НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Итоги августа: машины становятся роскошью

10 сентября 2012 12:00
Каждый месяц с начала этого года автопроизводители поднимают стоимость своей продукции. Изменения на рынке уже приобрели лавинообразный характер, и автомобиль, похоже, скоро снова станет роскошью для большинства наших сограждан

Каждый месяц с начала этого года автопроизводители поднимают стоимость своей продукции. Изменения на рынке уже приобрели лавинообразный характер, и автомобиль, похоже, скоро снова станет роскошью для большинства наших сограждан. А власти тем временем рапортуют о стабильности...

Конца августа многие эксперты и участники автомобильного рынка ждали с опаской. Напомним, с 1 сентября в России начал действовать утилизационный сбор. Это новая подать, при помощи нее власти пытаются компенсировать потери от снижения таможенных пошлин, на которое чиновники скрепя сердце пошли по настоянию Всемирной торговой организации. Когда стали известны ставки по новому сбору, оказавшиеся неплохо продуманными и не слишком грабительскими, появилась надежда, что стоимость машин не вырастет.

Ставки эти оказались такими, что утилизационный сбор в большинстве случаев лишь покрыл разницу в стоимости между автомобилями, ввезенными по прежним таможенным пошлинам, и машинами, импортированными по новым. Пошлины снизили — сбор ввели. Хотя методика расчета разная, но суммы оказались почти одинаковыми. Да, есть отдельные модели, цена которых и правда имеет право вырасти из-за утилизационного сбора, — но всего на пару-тройку тысяч. При этом, как ни странно, автомобилей, которые, в теории, должны подешеветь, гораздо больше! К этой категории относятся многие мощные легковые модели.

Поскольку ставка утилизационного сбора зависит только от объема двигателя, а при взимании пошлин учитывалась еще и цена автомобиля, то некоторые модели могли бы подешеветь. Например, с цены купе Chevrolet Camaro в теории можно было бы сбросить несколько десятков тысяч рублей

Но беспристрастные расчеты — это одно, а реальность российского рынка — совсем другое. Цены на автомобили пошли вверх. Правда, пока только три компании решили обозначить свою ценовую политику в официальных заявлениях. В начале августа российское представительство Volvo опубликовало прайс-лист на автомобили 2013 модельного года. В среднем, все шведские модели подорожали на 1,5%, хотя производитель и оправдывает это появлением на машинах нового оборудования и опций.

Седан Volvo S60 теперь стоит от 1 099 000 рублей — рост цены в компании не очень убедительно объясняют появлением опциональной системы распознавания дорожных знаков

Вторым производителем, поднявшим цены на те же средние 1,5%, стала компания Toyota, недавно объявившая об этом официально. Японцы не ссылаются на какое-нибудь новое оборудование, а прямо говорят, что машины подорожали из-за утилизационного сбора. Третья компания, выступившая с заявлением по поводу ценовой политики, — это Jaguar Land Rover. Российское представительство с гордостью сообщило, что стоимость машин обеих британских марок с введением нового государственного платежа не изменится.

Автомобили марок Jaguar и Land Rover не будут дорожать, потому что производитель намерен взять на себя обязательства по утилизации транспортных средств. Как именно и где будут уничтожать старые британские машины, пока не сообщается

А вот концерн Nissan решил никак не оповещать потенциальных покупателей об очередных изменениях в прайс-листе, но в августе все-таки переписал ценники. Больше дилеры попросят за модель Nissan Murano. Еще месяц назад кроссовер можно было купить за 1 549 000 рублей, а теперь он обойдется минимум в 1 590 000 рублей.

Всего за восемь месяцев этого года Nissan Murano успел прибавить в цене почти 170 000 рублей

Маркетологи Volkswagen, которые долгое время, аж с весны, воздерживались от пересмотра ценовой политики, с введением утилизационного сбора тоже не выдержали и скорректировали стоимость многих машин из текущего модельного ряда марки. Volkswagen Golf подорожал с 551 000 рублей до 603 000 рублей. За седан Polo вместо 429 100 рублей попросят 441 500, а вот Passat прибавил в цене всего 2 000 рублей. Phaeton подорожал еще меньше — на 1 000 рублей.

В концерне Volkswagen предпочитают повышать цены пореже, но сразу на все модели. Это касается и марки VW, и бренда Skoda, который скорректировал стоимость машин два месяца назад

В российском представительстве Ford повышают цены уже не первый раз за этот год. Теперь коррекция коснулась почти всех моделей, кроме, конечно, популярного Focus. Этот автомобиль американцы боятся трогать отчасти из-за жесточайшей конкуренции в сегменте С, а отчасти потому, что подорожание знаменитой модели может негативно отразиться на имидже компании. Зато вот за Ford Fiesta производитель теперь попросит на 7 000 рублей больше: раньше компакт продавался по 590 000, а теперь — минимум за 597 000.

Стоимость компакта Ford Fiesta поднялась буквально накануне премьеры обновленной модели. Не логичнее ли было бы дать скидку?

Дороже стал и Ford Mondeo, вместо прежних 727 500 за этот седан придется заплатить уже 748 500 рублей. Выросла и стоимость минивэна S-MAX, теперь он обойдется в 1 035 500 рублей, хотя еще месяц назад эту модель можно было купить за 1 022 000. Более крупный однообъемник Galaxy тоже подорожал — до 1 069 500. А вот популярный кроссовер Kuga, как ни странно, теперь стоит чуть меньше, чем раньше, — 959 000 рублей против 1 012 000 рублей в июле.

В компании Peugeot к пересмотру прайс-листов, похоже, отнеслись ответственно, — французы тщательно вычислили разницу между пошлинами и утилизационным сбором, и в итоге в их модельном ряду подорожала только одна модель, а две — подешевели. Выросла цена на хэтчбек 308: за него теперь просят минимум 539 000 рублей, тогда как месяц назад автомобиль был на 20 000 дешевле. А вот седан 508 и кроссовер 4007 обойдутся каждый на 5 000 рублей дешевле, чем в июле.

Peugeot 508 — один из немногих подешевевших автомобилей. Раньше за него просили от 814 000 рублей, а теперь этот седан продается по цене от 809 000

Если бы мы занимались сбором статистики по российскому авторынку в целом, то стоило бы учитывать стоимость всех новых моделей, появившихся в нашей стране в последнее время. Ведь каждый, даже небольшой рестайлинг — повод для корректировки прайс-листов, а если в продаже появляется автомобиль следующего поколения или полностью новая модель, то стоимость оказывается значительно выше текущей ценовой планки на аналогичные машины. То есть расходы покупателей на приобретение легкового транспорта в России растут каждый месяц. А вот на сколько именно — это большой вопрос.

Новая модель всегда дороже предшественника. Например, кроссовер Hyundai Santa Fe: модель предыдущего поколения в базе стоила от 1 290 000 рублей, а за новинку попросят уже минимум 1 299 000 рублей. Топовая же версия прибавила в цене аж 400 000 рублей!

По данным Росстата, в августе стоимость автомобилей у нас увеличилась в среднем на 0,2%. Этот показатель многие эксперты считают заниженным, критикуя государственную методику исследования рынка. К примеру, аналитики Росстата утверждают, что за целый год машины подорожали всего на 3,4%, тогда как иностранные специалисты из агентства Ernst & Young приводят другие данные: с 2011 года автомобили прибавили в цене в среднем 12%.

Из-за постоянного роста цен на автомобили в нашей стране намечается еще одна тенденция — увеличение спроса на подержанные машины. В среднем по России покупательская способность мало изменилась, а старый транспорт перепродается сейчас по ценам, близким к его первоначальной цене 3-5 лет назад. Продавцы уже успели заметить эту тенденцию, и сейчас российские представительства зарубежных компаний активно развивают сервисы по реализации автомобилей с пробегом. Официальные дилеры стремятся взять контроль над этим пока еще диким рынком. В принципе, в этом нет ничего плохого, потому что при покупке подержанного транспорта в крупной компании шансы клиента не нарваться на обман значительно повышаются. Правда, пока что больше внимания этой сфере уделяют премиум-производители, да и результаты этой работы отразятся на авторынке не раньше, чем через год-два.