НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Bugatti EB110 — прерванный полет

5 мая 2012 12:07
Двадцать лет назад в продаже появился автомобиль, который имел шансы стать культовым суперкаром «всех времен и народов», но вошел в историю как очередной амбициозный и провальный проект

Двадцать лет назад в продаже появился автомобиль, который имел шансы стать культовым суперкаром «всех времен и народов», но вошел в историю как очередной амбициозный и провальный проект. Что, однако, нисколько не умаляет заслуг разработчиков этого автомобиля, которые вложили в свое творение не только силы и средства, но и частичку собственной души. Иначе у них не получилось бы создать один из самых неординарных суперкаров конца 20 столетия.

Мало кто знает, но к созданию Bugatti EB110 был причастен ни кто иной, как Феруччио Ламборгини. В середине восьмидесятых годов прошлого века Мэтр давно отошел от дел, но к спортивным автомобилям он оставался по-прежнему неравнодушным. Да и как мог оставаться равнодушным человек, которому удалось сделать невозможное? Именно он — Феруччио Ламборгини, а не кто-то другой, создал автомобили, которые сравнивали с машинами самого Энцо Феррари. Причем часто спорткары Lamborghini вызывали куда больше эмоций, нежели Ferrari. Поэтому, когда в один прекрасный день к Ламборгини наведался известный французский финансист и большой поклонник суперкаров Жан-Марк Борель и предложил Ламборгини сделать лучший спорткар в мире, Мэтр раздумывал недолго. Видимо, он до сих пор не мог забыть надменного Энцо Феррари, который как-то раз посоветовал ему заниматься тракторами, а не учить «знающих» людей как делать спорткары. Мэтр решил еще раз наступить на любимую мозоль Коммендаторе, кроме того, Ламборгини банально «засиделся» без настоящего и серьезного дела.

Прототип Bugatti EB110 1990 г. работы Марчелло Гандини

Используя свой авторитет, Феруччио Ламборгини заручился поддержкой ряда специалистов, провел несколько встреч, но дальше разговоров дело не шло. До тех пор, пока к проекту не присоединился (вот парадокс!) крупнейший в мире дилер Ferrari — Романо Артиоли. Помимо продажи спорткаров Ferrari, Артиоли неплохо зарабатывал на дистрибуции автомобилей Suzuki и General Motors, и, конечно же, являлся большим любителем суперкаров. Амбициозный, властный и обладающий вулканическим темпераментом Артиоли стал своеобразным «стержнем» проекта — именно ему принадлежала идея купить марку Bugatti, а кроме того, он стал главным и единственным инвестором. Будучи энтузиастом, он, тем не менее, был напрочь лишен «розовых очков», через которые смотрят на мир многие создатели суперкаров, и прекрасно понимал все сложности данного проекта. Артиоли тщательно проработал бизнес-план, стараясь максимально выгодно использовать все имеющиеся у него козыри: участие в проекте Феруччио Ламборгини сразу же привлекло к нему внимание всего «спорткаровского» сообщества, Жан-Марк Борель имел хорошие связи во французских деловых кругах и был вхож во многие властные кабинеты, сам же Артиоли трезво рассудил, что привлечь клиентов сможет не какое-то затрапезное, ничего не говорящее имя автомобиля, а марка со славной историей. И на эту роль Bugatti подходила идеально.

Свою партию Артиоли разыграл как по нотам — благодаря усилиям Бореля, французское правительство уступило права на Bugatti, что сразу же вызвало интерес к проекту со стороны таких компаний, как Michelin, Elf и Aerospatiale. Сверхсовременную фабрику Bugatti Automobili SpA построили в Камполльяно, недалеко от мекки итальянского суперкаростроения — Модены. После чего практически каждый итальянский инженер и дизайнер готов был принять участие в этом амбициозном проекте, за которым, к тому же, стояли весьма серьезные люди и фирмы. «Мы могли получить кого угодно, - говорил впоследствии Жан-Марк Борель, - любого специалиста, какого хотели видеть в своей команде». Это позволило Артиоли выбирать лучших из лучших.

Дизайн разрабатывал Марчелло Гандини, создатель таких культовых спорткаров, как Lamborghini Miura и Countach, а разработкой компоновки машины занимался Паоло Станцани, также принимавший участие в создании двух вышеназванных автомобилей. Поэтому нет ничего удивительного, что первый прототип будущего Bugatti EB110 сильно напоминал автомобили Lamborghini, как внешне, так и конструктивно. Это категорически не понравилось Романо Артиоли, который не хотел повторять уже известные решения и требовал сделать абсолютно новый автомобиль, а не заниматься переосмыслением старых идей. В свою очередь, Гандини и Станцани весьма болезненно восприняли критику в свой адрес, так как оба вполне справедливо считали себя профессионалами высшей пробы и «столпами» итальянского суперкаростроения. Они совершенно были не готовы к тому, что какой-то автомобильный дилер будет указывать им, что нужно делать. Гандини переделывать дизайн автомобиля наотрез отказался, Станцани также не собирался подстраиваться под требования Артиоли. Всё это привело к взаимным упрекам, эмоциональным и не всегда корректным высказываниям и закончилось скандальным увольнением обоих специалистов.

Bugatti EB110 еще не успел появиться на свет, но уже привлек к себе всеобщее внимание благодаря этому инциденту, что Артиоли было только на руку. Шутка ли, двух очень уважаемых во всем мире специалистов отстранили от участия в проекте за профнепригодность! Но, как говорил Жан-Марк Морель, проект возрождения Bugatti был настолько многообещающим, что любой эксперт, не раздумывая, готов был предложить свои услуги. Это прекрасно знал и Романо Артиоли, который при расставании с Гандини и Станцани невольно процитировал широко известную сталинскую фразу про то, что «незаменимых у нас нет». И, действительно, как только своенравные специалисты были уволены, им моментально нашлась замена. Дизайном занялся двоюродный брат Артиоли — Джампаоло Бендини, а за компоновку машины стал отвечать Никола Матерацци, сделавший себе громкое имя, участвуя в таких проектах, как Lancia Stratos и Ferrari F40. Он же разработал 3,5-литровый, оснащенный четырьмя турбокомпрессорами, двенадцатицилиндровый мотор мощностью 560 л.с. Для начала девяностых годов прошлого века это был весьма серьезный силовой агрегат, особенно учитывая тот факт, что речь шла о двигателе, предназначенном для использования не на формульном болиде, а на дорожном автомобиле. С соответствующими требованиями к моторесурсу.

Сам будучи владельцем нескольких суперкаров, Романо Артиоли прекрасно изучил их слабые стороны и настоял на проведении жесточайших испытаний всех узлов и агрегатов создаваемого автомобиля. Возрожденный Bugatti должен был отличаться не только высочайшими динамическими характеристиками, но и надежностью. Ведь не секрет, что подавляющее большинство суперкаров той поры большую часть своей жизни проводили в ремонте, нежели на дорогах. Двигатели для будущего Bugatti EB110 «гоняли» на стенде практически в режиме гонки — 300 часов на уровне оборотов 95% от максимальных. Michelin разработала для Bugatti EB110 специальную резину, выдерживающую длительные поездки на скорости свыше 300 км/ч, французская фирма Aerospatial изготовила революционный углепластиковый монокок, после того, как алюминиевое шасси показало неудовлетворительные результаты на испытаниях, а инженеры Porsche участвовали в разработке шестиступенчатой механической коробки передач. Для надежной управляемости, на чем также настаивал Артиоли, машину оснастили системой полного привода, что тоже было редкостью для суперкаров начала 90-х годов.

Официальный дебют Bugatti EB110 GT состоялся 15 сентября 1991 года в Париже, в день 110-летнего юбилея Этторе Бугатти. Несмотря на все ухищрения разработчиков, уложиться в первоначальные требования не удалось — машина получилась достаточно тяжелой (1787 кг), но, благодаря хорошей аэродинамике и мощному мотору, могла разгоняться до 342 км/ч, став самым быстрым серийным автомобилем в мире. Однако Романо Артиоли «по горячим следам» решил выпустить еще более экстремальную версию — Bugatti EB110 SS (Super Sport), которая увидела свет в марте 1992 года. Машина похудела до 1418 кг, мощность мотора увеличили до 611 л.с. (647 Н∙м), в результате чего максимальная скорость выросла до 351 км/ч, а разгон до первой сотни сократился на 0,26 с (3,2 с). Правда, за автомобиль просили $380 000 — немыслимые по тем временам деньги.

Впрочем, интерес к машине был настолько велик, что первоначально от клиентов не было отбоя. В 1994 году ярко-желтый Bugatti EB110 SS приобрел себе даже Михаэль Шумахер, который в тот год впервые примерил чемпионскую корону. Правда, Михаэль недолго наслаждался своей покупкой — в один не самый прекрасный день он не смог справиться с управлением и вылетел с дороги, к счастью, без серьезных последствий. А потом, в силу контрактных обязательств перед Ferrari, он попросту не мог садиться за руль Bugatti. Проехав менее пяти тысяч километров, в 2003 году Михаэль продал машину.

Насколько блестящим было воплощение в жизнь проекта по возрождению Bugatti, настолько бесславным было его завершение. Первый тревожный звонок раздался от банков, требовавших от Артиоли погасить кредиты. Наверняка, вместе с Жан-Марком Борелем вопрос с кредитами можно было бы решить, но тут весьма некстати у Артиоли начались проблемы с дилерской сетью Suzuki, которая и приносила ему основной доход. Не способствовал продаже эксклюзивных и дорогих спорткаров спад в мировой экономике, кроме того, на рынке появились очень серьезный конкурент — McLaren F1, который с легкостью отнял у Bugatti EB110 титул короля скорости. Да и сам Романо Артиоли, ранее идеально выстраивавший бизнес-планы, допустил серьезный промах. Проект Bugatti EB110 еще не успел толком окупиться, как Артиоли начал готовить к производству роскошнейший седан высшего класса — Bugatti EB112. Попутно была куплена фирма Lotus, и неудивительно, что когда пришло время гасить кредиты, денег у Артиоли попросту не оказалось.

Точка во всей этой истории была поставлена ровно четыре года спустя после презентации Bugatti EB110 GT в Париже. В сентябре 1995 года фабрику Bugatti в Камполльяно покинул последний суперкар, после чего фирма обанкротилась. Всего было выпущено 85 Bugatti EB110 GT и 30 EB110 SS (не считая предсерийных прототипов и опытных образцов). Но это был еще не конец. Всю техническую документацию и несколько машинокомплектов выкупила немецкая фирма Dauer Racing, которая впоследствии собрала около десяти суперкаров Dauer EB110. Жан-Марк Борель и Никола Матерацци на основе Bugatti EB110 разработали суперкар Edonis — старое шасси с новым кузовом и модернизированным мотором, который превосходил своего прародителя практически по всем показателям. Правда, и этот проект был малоуспешным. А затем права на Bugatti перешли к концерну Volkswagen, и в 2001 году на свет появился культовый Bugatti Veyron.

Но это, как говорится, уже совсем другая история...

Александр Плеханов