НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Trek-день: носимся по полям на французском «каблуке»

16 января 2013 09:01
Порой я с ностальгией вспоминаю былые времена. Когда рыночные сегменты можно было пересчитать по пальцам, а каждый из них был прост и понятен: это вот внедорожник, а это грузовик, а вон папа едет на «Жигулях». А что сегодня?

Порой я с ностальгией вспоминаю былые времена. Когда рыночные сегменты можно было пересчитать по пальцам, а каждый из них был прост и понятен: это вот внедорожник, а это грузовик, а вон папа едет на «Жигулях». А что сегодня? Тут вам и универсалы бизнес-класса, и стильные городские «проходимцы», есть даже внедорожные кабриолеты. Тем временем компания Citroen решила порадовать нас ещё одним необычным продуктом. Встречайте «минивэн-каблук» повышенной проходимости Berlingo Trek.

Что предлагает Trek? Во-первых, это впечатляющие 200 мм дорожного просвета. Что на 55 мм больше, чем у стандартного Berlingo, и ровно столько же, сколько, например, у... Nissan X-Trail. Так что, поравнявшись с водителем японского кроссовера на светофоре, можно посмотреть ему в глаза на равных. Плюс, симпатичные «внедорожные» углы: 27,7° въезда, 24,8° продольной проходимости и 42,65° съезда. Для сравнения, у Renault Duster это 30°, 23° и 36° соответственно.

Возвысить кузов Berlingo над землёй сначала хотели за счёт увеличения хода амортизаторов и более длинных пружин, но подобное решение влекло за собой ухудшение устойчивости и управляемости автомобиля. Поэтому стойки остались те же, а «лифт» сделали путём установки алюминиевых проставок в передней и задней подвеске. Попахивает «колхозным тюнингом», но будьте спокойны — французы заботятся о безопасности, так что всё просчитано до мелочей.

Внешне отличить стандартный Berlingo Multispace (сверху) от версии Trek можно по шильдикам Dangel, да увеличенным зёвам колесных арок. Multispace оснащается 5-ступенчатой механической коробкой передач и одним из двух бензиновых двигателей: VTi 90 или VTi 120. Оба мотора имеют рабочий объём 1,6 литра, а крутящий момент у них 132 Н∙м при 2500 об/мин или 160 Н∙м при 4250 об/мин соответственно. А вот свеженький Berlingo Trek будет загрязнять атмосферу только с помощью VTi 120. «Автомата» и «дизеля» также не предусмотрено

Есть у Berlingo Trek и второй козырь: спереди установлен вполне оффроудный прибамбас — самоблокирующийся дифференциал повышенного трения. Для тех, кто не в курсе, поясню: при пробуксовке сателлиты внутри дифференциала блокируются и не позволяют одному колесу разогнаться до скорости проголодавшегося гепарда, пока второе стоит на месте. Для Трэка разработчиками был избран наиболее универсальный дифференциал конического типа во избежание паразитных помех при поворотах. Ещё бы шноркель с лебёдкой, и на французском минивэне хоть в болото заезжай ловить деликатесных жаб.

Этот тюнинг, как и весь пакет доработок, создан российскими специалистами Citroen совместно с французской компанией Dangel. Вы вряд ли слышали об этой фирме, но она, тем не менее, уже 30 лет улучшает проходимость серийных автомобилей. Об этом плодотворном сотрудничестве теперь извещает красивый шильдик на задней двери Berlingo Trek.

На первый взгляд, может показаться, что подсунуть проставки, да воткнуть самоблок — не такая уж большая доработка, чтобы заявлять автомобиль как отдельную модель. Ан нет, в мире серийных машин к любым изменениям подход серьёзный. А потому «лифт» Berlingo повлёк за собой перенос конечной части выхлопной системы, удлинение опоры коробки передач и даже изменение положения двигателя (тоже с помощью проставки). Заодно и запасное колесо переехало из-под днища непосредственно в багажный отсек, так что покорителям бездорожья в случае чего не придётся валяться всей семьёй в грязи, доставая запаску.

Сначала мы преодолели около 160 километров по Симферопольскому шоссе. Назвать эту поездку комфортной можно лишь с натяжкой. Автомобили с подобным типом кузова и без того грешат повышенной парусностью, ну а в случае с увеличением дорожного просвета эта проблема усиливается. Ехать со скоростью выше 110 км/ч уже некомфортно, в руль приходится вцепляться с силой бывалого армрестлера и периодически подкручивать им вправо-влево.

А вот поведением автомобиля на внедорожной трассе я остался более чем доволен. Мы начали с лесного участка, который дал немало геометрических задачек. Результат — все препятствия были преодолены самостоятельно. Пусть и не все с первого раза. При прохождении ухабов, запросто вывешивающих колёса, не стоит рассчитывать на самоблок, он здесь не поможет. Беспомощное колесо продолжает крутиться в воздухе, а автомобиль — стоять на месте (помните, что для работы дифференциала повышенного трения требуется хотя бы минимальное сцепление второго колеса с поверхностью). Главное оружие в таких условиях — высокий клиренс. Нужно лишь выбрать правильную траекторию, и автомобиль вывезет, не шарахнув бампером о кочку. Признаюсь, под конец у меня сложилось впечатление, что не на каждом полноприводном кроссовере я бы решился сунуться на такую трассу.

Второй участок представлял собой практически раллийную дорожку в поле со скоростными отрезками, резкими поворотами, а также спусками и подъёмами. Тут мы, конечно, позволили себе пошалить и поноситься на Trek так, как ни один здравомыслящий владелец никогда ездить не будет. Зато теперь с уверенностью могу сказать, что этот автомобиль может ездить техничкой на зимних ралли-рейдах. А если боевой болид сломается, экипажу не зазорно будет и на Трэке «продубасить» пару спецучастков.

Стоит отметить, что все переделки производятся уже в России специалистами компании ИРИТО, одобренной производителем и прошедшей предварительный аудит. Чтобы легализовать доработанный Berlingo, его пришлось заново сертифицировать, в результате, по документам, Trek становится российским автомобилем. Вместе с тем он сохраняет мировую гарантию и обслуживается в официальных сервисных центрах Citroen

В поле был протестирован и самоблок: сначала с опаской я заехал в глубокий снег одной стороной. Остановился. Тронулся и запросто выехал на дорогу. Затем задачка посложней — заезжаю целиком и снова торможу. С подачей газа самоблок завыл в дифференциале, и медленно, но верно автомобиль двинулся вперёд. Считаю, что для монопривода просто великолепно.

Подводя итог тесту на пересечённой местности: на достаточно коварной трассе нам ни разу не потребовалась посторонняя помощь, а главное — все автомобили вернулись на асфальт целыми и невредимыми. А значит, для типичной загородной поездки с семьёй автомобиль вполне подходит, и вам не придётся просить жену «маааленько подтолкнуть», а сына — таскать брёвна из лесу.

Ну а теперь посчитаем монеты. Создание проходимой версии из обычного Berlingo занимает 12 нормочасов, а покупателю эта процедура обойдётся в дополнительные 132,5 тыс. руб. Итого цена Trek составляет от 829 500 до 870 500 рублей. Логичный вопрос — а стоит ли оно того? Моё мнение таково: если вы задумали купить в семью именно Berlingo и собираетесь частенько ездить в деревню и на рыбалку, — стоит. И если ваша компания занимается доставкой грузов и пассажиров по непростым дорогам, тоже стоит. В остальных случаях имеет смысл покупать обычный Berlingo. Или искать себе кроссовер.

Сравнивая ценники, нишу Trek можно определить поточнее. Моноприводные кроссоверы стоят дешевле и даже ощутимо дешевле. Например, цены на Mitsubishi ASX 1.6 стартуют от 700 тыс. рублей, а за 806 тыс. рублей можно купить Nissan Qashqai, тоже с мотором 1,6 литра. При этом вы получаете более привычный и, наверное, стильный тип кузова, но куда менее практичный. Плюс, я подозреваю, что в рыхлом снегу Trek уедет дальше подобного конкурента, который самоблоком похвастаться не может.

Хотелось бы отметить одну опцию, которой можно дополнить любую комплектацию. Это многофункциональная крыша Modutop, стоимостью чуть меньше сорока тысяч рублей. За эти немалые деньги покупателю полагается набор бонусов в виде остеклённых участков крыши над водителем и пассажиром, рейлингов и прочих удобств, но главное — дополнительные отделения для вещей под крышей общим объёмом 93,5 литра! Конечно, можно и деревянные ящики прикрутить саморезами, что обойдётся намного дешевле, но лично мне эта опция показалась весьма удачной для такого автомобиля

Неоспоримым преимуществом кроссоверов, в отличие от французского «каблучка», является возможность приобрести полноприводную версию. Но возможность эта стоит немало. Так, полноприводный вариант ASX уже с двухлитровым мотором дороже Трэка на 150 тысяч. Исключением может стать 1,6-литровый Renault Duster с полным приводом. Если вы не боитесь обзавестись внуками, стоя в очереди на эту машину, то приготовьте как минимум 519 тыс. рублей (но Duster в более-менее приличной комплектации стоит от 627 тыс. руб.)

Вдоволь накатавшись по полям и лесам Тульской области, мы заглянули в гости к вольным архитекторам, создавшим проект «Архферма». Задумка была проста — ребята решили устроить на территории бывшего сельхозпредприятия пространство для творческих людей, в котором можно жить и работать. А вот реализация потребовала немалых усилий: восстановление заброшенных помещений и приспособление под нужды творческого люда — процесс затратный и тяжёлый.

Окружающее пространство на территории фермы уже насквозь пропитано креативом: тут вам и многочисленные граффити, и декорированные силосные башни, и даже санузел весьма причудливой формы. Ну а чтобы приобщить нас к искусству, основатель Архфермы Иван Овчинников провёл мастер-класс по изготовлению своими руками деревянного кресла «Adirondack». Дизайн этого кресла был придуман ещё в 1903 году американцем Томасом Ли. И вот спустя более ста лет мы смогли установить, что в Berlingo Trek со сложенным задним рядом сидений влезает либо два кресла «Adirondack», либо одно, но вместе с восседающим на нём журналистом.

Максим Кудымов
Фото автора и компании Citroen