НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Бессмертные "ГАЗики"

4 июня 2012 16:09
Работники второй смены Горьковского автозавода были немало изумлены, когда по дороге к проходной после работы увидели движущиеся по заводской территории старые «Волги»

Работники второй смены Горьковского автозавода были немало изумлены, когда по дороге к проходной после работы увидели движущиеся по заводской территории старые «Волги». Еще бы! Впервые в России проводилось не просто ночное ретро-ралли, а соревнование на заводской территории.

Motul Собрание классических автомобилей ГАЗ в полном составе на автодроме «Нижегородское кольцо». Статус мероприятия задают даже не лакированные «Волги» и «Чайки», а модели до 1945 года (их было десять экземпляров) и уникальные экземпляры малотиражных машин

Второе ежегодное «Motul Собрание классических автомобилей ГАЗ» состоялось 24-26 мая этого года. Организаторы мероприятия, Иван Падерин и Александр Лекае, приложили все усилия, чтобы нынешняя встреча владельцев автомобилей, выпущенных Горьковским автозаводом в разные годы своего существования, отличалась от прошлогодней. Им это удалось — таково было единодушное мнение всех участников.

Первый в истории старт «Янтарных Волг» за пределами Прибалтики — возрождение самой престижной в СССР гоночной серии. Тридцать машин в одном заезде — это рекорд для современных российских автодромов

Одним из таких отличий стал этап соревнования «Dzintara Volga» — «Янтарная Волга», который проходил в рамках «Motul Собрания» на трассе «Нижегородское кольцо». Впервые шоссейно-кольцевые гонки под этим названием были организованы рижским таксопарком еще в 1963 году. Воссозданная в Латвии два года назад, «Янтарная Волга» стала первой на постсоветском пространстве кольцевой гонкой на исторических автомобилях. В нынешнем году «Волги» вышли уже на российский кольцевой автодром, чтобы в реальной борьбе возродить дух легендарного соревнования. И это им вполне удалось. Когда полтора десятка машин с ревом подошли к первому повороту, у многих замерло сердце. Визг резины, «врубаемые» с лязгом пониженные передачи — в исполнении газовских «старушек» (среди которых даже была одна «двадцать первая») все это смотрелось гораздо эффектнее, чем знаменитая Формула 1 на экране телевизора. Результат? Победила дружба — из двух заездов первый был «взят» латвийским спортсменом, а второй финиш достался нижегородскому гонщику, который на одном из последних кругов смог по внутреннему радиусу войти в поворот раньше соперников, не оставив прочим шансов на победу.

У владельцев ретро-автомобилей были свои соревнования и свои задачи. Если в заездах на регулярность движения по «Нижегородскому кольцу» от них требовалось лишь точно выдерживать постоянное время прохождения каждого круга в течение всего заезда, то ночное ретро-ралли по территории ГАЗа, с которого для энтузиастов и началось нынешнее мероприятие, потребовало и смекалки, и надежной штурманской работы, и острого зрения. Кроме собственно ориентирования (как смеялись организаторы — дальше заводской проходной все равно никто не уедет!), потребовалось выполнить несколько простейших дополнительных соревнований (ДС), порой весьма остроумных. Вот перед участником задача — на историческом прессе, установленном в качестве памятника, подобрать гайку под один из четырех рожковых ключей. На первый взгляд задача простая. Но в темноте, да за 15 секунд, да и гаек было разбросано немало... Именно поэтому многие, не глядя, совали ключ в первую попавшуюся гайку, потому как «не попал» оценивалось меньшим штрафом, чем «не уложился в заданное время».

Ночное штурманское ралли на «малой родине» машин — территории завода ГАЗ — проводилось впервые

Ну а победителем соревнования оказался экипаж под руководством Ольги Пивцаевой — единственной женщины-водителя во всем «Motul Собрании». Ольга, кстати, незадолго до старта получила в качестве подарка набор инструментов от Нижегородского губернатора Валерия Шанцева, лично прибывшего вечером на ГАЗ приветствовать участников мероприятия.

В отличие от прошлого года, в этот раз «двадцать первые» «Волги» среди участников не доминировали. Прибавилось довоенных автомобилей, увеличилось количество ГАЗ-24. Появилась даже одна «Волга» ГАЗ-3102 самых ранних серий, прибывшая из эстонского города Тарту. Самый дальний пробег своим ходом среди всех участников, между прочим, 1400 км в один конец! Как рассказали прибалтийские энтузиасты, путешествие прошло без поломок и особых приключений, на хороших дорогах можно было поддерживать довольно высокую среднюю скорость. И вообще, по их мнению, такая «Волга» — это «российский «Мерседес»! Сравнительно небольшой клуб эстонских владельцев «Волг» очень много внимания уделяет качеству сохранения и восстановления автомобилей. Именно поэтому эстонская «Волга» поразила всех своим состоянием. Особо следует отметить госномер машины — 002 GAZ. Законодательство Эстонии позволяет заказывать номера по собственному желанию, если есть возможность уложиться в действующий стандарт.

В обойме «Янтарных Волг» присутствовал единственный патрон «21-го калибра» — дань истокам этой гоночной серии. ГАЗ-21 под первым номером пилотирует Даниелс Манчинскис и не уступает многим «двадцатьчетвёркам» — 12 место в общем зачёте
Соревнования на регулярность движения среди классических автомобилей. Главное — в течение заезда держать скорость и штамповать одно и то же время прохождения круга

Кроме эстонских участников, объединенную Европу на «Motul Собрании» представляли две «Волги» из Финляндии. Причем одна из них имела под капотом двигатель... V6 от «Форда». И это вовсе не самодеятельность — такие ГАЗ-24 в свое время предлагались финским покупателям, а переделки осуществлялись дилерскими мастерскими. Больше того — данная машина была первой в этой серии!

А «Волга» ГАЗ-23 сине-фиолетового цвета имеет 21-й кузов и двигатель от ГАЗ-13 «Чайка». Причем это заводская версия, а не более поздняя попытка построить репликар! Покойный ныне Борис Акимович Дехтяр, ведущий конструктор ГАЗ-23, в прошлом году по достоинству оценил уровень реставрации этой машины. Сами «Чайки» обеих моделей — ГАЗ-13 и ГАЗ-14 — также участвовали в «Motul Собрании», причем одна из них представляла собой санитарный правительственный универсал, в небольших количествах строившийся на автобусном заводе РАФ в Латвии.

Редчайшая версия «Волги» — ГАЗ-23 со 195-сильным мотором «Чайки» и автоматической трансмиссией. С 1962 по 1970 год по заказу КГБ СССР было изготовлено всего 603 экземпляра этой модели. ГАЗ-23 использовались для наружного наблюдения, преследования и сопровождения кортежей

Среди довоенных автомобилей выделялся трехосный грузовик песочного цвета с надписью по борту «Москва — Кара-Кум — Москва». От серийного ГАЗ-ААА эта машина отличается червячными задними мостами «Форд-Тимкен» с гидравлическим приводом тормозов. Именно такими были первые трехосные автомобили Горьковского автозавода, именно они участвовали в знаменитом пробеге через пустыню. На более поздних версиях конструкция ведущих мостов изменилась, а привод задних тормозов был сделан механическим. Привлекал внимание и прекрасно восстановленный ГАЗ-А — первый серийный советский легковой автомобиль.

Уникальный ГАЗ-ААА с ведущими мостами Timken — машина из экспериментальной партии в тысячу трёхосок с импортными узлами датируется 1932 годом, это самый старинный автомобиль Собрания. Грузовик окрашен подобно автомобилям-участникам экстремального пробега 1933 года через пустыню Каракумы
ГАЗ-А — самый ранний из легковых автомобилей Собрания — очень резво бежал, возглавляя колонну машин по пути из города на автодром. «Ашка» восстановлена Музеем боевого братства в подмосковной Черноголовке

Коллекцию армейских ГАЗ-69 дополняли два редких полноприводных автомобиля. ГАЗ-67Б тщательностью реставрации может поспорить с любым легковым автомобилем. Руль с деревянной «баранкой», брезентовые откидные боковины дверей, брезентовая же обивка сидений и шины с протектором «Граунд-Грипп» выгодно отличают эту машину от аналогичных экземпляров. Следует отметить, что все указанное отнюдь не плод фантазии реставраторов, а результат тщательного изучения архивных материалов по комплектациям этой модели в разные годы выпуска.

ГАЗ-67Б — трудяга времён войны оказался очень шустрым «спортсменом» на идеальном асфальте. Минимальные крены в поворотах позволяли проходить их, не сбавляя газа

Авиадесантный ГАЗ-66 поразил всех участников своей открытой кабиной с откидной рамкой ветровых стекол. Таких машин было сделано всего около 400 экземпляров, и они считались больше легендой, чем реальностью. Тем не менее, абсолютно реальный «полноприводный кабриолет» участвовал и в ночном ретро-ралли, и в заездах на регулярность движения.

Уникальный авиадесантируемый вариант «шишиги» ГАЗ-66Б был признан лучшим экспонатом в номинации послевоенных моделей. В 60–70-е годы было изготовлено всего четыре сотни таких машин, приспособленных к парашютному десантированию из самолётов АН-12. За четыре месяца до Собрания этот автомобиль был найден в Сибири в «состоянии дров» и восстановлен краснодарскими энтузиастами

Самое главное, чем отличалось нынешнее «Motul Собрание классических автомобилей ГАЗ», это отсутствие излишнего пафоса. Да, отбор автомобилей-участников был достаточно строг, зато владельцы попали в уютную компанию единомышленников, которые понимают друг друга с полуслова. И это, пожалуй, главное отличие и главное достоинство «Motul Собрания» в сравнении с другими аналогичными мероприятиями.