НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

«Волок 2012». Дневник экспедиции. Часть вторая

17 мая 2012 15:56
Мурманская область и Северная Карелия остались позади, впереди новый этап, новая природа, совсем иная история

Мурманская область и Северная Карелия остались позади, впереди новый этап, новая природа, совсем иная история.

Этап второй. День первый и второй. Вынужденная дневка

Медвежьегорск — Сомино

Первая же точка на маршруте — мемориальное кладбище в урочище Сандармох в окрестностях Медвежьегорска. В этом месте были расстреляны тысячи заключенных — строителей Беломорканала, именовавшихся в духе того времени, каналоармейцами. Сейчас каждый желающий может легко найти информацию о тех событиях в интернете, задуматься о прошлом страны, попробовать осознать масштаб трагедии. Посещение же Сандармоха оставляет странное ощущение, смесь печали, бессилия и безысходности. Возможно, потому что здесь нет могил как таковых — таблички с именами, фотографиями и краткими биографиями прикреплены прямо к деревьям. И их очень, очень много. Целый лес. И лес шумит, раскачиваясь силой ветра. Как бы говорит с тобой многоголосьем загубленных жизней. Холодок по коже. Подобное крайне сложно моментально осознать, включается что-то вроде защитной реакции, но это не вымысел, не далекая история, которая то ли быль, то ли нет, здесь похоронены наши деды. А в краеведческом музее Медвежьегорска можно посмотреть фотографии строительства Беломорканала. Фотоаппараты в те годы уже были.

Урочище Сандармох. В этом лесу проводились массовые расстрелы заключенных соловецких лагерей и строителей Беломоро-Балтийского Канала

Неподалеку от урочища, в Повенце, есть церковь — деревянный храм Святителя Николая, построенный в 2004 году в память строителей Беломоро-Балтийского канала. Также очень запоминающийся, с явно ощутимой холодной, строгой энергетикой. Заходить внутрь не хочется. Так и стоишь у порога, как заведомо виноватый. Что живой.

Село Повенец. Храм Святителя Николая и орудие на месте прохождения линии обороны в 1941-1944 годах

Не стоит думать, что идея строительства каналов «на костях» нова и придумана коммунистами, хотя последние особенно преуспели в эксплуатации бесплатного труда и пропаганде трудотерапии под лозунгом «от жаркой работы растает твой срок». Еще Петр I в этих краях перетаскивал волоком суда с Белого моря на Онегу для сражения со шведами. И именно Петр был зачинателем строительства Мариинской водной системы — прообраза современного Волго-Балтийского канала, который мы пересекли на три сотни километров южнее, в Вытегре.

Доставка грузов по сетевым супермаркетам — непростая задача после схода снега. Трасса Петрозаводск — Вытегра

После Вытегры в сторону Пикалево продолжать маршрут можно было двумя путями: напрямую, через тайгу, и в объезд, по дороге с индексом Р-37. Региональная дорога, как оказалось, представляет собой глиняное месиво, в котором, как репки в грядке, сидят фуры и «Газели»; местные на легковушках проползают по скользким колеям с черепашьей скоростью. Но это все равно лучше, чем напрямую — путь из Карелии в Вологодскую область у участников затянулся до утра, с форсированием вышедших из берегов речек и распутыванием хитросплетений лесовозных усов. Вроде и были разведки по осени, но за зиму дорожная, а точнее, внедорожная обстановка сильно поменялась, и короткие по расстоянию проселочные смычки стали совершенно непроходимы для колесной техники. В общем, хлебнули лиха, разложили пяток автомобилей и сорвали график будущего дня экспедиции. Все тридцать три удовольствия плюс бессонная ночь.

Границы Карелии и Ленинградской области. На весенних дорогах недолго и колеса растерять.

Те же, кто поехал в объезд, также теряли колеса, чинили перетершиеся от вибрации патрубки, оплакивали вытекшие от перегрева амортизаторы и вправляли друг-другу позвонки после скачек по стиральной доске убитого жизнью размокшего грейдера.

Вологодская область. Еще сохранились деревянные храмы. К сожалению, все без исключения не действующие.

На поляне у небольшого озера близ села Сомино экспедиция осталась на день отдыха, ведь, чтобы зализывать раны, нужны не только силы, но и время. Из Москвы и Питера потянулись в Сомино курьеры с тормозными колодками, резиновыми трубками и прочими запчастями, часть участников зависла на подъемниках в Бабаево и решала насущные проблемы с ходовой частью и моторами, а кто-то отправился в крупные города менять редукторы и раздаточные коробки. Распутица не прошла для нас бесследно. Весна идет, весне дорогу!

Этап второй. День третий

Сомино — Каменка

Простые дороги — не для нас. Наш путь лежит по срезками, напрямую, сквозь леса и болота, где существуют лишь подобия дорог, проложенные для лесовозов. Чтобы лесовозы не тонули, дороги застелены бревнами и досками, и именуются гатями. Проехать по ним можно либо на соответствующих грузовиках, либо на внедорожниках, но на последних это не так просто, ведь торчащие в разные стороны ветки и коряги нещадно портят всевозможные пыльники, тормозные шланги и радиаторы, и ехать приходится ювелирно аккуратно, чтобы не остаться в этом краю далеком на долгие года. И это более чем интересно, даже захватывающе! Глубокие ямы залиты водой, по обеим сторонам — глухой лес, топи, широкие ручьи перегорожены бобровыми плотинами. Стихия. А ведь еще три дня назад мы «рубились» по пояс в снегу!

Брод в районе деревеньки Павловское Вологодской области летом буквально по щиколотку. В апреле же — без лебедки никуда!

Одна из организаторских машин в одной из луж лишается переднего номера. Без паники! Отматываем назад фотосъемку, видим, что 20 минут назад номер был. Припоминаем, что где-то там была особо глубокая яма, вода в которой накатывала на капот нашей совсем не низкой машины. Засекаем время, возвращаемся и, ныряя в лужу как аквалангисты, находим наш государственный регистрационный знак! Повезло.

Вологодская область. Самая правильная тактика — объехать по травке. Правда, из колеи нужно как-то выбраться!
Вологодская область. Ни один внедорожник не в силах двигаться по колее от трактора или лесовоза, тем более во время весенней распутицы

Отстаем от графика. Слава Богу, практически весь остальной маршрут проходит по не очень сложным лесным и проселочным дорогам. Успеваем даже любоваться природой и рассматривать попадающиеся разрушенные церкви. Ближе к вечеру проезжаем через Лютецкое болото, в которое упал легендарный летчик Алексей Петрович Маресьев, прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», знакомой нам по школьному курсу литературы. Через некоторое время добираемся и до села, в которое он приполз. Село на сей день абсолютно мертвое, заброшенное. Оцениваем расстояние и увиденное по пути. Да, настоящий человек. А мы смогли бы? Думаю, только в военное время. Кстати, еще через несколько дней пути мы будем проезжать и родину Маресьева, город Камышин Волгоградской области, но не станем забегать вперед раньше времени. От тех краев нас отделяет не одна тысяча километров непростого пути.

Вологодская область. Без подсказок штурмана перебраться через сгнивший и практически разрушенный мост решится не каждый пилот
Вологодская область. Лагерь у села Сомино. Полевая жизнь не лишена комфорта: газ, электричество и крыша над головой

На подъездах к речке Каменка, где был запланирован полевой лагерь, некоторые не сильно подготовленные машины расселись в объятиях старой разбитой гати, и только подключив командный дух, экипажи смогли подобраться к заветной реке. Один и в поле не воин, не говоря уж про весенний пойменный луг.

Вологодская область. Свежая гать не даст машине утонуть, но порвет пыльники и тормозные шланги на раз!

Через Каменку ожидался очень глубокий и сложный брод. Все участники замерли в ожидании настоящего приключения с элементами преодоления, ведь организаторская Toyota Land Cruiser 78 несколькими днями ранее чуть не утонула на этом месте, а ее экипаж открыл купальный сезон. Но, о, чудо, теперь на этом месте вырос новый красавец-мост! «Построен» он по той же технологии, что и «дороги» в болотах, — на здоровенные бревна навалены некондиционные пиломатериалы. Перекатываемся по ним на противоположный берег, и вот мы уже на стороне Осташкова, где-то за лесами плещется облюбованный туристами Селигер.

Этап второй. День четвертый

Каменка — Вязьма

Проснулись в русском поле, на краю которого стоит почти заброшенная деревушка, застроенная добротными каменными дореволюционными домами. Дома-то есть, людей только нет, ну разве что пара дачников из Первопрестольной. На наше счастье с рассвета светит и даже греет солнце, а дождь, шедший все последние дни с небольшими перерывами на дозаправку, кажется, сбился с пути, потерял нас из виду и, надеемся, перестанет преследовать нашу экспедицию.

Тверская область. Вопреки людской молве, организаторы тоже застревают. Ford Ranger «прилип» на раскисшем весеннем поле у речки Каменка

Завтрак, раздача маршрута, поехали. А поехали ли? Поле-то непростое, а раскисшее! Практически сразу несколько машин увязают, в ход опять идут лебедки. Правильная зарядка для джипера.

Экипажи уходят по маршруту на юг, в сторону Андреаполя, сквозь заброшенные деревни, где доживающие свой век старушки у покосившихся избушек при встрече говорят примерно одно и то же: «Сыночки, зачем вы сюда приехали, здесь жизни нет. В Москву езжайте — там вся жизнь»... Да мы только оттуда, мать, там тоже жизни нет.

Тверская область. Литовский экипаж из курортного города Паланга приехал в Россию на абсолютно «паркетном» Dodge Durango и вполне успешно прошел экспедицию от Мурманска до Новороссийска
Стык Тверской и Смоленской областей. Внедорожники вязнут в керамической глине
Стык Тверской и Смоленской областей. Не каждая электрическая лебедка в силах вызволить три тонны металла из трясины. На случай разрыва троса на него накинут специальный тросогаситель
Смоленская область. Пока от генератора работает принтер, можно и побриться!

В одной богом забытой деревне озлобленный дед, высунувшись из окошка, грозил кулаком и прикрикивал: «Еще раз приедете — из ружья пальну!», но проезжал уже третий десяток экипажей, а ружье в окне так и не появилось.

Негативные впечатления от повсеместной разрухи скрашивала воспетая великими русскими поэтами природная красота центральной России. Весна вступает в свои права, все зеленеет, поет, чирикает, танцует любовные танцы. Как говорится, лучше один раз увидеть.

Смоленская область. Первое настоящее тепло. Повылезали ящерицы, комары и клещи
Смоленская область. Вязьма. Окрестные леса — сплошная братская могила. Кресты встречаются даже просто у деревьев

Движемся бывшими фронтовыми дорогами, местами, где Великая Отечественная громыхала более двух лет к ряду, через Нелидово, город Белый в сторону Вязьмы. Стык областей, традиционно, не только не асфальтирован, но и непроходим во время распутицы. Глина тяжелейшая, керамическая, в ней вязнет внедорожник любой степени подготовки, так что вариант один — объезжать по полям и кустам. Успешно проходим созданный природой и феодальной раздробленностью специальный участок, и выходим к железной дороге в деревне Владимирской, на некоторых картах обозначаемой как Владимирский Тупик. Путейцы в оранжевых жилетах то ли рельсы красят, то ли шпалы поправляют, им явно скучно, вся жизнь меж двух рельс на одном перегоне, только от клещей отмахивайся да костыли с одного удара кувалдой забивай, вот и все развлечения. И тут из леса мы, два десятка буйных экипажей, которые поверили картам, что дорога на Холм-Жирковский есть. Овации нами были сняты заслуженные. Путейцы ликовали, жали нам руки, цокали языками и хотели отправиться дальше с нами, но, как это часто бывает, их остановила работа.

Этап второй. День пятый

Вязьма — Липецк

День предстоял не сложный с точки зрения бездорожья, но очень запутанный в плане навигации. Прощаемся с дремучими лесами, впереди лесостепи, поля, балки и овраги. Экипажи рассеялись по нескольким областям, кто-то едет быстро и почти никуда не заезжает, а кто-то зависает на каждой точке культурной навигации на веки вечные. Сказывается близость Москвы и ряда крупных городов, к экспедиции на чуть-чуть присоединяются участники прошлых годов, друзья и неравнодушные, настроение приподнятое, катится легко, самое сложное, вроде как, уж позади, осталось добраться до Липецка и отдохнуть, привести технику в порядок, побриться, наконец. Но скоро сказка сказывается, часть участников не рассчитала световое время и дистанцию и заночевала на пути, кто в Ельце, кто еще где. На утро у гостиницы машин оказалось куда меньше, чем стартовало днем раньше в Вязьме.

Тульская область. В некоторых селениях можно обнаружить занимательные детские площадки. Батут
Липецкая область. Что-то не идет железный конь на смену крестьянской лошадке
Липецкий тракторный завод проиграл битву с белорусским конкурентом. Предприятие то ли уже закрыто, то ли на ладан дышит. Тем не менее, Липецк производит впечатление очень успешного индустриального города
Липецкая область. В ходе экспедиции автомобили любого цвета вскоре становятся все на одно лицо, как новобранцы на присяге

Липецк стал переломным этапом экспедиции. Те, кто ехал только на северные этапы, отсюда разъехались по домам, южане же, наоборот, только подтянулись и готовились окунуться во все тяжкие с удивительным для уставших «дедов» энтузиазмом. Экватор миновали, впереди степи, полупустыни и горы. А также три моря: Каспийское, Азовское и Черное.

Текст и фото: Андрей Дронин, Алексей Мочалов