Камикадзе на четырех колесах всегда выскакивает на твоем пути ниоткуда, и вот ты один на один с судьбой. Или не один? Ведь в современных машинах нам помогают самые разные «автопилоты»... Раньше полный набор оборудования, повышающего активную безопасность, предлагался только покупателям люксовых моделей, а теперь многое стало доступно широкому кругу автомобилистов. При этом электронные помощники сейчас освоили новые «трюки». Какие именно? Попробуем разобраться.
В Европе уже со следующего года ESP станет таким же обязательным оборудованием для всех новых машин, как ремни безопасности. Правда, опытные водители нередко скептически смотрят на всякие системы, вмешивающиеся в процесс управления машиной. И напрасно! Даже много часов, проведенные на курсах водительского мастерства, не дают гарантии, что в аварийной ситуации все сделаешь правильно: реальная дорога всегда сильно отличается от полигона с пластиковыми конусами.
Если говорить, например, о кроссоверах и внедорожниках, исследования показали, что большинство водителей в экстренной ситуации не справляются с управлением такого тяжелого автомобиля с высоким центром тяжести. А электроника тут способна творить чудеса. По данным американского бюро NHTSA, машины этого класса, оснащенные ESP, попадают в аварии на 67% реже, чем экземпляры, не имеющие системы курсовой устойчивости.
АБС на Западе входит в базовую комплектацию всех автомобилей уже много лет, через год добавится ESP, но эти знакомые системы — всего лишь необходимый минимум. Новые модели вооружены радарами, видеокамерами и своеобразным искусственным интеллектом. Главная задача, которая стоит сейчас перед инженерами автоконцернов, — это найти способ предупредить водителя об опасности, еще до того как ситуация вышла из-под контроля. А если водитель не принял правильного решения, то сделать это вместо него.
В этой статье мы не касаемся второстепенных с точки зрения безопасности систем, вроде автоматического парковщика или автоматики, считывающей дорожные знаки и дублирующей их на приборной панели. Мы рассмотрим в первую очередь то, что непосредственно помогает предотвратить ДТП, то есть системы активной безопасности. Ну а если столкновение все же произошло, то «электронный разум» может лишь сделать телефонный звонок в экстренную службу, что тоже способно сыграть решающую роль. Итак, мы расскажем про всю передовую электронику, призванную спасти жизни людей, причем, речь пойдет только о тех разработках, которые уже доступны в серийных моделях.
Контроль слепых зон
Казалось бы это — одна из самых простых электронных систем безопасности. Уж не сравнить с продвинутыми ESP, способными «поймать» неуправляемый автомобиль при самой грубой ошибке водителя. Однако, существенная разница заключается в том, что ESP вступает в действие на самом позднем этапе, возможно, за секунду до столкновения, когда на самом деле ситуация может быть непоправимой. А вот система контроля слепых зон и еще несколько других сравнительно несложных разработок оберегают нас, предупреждая о появившемся риске загодя. Если сзади нас нагоняет более быстрая машина и в какой-то момент она попадает в слепую зону слева или справа чуть позади — во внешнем зеркале загорается огонек. Просто и эффективно! Причем, недавно в этой области появились новшества.
Организация EuroNCAP, известная своими краш-тестами, начиная с 2010 года стала вручать автопроизводителям призы за лучшие разработки в области безопасности. Самая свежая награда, вручение которой состоялось в сентябре, досталась Мазде именно за ее систему контроля слепых зон, которая появилась на новом кроссовере СХ-5. В прошлом году также один из призов заслужила аналогичная система от Audi. Впрочем, изобрели эту систему не они...
Подобную электронику первой внедрила на своих машинах компания Volvo, а в настоящее время ее ставят на машины самых разных марок, но Мазда смогла развить идею. Во-первых, система не только способна включать предупреждающие огоньки в боковых зеркалах, когда в слепой зоне появляется автомобиль, но и предугадывать поведение машин, догоняющих нас сзади. Электроника отслеживает машины на расстоянии 50 м, и как только в этой зоне появляется более быстрый автомобиль, лампочка загорится за 5 секунд до того, как сосед по потоку окажется в опасной близости.
Во-вторых, электронный помощник научился подавать звуковые сигналы, если водитель включил поворотник, а на соседней полосе, куда он перестраивается, вблизи есть другая машина.
К сожалению, на доступных моделях система контроля слепых зон пока встречается редко. Исключение — Ford Focus. Правда, опция недешевая — 24 900 руб.
Камера ночного видения
Это — «элита» среди автомобильных опций. Не надейтесь получить инфракрасную камеру на машине дешевле Audi A6, и цена такого оборудования вряд ли покажется доступной даже покупателям машин бизнес-класса — 110 760 руб. Впрочем, техника, в самом деле, примечательная, ведь она позволяет увидеть в темноте пешеходов, появляющихся на проезжей части.
Подобное оборудование нам чаще всего встречается на моделях Mercedes, BMW и Audi, хотя первыми внедрили такую систему не немцы. В 2000 году камеру ночного видения получил Cadillac DeVille. Картинка транслируется на дисплей в приборной панели, а кроме того, на лобовое стекло проецируются сигнальные пиктограммы. Ингольштадцы с гордостью рассказывают о специальном процессоре, обрабатывающим изображение. Дело в том, что исходная картинка инфракрасной камеры довольно специфична: беглым взглядом ее трудно воспринимать. Поэтому процессор особым образом раскрашивает изображение, чтобы водитель четко различал важную информацию — то есть видел пешеходов издалека. Ведь если автомобили ночью различимы благодаря фарам и катафотам, то человека, переходящего дорогу, порой видно лишь в последний момент. Самое интересное, что системы ночного видения научились различать людей на обочине, не представляющих опасности, и особо отмечать тех, кто ступает на проезжую часть.
Удержание автомобиля в своей полосе
На Западе автоматику, которая видит дорожную разметку и подруливает таким образом, чтобы машина всегда держалась в своей полосе, уже получили такие модели, как Opel Astra и Ford Focus, но на российском рынке такое оборудование предлагают только покупателям люксовых моделей. Впрочем, в России этот «автопилот» по большей части неприменим: разметка даже в Москве зачастую плохо читается, а в других городах и на трассах она порой полностью отсутствует. А насколько вообще полезна эта опция? Опелевские эксперты утверждают, что если бы такое оборудование получили все машины в Европе, это бы спасло 5 000 человеческих жизней в год.
У разных марок эта функция реализована немного по-разному. Скажем, у Infiniti электроника начинает слегка подтормаживать левые или правые колеса, чтобы направить автомобиль ближе к центру своей полосы. У Форда чуть-чуть подруливает электроусилитель, а в случае выезда из своей полосы (без включения поворотника) баранка начинает вибрировать. У всех производителей система при этом подает предупреждающие звуки и зажигает соответствующую пиктограмму на приборной панели.
Контроль дистанции до впередиидущей машины
Эту систему также называют активным круиз-контролем. Между вашей машиной и впередиидущей как будто проложена невидимая подушка: притормаживает водитель впереди — автоматически замедляетесь и вы. А когда чужая машина разгоняется, «невидимый трос» тянет вас за ней. В отличие от системы экстренного торможения, данная автоматика действует очень плавно, лишь подстраховывая водителя и давая ему расслабиться, когда он едет на круиз-контроле. И большого распространения функция поддержания дистанции пока не получила. Ее предлагают только производители представительских седанов и моделей бизнес-класса. А вот оборудование, бьющее по тормозам в аварийной ситуации, становится все популярнее. Об этом «автопилоте» — разговор отдельный.
Система автоматического экстренного торможения
За два года существования премии EuroNCAP в области электронных систем безопасности уже четырежды награда доставалась новым системам экстренного торможения. Призы за подобные разработки получили Ford, Honda, Mercedes и Volvo. Причем, Ford в отличие от других фирм успел внедрить данное оборудование на такой сравнительно доступной модели, как Focus. На российском рынке эта опция должна появиться, но в российском представительстве компании пока не готовы назвать сроки и цену.
С одной стороны, устройство этой системы у всех марок похоже: в верхней части лобового стекла размещается радар (у Форда — лидар, он же — оптический дальномер), по сигналу от которого могут автоматически сработать тормоза. Но при этом возможности систем разных производителей различаются. Например, у Volvo и Ford эта электроника рассчитана только на работу на малых скоростях (до 30 км/ч) и сенсоры сканируют сравнительно небольшое пространство — до 10 м. Honda «видит» гораздо дальше — на 100 м, а Mercedes на целых 200 м.
Фордовцы уверяют, что их электроника полностью исключает столкновения на скоростях до 15 км/ч, а на скоростях до 30 км/ч она способна серьезно уменьшить силу столкновения. В случае с Мерседесом до 30 км/ч система вообще не включается, а на более высоких скоростях (вплоть до 200 км/ч) она способна предугадывать развитие дорожной ситуации и действовать по обстоятельствам.
Система подготовки к скорому столкновению
К сожалению, если «электронный разум» уже понял, что столкновения не избежать, сделать он может не так много. В последние мгновения система туже затягивает ремни безопасности, сиденья плотнее обхватывают тело боковыми валиками (если они, конечно, регулируются), если есть выдвижной монитор — он будет убран, стекла и люк закрыты. В той или иной степени эти функции сегодня получили модели самых разных марок: Audi, Ford, Honda, Nissan, Mercedes, Toyota, Volkswagen, Volvo и другие.
Одна из самых продвинутых в этой области — мерседесовская система Pre-Safe. Оборудование последнего поколение, которое получил, например, нынешний Е-класс, умеет даже привести спинку заднего дивана в вертикальное положение — так уменьшается риск «подныривания» седоков под лямку ремня безопасности. Причем, электроника по-разному готовится к ДТП различных типов. То есть, например, если есть риск переворота, то окна и люк будут закрыты, а если нет — останутся открытыми. Так будет проще эвакуировать пострадавших.
АБС, EBD, ESP и другие слова из трех букв
Антиблокировочная система тормозов (АБС) и система стабилизации (ESP) — это, конечно, самые эффективные и потому самые распространенные электронные помощники. Оборудование, позволяющее справиться с неуправляемым автомобилем, достойно отдельной большой статьи, и, кстати, мы ее уже написали. Все подробности — в материале «Скольжениям бой. Азбука ESP».
Давно ушли в прошлое времена, когда примитивная АБС срабатывала грубо, что на деле приводило к удлинению тормозного пути. Испытания машин, оснащенных современными антиблокировочными системами, показали, что порой даже опытный водитель не способен остановить автомобиль быстрее, чем новичок, давящий педаль «в пол» на машине, оборудованной современной АБС. Ну а главная суть системы, как известно, в том, что можно тормозить изо всех сил и при этом рулить, уклоняясь от препятствия (на заблокированных колесах машина продолжает двигаться прямо, как ни крути баранку). А если водителю не хватает сил или умения совершить экстренное торможение, на помощь приходит EBA — система «додавливающая» тормозную педаль. Если под колесами неоднородное покрытие, в действие вступает EBD — система распределения тормозных усилий, способная подать большее усилие на те колеса, которые в данный момент имеют лучшее сцепление с дорогой.
Вся упомянутая электроника работает примерно одинаковым образом, не зависимо от марки автомобиля. Впрочем, у некоторых производителей есть своеобразные ноу-хау. Скажем, система IAD, которой оснащаются модели Toyota и Lexus, при возникновении скольжений способна менять усилие на рулевом колесе, подсказывая водителю, в какую сторону вращать колеса, чтобы погасить занос.
Автоматический телефонный звонок при аварии
В случае серьезной аварии от того, насколько быстро будет оказана медицинская помощь пострадавшим, зависят жизни людей. Автоматика способна мгновенно скинуть СМС с географическими координатами аварии, данные о силе удара (по количеству сработавших подушек безопасности можно ориентировочно определить характер ДТП и степень риска для людей), информацию о числе пассажиров и о том, были ли они пристегнуты, а также включить в салоне громкую связь с оператором экстренной службы. Звонок поступает не в скорую помощь или полицию, а в собственный колл-центр автомобильной марки. Там уже решат, как правильнее действовать.
Специальные награды EuroNCAP за подобные системы успели получить марки BMW и Citroen. К сожалению, в России представительства иностранных брендов пока ограничились созданием своих служб помощи на дорогах, в которые автомобилист может обратиться по телефону. Автоматикой, способной самостоятельно передать сведения о ДТП, поставляемые к нам модели не оснащаются. Да и размеры нашей страны сказываются на работе фирменных служб помощи. Например, Citroen предлагает выезд технического специалиста или эвакуатора лишь в радиусе 200 км от центра Москвы и в радиусе 150 км от других городов, в которых есть официальные дилеры французской марки.
Ценовой минимум
Самые доступные модели, имеющие ESP, — это европейские хэтчбеки B-класса, вроде Opel Corsa и Skoda Fabia, стоящие около 500 000 руб. А вот более дешевый «седан для России» — Renault Logan — никакими электронными системами безопасности, кроме АБС, похвастать не может. Седан Polo может быть оснащен ESP за дополнительную плату - пакет Premium стоит более 60 000 рублей, но в него помимо ESP входят дополнительные подушки безопасности, парктроник и другие опции. На этом фоне приятным исключением выглядит Hyundai Solaris — в комплектации с ESP он стоит от 540 500 рублей.
Цены на модели Lada с АБС начинаются от 322 000 руб. (Калина 1.4 Норма). Ну а самые дешевые модели с антиблокировочной системой — это Geely MK (309 000 руб.) и Lifan Smily (299 900 руб.).
К сожалению, многие российские водители до сих пор не верят даже в необходимость пристегиваться, не говоря уже о том, чтобы отдать за дополнительные системы безопасности лишние пару десятков тысяч рублей. Маркетологи автопроизводителей готовы идти у них на поводу и убирать из оснащения поставляющихся к нам машин «лишнее» оборудование, чтобы продемонстрировать максимально низкий ценник. Еще не так давно россиянам предлагали Ford Focus второго поколения без АБС и лишь с одной подушкой безопасности. Но времена меняются.
Павел Ёлшин