НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Итоги ноября: скидки набирают обороты

4 декабря 2012 11:01
Последние месяцы этого года аналитики называют самым удачным моментом для покупки новых автомобилей. Солидные скидки сейчас предлагают практически все иностранные производители

Последние месяцы этого года аналитики называют самым удачным моментом для покупки новых автомобилей. Солидные скидки сейчас предлагают практически все иностранные производители. Но расщедрились они не от хорошей жизни: грядет падение спроса, а оно сулит импортерам крупные финансовые потери, а дилерам — даже разорение.

Больше всего маркетинговых акций традиционно изобретают продавцы автомобилей средней ценовой категории

Для тех, кто пристально следит за автомобильным рынком, чтобы совершить максимально выгодную покупку, сейчас наступил самый «вкусный» период. Ведь скидок и специальных акций у продавцов новых машин нынче даже больше, чем можно было надеяться. Почти все импортеры — пожалуй, за исключением только Lamborghini да Bentley — изобретают особые предложения и устанавливают более выгодные цены на свою продукцию. Правда, без подвоха у нас никогда не обходится.

В октябре мы еще надеялись, что все эти скидки даются добровольно, благодаря некоей мифической любви к клиентам или из-за осознания того, что стоимость машин в России серьезно завышена. Увы, ноябрь показал, что просто так в нашей стране ничего не бывает. Свежие отчеты показывают, что темпы роста продаж новых автомобилей у нас действительно значительно замедлились. А это значит, что импортеры заинтересованы продать побольше машин как можно скорее, пока спрос еще есть.

Формально никто из экспертов еще не нашел причину этого падения. Звучат мнения о том, что происходящее в России — отголосок европейского кризиса, где в последние месяцы продажи автомобилей снижаются просто катастрофически. Но популярна и другая точка зрения: рынок машин в России близок к насыщению. Больше автомобилей, чем сейчас, народ покупать просто уже не сможет.

Уже даже многообразие кредитных продуктов не помогает привлечь покупателей, ведь все, кто мог себе позволить автомобиль, уже его приобрели

Именно второй вариант выглядит наиболее логичным — кое-как восстановившись после финансовых трудностей 2008-2009 годов люди постарались приобрести поскорее новый автомобиль. Все, кто хотел это сделать, — уже сделали. И теперь новые покупатели могут появиться, только если экономика страны стабилизируется (а это означает и снижение темпов инфляции, которых не предвидится, и появление большого количества новых рабочих мест, что тоже вряд ли произойдет). Или если продавцы придумают что-то, дабы привлечь людей, не заинтересованных раньше в покупке.

К сожалению, импортеры и дилеры в 2012 году не занимались построением долгосрочной политики. По данным аналитического агентства «Автостат», на статистику и исследования рынка тратится лишь 1% тех средств, которые в России расходуются в сфере автомобильного маркетинга. Все остальное вкладывается в рекламу. Это значит, что заинтересованные компании плохо себе представляют, как они будут строить свою работу через 2-3-4 месяца. Поэтому даже нынешнее небольшое замедление темпов роста спроса многих серьезно напугало — тенденция плохая, а никто не знает, что будет дальше.

Пока никто не говорит о затоваривании складов с автомобилями в России, но некоторые марки предлагают скидки на машины 2011 года выпуска, которые, понятно, где-то все это время хранились

Обилие скидок уже сейчас доставляет проблемы официальным дилерам иностранных компаний. Все они работают на достаточно жестких условиях и должны соблюдать массу требований производителя — регламентирован и дизайн шоу-румов, и время работы, и наличие дополнительных услуг. Все это стоит немалых денег.

При этом навар официального дилера с одного проданного автомобиля составляет в среднем 4-7%. Во время специальных акций, как ни странно, скидка, которая достается клиенту, частично вынимается из кармана дилера. Обычно сумму клиентского бонуса делят пополам — например, при спецпредложении типа «машина дешевле на сто тысяч» 50 000 из них теряет производитель, а 50 000 — компания-продавец. Которая, очевидно, значительно беднее производителя.

Уже сейчас некоторые дилеры вынуждены отказываться от участия в специальных акциях производителей, потому что не способны их софинансировать

Чем больше машин продают производители со скидками, тем больше дохода теряют их дилеры. Для крупных сетевых компаний в больших городах такие потери, конечно, не проблема. А вот автосалон-одиночка, да тем более недавно открывшийся, такого может и не выдержать. Напомним, что в этом году в России открылось более ста новых дилерских центров разных марок, которые пока еще даже не успели «отбить» деньги, затраченные на строительство.

Руководители многих крупных компаний в России сейчас говорят о том, что вторичный рынок у нас быстро развивается, и за ним будущее. Да, продажа подержанных машин станет спасением для дилеров, когда упадет спрос на новые. Увы, вся статистика по рынку б\у транспорта у нас, оказывается, ведется не по объему совершенных сделок или, например, числу проданных старых автомобилей. Нет, все оптимистичные цифры рассчитываются исходя из объема предложения на популярных интернет-ресурсах. То есть считают только те машины, которые выставлены на продажу, а успешно ли они находят новых хозяев — никто не знает.

Все больше официальных дилеров берутся за реализацию подержанных машин, логично полагая, что продажи старых автомобилей поддержат их на плаву, если новые станут покупать меньше

Казалось бы, что за дело простому покупателю до сложностей продавцов? Увы, ситуация чем-то напоминает начало 2009 года, когда тоже не было внятных прогнозов, а планы по увеличению продаж, составленные производителями в 2008 году, оказались несостоятельными. Тогда им, чтобы остаться на плаву, пришлось поднимать цены и весьма значительно. Тем не менее, в феврале-марте 2009 на рынке были уникальные предложения, например, спортивный универсал Opel Vectra OPC предлагали примерно за 800 000 рублей.

Вот и сейчас такие предложения тоже есть. Бежать покупать стоит те автомобили, которые гарантированно подорожают в январе. Уже известно, что прайс-листы перепишет марка Skoda. Насколько именно подорожают конкретные модели, пока не сообщается, производитель озвучивает лишь то, что средний рост составит около 5%. Если бы дилеры Skoda сейчас еще и прямые скидки на машины давали — вообще было бы прекрасно, но они, к сожалению, ограничиваются лишь сервисными акциями. Также с января вырастут цены на автомобили UAZ. Patriot с переходом завода на Евро 4 подорожает на 10 000 рублей, Hunter — на 25 000 рублей. По этой причине дилеры UAZ сейчас скидок не дают, но 10 000 рублей — тоже выгода.

Скидки решил давать даже АвтоВАЗ, который снизил до Нового года стоимость Lada Kalina и Samara

К специальным акциям, заявленным в октябре импортерами Toyota, Honda, Mitsubishi, Ford, Opel, Chevrolet, Peugeot, Citroen и Hyundai, теперь добавились еще и скидки от компаний Kia, Nissan, Infiniti, Renault, Seat, Subaru, Volvo... В Kia до 31 декабря распродают седан Optima 2012 модельного года со скидками до 50 000 рублей, от стоимости кроссовера Sportage корейцы готовы отнять до 80 000 рублей. Цена хэтчбека и универсала Kia cee’d снижена на 20 000, кроме того, до Нового года всем покупателям этой модели дарят комплект зимней резины.

Корейцы до 31 декабря готовы снизить стоимость седана Kia Cerato 2013 модельного года на 50 000 рублей

Марка Nissan до 31 декабря объявила беспрецедентную распродажу всего своего модельного ряда. На X-Trail, например, формально дается скидка от 70 000 до 125 000 рублей, на Tiida — от 35 000 рублей до 50 000, на Juke — от 15 000 до 60 000 рублей. Правда, якобы сниженная стоимость автомобиля оказывается даже чуть выше цены такой же машины пару месяцев назад! Ну а с Нового года, понятно, скидки вообще отменят, и автомобили Nissan подорожают еще — ровно на столько, на сколько они сейчас «дешевле».

Infiniti предлагают скидки на все свои кроссоверы, например, модель EX сейчас доступна по цене от 1 693 000 рублей. Но двумя месяцами ранее вся линейка автомобилей Infiniti подорожала, причем значительно

Ряд специальных предложений есть и у концерна Volkswagen. Немцы, правда, никогда не любили так называемые прямые скидки, поэтому и сейчас они завлекают клиента автомобилями с фиксированными пакетами опций. До 21 декабря у дилеров можно найти хэтчбек Golf предыдущего поколения в комплектации Comfortlinе с более дешевыми, чем обычно, набором дополнительного оборудования, в сумме выгода составляет 80 000 рублей. Похожее предложение есть и для Touareg.

Немцы разработали для Volkswagen Touareg пять разных пакетов опций, а также до Нового года всем покупателям дарят комплекты зимних шин

Аналогично поступают и маркетологи марки Seat, недавно вышедшей на наш рынок. Сейчас можно купить модели Leon Copa и Leon Copa Plus с уже установленным дополнительным оборудованием с выгодой до 168 000 рублей. Кроме того, у дилеров Seat еще остались автомобили аж 2011 модельного года, их распродают со скидками уже третий месяц, правда, машин таких — единицы.

Несколько странная маркетинговая политика оказалась у компании Volvo. Шведы то ли не могут себе позволить давать скидки, но хотят идти в ногу со всеми, то ли готовятся к новому повышению цен. Потому что специальным предложением российское представительство марки назвало, например, продажу седана S60 за 1 099 000 рублей, тогда как именно эта начальная цена была установлена в начале осени на модельный ряд 2013 года. То же и с кроссовером XC60 — по спецакции он выходит даже дороже, чем по опубликованному пару месяцев назад прайс-листу.

В компании Volvo 1 644 000 рублей за кроссовер XC60 с полным приводом и автоматом почему-то называют специальной ценой, но на самом деле это стандартная стоимость такой версии по прайс-листу, опубликованному осенью

До конца декабря скидки предлагает и компания Subaru. От стоимости Impreza японцы готовы скинуть до 100 000 рублей, в результате сейчас эту машину можно купить за 914 500 рублей. Скидку дают и на кроссовер Forester теперь уже предыдущего поколения — сейчас с учетом спецпредложения этот автомобиль обойдется в 999 000 рублей. Также в Subaru распродают модели Outback, Legacy и Tribeca.

Включились в парад предновогодних скидок и французы из Renault. Сейчас они предлагают седан Logan в базовой комплектации за 339 000 рублей — столько стоит машина с двигателем объемом 1,4 л и механической коробкой передач. Хэтчбек Sandero на той же платформе обойдется на 10 000 рублей дороже. Renault Fluence можно по специальной акции купить за 579 600 рублей, а бизнес-седан Latitude обойдется до 31 декабря в 885 000 рублей.

До Нового года хэтчбек Renault Megane предлагают по спеццене в 569 000 рублей

Как всегда тем, кто хочет купить машину действительно выгодно, придется тщательно изучить все предложения. Причем недостаточно только посмотреть прайс-листы на сайте производителя — стоит поездить и по дилерским центрам, уточняя все условия акций. К тому же автомобили со скидками не всегда есть в наличии — и на это тоже надо обращать внимание.