Сентябрь ознаменовался падением продаж автомобилей в Европе — производители не могут освободить свои склады, дают колоссальные скидки и все равно теряют деньги. А России кризис нипочем.
Открывшийся на прошлой неделе в Париже международный автосалон многие наши коллеги назвали пиром во время чумы — на все блестящие премьеры легла тень очередного экономического кризиса. Падение продаж машин в Европе, которое весной никого всерьез еще не пугало, сейчас стало главной темой для всех производителей. На складах, как и в 2008 году, скопились тысячи никому не нужных автомобилей, а потенциальным покупателям сейчас не до приобретения транспорта.
В начале года отечественные аналитики опасались, что кризис захлестнет и Россию, ими озвучивались даже совсем пессимистичные прогнозы вроде падения продаж на 20%. Теперь же стало ясно, что никакого спада не будет, даже наоборот — рост превысит все самые смелые ожидания. Так, например, специалисты агентства «Автостат» в январе предполагали, что продажи новых автомобилей в России вырастут на 5-10%, теперь же они изменили свой прогноз и уверены, что десятипроцентная прибавка — это не возможный максимум, а гарантированный минимум. Расчеты чиновников Минпромторга впечатляют еще больше — они обещают рост до 15% по итогам 2012 года.
При этом эксперты «Автостата» подсчитали, что до 70% машин, реализованных в России в текущем году, произведены на наших заводах. Это значит, что мы теперь практически не зависим от импорта и, соответственно, от европейского рынка, переживающего тяжелые времена. Эта статистика свидетельствует и о том, что меры, придуманные нашими властями во время кризиса 2008-2009 годов, неожиданно для многих оказались эффективными. Можно всерьез порадоваться не только за автопроизводителей, которые продолжат получать прибыль в нашей стране, но и за рабочих на многочисленных заводах иностранных фирм — они сохранят свои места.
Правда, аналитики пока опасаются делать прогнозы на следующий год, все-таки не исключая возможность того, что отголоски европейского кризиса отразятся и на нашем рынке. О том, что ситуация меняется не в пользу продавцов новых машин, свидетельствует и статистика продаж подержанного транспорта. Спрос на бывшие в употреблении машины все больше и больше: с начала года он вырос на треть по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.
Этому способствуют российские банки, которые, наконец, освоили выдачу кредитов на покупку автомобилей на вторичном рынке. Причем многие специалисты отрасли сходятся во мнении, что в нынешней ситуации вовсе не спрос стал причиной появления разных кредитных предложений, а наоборот, доступные заемные программы стимулировали рост продаж подержанных машин.
Сюрпризом сентября стали последствия введения утилизационного сбора, вернее, их полное отсутствие. Сколько было разговоров о том, что это решение российских властей приведет к неминуемому росту цен на новые автомобили — но этого так и не произошло. Кто хотел переписать прайс-листы — сделал это в августе. А в первый месяц осени 2012 года почти никто из производителей не поднял цены! И это при том, что весной и летом прайс-листы переписывались еженедельно, с лихвой перекрывая инфляцию и безо всяких новых сборов.
Собственно, понимания, что же произошло на самом деле, в автомобильном бизнесе нет до сих пор. Наш источник в одной из компаний-производителей утверждает, что утилизационный сбор все-таки ударил по производителям малолитражек, и автомобили на самом деле должны бы подорожать, но продавцы пока выжидают. Они боятся, что рост цен повлияет на спрос, и многие взяли паузу, чтобы посмотреть на действия конкурентов. Если это так, то новые прайс-листы должны появиться уже в октябре-ноябре.
В сентябре же значительные изменения в ценовой политике были только у единичных марок. Прежде всего, речь об Opel — в прошедшем месяце у немцев закончились почти все специальные акции, длившиеся аж с весны. В результате, теперь, например, трехдверный хэтчбек Corsa стоит минимум 514 000 рублей против прежних 455 000. Седан Astra предыдущего поколения, который сейчас продается с приставкой Family, перешагнул очередной психологический рубеж, за эту машину теперь просят от 609 650, тогда как совсем недавно ее предлагали за 579 650.
Дороже стала и модель Insignia, теперь ее стоимость начинается с 777 000 рублей. А еще пару месяцев назад автомобиль продавался за 747 000 рублей. Та же участь постигла и кроссовер Opel Antara: 1 036 000 вместо 1 020 000 рублей. Неизменной осталась лишь цена хэтчбека Astra нового поколения: повышать цену на самый популярный свой автомобиль немцы пока не рискнули, тем более, что речь идет о рестайлинговой машине, которая только что появилась в продаже. Такая же ситуация и с новым компактным кроссовером Mokka — продавцы не осмелились попросить больше за автомобиль, который еще даже не появился на дорогах.
Кстати, если раньше марки Opel и Chevrolet координировали свою ценовую политику, то сейчас по каким-то причинам ситуация поменялась. Стоимость всех автомобилей из модельного ряда Chevrolet осталась такой же, за исключением бюджетного Cruze. Он-то как раз подорожал по сравнению с летом, теперь за хэтчбек просят 576 000 рублей, то есть его стоимость увеличилась на 14 000 рублей.
Хотя и по нашим расчетам, и по данным производителей, больше всего пострадали от введения утилизационного сбора компании, делающие ставки на бюджетные малолитражки, в сентябре за повышение цен взялись премиум-марки. Примерно одинаковый рост запросов демонстрируют бренды Cadillac и Infiniti. Так, еще три недели назад за седан Cadillac CTS просили от 1 499 000 (правда, в рамках спецпредложения, как это любят в концерне General Motors), но сейчас он уже стоит 1 790 000 рублей! Сопоставимо подорожали и другие модели Cadillac. Цена кроссовера SRX выросла до 2 050 000 рублей с прежних 1 875 000, а купе CTS подорожало с 1 702 000 до 2 052 000 «деревянных».
Аналогично скорректировали в сентябре и прайс-лист маркетологи Infiniti. На сто тысяч подорожал седан Infiniti G, сейчас он стоит 1 595 000, а в первых числах сентября эту модель предлагали купить за 1 495 000 рублей. На кроссовер FX цена тоже выросла, но уже на двести тысяч: с 2 374 000 до 2 574 000 рублей. Бизнес-седан Infiniti M можно купить уже за 1 900 000 — это против прежних 1 795 000 рублей. Флагманский вседорожник QX с 3 595 000 подорожал до 3 755 000 рублей.
Кстати, другие премиум-производители пока что не допускают подобных скачков цен. Например, седан BMW 3 серии продолжают продавать по ценам, объявленным еще в ноябре прошлого года. Как стоила тогда машина с базовым дизельным двигателем от 1 475 000 рублей, так и стоит сейчас. Марка Audi цены все-таки корректировала, но не так угрожающе, как Cadillac и Infiniti. Например, в начале года за базовый седан A4 немцы просили минимум 1 130 000 рублей, а сейчас его получится приобрести за 1 160 000. На столько же прибавило в цене и спорткупе RS5 — 3 741 600 против весенних 3 710 000.
Отследить ценовую политику Mercedes-Benz на порядок сложнее: российское представительство марки предлагает множество специальных акций, и из-за них стоимость машин колеблется. В сентябре компания предлагала особые условия на покупку внедорожников GL-класса, например, дизельную версию GL 350 CDI можно было купить за 2 990 000 рублей. Остались акции и сейчас, так, седан C180 предлагают за 1 390 000 рублей, а спорт-пакет AMG дают в подарок.
Кстати, специальные акции, похоже, возвращаются в Россию после весенее-летнего передела рынка. Пока что они остаются уделом топовых брендов — тех же Mercedes-Benz, Audi, BMW. Jaguar предлагает льготный кредит, Lexus делает акцент на специальных сервисных предложениях. По этому пути пошли и некоторые более «народные» марки: Citroen и Subaru дарят зимние шины, Peugeot раздает подарки на официальных СТО.
Популярным сразу у нескольких компаний стало предложение автоматической коробки передач по цене механической — такой слоган звучит заманчиво, но зачастую условия акции распространяются только на машины с определенными датами выпуска. Впрочем, все равно при желании можно найти некоторые модели с чувствительными скидками, хотя бонусы чаще всего и не перекрывают всех подорожаний этого года.
Прогнозы на будущее сейчас делать никто не рискует. Производители продолжают стращать тем, что вот-вот поднимут цены из-за введения утилизационного сбора, но если европейский кризис дойдет все-таки до нас, то стоимость машин, наоборот, придется снижать, чтобы избежать затоваривания складов. Однако ждать этого смысла не имеет, ведь даже в 2008 году, когда кризис всем был очевиден, выгодные предложения на дороге не валялись.