Мы находимся на родине американского автопрома в городе Детройт, где через несколько дней Chevrolet будет праздновать самую важную в своей истории дату — столетие со дня основания
Господи, как громко они кричат! Уши уже болят, а несколько десятков тысяч человек на протяжении нескольких часов надрывают глотки в вопле «Гоу, Лайнс!». Мы на американском футболе — очень странной и непонятной игре. Вернее, это даже не игра. Это шоу. Яркое и красочное. И выматывающее все силы.
Американский футбол в США — это не просто спорт. Это культ, он там гораздо популярнее, чем у нас футбол или хоккей вместе взятые. В нем разбираются абсолютно все жители страны, причем не только мужчины, но и женщины. По некоторым оценкам, в день так называемого «Супер Боула» — финальной игры на звание чемпиона США — перед экранами телевизора собирается около 100 млн человек! А это, на секундочку, треть населения всей страны, включая младенцев и стариков. Говоря простым языком, «Супер Боул» смотрит вся Америка, а первое воскресенье февраля де факто является национальным праздником.
Однако на европейцев американский футбол производит странное впечатление. Во-первых, не совсем понятно, почему эту игру назвали «футболом». Ведь «фут», то есть нога, тут практически никогда не контактирует с мячом.
Но больше всего смутило то, как проходит сама игра. Собственно говоря, единой игры нет вовсе. Она вся разорвана на очень короткие отрезки. В большинстве случаев эпизод выглядит так: первоначальный бросок мяча своему игроку, пас, падение. Все. На это тратится примерно 3-4 секунды игрового времени, после чего наступает перерыв на пару минут, во время которого на поле выбегают барабанщики или симпатичные девочки, а зрители пытаются установить новый рекорд по громкости крика. Да-да, на поле АБСОЛЮТНО ничего не происходит, а зрители просто так орут. Странная игра, очень странная.
Мы присутствовали на игре, где команда Detroit Lions («Детройтские львы») сражалась против Chicago Bears. Все последние годы «Медведи» из Чикаго выигрывали и «Львов». Но в тот день произошло чудо — Detroit Lions одержал победу. Радости местных болельщиков не было предела
Мы находимся на родине американского автопрома в городе Детройт, где через несколько дней Chevrolet будет праздновать самую важную в своей истории дату — столетие со дня основания. О том, как швейцарец Луи Шевроле основал в США автомобильную компанию, мы еще расскажем (наш историк Данила Михайлов уже работает над очередным интересным материалом). Ну а пока мы расскажем, чем же живет Chevrolet сейчас.
Детройт — город контрастов. С одной стороны, именно он по-прежнему является столицей американского автопрома. Но при этом сам город представляет собой довольно мрачное зрелище. Если еще в начале 50-х годов, во время расцвета Детройта, в городе проживало 1,8 млн человек, то сейчас речь идет лишь о 700 тыс. Причем подавляющее большинство из них — безработные чернокожие. Среди крупных городов США именно Детройт занимает первое место по уровню преступности. А уж заброшенные дома в Детройте вообще стали классикой жанра — развалившихся строений без стекол тут полным полно. Хотя стоит отметить, что власти Детройта в последние годы стали много сил уделять возрождению города
Именно для этого нас привезли в святая святых концерна General Motors — на полигон в городе Милфорд. Это самый крупный и важный полигон у General Motors, ведь именно здесь проходят окончательную доводку все без исключения новые модели, которые планируется выпустить на рынок. Кроме того, в Милфорде американцы проводят ресурсные испытания автомобилей — каждая машина за четыре месяца проезжает 160 тыс. км! Ежедневно на полигоне тестируется 500 автомобилей!
Мы тоже смогли покататься по полигону, правда, только на серийных авто. Но зато очень интересных. Вот, например, Chevrolet Sonic. На первый взгляд это тот же самый Aveo нового поколения, который мы уже тестировали, но есть один нюанс. Sonic позиционируется в США не как простая и дешевая машинка, а как «спортивное авто» для молодежи. А это значит, что Sonic оснащается кожаным салоном, максимальным числом всевозможных «наворотов» и, главное, другими двигателями. Если в Европе Chevrolet Aveo нового поколения продается лишь с моторчиками мощностью от 70 до 115 л.с., то в США эта машина доступна с более интересными силовыми агрегатами: 1,4-литровым турбо (140 л.с.) и атмосферным объемом 1,8 л, который выдает 137 л.с! Для такого «малыша» это очень неплохо. И американские Sonic, что называется, жгут. Все-таки 140 «лошадок» для такой машинки — это более чем достаточно. Правда, при движении по извилистой дороге стало заметно — подвеска Sonic не поспевает за двигателем. Американцы ведь больше любят комфортабельные машины, пусть даже они являются маленькими и псевдоспортивными.
Маленький Chevrolet Sonic продается в США как в кузове хэтчбек, так и как седан. Стоит эта машина в Америке от 13 735 долларов
Хотя Sonic, разумеется, не идет ни в какое сравнение с культовыми Camaro и Corvette, на которых нам тоже удалось прокатиться. Но, признаться, эти суперкары никаких откровений не преподнесли. Да, выглядят стильно, обладают потрясающим разгоном с места, но при этом внутри модели довольно простые, да и управляемость здесь далеко не «поршевская». А что вы еще хотите — классические «американцы». Пожалуй, только Corvette ZR1 с компрессорным двигателем объемом 6,2 л по-настоящему впечатлил. Все-таки эта модель имеет 647 «лошадей», и это, согласитесь, многое объясняет. Настоящая американская крутонень!
Рассчитывать на то, что в ближайшее время в России начнутся продажи Chevrolet Corvette, не стоит. Несмотря на то, что на родине эта модель уже давно имеет статус культовой, американцы боятся, что на других рынках сбыта она будет пользоваться слишком низким спросом. Уж слишком специфичный этот суперкар. А вот Chevrolet Camaro у нас появится, причем уже очень скоро
Такая же, как и гигантский пикап Chevrolet Silverado 3500. Когда в него садишься, то сразу же начинаешь страдать раздвоением личности. С одной стороны, хочется выскочить из этого автомобиля с тоненьким рулем, нелепым салоном с дешевым пластиком и абсолютно «никакими» передними креслами. Но с другой стороны, ты понимаешь — для жизни (для жизни прямо в машине) нет ничего лучше. Ведь это настоящая малогабаритная квартира с огромным багажником, куда влезет все что угодно. Silverado 3500 очень крут. К тому же, в США эта модель стоит от $34 160, хотя тестируемый нами автомобиль с 6,6-литровым турбодизелем и всевозможными «наворотами» продается уже за $50 715. Кстати, Corvette стоит примерно столько же — базовая версия с 436-сильным мотором продается за $49 525 (ZR1 уже из другой оперы — от $111 525).
Chevrolet Silverado 3500. Гигантский, по своему красивый, очень практичный. Конечно, у таких машин есть масса недостатков, но очень хочется, чтобы хотя бы один американский производитель начал продажи подобных «монстров» в нашей стране
А вот Chevrolet Volt сделан из совершенно другого, высокотехнологического теста. Вообще, Volt для нынешнего Chevrolet — это не просто модель. Его пытаются сделать неким символом марки, возвести в статус культа. Получится? Вряд ли — Volt слишком дорогой и сложный. Пока. Ведь идея этого автомобиля очень перспективна, возможно, именно за такой конструкцией лежит будущее автопрома.
Формально Volt является гибридом, но в Chevrolet придумали другое определение — «электромобиль с увеличенным запасом хода». Хотя мы то понимаем, что это не более чем маркетинговые уловки. И все же, Volt — это самый электрический автомобиль из всех, приспособленных для реальной жизни, — обыкновенные электромобили пока еще не могут быть единственной машиной в семье. А Volt может. Ведь он имеет небольшой бензиновый двигатель объемом 1,4 л — как только батарея разряжается, мотор вступает в бой, что автоматически решает проблему «ой, аккумулятор разрядился».
В российском представительстве Chevrolet уверяют, что Volt будет продаваться в России с 2013 года. Цены на эту модель пока не озвучены, но вряд ли они опустятся ниже отметки в 1,5 млн руб.
Если остальные современные гибриды позволяют в лучшем случае проехать на электротяге пару-тройку километров, то Volt способен преодолеть на порядок больше. Тесты показали, что при нормальном (!) режиме движения в городе с периодическими ускорениями и торможениями Volt способен осилить 40-50 км. На одной электротяге! Для многих водителей это означает, что при большинстве поездок по городу затраты на бензин будут нулевыми!
Причем 151 л.с. и аж 370 Н∙м, которые выдает электромотор, позволяют получить очень достойную динамику. Серьезно. Даже при работе в экологически чистом режиме Volt остается нормальным автомобилем, который уверенно разгоняется и проходит повороты. Да и салон Volt тоже понравился. Он и удобный, и высокотехнологичный. Например, привычных нам кнопок на панели приборов тут нет — все сенсорное. Плюс к этому есть два больших монитора, которые выдают четкую и яркую картинку. На них могут выводиться самые разнообразные данные, хотя наиболее интересными являются картинки, показывающие степень зарядки современной литиево-ионной батареи емкостью 16 кВт∙ч. Да и сам салон в Volt просторный, с приличным по объему багажником.
Пока технология, где бензиновый мотор используется для подзарядки аккумулятора, используется только на Chevrolet Volt. Но можно не сомневаться, что в будущем она появится на многих моделях концерна General Motors. Конечно, если эксперимент с Volt пройдет удачно. Но на «вольтовской» идее в General Motors не останавливаются. Сейчас серьезные средства вкладываются в разработку автомобилей, в конструкции которых используется... магний. В GM считают, что будущее лежит именно за этим материалом. Ведь если использование так называемой ультралегкой стали облегчает вес машины на 15-25% по сравнению с обычной сталью, алюминия — на 40-50%, то магний позволяет снизить массу сразу на 55-60%. Например, обычный стальной подрамник весит 21 кг, а магниевый — всего 10 кг. По своей массе магниевые детали сравнимы с карбоном, но при этом магний дешевле! Плюс из него можно делать не только детали подвески и кузова, но и такие элементы двигателя, как блок цилиндров (в этом случае в моторе, правда, надо будет применять специальные алюминиевые болты — сталь при контакте с магнием приводит к быстрому появлению коррозии).
Во время визита в Детройт удалось узнать еще пару новостей. Так, уже в 2013 году в США начнется продажа электрической версии Chevrolet Spark, которая получит приставку EV к своему названию — под капотом такой машины окажется электромотор мощностью 61 л.с., а емкость аккумуляторов составит 20 кВт∙ч (у Volt, напомню, 16). В GM уверяют, что Spark EV будет способен преодолевать на одной зарядке до 130 км — стандартный показатель для современных электрокаров. Сколько будет стоить такая машина? На этот вопрос пока ответа нет, но рассчитывать на низкие цены сейчас не стоит. Ведь в настоящий момент себестоимость производства аккумуляторной батареи для того же Volt составляет около 1000 долларов на один кВт∙ч. Но Chevrolet хочет застолбить рынок и усовершенствовать технологию — по прогнозам, уже через 8 лет стоимость выпуска батареи сократиться в пять раз! И тогда электромобили могут стать по-настоящему массовыми.
Следующая информация: через два-три года GM закончит разработку совершенно новых двигателей семейства Ecotec. В том числе и трехцилиндрового объемом один литр, который будет выбрасывать в атмосферу менее ста граммов СО2. Появится в семье Ecotec и 1,6-литровый дизель, который будет выдавать до 140 л.с. и тратить всего несколько литров топлива на каждую сотню.
А в главном дизайнерском центре всего концерна General Motors, который находится недалеко от Детройта, нам показали самую последнюю разработку Chevrolet — кабриолет Camaro ZL1. Официально он будет представлен только 16 ноября на автосалоне в Лос-Анджелесе. Это самый быстрый серийный кабриолет за всю историю существования компании Chevrolet. Под его капотом скрывается компрессорная «восьмерка» объемом 6,2 л, которая выдает 587 л.с. и 754 Н∙м. Это больше, чем, например, у Porsche 911 Turbo S!
Chevrolet Camaro ZL1 получился очень агрессивным, причем в создании этой модели активное участие принял дизайнер из России по имени Влад Капитонов! Пообщаться с ним, к сожалению, не удалось — в настоящий момент он находится в Шанхае, но руководители GM его хвалят. С технической точки зрения Camaro ZL1 серьезно отличается от обычного кабриолета. И дело не только в новом двигателе или ином аэродинамическом обвесе. Изменениям подвергся весь кузов, который стал на 39 мм ниже стандартного автомобиля. А подвеска получила электронноуправляемые амортизаторы Magnetic Ride третьего поколения. Они способны менять свои характеристики до тысячи раз в секунду!
В 2010 году General Motors построил концепт EN-V — он показал нам, как могут выглядеть в будущем... Нет, не автомобили. А индивидуальные средства передвижения, которые могут кардинально изменить наше представление о перемещении человека в пространстве. И вот стало известно, что американцы работают над вторым поколением EN-V!
Новая версия будет способна разгоняться до 40 км/ч, в салоне появится два кресла, а от водителя не потребуется наличие прав. Весь процесс управления EN-V станет полностью автоматическим. Это «яйцо на колесах» будет самостоятельно прокладывать маршрут, следить на другими участниками дорожного движения, тормозить, разгоняться и парковаться. Причем делать оно это будет при помощи всего двух колес!
Ну а в заключение поездки нас привезли в музей General Motors, где выставлены самые интересные модели американского концерна.
Cadillac V16
В 30-х годах прошлого века Cadillac V16 считался самым крутым американским автомобилем, ведь он первым получил 16-цилиндровй силовой агрегат (отсюда и название), который выдавал не только невиданную по тем временам мощность в 165 л.с., но и огромный крутящий момент. Тяга была такая, что водитель во время езды вообще мог не переключать передачи — некоторые врубали при старте третью (высшую) и спокойно стартовали с нее. Кроме того, эта машина поражала своей роскошью: передняя панель была отделана алюминием «под мороз», а пассажиры второго ряда имели часы и даже свой собственный спидометр.
В 1931 году, когда был сделан данный Cadillac V16, он стоит фантастически дорого — 6500 долларов США. И это за базовую комплектацию.
Buick Y-Job
Эта машина никогда не продавалась в автосалонах, но Buick Y-Job является очень важной моделью для всего мирового автопрома. Ведь это первый в мире (!) концепт-кар, который был создан исключительно для демонстрации публике возможностей компании. Работа по созданию Y-Job началась в 1937 году, а за его дизайн отвечал лично Харли Эрл. В 1938 году машина была официально представлена. Она произвела настоящий фурор, и ее назвали «Лучшей машиной будущего». И это правда. Ведь стилистические решения, которые можно увидеть на Buick Y-Job, появились на серийных моделях только через 10-15 лет.
Среди особенностей автомобиля можно отметить скрытые в крыльях фары, складывающуюся крышу с сервоприводом, широкую горизонтальную решетку радиатора с тоненькими вертикальными прутьями (последний стилистический элемент до сих пор является отличительной чертой всех Buick).
Несмотря на статус концепта, эта машина еще и умела ездить. Одно время Харли Эрл даже использовал ее в качестве своего служебного автомобиля.
Le Sabre
Le Sabre — это еще один концепт, который был показан в 1951 году. Его тоже создавал Харли Эрл, и в этой машине он попытался совместить внешний вид автомобилей и... реактивных самолетов. Именно поэтому машина имеет столь необычную «морду» и задние «плавники», которые в скором времени войдут в моду и станут главным символом стиля «детройтское барокко».
Как и в случае с Buick Y-Job, этот автомобиль мог ездить по дорогам общего пользования, и он тоже был разъездной машиной Эрла на протяжении двух лет. Le Sabre имел кузов из алюминия, а также двигатель, работавший как на бензине, так и на метаноле. Были и другие интересные особенности: 12-вольтовая электрическая система, подогрев кресел, бамперы с «клыками», датчик наличия воды в бачке омывателя, панорамное ветровое стекло.
Oakland Model 40
Сейчас уже, наверное, никто и не помнит, что в свое время в США существовала такая автомобильная компания как Oakland Motor Car Company. В независимом состоянии она, правда, просуществовала недолго — основана фирма была в 1907 году, а в 1909 году она уже вошла в концерн General Motors. Но даже там марка прожила лишь до 1931 года. Перед нами модель Oakland Model 40, которая была построена в 1909 году.
Oldsmobile Curved Dash
Многие считают, что именно Oldsmobile Curved Dash, показанный в 1901 году, является самым первым в мире серийно выпускаемым автомобилем — все остальные машины ранее делались по индивидуальным заказам или крайне ограниченными сериями. Всего за период с 1901 по 1908 года было сделано около 19 тыс. таких автомобилей — для того времени тираж просто фантастический (Ford T начали выпускать только в 1908 году). В GM уверяют, что именно в компании Oldsmobile была впервые применена технология конвейера, которую затем позаимствовал Генри Форд.
В движение Oldsmobile Curved Dash приводился при помощи одноцилиндрового бензинового двигателя, который находился в базе. Мощность силового агрегата составляла 4 л.с., карбюратор был сделан из бронзы, а бензин поступал в мотор самотеком.
Интересно, что Oldsmobile Curved Dash собирали не только в США, но и в некоторых других странах мира. В том числе и в России! Так, сборка этих машин в 1904-1906 годах была организована на заводе «Дукс» в Москве, где ранее делали велосипеды. Всего было сделано около ста «Дуксмобилей». Также Curved Dash собирали на машиностроительном заводе «Аксай» — там было сделано порядка 20 машин.
Oldsmobile Limited
Oldsmobile Limited, который был впервые показан в 1910 году, был самым крутым автомобилем своего времени. Машина стоила как минимум 5000 долларов — для сравнения, Oldsmobile Curved Dash, который тоже был не самым простым автомобилем, можно было купить за 650 долларов. А еще за 5000 долларов в 1910 году можно было приобрести большой дом с несколькими спальнями в хорошем районе! И все же Oldsmobile Limited покупали, хотя тираж столь дорогой машины не мог быть большим — всего было сделано 725 Limited.
Oldsmobile Limited был не только комфортабельным, но еще и очень быстрым автомобилем. Так, ему удалось победить в гонке между автомобилем и знаменитым пассажирским экспрессом «The 20th Century Limited», который следовал из Олбани и Нью-Йорк.
Chevrolet El Camino
Chevrolet El Camino — это мечта любого подростка в период полового созревания, который жил в США в 60-х годах прошлого столетия (премьера модели прошла в 1959 году). Еще бы, ведь эта машина была не только относительно дешевой (2352 доллара), но еще и довольно красивой — «пикап с крыльями» привлекал внимание всех окружающих. Кроме того, машина была просто напросто удобной и комфортной: просторный салон и широкий диван позволял молодым людям свободно обнимать не менее молодых девушек.
Chevrolet Chevette
Показанный в 1976 году Chevrolet Chevette был ответом американского концерна нашествию дешевых японских микролитражек. Автомобиль оснащался 1,4- и 1,6-литровыми бензиновыми моторами, которые были весьма экономичны. Но в США эта модель не пользовалась большим спросом, даже несмотря на топливный кризис. А вот в странах Латинской Америки дешевый Chevette стал настоящим хитом — его ценили не только за доступность, но и за неприхотливость и ремонтопригодность.
Firebird Experimental
Серия автомобилей под общим названием Firebird Experimental является еще одной попыткой General Motors заглянуть в будущее. На сей раз инженеры попытались объединить автомобиль, реактивный самолет и космический корабль — в середине 50-х годов весь мир бредил полетами в космос.
General Motors построил три поколения Firebird Experimental (1954, 1956 и 1959 года), и все они отличались необычной формой кузова, крыльями в задней части кузова и... газотурбинными двигателями.
Уже тогда в GM мечтали создать машину, которая будет ездить по автострадам на огромной скорости и при этом не требовать от человека никаких водительских навыков. «Дождитесь, когда будут установлены системы автоматического управления на автострадах. Когда этот день настанет, то вы сможете управлять автомобилем, всего лишь нажав несколько кнопок, все остальное сделает за вас электроника Firebird», — уверял Эммет Конклин, испытатель Firebird.
Cadillac Eldorado Biarritz Convertible
Cadillac Eldorado Biarritz Convertible 1959 года выпуска. Именно этот автомобиль можно назвать пиком развития стиля, который получил название «детройтское барокко». Стильный кабриолет. Как говорится, сейчас таких уже не делают.