НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Одноглазые свидетели

27 февраля 2012 11:03
Переполненная парковка супермаркета, тонированная BMW с прибалтийскими номерами сдаёт задом, скрежет металла, хруст пластика, «аварийка»...

Переполненная парковка супермаркета, тонированная BMW с прибалтийскими номерами сдаёт задом, скрежет металла, хруст пластика, «аварийка»... И вот водитель «баварца» запел знакомую песню: ты сам в меня въехал, кто сзади тот и виноват. Но владелец пострадавшей машины не переживает — все записано на флэш-карте автомобильного регистратора.

А если бы дело было ночью? А грязные номера читаются? Удобно ли вообще пользоваться видеорегистратором? И стоит ли переплачивать за более дорогие модели? Мы решили получить ответы на эти вопросы на собственном опыте и раздобыли квартет видеорегистраторов: два аппарата в ценовой категории до 4 тысяч рублей и два — в категории до 6 тысяч.

Сначала разберёмся, для чего же вообще может быть полезен автомобильный видеорегистратор. Ведь полезных способностей у него больше, чем кажется на первый взгляд.

1. Самое очевидное — функции «свидетеля» в случае ДТП. Регистратор беспристрастно покажет, кто на какой сигнал светофора проехал, где переходил дорогу пешеход и как двигались машины. Причем сделанную устройством запись можно использовать в суде — в соответствии с п.1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса РФ, «доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов». А статья 77 всё того же ГПК РФ гласит, что «лицо, представляющее аудио- и (или) видеозаписи на электронном или ином носителе либо ходатайствующее об их истребовании, обязано указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи».

Не удивляйтесь, что регистраторы не производят брэнды-гиганты. Им это просто невыгодно, так как рынок несложной электроники прочно захвачен китайцами и тайваньцами. Например, несколько завышенная цена на устройство AdvoCam обусловлена как раз тем, что разрабатывалось оно в России

Поэтому для того, чтобы эффективно воспользоваться записью, нужно знать, как её правильно сделать. Позаботьтесь о том, чтобы на часах регистратора были выставлены корректные дата и время, а при оформлении дорожно-транспортного происшествия или правонарушения передайте носитель с записью сотруднику полиции. Идеальный вариант — в запечатанном конверте. В любом случае, требуйте внесения записи о предоставлении карты памяти с видеосъёмкой в протокол. Чем меньше времени прошло с момента происшествия до момента предоставления доказательства, — тем больше шансов, что оно будет признано судом подлинным.

2. Кроме аварии, регистратор будет полезен, если на вас напали на дороге, совершили «автоподставу», а также если представители ГИБДД вменяют вам нарушение, которого вы не совершали. Более того, регистратор поможет не только более успешно расхлёбывать неприятности, но и избежать их — ведущаяся в салоне видеозапись часто отрезвляет излишне наглого собеседника.

3. Регистратор можно использовать и в роли так называемой онборд-камеры на любительских спортивных «покатушках». Совсем не обязательно приобретать для запечатления своих подвигов на льду озера или треке Мячково специальную камеру — с этим справится и правильно подобранный видеорегистратор.

Участники теста, слева направо: Lexand LR-3000, Highscreen BlackBox HD-mini, ParkCity DVR HD 500, AdvoCam HD-1

4. Прочие способы применения. В зависимости от функционального оснащения и исполнения регистратора, его можно использовать как устройство записи GPS-трека (актуально для путешественников, чтобы потом воспроизвести свой точный маршрут на электронной карте), в качестве свидетеля, фиксирующего различные виды покушений на ваш припаркованный автомобиль, как временную замену обычной видеокамере, как средство контроля наёмных водителей. Среди возможных применений может быть даже замена зеркальной системы для обгона на праворульном автомобиле! Но в этом тесте мы остановимся на базовом функционале: съёмке происходящего на дороге и в салоне автомобиля.

Современные автомобильные видеокамеры делятся на съёмные моноблоки (крепятся к стеклу на присоске или сочетании присоски и магнита), на замаскированные под салонное зеркало заднего вида со встроенной в заднюю часть корпуса камерой и экраном под зеркальной поверхностью и на профессиональные стационарно устанавливаемые комплексы с несколькими внешними камерами и жёсткими дисками большого объёма.

Самые популярные — устройства первого типа. Они дешевле других и их проще всего устанавливать. Цена таких аппаратов начинается от 1500 рублей и достигает примерно 9000 рублей. В самом простом случае покупатель получает аналог камеры дешёвого мобильника, которая по циклическому алгоритму пишет на карту памяти видеоролики заданной продолжительности. Топовые же модели имеют разрешение вплоть до «честного» Full HD 1920×1080, оснащаются поворотной камерой или сразу двумя камерами в одном корпусе, поворотным экраном, GPS-приёмником, навигатором, датчиком удара (чтобы начинать запись, если вашу машину «забодали» на парковке), встроенным видеоредактором и множеством других полезных и не очень функций.

Главный вопрос, мучивший меня на протяжении всего теста, — это почему производители до сих пор массово не устанавливают такие «чёрные ящики» на свои автомобили?

В этом материале мы не ставили цели взять лучших из лучших и в битве их цифровых матриц выявить абсолютного чемпиона. Во-первых, не каждый водитель готов заплатить за устройство 7-8 тысяч рублей (средняя цена регистратора высокого класса). Во-вторых, выбирать в современном многообразии гаджетов самые достойные — задача непростая. Это связано с тем, что в одних и тех же корпусах с похожими характеристиками часто продаются разные по функционалу устройства. Судя по отзывам в интернете, потребительские качества некоторых видеорегистраторов зависят даже не от «железа», а элементарно от программной прошивки. Поэтому мы просто взяли несколько подвернувшихся под руку моделей из двух ценовых сегментов, чтобы понять, чего вообще стоит ожидать от подобных устройств.

Highscreen BlackBox HD-mini

Средняя цена — 3800 рублей
Разрешение видео — 1280×720
Экран — 2 дюйма
Крепление — на статичном кронштейне на тройной присоске
Особенности: встроенный аккумулятор, один из самых компактных видеорегистраторов со встроенным экраном.

Корпус сделан из приятного прорезиненного пластика, а гнездо питания удачно расположено снизу. На этом плюсы эргономики устройства заканчиваются

Удобство установки: среднее. Тройная присоска слабо держится на морозе, сложно выбрать идеально ровное положение устройства из-за жёсткой связи его корпуса с кронштейном.

Удобство управления — слабое. Логику работы клавиш запомнить сложно, а разобраться в ней — ещё труднее. Сами кнопки мелкие, нажимаются туго, а нажатия сопровождаются неприятным звуком из динамика.

Lexand LR-3000

Средняя цена — 3900 рублей
Разрешение видео — 1280×720
Экран — 2 дюйма
Крепление — на регулируемом кронштейне на присоске
Особенности: встроенный аккумулятор

Прочность громоздкого и неуклюжего кронштейна вызывает сомнения. Гнездо для mini-usb шнура расположено неудачно

Удобство установки — среднее. Присоска отлично держит лёгкое устройство, регулировки кронштейна неудачные, но присутствуют, вынимать устройство из держателя удобно.

Удобство управления — среднее. Кнопки на верхнем торце расположены неудачно и нажимаются только вслепую, логика перемещения по меню интуитивно не понятна.

AdvoCam HD-1

Средняя цена — 5500 рублей
Разрешение видео — 1280×720
Экран — 1,5 дюйма
Крепление — на присоске, через кронштейн с шарнирным соединением
Особенности: встроенный аккумулятор, за отдельную плату комплектуется пакетом специальных креплений на различные поверхности и герметичным боксом (комплектация HD-2)

Фиксирующий винт снизу не несёт функциональной нагрузки. Кнопку записи и гнездо mini-usb не помешало бы поменять местами. Сенсорная лицевая панель выглядит технологично, но ничего полезного не даёт. Чтобы вытащить устройство из держателя и поместить его обратно — приходится прилагать значительное усилие

Удобство установки — среднее. Присоска отлично держится на стекле, шарнирное соединение позволяет точно регулировать положение регистратора. Но устройство неудобно устанавливать в держатель, а также невозможно заменить карту памяти без извлечения аппарата из держателя.

Удобство управления — среднее. Сенсорная панель выглядит здорово, но логика управления функциями непрозрачна, кнопка записи неудобно расположена на правом торце.

ParkCity DVR HD 500

Средняя цена — 5500 рублей
Разрешение видео — 1920×1080
Экран — 2 дюйма
Крепление — регулируемый кронштейн на присоске с возможностью съёмки «вверх ногами»
Особенности: работа от аккумулятора Nokia, регулируемая в одном направлении «голова» с объективом камеры для «перевёрнутой» установки

По умолчанию рабочим положением регистратора является такое. Но есть и более удачное решение

Удобство установки — высокое. Присоска держит хорошо, регулировки кронштейна достаточны, снимать и ставить устройство на кронштейн просто. Комфорта добавляет возможность перевернуть аппарат «вверх ногами»

Удобство управления — высокое. Меню понятное, пятипозиционного джойстика в сочетании с несколькими кнопками более чем достаточно.

Устройство можно перевернуть «вверх тормашками», после чего останется только выбрать в меню опцию переворота изображения на экране (флип). В прямой видимости окажутся малодоступные в предыдущем варианте установки торцевые клавиши управления, а надоедливый провод питания будет развлекать теперь уже пассажира

Разобравшись с креплением, переходим к главному — съёмке. Но прежде отметим, что перед нами не стояла задача записать картинку максимального для каждого «девайса» качества. Ведь никто же не поливает бесконечно лобовое стекло, только чтобы избежать бликов на записи. А если устройство плохо держится и изображение получилось кривым — мы оставляли именно такую запись, так как рядовой покупатель получит то же самое. А ещё мы намеренно не стали накладывать на видеоряд музыку или другие увеселяющие звуки. Так может и скучнее смотреть видео, но зато можно оценить уровень и качество звукового сигнала, которые у тестируемых устройств существенно различались. Во время испытаний все настройки съёмки были выставлены на значения «авто», с которыми и будет работать среднестатистический пользователь.

Дневная съемка

Первое упражнение — дневная съёмка при хорошей освещённости. Солнце при этом светит куда угодно, но только не прямо в объектив камеры. В таких почти идеальных условиях от регистратора можно и нужно требовать хорошей картинки, а также главного — читаемости номерных знаков на ходу. Вот что у нас получилось.

Highscreen BlackBox HD-mini

Вполне достойное для недорогого устройства качество изображения, но лишь если смотреть в центр картинки — по бокам изображение сильно «замыливается», что делает невозможным чтение номерных знаков даже на небольшой скорости и в ясную погоду.

Lexand LR-3000

Более чем достойная картинка для недорогого регистратора. В «замыливании» и других страшных грехах устройство замечено не было.

AdvoCam HD-1

Чёткое изображение, но при этом значительно не отличающееся от картинки Lexand. Номерные знаки различимы примерно на той же скорости (разнице в скоростях) до 20 км/ч и при одном и том же освещении.

ParkCity DVR HD 500

Невысокая контрастность, изображение притормаживает. Тем не менее, чёткость картинки самая высокая.

Против яркого солнца

Второй тест — движение днём против яркого солнца. В таких условиях не каждая серьёзная видеокамера справится с задачей съёмки объекта переднего плана, не то что портативный автомобильный «глазок».

Highscreen BlackBox HD-mini

Светящее даже не прямо в объектив солнце заставляет камеру ощутимо «слепнуть». Кстати, на видео видна ненадёжность присоски: на момент начала съёмки даже не было заметно, что горизонт сильно «завален» — во время движения внимание на такие мелочи обращаешь не сразу.

Lexand LR-3000

Направленное в камеру яркое солнце также успешно «тушит» её, как и в предыдущем случае. Максимум, что можно рассмотреть, — очертания местности и модель автомобиля вблизи.

AdvoCam HD-1

А вот устройство AdvoCam справляется с почти прямым солнечным светом достойнее остальных — очертания автомобилей и местность узнаются без труда, а иногда можно разглядеть и номера.

ParkCity DVR HD 500

Данный аппарат с удовольствием ловит в объектив все блики на стекле и жадно поглощает матрицей солнечный свет, не слишком жалуя при этом объекты в кадре.

Ночная съемка на улицах

Далее — ночная съёмка на хорошо освещённых улицах. Задача максимум — различать хотя бы модели автомобилей и места, где происходят события. Большего требовать от наших подопытных просто бессмысленно, так как с чёткой картинкой и чтением номеров в таких условиях справляются лишь лучшие из лучших.

Highscreen BlackBox HD-mini

Устройство выдаёт потрясающе высокую для таких условий чёткость, но ему катастрофически не хватает чувствительности.

Lexand LR-3000

Этот регистратор демонстрирует отличный баланс чувствительности и чёткости изображения — неплохо видно, где, что и с кем происходит.

AdvoCam HD-1

Ночью эта камера демонстрирует слабую детализацию изображения и сильно слепнет от искусственного освещения дороги.

ParkCity DVR HD 500

Главная беда этого устройства — такая же, как и у AdvoCam. То есть малая чёткость картинки и боязнь искусственного освещения.

Ночная съемка во дворах

Четвёртый тест — ночное маневрирование в тёмных дворах. В таких условиях света зачастую ещё меньше, чем на улицах, но зато и обстановка более статичная, что даёт, например, надежду на запечатление номерных знаков.

Highscreen BlackBox HD-mini

Как иногда становится видно, ближний свет на машине все-таки включен. В закоулках ночных дворов обладателя этого устройства ничто не спасёт.

Lexand LR-3000

Чтобы «добиться» таких же печальных результатов, как в предыдущем видео, придётся снимать, например, через тонированное окно. Доступный регистратор Lexand снова выступил на достойном уровне.

AdvoCam HD-1

В отличие от широкого проспекта, тесный двор дался Адвокаму значительно легче. Хотя номера различить не получится, суть происходящего от этого регистратора не ускользнёт.

ParkCity DVR HD 500

В противоположность ночной записи на Кутузовском проспекте, во дворах ParkCity показывает отличный результат — хорошо различима и окружающая обстановка, и мелкие детали.

Съемка в салоне

Наконец, последнее, пятое упражнение. Мы протестировали видеорегистраторы в качестве внутренней онборд-камеры. При съёмке онборда зачастую полезно записывать не только происходящее на трассе, но и действия пилота (как минимум, его работу рулём), поэтому камеру удобно закрепить где-то в задней точке салона. Первым сдал позиции Highscreen, который не способен шевелиться относительно своего крепления, поэтому снимать с его помощью онборд-видео с охватом пилота оказалось бессмысленно.

Highscreen BlackBox HD Mini можно использовать в покатушках лишь в качестве средства запечатления разочарованных лиц соперников — просто прикрепите регистратор назад тем же способом, что и на лобовое стекло

Ключевым критерием оценки будем считать минимальную разницу в уровне освещённости салона и всего, что находится за его пределами. Чем она меньше, тем более комфортно соотносить действия водителя с происходящим на трассе. А чтобы усложнить задачу, поедем в ослепительные снега — такие условия встречаются, например, на всех зимних ралли-спринтах.

Lexand LR-3000

Монтаж на заднее стекло с ориентацией объектива в салон оказалось столь же простым и удобным, как и крепление на лобовое. Достаточно лишь развернуть аппарат на 180 градусов и включить запись.

Забегая вперёд, сообщаем: в этой дисциплине Lexand оказался лучшим — отлично видно всё, что происходит в салоне и вполне терпимо воспринимается заснеженный рельеф местности.

AdvoCam HD-1

К сожалению, разработчики этого регистратора поскупились на лишний метр провода питания, поэтому при стационарном размещении нашёлся только такой компромиссный вариант — больше изображения салона в ущерб видам трассы. В крайнем случае можно использовать и аккумуляторы, повесив устройство на заднее стекло или попробовать дотянуться до розетки в багажнике, если такая есть.

Так или иначе, засветка уличной картинки оказалась сильнее, чем того хотелось бы. Хотя в условиях более контрастного пейзажа и решения проблемы с питанием эта камера неплохо подойдёт на роль внутрисалонного онборд-устройства.

ParkCity DVR HD 500

Никаких проблем с закреплением этой камеры ожидаемо не возникло — нужно только не забыть выбрать в настройках переворот экрана, чтобы изображение не записалось вверх ногами.

Как и в случае с предыдущим устройством, освещённость заснеженной улицы оказалась чрезмерной, что позволяет рекомендовать эту камеру тем, кто не снимает самого себя за рулём или же ездит только летом.

И что в итоге?

Картина неоднозначная. С одной стороны, видеорегистраторы бесспорно полезны во многих дорожных и бытовых ситуациях. Но с другой стороны, удобное и функциональное устройство найти непросто — почти у всех есть проблемы с эргономикой, да и качество съёмки хромает от случая к случаю. Также никуда не деться от необходимости каждый раз, оставляя машину на ночь, снимать и снова ставить камеру. Если, конечно, не хочется перепробовать все устройства на рынке, каждый раз покупая в придачу по новому боковому стеклу.

Что же до участников наших видеосоревнований, то однозначного победителя выявить сложно. В отличие от аутсайдера, которым стал Highscreen BlackBox HD-mini, компактность которого меня поначалу так подкупила. За те же деньги лучше купить превосходящий его во всём Lexand LR-3000 — очень сбалансированное устройство. А вот стоит ли на его фоне доплачивать больше полутора тысяч за AdvoCam и ParkCity — большой вопрос. В активе первого аккуратно выглядящий корпус и хорошая устойчивость к прямым солнечным лучам, а второй подкупает высокой чёткостью дневного изображения и самой приятной эргономикой.

В следующей статье о видеорегистраторах мы протестируем пару топовых устройств с датчиками ускорения, поворотными экранами, GPS-навигацией и кучей других функций — для них будут поставлены задачи посложнее. А также постараемся понять, насколько конкурентоспособны окажутся программы-видеорегистраторы для смартфонов, которые сегодня существуют под большинство мобильных платформ.

Дмитрий Ласьков
Фото и видео автора