НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Алабяно-Балтийский тоннель: уже скоро

25 января 2013 13:14
Почти год назад, 13 января 2012 года, в Москве началось строительство Северо-Западной хорды. Проект создания бессветофорного движения на отрезке от Сколково до Ярославского шоссе затрагивает четыре московских административных округа

Почти год назад, 13 января 2012 года, в Москве началось строительство Северо-Западной хорды. Проект создания бессветофорного движения на отрезке от Сколково до Ярославского шоссе затрагивает четыре московских административных округа и проходит через целый ряд улиц. Впрочем, еще при мэре Юрии Лужкове существовал другой проект — создания четвертого транспортного кольца. Ради него в 2007 году и началось строительство Алабяно-Балтийского тоннеля, который должен был соединить ул. Алабяна с ул. Большой Академической. Объект превратился в один из известнейших московских долгостроев — сроки открытия переносили не раз. В каком же состоянии находится Алабяно-Балтийский тоннель сейчас? Об этом нам рассказали на специальной экскурсии для журналистов, которую организовал Информационный центр Северо-Западной Хорды.



Для начала спешим успокоить — в 2013 году тоннель должен, наконец, заработать. Об этом рассказал заместитель начальника управления комплексного проектирования генподрядной организации «Космос» Владимир Витушкин. По его словам, выполнено уже около 90% работ. Уже в первой половине 2013 года тоннель будет открыт для движения в направлении ул. Б. Академической, а в ноябре 2013 года объект заработает на полную мощность.



Признаться честно, такой ответ не вызвал в рядах присутствующих радости. Оно и понятно: открытия тоннеля москвичи уже заждались. Однако все стало понятнее после небольшой экскурсии по объекту. Мало кто знает, но Алабяно-Балтийский тоннель — проект, не имеющий аналогов в России. Тоннель берет свое начало от улицы Алабяна, уходит вниз под участок Ленинградского проспекта и проходит как минимум под тремя тоннелями, пролегающими на разной глубине: Волоколамским, Ленинградским и тоннелями Метрополитена. А ведь есть еще упрятанная в подземный коллектор речка Таракановка с притоками плюс различные коммуникации! Добавьте к этому плавающие грунты, и задача по строительству тоннеля уже перестанет казаться столь простой.



Другая уникальность проекта заключается в том, что за все время строительства движение метро и автомобилей по тоннелям ни разу не останавливалось. С этой задачей удалось справиться благодаря 140 датчикам, за показанием которых постоянно следят в Центре управления проходкой. Создателями была поставлена задача — не допустить деформации конструкций более 20 мм. Были разработаны новые методики стабилизации грунта, ограждающие конструкции котлована и несущие конструкции тоннеля.

Интересно, но простой глаз всех этих достижений даже не замечает. Когда стоишь в тоннеле под действующей веткой метрополитена меньше всего думаешь о том, что происходит над тобой. А ведь глубина залегания — 28 метров, да и от верхней точки тоннеля до линии метро всего лишь 2,5 метра! Чтобы превратить этот участок в полноценный автомобильный тоннель, строителям осталось пройти лишь 48 метров, но именно они представляют наибольшую сложность. Как рассказал Витушкин, полностью запустить тоннель можно было бы уже через два месяца. Однако для этого надо полностью перекрыть движение поездов метрополитена и автомобилей по Ленинградскому и Волоколамскому тоннелю, что неминуемо бы привело к транспортному коллапсу.



Строительство Алабяно-Балтийского тоннеля включает в себя не только возведение подземных конструкций. Необходимо также сделать въезды с боковых улиц, проложить подземные пешеходные переходы и реконструировать улицы на въезде и выезде из тоннеля. Кстати, именно из-за последнего сейчас полностью перестраивается Большая Академическая улица. После реконструкции она станет трехполосной и бессветофорной. Эти работы сейчас идут полным ходом и будут завершены в течение ближайших двух лет. Ожидается, что подобные меры разгрузят Ленинградское шоссе, на которое на данном участке 30% автомобилистов выезжают только для того, чтобы попасть в соседние районы или продолжить движение на Северо-Восток в сторону Дмитровского шоссе.

На строительстве объекта задействовано 7571 чел., 26 буровых установок, 25 экскаваторов, 10 автобетононасосов, 42 единицы средств малой механизации, 195 единиц техники различного назначения

Пропускная способность Алабяно-Балтийского тоннеля после окончания строительства должна составить от 4800 до 5100 автомобилей в час. Конечно, столь масштабный проект вызвал много споров и нареканий. Однако, по словам Витушкина, обратная связь всегда приветствуется, а мнение местных жителей учитывается в первую очередь. Однако при всей своей уникальности, Алабяно-Балтийский тоннель порождает еще один вопрос: неужели строительство эстакады не проще и дешевле? Как рассказал замначальника управления комплексного проектирования, такой проект был, но вызвал бы еще больше жалоб, ведь эстакада бы неминуемо проходила на уровне 4-5 этажей жилых зданий. Кроме того, есть еще один важный момент. Решение о строительстве Алабяно-Балтийского тоннеля принималось еще при мэре Ю. Лужкове. Повернуть сейчас назад и засыпать тоннель было бы совсем нелогичным, в том числе с точки зрения расходования уже вложенных средств. Уж лучше довести строительство до конца, реконструировав прилегающие улицы. К тому же мера в любом случае повысит связанность прилегающих районов и хоть чуть-чуть прорежет уже сформированную планировку города, дав водителям возможность не выезжать на одно из колец.