В прошлом году казалось, что некогда непобедимая и легендарная команда Williams сгинет в небытие. Команда весь сезон испытывала проблемы, а пилоты были рады финишировать хотя бы в первой десятке. Williams стагнировал, и, казалось, уже ничто не может спасти третью по результативности команду за всю историю «королевских гонок». По итогам сезона Williams оказалась на непривычно низком для себя девятом месте с пятью заработанными очками и опередила только команды «третьего дивизиона»: Team Lotus, HRT и Marussia.
В межсезонье команда пережила реорганизацию, что принесло свои плоды — был разработан многообещающий болид Williams FW34, возобновлено сотрудничество с моторостроителем Renault, отправлен на пенсию бразильский ветеран Рубенс Баррикелло, а на его место взят Бруно Сенна, имевший серьезную спонсорскую поддержку. Второй пилот, венесуэлец Пастор Мальдонадо, успел в дебютном для себя сезоне 2011 года показать бойцовский характер и заслужил исключительно положительные оценки. Кроме того, за Мальдонадо также стояли серьезные спонсоры. В общем, Фрэнк Уильямс имел все основания рассчитывать, что в сезоне 2012 года команда выберется из затянувшегося кризиса. Но даже в самых смелых мечтах он и предположить не мог, что Williams FW34 сможет на равных сражаться с болидами Red Bull, McLaren, Ferrari и Mercedes. И не просто сражаться, а побеждать их!
Уже в первых гонках нынешнего сезона стало ясно, что болиды Williams весьма конкурентоспособны — Бруно Сенна в первых четырех гонках заработал 14 очков, к которым еще четыре очка приплюсовал Мальдонадо. Но главным было то, что пилоты Williams уже не выглядели мальчиками для битья, как в прошлом сезоне. А в Испании и вовсе случилось чудо...
Первый звонок прозвенел еще в пятницу, во время свободных заездов. Пилоты Williams показывали очень хорошие результаты, а в субботу Пастор Мальдонадо и вовсе стал героем квалификации, показав второе время. Которое... превратилось в первое! После дисквалификации выигравшего поул Льюиса Хэмилтона, которого очень глупо и некрасиво «подставила» собственная команда. Хэмилтону залили настолько мало топлива, что его банально не хватило на то, чтобы добраться до боксов после окончания квалификации. Вердикт судей был суров — последнее место на стартовой решетке. Неизвестно какие слова отпускал Льюис в адрес своего бестолкового гоночного инженера, но зато в боксах Williams царило ликование — поул-позиция Пастора Мальдонадо стала отличным подарком Фрэнку Уильямсу на семидесятилетний юбилей. Оптимизм излучало и руководство Ferrari — Фернандо Алонсо к радости местной публики переместился на вторую позицию. Следом расположились пилоты Lotus — Грожан и Райкконен — которые рассчитывали побороться в воскресенье как минимум за подиум, а при удачном стечении обстоятельств и записать на счет возрожденной Lotus первую победу. Причем эти планы не выглядели такими уж фантастическими. Пятое время показал Перес, за ним расположились Росберг, Феттель, Шумахер, Росберг и Баттон. Марк Уэббер стал только одиннадцатым, а Фелипе Масса в очередной раз провалил квалификацию, расположившись на шестнадцатой позиции.
Начало гонки вызвало бурное ликование трибун автодрома Circuit de Catalunya — местный любимчик Фернандо Алонсо на старте опередил Мальдонадо и вырвался в лидеры. Райкконен обогнал Грожана, а Перес проколол заднее колесо и отправился в боксы. Алонсо начал потихоньку наращивать свой отрыв от Мальдонадо, но оторваться от Пастора на безопасное расстояние не смог. Зато и испанец, и венесуэлец смогли обезопасить себя от атак Райкконена. Льюис Хэмилтон меж тем начал многотрудное, по причине сложности обгонов на испанской трассе, восхождение из глубин пелетона к границам очковой зоны и немало в этом преуспел, сумев к 10 кругу обогнать 12 соперников. Его продвижение наверх значительно облегчил Михаэль Шумахер, врезавшийся на 13 круге в болид Бруно Сенны. Обычно сдержанный и политкорректный Михаэль на этот раз не сдержался, обозвал Сенну идиотом и охарактеризовал его манеру пилотирования «совершенно неадекватной». Однако судьи были иного мнения и виновным в столкновении признали именно Михаэля, наказав его лишением пяти мест по итогам квалификации Гран-При Монако.
На 15 круге Хэмилтон отправился на пит-стоп, и уже в который раз его подвели собственные механики, из-за чего Льюис потерял пару секунд. Вскоре на незапланированный пит-стоп отправился Уэббер — в боксах ему поменяли носовой обтекатель. К двадцатому кругу положение пилотов на трассе выглядело следующим образом: лидировал Алонсо, за ним в 2,5 с ехал Мальдонадо, который, в свою очередь, почти на семь секунд опережал Райкконена. Его преследовали Грожан, Росберг, Феттель, Баттон и Кобаяши, причем японский пилот был, что называется «в ударе» и испанский этап стал едва ли не лучшим в его карьере.
На 25 круге исход гонки был фактически решен. В боксы отправился Мальдонадо, а Алонсо задержался на трассе два лишних круга, да к тому же еще и попал в трафик. Поэтому, когда Фернандо провел свой пит-стоп и вернулся на трассу, то обнаружил Мальдонадо впереди себя. Тремя кругами позже стюарды наказали проездом по пит-лейн Массу и Феттеля за превышение скорости в зоне действия желтых флагов, после чего гонка для Фелипе была окончательно потеряна. Кобаяши меж тем разобрался с Баттоном и Росбергом, и однозначно может записать испанский этап себе в актив.
Фернандо Алонсо вполне мог выиграть домашний Гран-При, но гоночный штаб Скудерии опять неверно выбрал момент для третьего пит-стопа, что позволило Мальдонадо остаться лидером. Хотя Алонсо и старался прессинговать венесуэльца, но обогнать его так и не смог. Ferrari F2012, даже несмотря на проведенную модернизацию, по-прежнему далека от совершенства, и только мастерство и талант Фернандо позволяют ему показывать высокие результаты за рулем этой машины. Что касается Фелипе Массы, то он продолжает пребывать в унизительной для себя роли аутсайдера. Фактически, Алонсо в одиночку сражается за Ferrari в Кубке Конструкторов, но даже его поистине героических усилий вряд ли хватит, чтобы удержаться на прошлогоднем третьем месте. И виноват в таком положении дел не кто иной, как руководитель Скудерии Стефано Доменикали, который непонятно зачем продлил с Массой контракт на этот сезон. Хотя еще в прошлом году было видно, что ожидать от Фелипе хороших результатов не стоит. Как это ни цинично звучит, но определение «вышедший в тираж», характеризует Массу наиболее точно. Сложно сказать, что произошло с Фелипе, но когда один пилот борется за победу в гонке, а другой на точно такой же машине не попадает даже в первую десятку, надо принимать безотлагательные меры. Если, конечно, Доменикали не хочет, чтобы возглавляемая им команда закончила чемпионат на четвертом-пятом месте.
Ну а подлинным героем гонки стал Пастор Мальдонадо, завоевавший для Williams победу впервые с Гран-При Бразилии 2004 года. Алонсо стал вторым, Райкконен — третьим. Хотя продлись гонка еще один круг, и Райкконен, чей Lotus под конец гонки полетел как на крыльях, мог бы обогнать не только Алонсо, но и Мальдонадо. «Айсмен» Кими даже не пытался скрыть своего разочарования, так как победа действительно была очень близка. Всяческих похвал заслуживают и Кобаяши с Хэмилтоном. Один за красивую и зрелищную борьбу, а второй за бойцовский характер. Стартовав с последнего места, Льюис смог финишировать восьмым, под конец гонки едва не обогнав Росберга.
Единственно, что омрачило радость победы Мальдонадо, так это пожар в боксах Williams после гонки. В результате этого чрезвычайного происшествия пострадал 31 человек, семь из которых были госпитализированы. Впрочем, судя по пресс-релизу Williams и FIA, серьезно никто не пострадал.
Интрига в чемпионате обострилась до предела — мало того, что в каждой гонке побеждает новый пилот и новая команда, так теперь в личном зачете сразу два лидера — Феттель и Алонсо имеют по 61 очку, и это тоже можно считать сенсацией. Главным образом, потому, что Алонсо, обладающий далеко не самой совершенной машиной, на равных конкурирует с действующим чемпионом, чей Red Bull в представлениях не нуждается. Через две недели пилотам предстоит сдавать сложнейший экзамен на профпригодность на уникальной трассе в Монте-Карло. В Монако традиционно сильны Шумахер, Алонсо и Хэмилтон, но кто знает, может, победителем Гран-При Монако станет кто-то другой? Конкуренция в нынешнем сезоне настолько высока, что теоретически претендовать на победу могут с десяток пилотов. Тем интереснее будет гонка!
1. П.Мальдонадо | Williams | 1h39:09.145 | 185.837 |
2. Ф.Алонсо | Ferrari | + 3.195 | 185.737 |
3. К.Райкконен | Lotus | + 3.884 | 185.716 |
4. Р.Грожан | Lotus | + 14.799 | 185.376 |
5. К.Кобаяши | Sauber | + 1:04.641 | 183.839 |
6. С.Феттель | Red Bull | + 1:07.576 | 183.750 |
7. Н.Росберг | Mercedes | + 1:17.919 | 183.434 |
8. Л.Хэмилтон | McLaren | + 1:18.140 | 183.428 |
9. Д.Баттон | McLaren | + 1:25.246 | 183.212 |
10. Н.Хюлкенберг | Force India | + 1 круг | 183.003 |
11. М.Уэббер | Red Bull | + 1 круг | 182.996 |
12. Ж.Вернь | Toro Rosso | + 1 круг | 182.806 |
13. Д.Риккардо | Toro Rosso | + 1 круг | 182.657 |
14. П.ди Реста | Force India | + 1 круг | 182.513 |
15. Ф.Масса | Ferrari | + 1 круг | 182.471 |
16. Х.Ковалайнен | Caterham | + 1 круг | 181.740 |
17. В.Петров | Caterham | + 1 круг | 181.281 |
18. Т.Глок | Marussia | + 2 круга | 179.768 |
19. П.де ла Роса | HRT | + 3 круга | 176.289 |
1. С.Феттель | Red Bull | 61 |
2. Ф.Алонсо | Ferrari | 61 |
3. Л.Хэмилтон | McLaren | 53 |
4. К.Райкконен | Lotus | 49 |
5. М.Уэббер | Red Bull | 48 |
6. Д.Баттон | McLaren | 45 |
7. Н.Росберг | Mercedes AMG | 41 |
8. Р.Грожан | Lotus | 35 |
9. П.Мальдонадо | Williams | 29 |
10. C.Перес | Sauber | 22 |
11. К.Кобаяши | Sauber | 19 |
12. П. ди Реста | Force India | 15 |
13. Б.Сенна | Williams | 14 |
14. Ж.-Э.Вернь | Toro Rosso | 4 |
15. Н.Хюлкенберг | Force India | 3 |
16. Д.Риккардо | Toro Rosso | 2 |
17. Ф.Масса | Ferrari | 2 |
18. М.Шумахер | Mercedes AMG | 2 |
Команда | Мотор | Очки |
1. Red Bull | Renault | 109 |
2. McLaren | Mercedes | 98 |
3. Lotus | Renault | 84 |
4. Ferrari | Ferrari | 63 |
5. Mercedes AMG | Mercedes | 43 |
6. Williams | Renault | 43 |
7. Sauber | Ferrari | 41 |
8. Force India | Mercedes | 18 |
9. Toro Rosso | Ferrari | 6 |