citroen C6E Lictoria. Вместо вышитых монограмм — серебряный медальон, на котором изображён святой Христофор, на парче и атласе — вышитые голубки, символизирующие Святой Дух. Кстати, «Мерседес» оказался настоящим долгожителем — за рулём «старичка» любил прокатиться даже Иоанн Павел II.

С водителем, отделённым стеклянной перегородкой, единственный пассажир Mercedes-Benz 460 Nurburg общался при помощи кнопочного пульта: Папа нажимал кнопку (например, «Destra» — направо), соответствующая команда зажигалась на специальном табло, закрепленном под панелью приборов, после чего водитель осуществлял требуемый манёвр

Известно, что следующий папа, Пий XII (1939-1958 гг.), также предпочитал автомобили марки Mercedes-Benz. Особенно примаса Италии восхищал кабриолет модели 230 — перед самым началом Второй мировой, в 1939-м, редкую для своего времени машину передали гаражу Ватикана. И именно на этом «Мерседесе» митрополит Римской провинции отправился по предместьям столицы Италии, чтобы успокоить верующих после бомбардировки города самолётами американских ВВС. По иронии судьбы, автомобиль сломался, и понтифику пришлось пересесть на... американский Graham Paige 837 — эта машина, как и другие экспонаты из папского гаража, досталась новому правителю Святого престола от своего предшественника.

Ирония судьбы: успокаивать жителей Рима после бомбардировки города американцами Папе пришлось из американской же машины. На фото — Graham Paige 837, служивший понтификам Пию XI и Пию XII
Mercedes-Benz 230G — несомненно самый известный из папамобилей. Эта машина со своим владельцем Иоанном Павлом II побывала во многих уголках планеты и «засветилась» на сотнях фотографий, став синонимом слову «папамобиль»

В послевоенное время дорогих подарков от автопроизводителей Ватикан не получал достаточно долго. И только когда «добрый Иоанн» — Иоанн XXIII (1958-1963 гг.) — надел папскую корону после Пия XII, в городе-государстве появились лимузин Chrysler Crown Imperial, кабриолет Lancia Flaminia и ландоле Mercedes-Benz 300d (под этим названием скрывается открытый четырёхдверный седан). В 1965-м инженеры из Штутгарта выпустили новый ландоле для нового патриарха: Павел VI (1963-1978 гг.) получил роскошный 6,3-литровый S600 Pullman, после чего зародилась традиция — как только на конвейере появлялось новое поколение S-Класса, на его основе обязательно строился открытый папамобиль.

Роскошный Mercedes-Benz 300d (в кузове W189), в 1960-м переданный Иоанну XXIII. На этой фотографии хорошо видно, что представляет собой кузов ландоле: задняя часть четырёхдверного седана оборудована складной мягкой крышей, что удобно и для публичных мероприятий, и для повседневного использования
Mercedes-Benz S600 Pullman: в Штутгарте выпустили всего 59 ландоле серии W100, один из которых был подготовлен для ватиканского гаража

В 1975-м Павел VI заложил новую традицию: вместо помпезного лимузина монарх города-государства Ватикан выбрал... внедорожник. Toyota Land Cruiser покорил понтифика высоким расположением трона (паства могла прекрасно видеть своего пастыря), а водители не уставали нахваливать тяговитый дизель и понижающую передачу, благодаря которым машина буквально ползла со скоростью пешехода, что во время миссионерских поездок оказалось крайне важным.

Toyota Land Cruiser Павла VI — первый внедорожник в папском гараже. Рецепт создания этой машины примитивен: кузов покрасили в белый цвет, в задней части смонтировали поручни
Отдельная, но весьма обширная разновидность папамобилей — машины, которые строились для одного-единственного визита понтифика. В их числе — уникальный Lincoln (слева) для проезда Павла VI по Нью-Йорку, оснащённый подъёмным папским троном на гидродомкрате, и Cadillac Develle, на котором Иоанн Павел II приветствовал паству Мексики

Иоанн Павел II (1978-2005 гг.) тоже любил внедорожники. И знаменитое покушение, когда 13 мая 1981 года фанатик (а по другим данным — пособник советских спецслужб) Мехмет Али Агджа ранил первоиерарха, Кароль Войтыла пережил, находясь внутри неказистого полноприводника Fiat Campagnola. С этого момента для папы римского готовили только бронированные автомобили: в 1982-м ватиканский гараж получил Land Rover, заднюю часть которого закрывал пуленепробиваемый колпак из прозрачного стекла, а позднее данную машину сменил Range Rover, построенный по аналогичному рецепту.

Иоанн Павел II за секунду до (фото слева) и сразу после покушения. В патриарха Запада стрелял участник турецкой группировки «Серые волки» Мехмет Али Агджа, тяжело ранивший главу католиков в живот. Именно после этого события папамобили стали бронировать
Range Rover, построенный для Иоанна Павла II после печальных событий 1981 года. Обратите внимание, что, вопреки требованиям безопасности, боковые стёкла бронированной капсулы открыты

Но больше всех по душе тогдашнему первоиерарху Католической Церкви пришёлся белый мерседесовский Geländewagen — это, пожалуй, самый известный папамобиль за вековую историю ватиканского гаража. Правда, на закате своего понтификата Иоанн Павел II обычно пользовался другим автомобилем — внедорожником Mercedes ML430, которому инженеры из Штутгарта понизили клиренс и оборудовали специальными въездами для... инвалидной коляски. В последние годы Кароль Войтыла передвигался на кресле-каталке, а потому рельсы, по которым коляску закатывали прямо внутрь стеклянного колпака, оказались для ослабевшего понтифика крайне полезными.

Все автомобили, на которых передвигается Папа Римский, имеют специальные номерные знаки: на прямоугольной табличке выбита аббревиатура SCV (что означает Statto della Citta del Vaticano — город и государство Ватикан) и цифра — порядковый номер машины в церковном гараже. При этом на время публичных поездок на папамобиль всегда крепится номерной знак «SCV 1»

Следующий обладатель папской тиары, Бенедикт XVI (2005-2013 гг.), оказался «книжником» — теологом, предпочитающим кабинетную тишину публичным выступлениям. А потому папамобилями пользовался редко, хотя автопарк Ватикана с приходом нового понтифика обновился кардинально. Да, Бенедикт оказался верен «трёхлучёвой звезде», отвергнув BMW X5 и Volkswagen Touareg, но машину для выездов на публику инженеры «Мерседеса» создавали по новому рецепту: вместо призматического колпака старый-добрый Geländewagen «накрыли» большой быстросъёмной (!) каплеобразной капсулой. Притом стёкла капсулы постарались сделать настолько прозрачными, чтобы они сливались с воздухом.

Святой Престол принимает далеко не каждый папамобиль. Так, например, Ватикан отверг подарок компании BMW, хотя Бенедикт XVI (в миру — Йозеф Ратцингер) — родом из Баварии. Невостребованной оказалась и машина, построенная инженерами Volkswagen... Зато Папа не отказался от Renault Kangoo Maxi Z.E. — этот электромобиль служит в летней резиденции понтифика
Geländewagen Бенедикта XVI, который специалисты Mercedes готовили больше двух лет. Как видите, машина может выезжать на публику в открытом, частично или полностью бронированном исполнениях

Какой автомобиль выберет следующий понтифик? Над такими мелочами Папа Римский наверняка не задумывается, хотя производители давно поняли, что постройка папамобиля — отличная реклама марке или, как сегодня принято говорить, product placement. А учитывая, что от следующего монарха Ватикана ждут кардинальных перемен, наверняка в папском гараже скоро появится совсем другая техника — гибриды и электромобили.

Алексей Кованов