НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Роуд-муви: через пол-Америки на «Рэйндж Роверах»

10 октября 2012 09:01
Идея отправиться в путешествие на автомобиле по США сразу вызывает ассоциации с кучей фильмов. Пока самолет летел 13 часов из Москвы в Лос-Анджелес, мне оставалось только гадать, на какое кино окажется похожей поездка.

Роуд-муви («дорожное кино») — один из старейших жанров, который взят на вооружение Голливудом с самых первых лет существования кинематографа. Чаще всего автомобиль, шоссе, захолустные американские городки — это антураж для драмы. Реже — для комедии. Конечно, сразу было ясно, что опасности, с которыми столкнулись персонажи картины «Беспечный ездок» 1969 года, в современной Америке нас едва ли поджидают. Из более позитивных и свежих роуд-муви почему-то в первую очередь в голову приходил Борат...

Мы отправились в США в рамках проекта Land Rover Expeditions. Суть его в том, что британский автопроизводитель решил поставить автомобильные путешествия на поток: любому желающему предлагается купить нечто вроде турпутевки, в которую может быть включена аренда машин, бензин, проживание и питание, а также сопровождение гида и инструктора по внедорожному вождению. Выбирать можно из семи мест на глобусе: Исландия, Намибия, США, Ирландия, Крым, Валдай, а также живописные северо-западные регионы России. В экспедиции по нашей стране и Украине пока можно отправиться только на собственном автомобиле (и это обязательно должен быть Land Rover), а во всех заграничных путешествиях машины предоставляются организаторами. Причем выбор модели определяется спецификой маршрута: скажем, Исландию предлагается покорять на Defender, а в Америке нам предоставили «Рэйндж Роверы» (следующим группам обещают Range Rover Sport). И это логично, ведь было бы странно подкатить к пятизвездочной гостинице в Лас-Вегасе на брутальном вездеходе. Роскошный «Рэйндж» куда уместнее. Впрочем, серьезное бездорожье нас тоже ожидало...

Впереди — путь длиной около 3 000 км, которые наш кортеж из шести Range Rover должен преодолеть за 8 дней. Но сначала мы должны были прокатиться по побережью Тихого океана. В первый день после прилета у нас было время лишь на 300 км по загруженному шоссе, ведущему от Лос-Анджелеса в сторону Санта-Барбары, но зато со второго дня начались приключения.

Неподалеку от городка Писмо Бич прямо к берегу примыкают песчаные дюны, и сюда приезжают владельцы багги и мотоциклов эндуро, чтобы от души погонять по холмам. Мы не могли отказать себе в удовольствии проверить возможности «Рэйндж Роверов» на рыхлых поверхностях.

В теории, автомобиль с пневмоподвеской, позволяющей увеличить клиренс почти до 29 см, а также понижающим рядом трансмиссии и блокировкой межосевого дифференциала способен играючи штурмовать дюны, но при двух условиях: он должен быть обут в подходящие шины, и давление в них надо понизить, чтобы увеличить пятно контакта с поверхностью. В нашем случае жесткий график не позволял даже стравить воздух из покрышек. Точнее, было, конечно, время понизить давление, но вот потом накачать 24 колеса — дело небыстрое. В общем, решили рискнуть и поехать на штатных шинах со стандартным давлением.

В парке дюн к автомобилям прикрепляют шесты с флажками для того, чтобы окружающие заранее могли увидеть, что из-за дюны вот-вот покажется машина

Мой Range Rover, поднимая в воздух шлейф песка, без видимых усилий взбирается на холмы, и ухает во впадины. Но в парке дюн, как называют этот участок побережья местные жители, кроется много коварных мест. Спустившись с большего холма и поднявшись на меньший, невозможно вернуться обратно: сцепление «асфальтовой» резины с песком очень мало, и если не можешь набрать достаточной инерции, на гору не взобраться. К счастью, дюны позволяют искать самые разнообразные пути объезда, пока окончательно не сядешь на брюхо. Но меня эта участь миновала. Десяток попыток поиска нужной траектории, и вот, наконец, я выбрался из лабиринта песчаных холмов.

От побережья наш путь лежал сразу в горы. В 370 километрах от Писмо Бич находится Национальный парк секвой — единственное место в мире, где растут эти уникальные деревья в естественной среде. Гиганты, высота которых достигает 80 метров, являются главными долгожителями среди деревьев. Возраст самого старшего из них — 3 500 лет! Эту местность в прежние времена заселяли индейцы племени Моно, и когда находишься здесь, кажется, начинаешь чувствовать ту связь с природой, которую испытывали коренные американцы, проживавшие в этих краях в доколумбовскую эпоху.

На третий день легкая автомобильная прогулка по природному заповеднику сменяется длинным перегоном: за день надо успеть добраться до Лас-Вегаса, а это 900 км пути. После череды горных серпантинов мы выезжаем на шоссе, ведущее к границе с Невадой, и далее в пустыню Мохаве, где, собственно, и расположена игорная столица Америки. Мы вроде еще не так далеко отъехали от густонаселенного тихоокеанского побережья, а вокруг уже ни души. На протяжении десятков километров не встречаются даже заправки.

В этот момент начинает казаться, будто Америка гораздо крупнее России, а людей гораздо меньше: автобан уходит за горизонт, параллельно ему тянется железнодорожная ветка, и часами не встречаются населенные пункты. Для того, кто всю жизнь ездил по европейской части России или по западным странам, это крайне непривычно. В Новом Свете очаги цивилизации перемежаются гигантскими территориями нетронутой природы, и как-то даже не верится, что по численности населения США превосходит Россию более чем вдвое.

Ближе к вечеру на горизонте вырастают небоскребы, и вот мы в Лас-Вегасе. Оставив ключи от Range Rover галантному парковщику в ливрее и поднимаясь в свой номер 56-этажной гостиницы, расположенной в самом центре города, я еще не знал, что на следующий день мне придется переселиться в палатку посреди пустыни. Нет, это никак не связано с походом в казино вечером третьего дня. Палатки на территории одинокого ранчо, вечерние посиделки у костра — все это было задумкой организаторов. Но вначале участникам Land Rover Expedition предлагается увидеть другую сторону Америки — шумную вечеринку размером с целый город. В Лас-Вегасе такая атмосфера царит семь дней в неделю круглый год.

Центральная улица, застроенная небоскребами-гостиницами и казино, кажется единым ночным клубом. Когда находишься в декорациях «Одиннадцати друзей Оушена», где играли Джордж Клуни, Брэд Питт и Джулия Робертс, и фильма «Казино», в котором блеснули Роберт де Ниро и Шерон Стоун, волей-неволей начинаешь припоминать сюжеты этих картин. В голову лезут мысли о необходимости быть поосторожнее, но уже через 10 минут напряжение улетучивается. Вживую Лас-Вегас производит впечатление не столько эпицентра страстей, сколько просто большой и вполне дружелюбной тусовки. Это, разумеется, не отменяет того факта, что проиграться тут можно по-крупному. К счастью, на следующее утро все участники нашей экспедиции были в полном сборе и без отпечатков тягостных мыслей на лицах.

Знаменитая плотина Гувера стоит прямо на границе Невады и Аризоны. При переезде через нее стрелки часов переводят на час вперед

На четвертый день нам предстояло проехать лишь 250 км, но дорожное покрытие становилось все хуже — мы уезжали в аризонскую пустыню. Через какое-то время закончился асфальт, и колонна из шести Range Rover стала поднимать такие клубы пыли, что впередиидущую машину было попросту не видно.

Дорога идет по абсолютно ровной пустыне и упирается в обрыв. Первые впечатления: это овраг невероятных размеров — один из самых глубоких в мире. А на расстоянии нескольких километров вновь видно равнину. Никаких ограждений — можешь сесть и свесить ноги, глубина тут — больше, чем высота самого высокого в мире небоскреба. На дне — узенькая река Колорадо. Это Гранд-Каньон.

Здесь нет сотовой связи, а единственное место, где можно остановиться на ночлег, — ранчо с вагончиками и палатками, устроенными по типу вигвамов, где мы и провели ночь.

Следующим утром экспедиция отъезжает на несколько десятков километров от Гранд-Каньона и попадает на знаменитую трассу Route 66. Вся американская дорожная романтика неразрывно связана с этим шоссе. Когда-то его называли главной улицей Америки, поскольку оно пересекало большую часть страны с запада на восток. Впоследствии по мере строительства современной сети американских автомагистралей некоторые участки дороги были заброшены, и покрытие на них почти полностью разрушилось и заросло травой. Другие отрезки были перестроены и стали частью трасс под другими номерами. Ну а мы проехали по бережно сохраненному участку, где в маленьких городках стараются поддерживать атмосферу, характерную для трассы 66 прежних времен. Здесь можно увидеть старинные заправочные станции и кучу ретро-автомобилей. Магазинчики торгуют разного рода байкерской атрибутикой, старыми автомобильными номерами и прочими сувенирами.

К вечеру пятого дня мы добрались до маленького аэродрома городка Пэйдж — местного центра малой авиации. В США, как известно, действуют очень либеральные нормы, касающиеся передвижения на частных самолетах, а сами летательные аппараты сравнительно доступны, и этим счастливым стечением обстоятельств пользуется огромное число людей. Но, помимо прочего, эта местность совершенно особенная, и ее стоит увидеть с воздуха. В фильме Эмира Кустурицы «Аризонская мечта» герои строили самодельный самолет, чтобы полетать над этой пустыней. Когда наша шестиместная Cessna поднялась в воздух, стало ясно, чем именно привлекал их полет над Аризоной.

Вокруг сколько хватает взгляда — оранжевый песчаник, а прямо под нами каньон, заполненный водой. Это озеро Пауэлл, которое образовалось после строительства на реке Колорадо 178-метровой плотины.

В программу Land Rover Expedition включена также поездка на катере по лабиринту каньона. Большую часть времени слева и справа водный путь ограничен отвесными стенами, но периодически встречаются пляжи с оранжевым песком

На шестой день неподалеку от Пэйджа мы спускаемся под землю. В этом месте многих озаряет мгновенная догадка: так вот где делались фотоснимки, вошедшие в наборы стандартных «обоев» для Windows 7 и Mac OS! Это так называемый Каньон Антилоп — нечто вроде пещер, промытых потоками воды в твердом песчанике.

Дальше — 500-километровый марш-бросок до штата Юта. В маленький городок Моаб мы приехали по двум причинам. Большинству туристов тут интересен Национальный парк арок. Здесь в горной породе в результате эрозии образовались естественные отверстия, некоторые скалы частично разрушились и получились своеобразные арки. Их общее число — более 2 000. Но нас же привлекал еще и уникальный внедорожный полигон, созданный самой природой.

Неподалеку от Моаба скалы из песчаника приняли форму крупных покатых бугров, по которым местные джиперы проложили трассу. Особенность ее в том, что сама по себе эта горная порода обладает отличными сцепными свойствами, а к тому же частицы покрышек проехавших тут автомобилей глубоко въелись в разогретую солнцем поверхность, в результате колеса машины буквально липнут к ней. Наши Range Rover карабкаются по головокружительным подъемам, проезжают по очень узким гребням холмов и медленно скатываются почти по отвесным спускам — и все это без малейшего намека на скольжение или пробуксовку!

На восьмой день у нас остается время лишь на то, чтобы домчать до соседнего штата Колорадо и взобраться высоко в горы к горнолыжному курорту Теллурайд. Осенью он, конечно, ничем не интересен лыжникам, и, тем не менее, краткое знакомство с городом дает возможность утверждать: сюда стоит заглянуть, даже когда снег еще не выпал (ну или уже растаял). Это одно из уютнейших местечек, где сохранилась старая застройка в стиле маленьких европейских городков. Местные жители подчеркивают свое гостеприимство тем, что весь центр городка увешан флагами разных стран, и российский тут тоже есть.

Пришла пора оставить Range Rover на парковке у миниатюрного аэропорта. Кстати, это самый высокогорный аэродром в США: над уровнем моря он возвышается на 3 000 м. Ну а дальше — три авиаперелета (через Денвер и Нью-Йорк), и вот мы в Москве.

Фотографии, наверное, говорят сами за себя: путешествие по легендарным местам США — это потрясающее приключение. Ну а теперь о грустном: стоимость такой путевки в рамках Land Rover Expeditions — $9 800, причем в эту сумму не входят авиабилеты. Любой, кто пробовал самостоятельно организовывать путешествия, бронируя гостиницы и автомобили через интернет, знает, что при желании всегда можно уложиться в гораздо более скромный бюджет. Но для тех, кто питает любовь именно к внедорожникам британской марки и хочет совершить на таком автомобиле сложное, но увлекательное путешествие в компании с инструктором по внедорожному вождению и гидом, досконально знающим даже самые далекие от цивилизации уголки Калифорнии, Невады, Юты и Колорадо, участие в проекте Land Rover Expeditions будет оптимальным вариантом.

Павел Ёлшин
Фото автора и Алексея Барашкова