НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Цветок его страсти

20 января 2012 00:06
60 лет назад английский конструктор Колин Чапмен официально зарегистрировал компанию Lotus Engineering. Начав с переборки старых моторов, целеустремленный лондонец со временем превратился в создателя чемпионских машин Формулы 1 и всемирно известных спор

60 лет назад английский конструктор Колин Чепмен официально зарегистрировал компанию Lotus Engineering. Начав с переборки старых моторов, целеустремленный лондонец со временем превратился в создателя чемпионских машин Формулы 1 и всемирно известных спорткаров. В зените славы Чапмена будут прославлять как гения и гордость британской империи, но в дни поражений его же заклеймят создателем «четырехколесных гробов», за рулем которых гибнут самые талантливые гонщики поколения. Из заурядного студента Колин вырастет во всемирную знаменитость и очень состоятельного человека, при этом наказания тюрьмой за финансовые махинации он избежит лишь потому, что не доживет до суда. Авто Mail.Ru вспоминает историю неоднозначного, но безусловно гениального Колина Чепмена и его компании.

Мне бы в небо!

Для совсем еще юного паренька теперь каждое утро начиналось одинаково. Если Колина не будили сирены воздушной тревоги, он, едва продрав глаза, мчался включать радио — что за сводки с фронта? Вслушиваясь в размеренно-спокойный, преисполненный едва заметной гордости дикторский тембр, вещавший о доблестных подвигах пилотов Королевских Военно-Воздушных сил, рассеявших рвавшуюся к Лондону эскадрилью фашистских Junkers 88, юный Чепмен испытывал смешанные чувства. Конечно, как и вся Англия, он гордился подвигами парней на Hurricane и Spitfire, но в тоже время проклинал собственный возраст. В 12 лет и думать нечего о том, чтобы в обозримом будущем стать пилотом и самолично бить врага...

Мечта о небе накрепко засела в сознании юноши. Уже в 1945-м, сразу по окончании школы, Колин поступил в Лондонский университет и попутно записался на добровольные авиационные курсы для студентов. Более того, Чепмен будет лично приплачивать пилоту-инструктору за дополнительные часы налета на учебно-тренировочном истребителе Harvard 1. В конце концов, его упорство будет вознаграждено — на военную службу Колина призовут именно в части RAF. Правда, на этом, признаться, везение и закончится. В группу летчиков-истребителей его не отобрали, так что битый год армейскую рутину пришлось убивать читая автомобильные журналы.

Наверное, Колин слишком долго мечтал о небе и в конце концов перегорел. Такое бывает. Вернувшись на гражданку, Чепмен, уже не страдающий от воздушной болезни, вдруг осознал — теперь его больше интересуют автомобили.

Подкрасим, подмажем, понюхаем...

Для начала он открыл гаражную мастерскую, где вместе с приятелем приводил в чувство ушатанные подержанные машины, а после перепродавал их на вторичном рынке. Получались неплохие, уж во всяком случае для вчерашнего студента, барыши. Но вскоре выгодный, но такой скучный бизнес надоел молодому человеку. И он уже знал, куда направить бившую ключом энергию.

Первая машина Чепмена — Lotus Mk I. За рулем — Колин, в качестве штурмана выступает его будущая жена Хейзел Уильямс

Еще в 1947-м из чистого любопытства Чепмен решил покопаться в потрохах убитого Austin Seven — популярной довоенной микролитражки. Максимально облегчив машину и инсталлировав под капот 1,1-литровый нижнеклапанный мотор Ford, лишь немногим мощнее стандартного силового агрегата, Колин заявился на старт местечковых любительских гонок — примитивной помеси ралли, спортивного ориентирования и скоростного подъема на холм. Важнее, что своему самодельному драндулету или, как благородно выражаются англичане, «спешелу» Чепмен подарил имя собственное — Lotus Mk I.

Сегодня Lotus Mk III кому-то покажется неудачной помесью газонокосилки и стиральной машины. Тем не менее, эта странная конструкция наводила ужас на соперников в гонках «Формулы 750» и стала для Колина вступительным взносом в мир больших автогонок

Почему Колин назвал автомобиль в честь восточного цветка? В последующие три десятка лет Чепмену задавали этот вопрос не меньше миллиона раз, но он каждый раз упорно уклонялся от прямого ответа. Впрочем, искать отгадку проще, если вспомнить, что в юности великий конструктор увлекался буддизмом — пусть совсем недолго и не всерьез, но все же... А «лотос» в этом религиозно-философском учении — символ чистоты.

Первая сравнительно массовая модель фирмы Lotus — Mk VI. Предшественник знаменитой «семерки» разошелся тиражом порядка 100 экземпляров

Как бы то ни было, за первым «спешелом» последовал второй. Причем на Lotus Mk II Чепмен осмелился выйти на «кольцо», хотя до этого не видел ни одной гонки даже с трибуны. И не просто вышел, а одержал победу в зачете так называемой «Формулы 750»!
Стоит ли удивляться, что следующую машину он уже строил по спецзаказу? Такие же, как и он сам, гонщики-любители — разве что чуть более состоятельные и менее рукастые — попросили молодого самоделкина «подсобить с техникой».

Чепмен (на фото справа) и его любимый пилот Джим Кларк. Шотландец принес Lotus два чемпионских титула Формулы 1, но трагически погиб во время гонки в 1968-м. Виновницей аварии стала лопнувшая покрышка

Жизнь молодого лондонца круто переменилась. О самолетах к тому моменту он забыл окончательно — было не до этого. С утра пораньше Чапмен отправлялся на основную работу — в офис British Aluminium Company. Там он с превеликим трудом высиживал до вечера, а после стремглав мчался в арендованный гараж на Масвелл-Хилл, где вместе со своими друзьями чуть ли не до зари корпел над очередными гоночными посудинами. Затем короткий сон, ранний подъем и... снова все по кругу.

Увы, это не единственная катастрофа с летальным исходом с участием Lotus. На снимке искореженный автомобиль Йохена Риндта, погибшего на Гран-при Италии 1970 года. Австриец стал обладателем печального рекорда — он единственный чемпион мира Ф1, завоевавший это звание посмертно

Так продолжалось больше года — с недосыпом все было отлично, на личную жизнь совсем не оставалось времени. Но зато гоночные Lotus превратились в настоящих звезд «Формулы 750», а новые заказы все прибывали. Вскоре Чепмену придется арендовать цеха завода на Тоттенхэм-авеню, ну а в январе 1952 года он оформит документы на собственную автомобильную компанию.

Чтобы привлечь дополнительные средства для своей команды, Чепмен одним из первых стал продавать рекламные площади на автомобилях. На снимке Lotus 49 Грэма Хилла с рекламой сигарет Gold Leaf

Кто бы тогда мог предположить, что пройдет всего 11 лет и Lotus станет чемпионом Формулы 1?!

В погоне за легкостью

Сегодня подобное представляется совершенно невероятным. Как за несколько лет недавний студент, увлеченный самолетами, сумел превратиться в создателя самых быстрых машин в мире? Впрочем, не стоит забывать, что в середине прошлого века Формула 1 была не той, что сегодня. В 60-е талант конструктора и сметливость менеджера ценились выше самых щедрых спонсорских отчислений. Колин Чепмен умудрялся сочетать в себе оба амплуа.

Lotus 72 в черно-золотой ливрее сигарет JPS по праву считается одним из самых красивых автомобилей Формулы 1 всех времен

В конце концов, не стоит забывать, что Чепмен по образованию был специалистом в области гражданского строительства. Не совсем автомобильно-инженерная профессия, конечно, ну и пусть. Важнее, что он не понаслышке знал все о сопротивлении материалов, по собственному летному опыту отлично представлял природу аэродинамики, да и устройство автомобиля, благодаря многолетним гаражным экспериментам, не было для него тайной. Но самое главное, именно Колин одним из первых понял: гоночный автомобиль — это не просто четыре колеса, мощный мотор и сиденье. Это, прежде всего, несущая силовая структура, масса и жесткость которой важнее любых других характеристик.

Колин Чепмен и его гоночная империя периода расцвета

Еще на своих первых «спешелах» Чепмен снижал вес всеми возможными методами, а в дальнейшем легкость конструкции стала для него религией и отличительной чертой всех Lotus, как гоночных, так и дорожных.
— Добавляя мотору мощности, вы увеличиваете максималку на прямых, — любил повторять великий конструктор. — Но облегчая автомобиль, вы делаете его быстрее в любой ситуации!

Среди гоночных трофеев Lotus не только Формула 1. На снимке победитель знаменитой «Инди-500» 1965 года

В погоне за легкостью Колин станет законодателем мод Формулы 1. Алюминиевый, а затем и композитный «монокок» — особый вид шасси, где двигатель использовался в качестве несущего элемента, — эти разработки Lotus превратились в предмет всеобщего подражания и копирования. Сегодня без них невозможно представить современные гоночные автомобили.

Гоночный Talbot Sunbeam, в разработке которого также принимали участие инженеры Lotus, стал победителем раллийного первенства мира 1981 года

Другая составляющая гения Чепмена — фантастическое умение до последнего соответствовать букве спортивного закона, при этом... подчас издеваясь над его духом. В своих разработках он применял принцип «все, что не запрещено, — разрешено». Впрочем, существует ли другая дорога для технического прогресса? Именно на Lotus впервые появились антикрылья, а знаменитый «автомобиль-крыло», ставший сенсацией второй половины 70-х, положил начало аэродинамической революции в гонках.

DeLorean DMC-12 — еще один клиент фирмы Колина Чепмена

Несправедливо, впрочем, приписывать все подвиги Lotus исключительно Чепмену-конструктору. Колин слыл еще и чудесным организатором, неплохо разбирающимся в вопросах психологии. Своим неиссякаемым энтузиазмом он заражал других талантливых инженеров и конструкторов. Причем, что самое любопытное, Чапмен редко переманивал ценные кадры у конкурентов, предпочитая обращать в автомобильную, вернее, в гоночную веру, людей, до этого работавших в других областях.

Чапмен всегда был на короткой ноге с сильными мира сего. Здесь Колин раскрывает секреты спортивного Lotus Esprit принцу Майклу Кентскому...
...а здесь вместе с Маргарет Тэтчер позирует на фоне гоночного Lotus 91

И вчерашние «полулюбители» становились творцами лучших гоночных машин планеты.
Достаточно вспомнить Майкла Костина и Кита Дакворта — талантливейших конструкторов и основателей знаменитой фирмы Cosworth, чьи гоночные моторы на полвека оккупировали Формулу 1. Оба начинали свой путь в больших гонках именно в команде Чапмена.

Не только для Гран-при

Наверное, справедливым будет утверждение, что автоспорт был главной страстью в жизни Колина. Разработку и выпуск легковых машин он начал, исходя из тех же соображений, что и Энцо Феррари, — дабы заработать деньги на создание гоночных моделей.

Одна из последних прижизненных фотографий Чепмена. На снимке он изображен с пилотами Lotus сезона 1982 года Найджелом Мэнселлом и Элио де Анжелисом (в кокпите)

Но, будучи гениальным инженером и конструктором, как бизнесмен Чепмен показал себя не с лучшей стороны. Уже первая легковая модель фирмы — Elite — едва не стала причиной краха компании. Сверхпродвинутое в инженерном плане купе оказалось столь дорогим в производстве, что каждый проданный экземпляр приносил ощутимые убытки. Характерно, что об этом недоразумении Чепмен узнал лишь через несколько лет после начала выпуска!

Нынешний глава Lotus Дэни Бэйхор (на переднем плане) надеется вывести компанию на уровень Ferrari и Lamborghini

При подобном подходе вряд ли Lotus протянул бы долго в качестве автопроизводителя, но, на счастье, инженерными талантами Чепмена заинтересовались крупные игроки. Началось все с достаточно крупного заказа от Ford на создание заряженной версии седана Cortina. За ним последовали контракты от Talbot, Vauxhall, Chevrolet, Isuzu и других массовых брендов, жаждавших понежиться в лучах легендарной гоночной славы Lotus. Немногие в курcе, что и знаменитый DeLorean DMC-12 дорабатывали в мастерских фирмы Чепмена. К слову, именно с DeLorean связана и самая, пожалуй, неприятная история в карьере Колина. Контракт с американцами оплачивался через оффшорные счета, и, как выяснилось в результате полицейского расследования, далеко не все средства шли по прямому назначению. Кругленькие суммы осели на личных счетах Чепмена и людей из его ближайшего окружения...

Коллектив дизайнеров Lotus Cars на фоне перспективного концепт-кара

От всеобщего позора недавнего любимца британской империи уберегли лишь весьма уважительные обстоятельства — 16 декабря 1982 года Чепмен умер от сердечного приступа в собственном замке. Основателю Lotus было всего 54...

Данила Михайлов

10 лучших автомобилей Lotus по версии Авто Mail.Ru


1. Seven (1957)

Машина, с которой началась слава компании, «семерка» представляет собой воплощение спортивного автомобиля, в котором нет ничего лишнего. Ни кондиционера, ни музыки, ни крыши — ничего, что мешало бы водителю наслаждаться пьянящим единением со скоростью. Lotus 7, как и его предшественник — модель Mk VI, предлагался как в готовом виде, так и в виде комплекта для самостоятельной сборки. Покупатель сам мог решить, какой двигатель ставить в шасси, основой которого являлась легкая и прочная пространственная рама. Выбор был велик: от дохленького 1-литрового нижнеклапанного Ford мощностью 50 л.с. до тюнингованного 1,4-литрового Coventry Climax, развивавшего 109 «лошадок». При массе меньше чем в полтонны даже этот по нынешним временам скромный табун превращал «семерку» в ракету. Стабильный спрос на Lotus 7 заложил финансовую основу компании

2. Elite (1958)

Первый в полном смысле легковой Lotus. Но Elite не снискал популярности на рынке — за пять лет было построено чуть больше 1000 машин. Хотя в техническом плане это крошечное купе — всего 3,7 м в длину — настоящий прорыв. Фишка Elite в конструкции шасси — несущий стеклопластиковый монокок, со встроенным передним стальным подрамником, к которому крепился мотор и элементы подвески. Вот почему масса купе лишь немногим превышала показатель «семерки» — чуть более 500 кг. Так что даже 1,2-литрового мотора Climax мощностью 75 л.с. хватало за глаза. С точки зрения комфорта и удобства управления Elite больше походил на гоночный автомобиль, нежели легковушку. И если про коммерческие результаты модели лучше забыть, зато шесть побед в Ле-Мане (пусть даже в своем классе) впечатляют не по-детски

3. Elan (1962)

Элегантный Elan стал ответом Чепмена на критику в адрес Elite, который, по мнению журналистов, был уж слишком экстремальным, дорогим и капризным. Сложный стеклопластиковый монокок заменила более простая хребтовая рама, при этом кузовные панели по прежнему изготавливались из стеклопластика. Elan получил независимую подвеску всех колес, дисковые тормоза по кругу и 1,5-литровый двухвальный мотор. Симпатичный, легкий, быстрый и не такой уж дорогой, он стал настоящим успехом для Lotus — всего было продано свыше 17 тысяч машин. Более того, Elan стал идеалом доступного спортивного родстера, на который и сегодня равняются создатели таких моделей, как Mazda MX-5

4. Lotus 25 (1962)

Первый «сингл-ситер» Lotus, принесший английской конюшне чемпионский титул Формулы 1, — настоящая веха в развитии автомобилей Гран-при. Впервые примененный алюминиевый монокок позволил сделать шасси в три раза жестче, чем у предшествующей гоночной модели фирмы — Lotus 21. При этом 25-й оказался, к тому же, значительно легче. Соперники были просто шокированы революционной конструкцией Lotus, и в первом же сезоне Джим Кларк начал штамповать победы. Чемпионский титул шотландец упустил лишь в последней гонке года из-за отказавшего мотора, но в следующем, 1963-м, Lotus 25 и Кларку просто не было равных

5. Europа (1966)

Иногда и неудачный тендер приводит к рождению шедевра. Этот автомобиль создавался, чтобы стать частью гоночной программы компании Ford, решившей взгреть Ferrari в 24-часовых гонках в Ле-Мане. Но Чепмен и Генри Форд Второй не сошлись в аспектах авторских прав, и в результате тендер выиграл Эрик Бродли и его компания Lola cars. Ну а отверженная «Голубым овалом» Europa пошла в серию как сменщик модели Seven. Тестировавшие ее журналисты признавались, что по части управляемости Europa — самое близкое, что может быть похоже на машину Формулы 1

6. Lotus 49 (1967)

Второй чемпионский Lotus Формулы 1 вновь стал революцией в мире Гран-при. В данном случае гениальная идея Чапмена — это двигатель, ставший частью силовой структуры шасси. Другой совершенно непривычной для второй половины 60-х фишкой стали антикрылья. Результы 49-го говорят сами за себя. На этом Lotus одержано 12 побед в Гран-при и выиграно два чемпионских титула (Джим Кларк, Грэм Хилл)

7. Lotus 72 (1970)

Став развитием 49-й модели, Lotus 72 представлял собой уже хорошо зарекомендовавшую схему шасси с мотором в качестве силового элемента, помноженную на проработанную аэродинамику. В 1970-м на фоне этой машины остальные участники Гран-при выглядели натуральной архаикой. В плане результатов 72-я — лучший из всех Lotus Формулы 1. На счету этой революционной конструкции 20 побед в Гран-при, 17 «поул-позишн», 10 лучших кругов, а главное — три чемпионских титула в личном и два в командном зачетах

8. Lotus Esprit (1976)

Первый и на данный момент единственный представитель Lotus в сегменте автомобилей Gran Turismo многие годы являл собой ответ Великобритании засилью итальянских спорткаров. Впрочем, в Esprit также есть частичка Италии — кузов разрабатывался в ателье маэстро Джуджаро. Под элегантными обводами кузова скрывалось удлиненное шасси от Europa. Первые Esprit, выделяясь феноменальной управляемостью, при этом страдали нехваткой мощности. Базовый 2-литровый мотор модели первого поколения выдавал всего-то 160 лошадок, обеспечивая разгон до сотни за восемь секунд с мелочью. Зато, скажем, Esprit S4 мог похвастать табуном в 350 лошадей. До сотни он прыгал за 4,4 с. К слову, если все пойдет хорошо, то уже в 2013-м Lotus обещает представить Esprit совершенно нового поколения

9. Lotus 79 (1977)

Истинный прорыв в аэродинамике. Lotus 79 доказал, что настоящий гений, коим Чепмен безусловно являлся, сможет выдумать что-то новое, даже когда все уже придумано. Знаменитый «автомобиль-крыло» положил начало новой эры аэродинамических ухищрений, которая продолжается в Формуле 1 по сей день. Эффект «трубки Вентури», создававшей зону пониженного давления под днищем, благодаря чему автомобиль буквально примагничивался к трассе, стал для соперников ушатом холодной воды. Lotus 79 ошеломил уже в своем первом же старте. Марио Андретти выиграл поул в Зандфоорте (с преимуществом более чем в секунду над вторым местом!) и финишировал первым в гонке. По итогам года американец завоевал свой единственный титул в «королевских автогонках»

10. Lotus Elise (1996)

«Благодаря новому Elise, компания вновь обрела свою душу!» В столь восторженных тонах писала об этой новинке британская пресса 15 лет тому назад. И действительно Колин Чапмен, наверняка, одобрил бы эту модель. Ведь Elise сочетает в себе лучшие черты легендарных Lotus прошлых лет — простота конструкции, легкое шасси и, конечно же, феноменальная управляемость. Неудивительно, что машина без радикальных изменений продержалась на конвейере 15 лет. По нынешним временам феноменальный результат