НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафов

Гран-При Монако. Гонка вокруг казино

18 июня 2012 10:16
Мы не просто побывали на легендарной гонке, но и смогли заглянуть за кулисы мира «королевы автоспорта» благодаря программе Johnnie Walker: Step Inside The Circuit

Аэропорт Ниццы, паспортный контроль, багаж. Но дальше мы направляемся не в сторону паркинга, откуда обычно начинаются тест-драйвы новых моделей, а к стойкам... вертолётного такси! Спустя четверть часа микроавтобус отвозит нас на площадку, а ещё через 10 минут «вертушка» плавно садится в Монако. Роскошь? Необходимость. Проехать по средиземноморскому княжеству в эти жаркие деньки — задача непростая. Но причина транспортного коллапса благородная. Гран-При Формулы 1! И мы не просто побывали на легендарной гонке. В рамках программы Johnnie Walker, которая называется Step Inside The Circuit, нам удалось заглянуть за кулисы мира «королевы автоспорта». Подробности — в фоторепортаже.

Антураж

Вертолёт из Ниццы в Монако обойдётся в 110 евро с человека. На первый взгляд — не так и мало, ведь в обычном такси стоимость проезда делится на количество пассажиров. Но, во-первых, путь занимает всего несколько минут, а, во-вторых...
...взгляду открываются прекрасные виды на княжество
Территория Монако составляет всего 2 квадратных километра. Однако прогулка по карликовому государству полна сюрпризов. Попытка быстро добежать до фан-зоны от отеля может претерпеть неудачу. И причина не только в перекрытии улиц на время проведения многочисленных гонок поддержки и заездов Формулы 1. Рельеф! Одна улица запросто может быть выше другой на 30-40 метров. Так что не лишним будет обзавестись картой, где указано расположение лестниц и лифтов. И запасайтесь удобной обувью!

Трасса и немного истории

И кому только пришла в голову совершенно фантастическая идея гоняться по тесным улочкам крохотного государства? Наверное, стоит благодарить французских чиновников из Ассоциации признанных Автомобильных клубов (по сути, предвестницы современной FIA) и группу обиженных монегасков. Суть в том, что в Париже им отказали в регистрации Автоклуба Монако в 1925 году — мол, у вас же не проходит ни одной гонки (ралли не в счёт, так как спецучастки находятся на территории Франции). Но Александр Ногез и его сын Антони не пали духом. Они придумали проект проведения Гран-При прямо по улицам Монте-Карло! Ногез показал его местному гонщику, Луи Широну, а князь Луи Второй поддержал идею, выделив деньги из казны на модернизацию дорог.

Трасса в Монако — единственная в календаре Формулы 1, которая не претерпела глобальных изменений с 1950 года. Сделать это просто физически невозможно. Кстати, несмотря на близость отбойников и сложность, аварий с летальными исходами здесь было совсем мало. Бывало, что машины вылетали в воду, пробивая ограждения, но всё заканчивалось благополучно. Причина — в низкой средней скорости. Только Гран-При Монако имеет дистанцию гонки 260,52 км. Иначе она попросту не уложится в двухчасовой лимит проведения

Первый Гран-При Монако успешно прошёл в 1929 году, а с 1955-го навсегда прописался в календаре Формулы 1 (хотя дебют в «королевских гонках» состоялся в 1950-м). Этап быстро стал самым престижным в чемпионате — сложнейшая трасса с практически полным отсутствием зон безопасности бросает серьёзный вызов пилотам, а атмосфера светского мероприятия делает Гран-При Монако ещё и самым важным с точки зрения имиджа и спонсорских контрактов. Победить в «гонке вокруг казино» мечтают не только все пилоты, но и руководители команд, приглашающие в паддок важных персон, звёзд шоу-бизнеса и прочую элиту общества.

Команда McLaren — самая успешная на улочках Монте-Карло, на её счету 15 побед. Шесть из них, причём подряд (!), завоевал Айртон Сенна. Этот рекорд не побит до сих пор — даже Михаэль Шумахер выигрывал здесь пять раз

Именно на этих улицах родилась легенда Айртона Сенны — он едва не выиграл здесь в год дебюта в Формуле 1 (1984 год), когда под проливным дождём обогнал Алена Проста и умчался вперёд. Но гонку тут же остановили по соображениям безопасности и победа досталась французу, так как результаты считали по предыдущему кругу. Можно было представить разочарование молодого бразильца! Впрочем, Волшебник сполна отыгрался за это досадное поражение, победив в Монако ещё шесть раз, причём подряд.

Знаменитая шпилька трассы Гран-При Монако неоднократно меняла своё название. Сначала её именовали Station Hairpin, так как рядом был расположен железнодорожный вокзал. Но затем вокзал снесли, а на его месте построили отель Loews. Впрочем, и это имя продержалось не слишком долго — шпильку переименовали в Grand Hotel Hairpin, а сейчас она называется Fairmont Hairpin
Несколько лет назад зона пит-лейн в Монако была серьёзно расширена, однако болидам многочисленных гонок поддержки (а это GP3, GP2 и Мировая Серия Renault) там места нет. Просыпались мы от того, что мимо нашего отеля ехал вот такой «боевой» караван!

Ночная прогулка

Пробыв пару часов на вечеринке, проходящей на яхте благотворительного фонда Дженсона Баттона, и увидев самого чемпиона мира, мы решили прогуляться по трассе Гран-При Монако. Днём это сделать невозможно из-за перекрытий, поэтому полный круг мы совершили ночью. Захватывающие ощущения — почти 20 лет я смотрел на это исключительно через экран телевизора, а сейчас вдруг получил возможность прикоснуться к едва остывшему после квалификации асфальту. И сразу вспоминаешь все те многочисленные события, происходившие на трассе.

Ночной Монако не спит! Со всех пришвартованных в гавани яхт доносится музыка, а трасса освещается многочисленными цветными огнями кафе, баров, ресторанов и клубов. Кругом толпы людей, вся набережная от шиканы до «Раскасса» гудит, тусуется и «зажигает»
У «Бассейна» — памятник Луи Широну, единственному гонщику Формулы 1 родом из Монако и старейшему пилоту, принявшему участие в Гран-При Монако (тогда ему было 58 лет). Здесь же Широн и скончался в 1979 году — ровно 50 лет спустя первой гонки на этих улицах. А между «Раскассом» и поворотом, носящим имя Антони Ногеса, стоит бронзовый Хуан-Мануэль Фанхио, первый победитель Гран-При Монако в рамках Формулы 1. Правда, легендарный пятикратный чемпион запечатлён вместе со своим «Мерседесом» W196, хотя выигрывал он здесь за рулём Maserati и Alfa Romeo.

В исчерченном шинами прямо у бетонной стены повороте Anthony Noghes приютилась и табличка DRS — тут уже можно «открывать» заднее антикрыло, чтобы попытаться обойти соперника на стартовой прямой. Но, пройдя по ней, понимаешь — сделать это не так-то просто. Прямик совсем короткий, да ещё и с изгибом. Тут особо не разгуляешься. А после первого поворота Saint Devote начинается подъём к Massenet, к знаменитому казино Монте-Карло. И подъём-то крутой! Поверьте, телевизионная трансляция совершенно не передаёт рельеф в этом месте.

Субботним вечером возле казино, конечно же, не протолкнуться. Ferrari, Lamborghini, Bentley, Rolls-Royce всех мастей — есть на что поглазеть. Но мы идём дальше и начинаем спускаться к Mirabeu. И на этом спуске — знаменитая кочка, отполированная днищами различных «формул». Трасса поворачивает направо и утыкается в отель Fairmont. Вот она — самая медленная «шпилька» в календаре Формулы 1. И тут же — пробка из Ferrari! А как вам Shelby Cobra?

Дальше короткий участок с парой правых поворотов, и трасса уходит в знаменитый тоннель. Здесь тоже «дров наломали». Тут же вспомнилась авария Михаэля Шумахера и Хуана-Пабло Монтойи, когда пелотон уже выстроился за машиной безопасности, а на выходе «уснувший» Кими Райкконен лишил четвёртого места Адриана Сутиля на Force India за несколько кругов до финиша. Да и в самой шикане жёсткими авариями отметились и Карл Вендлингер в 1994-м, что едва не стоило ему жизни, и Дженсон Баттон с Серхио Пересом в недавнем прошлом. В этом году поворот перестроили — спилили пару деревьев и перенесли барьер на несколько метров дальше. Впрочем, на квалификации Жан-Эрик Вернь всё-таки оставил там обломки переднего антикрыла. Жаль, карбоновых осколков мы не нашли — трассу уже почистили. На полный круг по трассе ушло примерно 40 минут — за это время пилоты Формулы 1 проехали бы в 30 раз больше.

За сценой

Вот они — главные прелести программы Step Inside The Circuit. Мы встретились с тремя чемпионами мира — Дженсоном Баттоном, Льюисом Хэмилтоном и Микой Хаккиненом. Правда, британцы лишь поприветствовали нас короткой речью и ответили на несколько заготовленных вопросов — им надо было готовиться к гонке после квалификации. Что здесь делает Мика? Оказывается, сейчас финн является послом Johnnie Walker, ратующим за ответственное потребление алкоголя. Но говорили мы с Хаккиненом совсем не о спиртном, хотя его соотечественник Кими Райкконен наверняка мог бы поведать что-то интересное и на эту тему.

Финн, который побеждал в Монако в 1998 году, посетовал, что Формула 1 стала слишком серьёзной и «закрытой», а развитие техники и появление безопасных современных автодромов уменьшило цену возможных ошибок. Своими же любимыми поворотами в Монако Мика назвал быструю секцию «Бассейн» и «Раскасс» — правую дугу вокруг одноимённого кафе. А лучшими в Монако Хаккинен считает Айртона Сенну и Михаэля Шумахера. Разумеется, после этого нельзя было не спросить его о возвращении Михаэля, с которым у Мики связано немало воспоминаний (взять хотя бы тот фантастический обгон в Бельгии в 2000 году). Хаккинен оказался настроен скептически на этот счёт — он считает, что Шумахер вернулся зря. Эх, Мика, а ведь на следующий день Михаэль взял поул-позицию, 69-ю в карьере и первую за Mercedes AMG.

На сладкое нас ждала мечта любого болельщика Формулы 1 — доступ в паддок и на пит-лейн! И это на Гран-При Монако — самом «гламурном», самом престижном этапе чемпионата. Честно говоря, поначалу кажется, будто ты во сне. Люди, которых до этого видел лишь на обложках журналов и экранах телевизоров, вдруг ходят вокруг тебя — пилоты прошлого и настоящего, звёзды спорта и шоу-бизнеса. Причём это стало сюрпризом для нас — в программе о прогулке по пит-лейн не было ни слова. Побольше бы таких неожиданностей!

В нашем отеле жила ещё и команда Caterham, поэтому неудивительно, что как-то утром мы столкнулись и с Хейкки Ковалайненом, и с Виталием Петровым. Правда, Виталий торопился на субботнюю тренировку, поэтому надел шлем и был таков. А уже в паддоке, перед гонкой, мы встретили «российский голос Формулы 1» — комментатора Алексея Попова
В боксах команды Mercedes AMG Petronas был замечен футболист Бастиан Швайнштайгер («Бавария Мюнхен»), а в этот момент механики Sauber катили мимо болид С31 с логотипами «Челси» и поздравлениями в честь победы в финале Лиги Чемпионов как раз над «Баварией». Туда же пришёл и Сэм Бёрд, только что выигравший гонку в Мировой Серии Renault
Мимо меня на самокате промчался... Михаэль Шумахер, который выбрал вот такой способ передвижения для возвращения с парада пилотов. А гостем команды Force India был Антонио Бандерас! Встретили мы и пилотов «в отставке» — Дэвид Кулхард, Дэймон Хилл и Джонни Херберт ныне комментируют для телеканала Sky Sports, а в тот момент они брали интервью у... Эдди Джордана. Эх, 90-е...
На несколько минут нас даже допустили в боксы McLaren Mercedes, где механики проводили финальные проверки машин перед предстоящей гонкой и провели пару симуляций пит-стопов

Гран-При

Юбилейный, 70-й Гран-При Монако оказался пресным. Михаэль Шумахер, который накануне неожиданно для многих взял «поул», из-за штрафа в 5 позиций стартовал лишь с 6 места и опять попал в «замес» с Романом Грожаном. Впрочем, на гонке семикратного чемпиона это вряд ли сказалось — немец в итоге сошёл из-за проблем с топливным насосом. Победу уверенно одержал Марк Уэббер, вторым остался Нико Росберг, в тройку ворвался Фернандо Алонсо, а в Red Bull смогли компенсировать девятое место Себастьяна Феттеля в квалификации смелой тактикой — Себ приехал четвёртым. Для McLaren-Mercedes этап не сложился — Хэмилтон откатился на пятую позицию, а Дженсон Баттон и вовсе вряд ли хочет вспоминать эту гонку, британец всю дорогу плёлся за Хейкки Ковалайненом, а незадолго до финиша и вовсе сошёл.

На время заездов Формулы 1 и гонок поддержки яхты швартуют на расстоянии от берега во избежание вылетов в них автомобилей. Думаете, глупости? Всего лишь меры предосторожности — в истории Гран-При Монако уже были подобные происшествия. К счастью, внезапные «ванны» заканчивались для пилотов без последствий
Кто сказал, что смотреть живьём Формулу 1 не так интересно, как по телевизору? В Монако людьми усыпано всё — трибуны, склоны скал, балконы отелей, баров, ресторанов, квартир, палубы яхт. Атмосферу и звук моторов не передаст никакая ТВ-картинка. К тому же, если напротив есть большой экран, то и информативность не страдает
А если экрана нет, то можно взять напрокат вот такой «девайс». Называется он Kangaroo TV и умеет показывать не только телевизионную трансляцию, но и до 4 «онбордов» на выбор (их можно выводить одновременно), времена по секторам, новости и прочую полезную информацию вроде положения в чемпионате или описания трасс, команд и пилотов
Марк Уэббер уверенно контролировал ход гонки в Монако. Правда, незадолго до финиша начал накрапывать дождь, и Марк собрал «паровозик» из Росберга, Алонсо, Феттеля и Хэмилтона. Но нервы у австралийца не дрогнули, и он смог довести дело до победы, восьмой в карьере и уже второй на улочках Монте-Карло

А сразу после финиша небеса разверглись и пошёл ливень. Он мог бы вмешаться в ход гонки, но, видимо, в небесной канцелярии решили пожалеть пилотов и не повторять события Гран-При Монако 1996 года, когда до финиша доехало всего четыре машины. Тогда свою единственную победу в карьере одержал Оливье Панис, стартовавший аж четырнадцатым, и это, кстати, абсолютный рекорд для Монако. Годом спустя Мика Сало увидел отмашку клетчатым флагом, проехав всю дистанцию без единого пит-стопа. На этой трассе возможно всё!

Вспомнилась и поистине детективная история с исчезновением бриллианта за 250 тысяч долларов с носового обтекателя Jaguar в 2004 году после аварии на втором круге. В боксы повреждённую машину доставили уже без драгоценного камушка. В McLaren также не гнушались работать с мастерами «блестяшек», но предусмотрительно использовали алмазы лишь в оформлении шлемов пилотов. Разве можно себе представить подписание контракта с ювелирами на каком-то другом этапе? Едва ли. Поэтому в будущем Гран-При Монако не сомневается никто — в этом крохотном уголке на берегу Средиземного моря тесно переплетены спортивные легенды и беззаботная светская жизнь.

Вадим Гагарин
Фото автора, Романа Веденисова и команды McLaren-Mercedes