НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

История Opel: счастливчик

21 января 2015 09:28
21 января некто Адам Опель организовал фирму по выпуску швейных машинок. Знал бы уважаемый немецкий господин, что помнить его будут совсем по другой причине, наверняка сильно удивился бы
Адам Опель с супругой Софией

Прибыль — превыше всего

Адам Опель слыл человеком в высшей степени деловым, рассудительным и осторожным. Раскрученный бизнес по выпуску швейных машинок приносил существенную прибыль, ведь не было в Германии домохозяйки, не мечтавшей об оверлоке с монограммой AD — Adam Opel. Понятно, что и деньги в контору текли рекой. При этом Адам не останавливался на достигнутом. Сначала он перевел производство из маленькой мастерской в Рюссельсхайме на новую фабрику — чтобы выпускать и продавать еще больше. Ну а после, как и любой амбициозный бизнесмен, он задумался о расширении дела. Как говорится, золота не бывает слишком много. Выбор немца, вполне естественно, пал на велосипеды. Почему естественно? Так во второй половине 19-го века Европу охватил настоящий бум на двухколесные средства передвижения, а их выпуск сулил солидные барыши. Это и решило дело. Признаться, сам-то Опель-старший, в отличие от своих сыновей, довольно скептически относился к велосипедам, но только не к прибыльности. Хорошенько взвесив возможные риски и потенциальную выгоду, Адам принял верное решение, и в номенклатуру изделий его фабрики добавились велики, также расходившиеся на ура.

Основа процветания семейства Опель — швейные машинки...


...вслед за которыми в производственной программе фирмы появились и велосипеды

Последние десятилетия позапрошлого века компания встретила в процветающем виде. Достаточно, наверное, сказать, что предприятие Адама считалось ведущим в Германии производителем швейных машинок и велосипедов. Правда, затем наступила истинно черная полоса. Во-первых, рынок двухколесного транспорта стал насыщаться, и продажи устремились вниз. Хуже того — в 1895-м Адама Опеля не стало. Унаследовавшие отцовский бизнес вдова София и пятеро сыновей крепко задумались над тем, что же делать дальше.

Немногие знают, но в свое время фирма из Рюссельсхайма была и известнейшим мотопроизводителем

Доподлинно неизвестно, кто именно предложил построить автомобиль. В конце концов на рубеже 19-го и 20-го столетий сама идея создания самодвижущегося транспорта буквально витала в воздухе, оставалось лишь, изловчившись, ухватиться за нее. Другое дело, что у Опелей, при наличии производственных мощностей, денежных средств и нужных связей, полностью отсутствовал опыт в создании автомобилей как таковых.

Вот почему дружное семейство обратилось к Фридриху Лутцманну — в то время весьма известному в Германии инженеру и фабриканту. Поставщик комплектующих для заводов Daimler и Benz, он, что важно, имел вполне ясное представление о том, как строить самобеглые экипажи. Логично, что стороны ударили по рукам. На «велосипедные» деньги Опелей Лутцман быстренько разработал и наладил выпуск 1,5-литровой модели мощностью от 3,5 до 8 л.с., которую покупатели... проигнорировали чуть больше чем полностью! За весь 1899-й удалось продать лишь 11 машин. На следующий год продажи выросли до 24 единиц, но и этого было явно недостаточно для прибыльной деятельности.

Первый автомобиль фирмы, построенный Фридрихом Лутцманном

«Непорядок!» — решили Опели и по-быстрому торпедировали контракт с неудачливым инженером. Более того, первый отрицательный опыт на ниве автомобилестроения так напугал швейно-велосипедное семейство, что супруга и сыновья покойного Адама стали подумывать о другом, более выгодном приложении сил и капитала. Но все же провидению было угодно, чтобы Opel стал-таки автомобильным брендом.

Сами с усами

Довольно известная в то время автомобильная марка Darracq из Франции как раз искала серьезного партнера в Германии, и Опели решили рискнуть еще разок, заключив дистрибьюторское соглашение. В отличие от первого опыта с Фридрихом Лутцманом, дела теперь пошли куда веселее, и вскоре к обязанностям продавцов Опели добавили и производство собственных кузовов для шасси Darracq. Ну а в 1906-м, поднабравшись опыта в Рюссельсхайме, решили что и сами уже могут справляться с автобизнесом почище всяких французов.

Opel Darracq, созданный в период сотрудничества с французским автопроизводителем


Забавная рекламка из нулевых годов 20 века. «Opel Darracq быстрее поезда!»

И не ошиблись! Уже один из первых самостоятельно разработанных автомобилей Opel — двухместный кабриолет 4/8, широко известный как «Докторваген» — стал настоящим хитом в Германии. Еще больший успех достался на долю модели 4/12 Laubfrosch, появившейся уже после Первой мировой войны. Подозрительно похожая на популярный в то время Citroen type A, «Древесная лягушка» стала одним из тех автомобилей, который в буквальном смысле поставил веймаровскую Германию на колеса.
«
Лаубфрош» вообще можно считать одним из основателей европейского автомобильного ширпотреба, причем ширпотреба в самом хорошем смысле этого слова. Выпуск недорогой модели наладили на современнейшем по тем временам предприятии, где применялись технологии и ноу-хау, подсмотренные у американского Ford. Логичным следствием высокоэффективного производства стала возможность снижать цены и захватывать рынок.

Стенд компании на выставке в Берлине в 1906, где Opel впервые представляли как самостоятельный бренд


Первый логотип, появившийся на радиаторе модели Opel 4/8

Чтобы два раза не вставать — в одном объявлении рекламируются как автомобили, так и мотоциклы Opel


Тот самый Opel Laubfrosch, поставивший Германию на колеса

К тому времени Opel давно превратился в крупнейшего автопроизводителя Германии, а о не слишком рентабельном выпуске велосипедов уже никто и не вспоминал. Сегодня даже странно представить, что в первой четверти 20 века именно Opel вполне официально считался крупнейшим в мире велопроизводителем.

Под крылом сильной корпорации

Как ни парадоксально, но рыночные успехи компании очень скоро привели к тому, что Opel... потерял независимость. Нет, фирма из Рюссельсхайма не обанкротилась, напротив — цветущее предприятие привлекло внимание могущественной General Motors, находившейся в поиске надежного партнера в Европе. Не сомневаемся, обратись американцы к горделивому Андрэ Ситроену, заносчивому Луи Рено или патриотичному до мозга костей Джованни Аньелли, первые лица Citroen, Renault и Fiat, наверняка, ответили бы отказом заокеанским инвесторам. Но наследники Опеля жили согласно любимому принципу Адама — прибыль превыше всего! Так, продав свою долю в компании американцам, Опели стали одним из богатейших семейств в Европе, а GM получил на тот момент самую эффективную автомобильную компанию Старого Света.

Экспериментальный рекордный Opel Rak-1 прославился во второй половине 20-х годов целым рядом громких достижений


На рисунке из рекламной брошюры Opel Kapitan выглядит не столь эффектно как в реальной жизни

Случилось это в 1929-м, но уже через четыре года, после прихода к власти Гитлера, все усложнилось. Во второй половине 30-х годов нацисты начали прибирать к рукам машиностроительные фирмы Германии, и в конце концов General Motors вынуждена была «добровольно» отказаться от своего европейского филиала. Так Opel перешел под госконтроль.

Во время войны на предприятиях фирмы собирали в том числе и узлы для бомбардировщиков Ju-88

Ситуация стала выправляться лишь после Второй мировой, да и то не сразу. В 1945-м положение Opel, как и всей Германии в целом, было аховым. Завод фирмы в Бранденбурге остался в так называемой «советской зоне», а предприятие в Рюссельсхайме наполовину лежало в руинах. И даже героические усилия сотрудников Opel которые, невзирая на недомогание, недоедание и нехватку комплектующих, довольно быстро вернулись к выпуску автомобилей, далеко не сразу убедили американцев в целесообразности возобновления контроля над Opel. Более того, специально созданная комиссия рекомендовала президенту GM Альфреду Слоуну махнуть рукой на прежнюю собственность. По счастью, Слоун оказался бизнесменом куда более дальновидным, нежели его помощники, и в октябре 1948-го фирма из Рюссельсхайма вновь формально стала частью империи GM.

Сборочный цех завода Opel в Бранденбурге
А так выглядел завод в Рюссельсхайме в 1945-м...

И вряд ли кто-то впоследствии пожалел об этом решении. Продолжая эксплуатировать свою довоенную фишку — выпуск недорогих, но добротных моделей, Opel планомерно наращивал производство, счет которому в итоге пошел уже не на десятки и даже не на сотни тысяч, а на миллионы!

Вальтер Рёрль, выступавший на Ascona 400, принес Opel главный спортивный трофей в истории марки — титул чемпиона мира по ралли

Одно время европейский филиал General Motors, куда, помимо Opel, вошел и английский бренд Vauxhall (модели двух этих марок давно уже различаются лишь фирменными эмблемами) занимали второе место на континенте. Впрочем, золотые денечки остались в прошлом. Сейчас Opel, как и большинство европейских производителей, переживает затяжной кризис. Не так давно лишь в последний момент сорвалась сделка по покупке немецкого бренда российским «Сбербанком». General Motors, сама активно искавшая покупателя на свой европейский актив, нажала на тормоза, уже когда все условия были обговорены и оставалось лишь проставить подписи в документах. Причем геополитические резоны в этом решении, на наш взгляд, явно превалируют над экономическими.

Сегодняшний день Opel. Участок окончательной сборки на заводе в Рюссельсхайме

Сейчас в Детройте заявляют, что Opel является неотъемлемой частью корпорации и так, мол, будет продолжаться всегда. Посмотрим... История учит тому, что Opel всегда с честью выбирался из самых затруднительных положений.

Данила Михайлов

10 лучших автомобилей Opel по версии Авто Mail.Ru

1. 4/8 Doctorwagen (1909)

Автомобиль, сделавший Opel знаменитым, был по совместительству одной из первой самостоятельных разработок фирмы. Компактный, легкий в управлении и весьма недорогой — базовая цена в Германии составляла меньше 4 тысяч марок — Opel 4/8 (индекс составлен из фискальной и реальной мощности двигателя, указанной в лошадиных силах) стал одним из первых доступных автомобилей Европы. Двухместный, незатейливый в конструктивном плане, но, тем не менее, разгонявшийся до вполне респектабельных 60 км/ч, этот «опелек» быстро полюбили покупатели, как бы сейчас сказали, среднего класса — инженеры, адвокаты и, конечно же, врачи. Отсюда, собственно, и прозвище машинки «Докторваген», гораздо более популярное, нежели скучный официальный цифровой индекс. Кстати, «Докторваген», помимо прочего, стал первым автомобилем марки на решетке радиатора которого появилась размашистая надпись Opel.

2. Olympia (1935)

Свое название этот седан (существовала, впрочем, и версия с откидным верхом) получил в честь олимпийских игр в Берлине 1936 года, но автомобиль интересен не только этим. Созданная уже после перехода немецкой компании под контроль могущественной General Motors, Olympia для своего времени считалась более чем прогрессивной конструкцией. Достаточно сказать, что это первый Opel с несущим кузовом, да и вообще первый в мире цельнометаллический автомобиль несущей конструкции. Кроме того, при сборке машины на новом заводе компании использовалась диковинная по тем временам точечная сварка. Всего за пять лет было произведено около 120 тысяч «Олимпий». А ее укороченная версия, известная под именем Kadett, впоследствии стала основой для советского «Москвича-400». Кстати, эту историю мы <a href="/article/35909-sluga_dvuh_gospod_istoriya_sozdaniya_opel_kadett/" target="_blank">уже рассказывали</a> 

3. Admiral (1937)

Самый большой и престижный автомобиль довоенной гаммы Opel выпускался совсем недолго — с началом военных действий все 3,6-литровые V6 отправили под капоты грузовых машин Вермахта. Но даже за два года с небольшим Admiral умудрился отхватить четверть немецкого рынка автомобилей класса люкс! Причем обскакать Mercedes-Benz, Horch и Maybach «Адмирал» смог с помощью старого как мир средства — много товара за разумные деньги. «Адмирал» не назовешь шедевром технической мысли — конечно, нет. Это была просто большая, солидная, достаточно мощная и в то же время не запредельно дорогая машина, идеально подходившая для установки заказного кузова. Если вам, конечно, не нравился родной 4-дверный седан или лимузин и кабриолет от кузовного ателье Hebmuller. По нам, так и «стоковый» вариант выглядит отлично, не так ли?

4. Kapitan (1939)

Сегодня этот элегантный седан, наверняка бы причислили к демократичным моделям бизнес-класса. Однако в историю Opel Kapitan вошел совсем по другой причине. Согласитесь, что совсем немногим машинам этого немецкого бренда повезло стать новаторскими в плане дизайна, так вот герр «Капитан» как раз из числа избранных счастливчиков. Обратите внимание на характерный стилистический штришок — утолщения передних крыльев переходят в двери. Это дизайнерское решение вообще-то принято приписывать американским моделям начала 40-х, на самом деле новатором следует считать именно Opel. Другим сколь эффектным столь и эффективным дизайнерским решением следует назвать передние фары. Во-первых, удивляет их необычная восьмиугольная форма, а кроме того, они полностью, что называется, заподлицо интегрированы в крылья — плюс и с точки зрения аэродинамики. Элегантный и современный — не забудем про несущий кузов — Kapitan первого поколения выпускали всего полтора года. Дальше была война.

5. Blitz (1940)

Вообще-то мы обычно рассказываем о легковых автомобилях, но в данном случае нельзя пройти мимо столь значительного грузовика. Впервые грузовой Opel Blitz с полезной нагрузкой в 1 тонну дебютировал в 1930-м, но нам гораздо более знакома 3-тонная версия этой машины, выпускавшаяся с 1936 по 1944-й. И знакома она нам, в первую очередь, по кадрам военной кинохроники. Все дело в том, что Blitz был основным транспортным средством Вермахта. Без этих двухосных трудяг, выносливых как мулы и надежных как сторожевые псы, немцы едва ли дошли бы намного дальше Бреста и Белостока. К сожалению, грузовые «молнии» (именно так с немецкого переводится слово Blitz) в немецкую армию поставлялись в значительном количестве. За восемь лет выпуска на заводах Opel собрали свыше 80 тысяч машин.

6. GT (1968)

В послевоенные годы Opel продолжил курсировать в сторону демократизации модельного ряда, предлагая недорогие седаны, хэтчбеки и универсалы. При такой корпоративной политике по-настоящему яркие, незаурядные автомобили стали настоящей диковиной, но GT оказался редким исключением. Это купе можно назвать совершенно нетипичным «Опелем». Во-первых, изначально эффектная двухдверка создавалась лишь как шоу-стоппер для автомобильных выставок, но успех в Париже 1956 года сподвиг немцев на разработку серийной версии. При этом кузов для GT оказался настолько затейливым, что его выпуск наладили на стороне — на фирме Brissonneau&Lotz из Франции. И, конечно же, одной из главных фенечек машины считались скрытые фары. Поднимались они чисто механически — с помощью рычажка в салоне. Причем процесс требовал от водителя известных физических усилий — хрупким женским ручкам это было не под силу. Жаль, что динамика Opel GT не в полной мере отвечала яркой внешности машины. Даже самая мощная 102-сильная версия купе разгонялась до сотни лишь за 11 секунд.

7. Manta (1970)

Лихорадка пони-каров, накрывшая Штаты в середине 60-х, эхом донеслась и до Европы. Тут, конечно, все было поместечковей — у континентальных пони-каров и труба оказалась пониже, и дым, соответственно, пожиже. В том смысле, что размах и мощность местных коняшек меркли на фоне Mustang, Camaro и Barracuda. И все же яркие машины появлялись и по эту сторону Атлантики. Например, Ford Capri, равно как и созданный ему в пику Opel Manta. Скорее привлекательная, нежели действительно спортивная, Manta, построенная на шасси простенькой «Асконы», не могла похвастать отточенностью дорожных повадок, зато за сравнительно небольшие деньги предлагала покупателям стильное и в меру практичное средство передвижения. Хорошо и то, что Manta вызвала определенный интерес у зарождавшихся в 70-е тюнинг-компаний, а второе поколение модели стало основой для раллийной Manta B400, которая, впрочем, так и осталась в тени более успешной Ascona 400.

8. Kadett E (1984)

От великого до смешного всего один шаг, и сегодня, когда репутация Kadett E безнадежно испорчена продолжающими сходить с конвейера Daewoo Nexia, назвать этот хэтчбек достойным попадания в хит-парад самых-самых «опелей» хватит духу не у каждого. Но подумайте только, почему Kadett E, сегодня кажущийся неказиcтым, производили не только в Германии, но, по сути, во всех уголках земного шара? В Южной Корее он выпускался под именем Daewoo Racer, в Южной Америке его знали как Chevrolet Kadett, а в Южной Африке — Opel Monza. Более того, в США «ешка» продавалась под именем Pontiac LeMans, а еще эту машину собирали в Югославии, Великобритании и Кении. Что это, как не всемирный автомобиль?!

9. Zafira (1999)

Конечно, компактвэны как таковые изобрел не Opel. Немцы не были ни вторыми, ни даже третьими, зато первый же представитель этого столь популярного ныне сегмента полностью перевернул представление публики о компактвэнах. Еще бы, ведь Zafira оказалась первой моделью своего класса с 7-местным салоном и третьим рядом сидений, полностью складывающимся в пол. Поначалу журналисты и эксперты отказывались верить, что столь удивительно вместительный автомобиль — да что там, автомобиль почти автобус! — создан на шасси обычной Astra G, чем-чем, а исполинскими габаритами не отличавшейся. Неудивительно, что патентованная система складных сидений Flex-7 стал истинной гордостью марки, а звание самого удобного минивэна теперь отстаивает Zafira уже третьего поколения.

10. Speedster (2000)

Если в небогатой на суперкары истории Opel и есть настоящий автомобиль-мечта, то вот он перед вами. Представленный в 2000-м Speedster правильнее считать скорее «Лотусом», нежели «Опелем». Ведь двухдверный родстер разрабатывался и выпускался инженерами английской фирмы. В его основе — сверхжесткая «тележка» от Elise, обеспечившая бескомпромиссную управляемость. Чисто «опелевскими» же были лишь силовые агрегаты. Даже атмосферная 2,2-литровая «четверка» мощностью 144 л.с. при снаряженной массе в 870 кг давала прикурить — 5,9 с до сотни и 217 км/ч максималки. А уж появившаяся чуть позже 200-сильная турбо-версия и без того удивляла абсолютно нетипичной для Opel динамикой — 4,9 с и 243 км/ч. Наконец, достаточно небольшой тираж обеспечил коллекционный статус модели. А о вашем Opel можно сказать то же самое?