НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Гонки на выжимание, или Как мы учились экономить топливо

2 ноября 2011 23:50
В конце октября к нам в редакцию пришло интересное приглашение принять участие в необычном пробеге из Москвы в Санкт-Петербург. Казалось бы, что здесь интересного и необычного?

В конце октября к нам в редакцию пришло интересное приглашение принять участие в необычном пробеге из Москвы в Санкт-Петербург. Казалось бы, что здесь интересного и необычного?

Необычно то, что это не презентация нового автомобиля и не спортивное соревнование. Это — организованное компанией ТНК-ВР ралли, участникам которого нужно было преодолеть 707 км от Москвы до Северной столицы, при этом потратив наименьшее количество топлива и демонстрируя наиболее экономичный стиль езды. Вроде ничего сложного, но... Для пробега участникам предоставили пять дизельных Audi Q7 quattro 3.0 TDI мощностью 239 л.с. и пять бензиновых Audi A7 Sportback quattro 3.0 TFSI мощностью 300 л.с. Скажите, как на этом можно экономично ехать?! Вот это и оказалось самым интересным. Тем более, что нам досталась бензиновая машина.


Пробег проходил в два этапа с ночевкой близ Валдая. В первый день за рулем был мой напарник. Используя наши познания в экономии топлива, мы выбрали определенную тактику «ведения боя»: отключили все источники энергопотребления, не влияющие на безопасность, чтобы снизить нагрузку на генератор, а следовательно, уменьшить потребление топлива, — выключили даже отопитель, несмотря на холодную погоду. Но когда начинало запотевать лобовое стекло, пользоваться «печкой» приходилось, иначе сотрудники ГИБДД могли заподозрить наш экипаж в употреблении горячительных напитков. Ведь именно запотевшие стекла являются признаком подвыпившего водителя.


В наши планы беседа с людьми в погонах не вписывалась по следующей причине: на 400 км пути было отведено шесть часов времени, а неуложившимся в норматив грозил штраф — плюс 1 литр за каждые 10 минут опоздания. Этот фактор не позволял плестись с черепашьей скоростью и заставлял ехать в определенном темпе, внимательно наблюдая за показаниями бортового компьютера. И каждая отыгранная десятая доля литра (речь идет о среднем расходе топлива) приносила нам радости не меньше, чем отыгранная секунда в раллийных или кольцевых гонках! К счастью, непредвиденных остановок не случилось, и на пит-стоп мы приехали с расходом 7,6 л/100 км.

На промежуточном финише организаторы должны были подвести предварительные итоги. Но, чтобы создать интригу, делать этого не стали... Впрочем, опросив остальных участников бензинового зачета, мы поняли, что находимся среди лидеров и немного скорректировали свою тактику на следующий день, когда, собственно говоря, и наступила моя очередь садиться за руль. В этот день нам отвели пять часов на 300 км пути. Исходя из этого, было решено ехать чуть медленнее, чем вчера, и использовать воздушные карманы, образующиеся за грузовиками.


И вот, километров через 30 пути, мы выбрали подходящую фуру, к которой и «сели на хвост». Но через некоторое время водитель грузовика начал нервничать: что за дорогая иномарка плотно «висит на хвосте», синхронно совершая все маневры и при этом не обгоняя? Выбрав момент и поравнявшись с кабиной тягача, мы объяснили водителю, что пользуемся его аэродинамической тенью и таким образом экономим топливо. Водитель оказался не против.

Следя за показаниями текущего расхода топлива, я нащупал минимальную дистанцию с наименьшим потреблением бензина — буквально метр от бампера полуприцепа! Так мы и проехали еще километров 150. При этом, надо отдать должное водителю фуры, который при каждом перестроении, обгоне и торможении заранее предупреждал нас, моргая аварийкой, да и ехать стал спокойнее и ровнее.

Но за 90 км до Питера наш «провожатый» сошел с дистанции, а мы, горячо поблагодарив его, стали искать новую «жертву». В таком режиме удалось достичь немыслимых 6,4 л/100 км, но, уперевшись в пробку под Питером, результат сохранить не получилось. И на финиш мы пришли с расходом 6,6 л/100 км, поскольку стрелка тахометра, в основном, не поднималась выше 1500 об/мин, а низкие обороты — не самый экономичный режим работы для бензинового турбомотора.

И хотя поначалу многие участники пробега — а это журналисты из различных автомобильных и не очень изданий — говорили, что поедут исключительно в свое удовольствие, страсти в борбье за первое место разгорелись нешуточные. Все-таки не каждый день за экономию и бережливость получаешь тонну топлива! Чего стоит тот факт, что всем экипажам, как в дизельном, так и в бензиновом зачете, для преодоления дистанции вполне хватило одной заправки...


В итоге, в дизельном зачете рекорд экономичности составил 45,850 л (6,485 л/100 км) топлива BP Ultimate Diesel. Не менее выдающийся результат показали и мы, победители бензинового зачета, сумев захватить третью строчку «абсолюта»: Олег Ильин и Евгений Шаповалов добрались до Санкт-Петербурга за рулем Audi A7 Sportback с 300-сильным турбированным двигателем на 51 литре бензина BP Ultimate! При этом средний расход топлива составил ничтожные 7,189 л/100 км.

Призеры «BP ралли двух СТОлиц»
Маршрут: Москва-Санкт-Петербург; дистанция — 707 км
Дизельный зачет — BP Ultimate Diesel
МестоЭкипажРасход, лРасход, л/100 км
1 местоСергей Сладков/Елена Шипилова45,8506,485
2 местоАлександр Милованов/Алексей Топунов47,2306,680
3 местоЮлия Розова/Владимир Палкин50,9307,203
Бензиновый зачет — BP Ultimate
МестоЭкипажРасход, лРасход, л/100 км
1 местоОлег Ильин/Евгений Шаповалов50,8307,189
2 местоМаксим Андрианов/Роман Фарботко55,7607,886
3 местоРоман Щукин/Владимир Платонов57,7208,164


Евгений Шаповалов
Фото компании ТНК-ВР