С 1 ноября 2012 года в Москве начала действовать первая зона платной парковки. Эксперимент охватывает около двадцати улиц в центре города, час стоянки на которых обходится автовладельцу в пятьдесят рублей. После опробования пилотной зоны, в 2013 году платной должна стать вся парковка в пределах Бульварного кольца, в 2014 — внутри Садового кольца, а в 2015 — весь центр, т.е. территория внутри Третьего транспортного кольца.
За несколько дней до начала действия эксперимента мы совершили небольшую прогулку по центру столицы, чтобы понять, как обстоит дело со стоянкой в центре города вообще и пилотной зоне в частности. Результаты оказались неутешительными, хотя вполне ожидаемыми: весь центр буквально задыхается под натиском машин. Деловые центры, государственные учреждения, достопримечательности, магазины и рестораны — нельзя сказать, что в этом Москва сильно отличается от любого другого мирового мегаполиса. Ко всем этим точкам стягиваются жители и гости столицы, но, к сожалению, о правилах парковки автомобилисты мало думают, а сотрудники ГИБДД не особо обращают внимание на тех, кто поставил автомобиль на тротуар или пешеходный переход, даже несмотря на штрафы, выросшие до 3000 рублей. Ведь схватить нарушителя за руку не так то и просто! Конечно, есть мобильные комплексы фото- и видеофиксации нарушений, так называемые парконы, однако за время прогулки ни один из них нам так и не повстречался.
Единственное исключение, где за парковкой всё-таки следят, — Тверская улица. Еще в середине октября 2012 года власти запретили на ней парковаться. Интересно, что в 2010 году парковку на Тверской уже запрещали, но потом администрация города пошла на уступки из-за протестов владельцев магазинов. Теперь же на улице почти образцовый порядок — парковочная разметка отсутствует, везде висят знаки, запрещающие остановку, за соблюдением правил бдительно следят инспекторы ГИБДД, работают эвакуаторы. Правда, оговоримся, так обстоит дело не на всей Тверской, а лишь на отрезке от Охотного ряда до Бульварного кольца. Что же до прилегающих улиц и переулков, то ситуация на них... не ухудшилась. Сейчас там, как и раньше, невозможно припарковать автомобиль.
После введения платы за парковку, власти поспешили отчитаться о результатах. За семь дней в бюджет города поступило более 700 000 рублей. Большая часть из них (434 000 рублей) были оплачены при помощи SMS и паркоматов, еще около 300 000 рублей пришлось на карты предоплаты. Интересно, что городская администрация специально сделала ставку именно на безналичные способы оплаты парковки: банкоматы принимают лишь пластиковые карты. Не удастся и дать денег парковщику, ведь их просто нет. Зато в пилотной зоне появились специальные стюарды, информирующие водителей о том, как надо правильно оплачивать стоянку.
Первая неделя выявила и слабые места нового проекта. Главным из них оказалась проблема с оплатой. Если не считать глюков программного обеспечения паркоматов, которые случаются почти с любой техникой в момент первичного тестирования, многие не могли отправить SMS из-за отключенных платных услуг у мобильного оператора. Власти обещали поработать над проблемой, а водителям посоветовали узнать у поставщика услуг сотовой связи о включённых функциях. В отдельную проблемную точку были выделены отношения с местными жителями. Сейчас они могут бесплатно парковаться в пилотной зоне, однако только в период с 20:00 до 8:00 и только при наличии электронной регистрации, оформить которую можно на сайте Московского парковочного пространства. Жителей обещали задобрить строительством новой парковки по адресу Б. Каретный ряд, д. 8, припарковаться на которой можно будет бесплатно. Кроме того, парковка во дворах останется бесплатной, а чтобы не пускать «чужаков», жители могут установить шлагбаумы. К слову сказать, сейчас открытых дворов без шлагбаумов в рамках пилотной зоны осталось только шесть, и найти их под силу, пожалуй, только коренным жителям.
В общем, на словах всё звучит неплохо. А как же на деле? Первое, на что сейчас обращаешь внимание: машин, припаркованных не по правилам, стало гораздо меньше, а сами улицы — свободнее. Впрочем, до идеала еще далеко. Некоторые всё же умудряются залезать на тротуар, другие — встают на места, предназначенные для инвалидов, третьи не обращают внимания, что на отдельных улицах парковка разрешена только с одной стороны проезжей части. Подпортило впечатление и пространство у Мосгордумы. Хотя власти и обещали, что никаких привилегий не будет, похоже, полицейские игнорируют неправильно припаркованные автомобили возле городского парламента. И всё же прогресс налицо. Особенно этот контраст чувствуется, когда переходишь из платной зоны в бесплатную.
Но, возможно, дело лишь в организации движения, а парковки можно было бы оставить и бесплатными? Вовсе нет — считает эксперт по транспортным проблемам, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» М.Я. Блинкин. По его словам, бесплатный ресурс всегда дефицитен и порождает неадекватное потребительское поведение. Всё это непременно сказывается на трафике. «Сегодня непосредственные расходы (out of pocket price) на городскую поездку «дом — работа», в среднем, ниже, чем оплата поездки на общественном транспорте с одной пересадкой. Попросту говоря, личный автомобиль — самый дешевый способ доехать из Бутово или Митино до Мясницкой. Как только город вводит плату за парковку в центре, поездка на автомобиле в центр города становится дорогим удовольствием и, соответственно, транспортная экономика немедленно приходит в соответствие со здравым смыслом: цена поездки выше, трафик — ниже», — продолжает Блинкин.
Что же касается местных жителей, то ограничения неизбежны, уверен он. «Место на улице под окном вашей квартиры — это общественное пространство, на которое у вас, увы, нет никаких эксклюзивных прав. Надо иметь в виду, что житель любого мегаполиса, принимая решение жить в центре города, прекрасно понимает, что ему либо придется покупать жилье вместе с подземным машиноместом, либо обходится без личного автомобиля...», — заметил эксперт.
При этом Блинкин уверен в правильности введения платы за парковку в центре города, однако отмечает, что никакой инновационности в данной инициативе нет — в США первые платные парковки начали появляться еще в 1930-е годы, в Европе — в 1960-е. Кстати, до сих пор ни одна из развитых стран от платы за стоянку в крупных городах для частного транспорта не отказалась.
К примеру, в Германии, чтобы оставить автомобиль в центре даже небольшого городка с населением около 80 тыс. человек придется заплатить. Как правило, оплата происходит при помощи паркоматов, причем оплаченный чек необходимо оставить в салоне под стеклом. И если по какой-то причине его невозможно прочитать или вы просто не заплатили за парковку, будьте уверены — штрафная квитанция на вашей машине появится раньше, чем вы думаете! И не пытайтесь идти в суд — в большинстве случаев, он будет не на стороне нарушителя, хотя исключения, конечно, бывают.
Справедливости ради отметим, что нарушают немцы ничуть не реже жителей России. Быть может, вы не увидите здесь парковок на тротуарах, пешеходных переходах и пожарных выездах (Feuerwehrzufahrt) — за них законодательство предусматривает жесткие штрафы. Но, к примеру, неоплаченная парковка встречается сплошь и рядом, что помогает муниципалитетам собирать больше денег в казну.
Создавая первую платную парковочную зону, московские власти явно учитывали мировой опыт. В целом направление задано верно, ведь основная цель платной парковки — снизить популярность личного транспорта для ежедневных поездок и разгрузить центр города. Однако на пути реализации проекта возникает два больших камня преткновения. Во-первых, вызывает вопросы неотвратимость наказания за нарушения — власти подняли штрафы за неправильную парковку, однако за время прогулки не было замечено ни одного «паркона», да и работающие стюарды признают, что если оставить машину «на 5 минут», то, скорее всего, ничего не будет. Во-вторых, проблему представляет общая культура и ментальность — привычка ко всему бесплатному не меняется за один день и даже год. Впрочем, некоторые паркующиеся всё же пытались заплатить... напрямую стюарду. Однако привычка решать все проблемы обходными путями — это уже совсем другая история.
Тимофей Исаев
Фото автора