НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Экспедиция «Москва — Сахалин». Финиш на острове!

16 августа 2011 15:21
Итак, мы на Сахалине. Программа-минимум выполнена! Съемочная группа компании LAV Production на автомобилях Jaguar XK R и Land Rover Discovery 4 пересекла Татарский пролив и высадилась на побережье легендарного Тихоокеанского острова

Мы публикуем рассказ о путешествии из Москвы на Сахалин
наших партнеров – компании LAV Productions

Итак, мы на Сахалине. Программа-минимум выполнена! Съемочная группа компании LAV Production на автомобилях Jaguar XKR и Land Rover Discovery 4 пересекла Татарский пролив и высадилась на побережье легендарного Тихоокеанского острова. Это был первый участок на всем протяжении маршрута, который наши машины проделали не своим ходом. Дело в том, что автомобильной дороги, ведущей на Сахалин нет даже зимой, так как пролив не замерзает. А стало быть, колесные транспортные средства попадают сюда с помощью морских паромов. Тем же самым способом на Сахалин с материка даже ходят поезда!

До появления авиации морской транспорт вообще был единственным способом связи с островом. Правда, во времена Чехова пароходы ходили из Николаевска-на-Амуре в Александровск, считавшийся столицей этого острова. Сейчас же, когда основная жизнь и большая часть населения сместились в южные районы Сахалина, паром идет из Ванино в Холмск. Путь длиннее раза в три, но более востребован современными пассажирами.


Итак, мы загрузились в чрево огромного корабля, в котором помещается 4 раза по 24 железнодорожных вагона и множество машин. Вместе с нами на Сахалин отправились товарный поезд, грейдер, грузовик и несколько легковушек, хотя ожидалось, что из-за сезона отпусков будет очень большой наплыв желающих. Наш паром вообще, как оказалось, был дополнительным рейсом. Несмотря на штормовое предупреждение и опасность непогоды из-за идущего с юга циклона, все получилось в лучшем виде. Почти не качало, и мы преодолели водный маршрут за 14 часов. Обещанный шторм так и не подошел.


Берег встретил нас типичной сахалинской погодой, чем-то напоминающей британскую: серый туман и дождь. Город Холмск назван отнюдь не в честь Шерлока Холмса. Просто так перевели название айнского поселения Маука, существовавшего здесь с давних пор. Пятидесятитысячный город-порт живет морем, но со свежей рыбой и морепродуктами тут как-то не задалось.

Наши машины, по всей видимости, единственные представители британского автопрома на всем острове. В Холмске так уж точно. Поэтому мы вызываем неподдельный интерес всех островитян пионеров до пенсионеров. Рассказываем, показываем, даем пофотографироваться. Причем удивление вызывает не только Jaguar, но и Land Rover. Здесь же сплошь японский автопром!

Кстати, в тот же день Холмск посетила группа японских мотоциклистов, отправившихся в тур по российскому Дальнему Востоку. Дружеская встреча, общение, обмен опытом и новостями, фотосессия... Интересно, как они относятся к Сахалину? Четыре десятилетия ХХ века часть острова была Японией. Правда, в Холмске сейчас мало что напоминает об этом периоде истории. Наиболее заметный след — волноломы в порту и старое самурайское кладбище. Кстати, именно в Холмской бухте высадился десант, окончательно решивший исход битвы за Сахалин в августе 1945 года. Из-за жесткого сопротивления японцев город почти полностью выгорел во время боев.

При длине почти в тысячу и ширине от 26 до 160 километров Сахалин — это самый крупный остров в составе Российской Федерации. А так как он вытянут с севера на юг и разделен пусть не высокими, но вполне горными хребтами, то и разнообразие видов, ландшафтов, климатических зон на Сахалине довольно велико. Правда, сеть дорог на острове совсем не располагает к построению сложных маршрутов, особенно если в путь предполагается отправиться на спорткупе. Безусловно, в умелых руках даже самая неподготовленная техника может творить чудеса, и мы вполне смогли бы добраться даже по грунтовке до отдаленных уголков острова. Но дело было в ограниченном времени. А потому, решив вернуться сюда в следующий раз специально для отдельного фильма о Сахалине на более подходящем авто, мы решили устроить обзорную экскурсию по южной половине острова. Точкой возврата был выбран Александровск-Сахалинский, бывшая столица острова и центр его колонизации в XIX веке. Именно сюда приезжал Чехов. Именно здесь в его времена была администрация острова и центральная тюрьма. И вся основная жизнь.

В том, что нам удастся добраться до этого города, были некоторые сомнения. О состоянии дороги туда в Холмске никто толком не мог дать точных сведений. Но было понятно, что ехать надо кружным путем через Южно-Сахалинск, потому что оттуда идет единственное асфальтированное шоссе на север — по восточному побережью до Поронайска. А вот дальше сведения о состоянии дороги расходились.

Погода на острове очень переменчива, причем как во времени, так и в пространстве. Как будто и не было приближавшегося с юга циклона! Проскочив Южно-Сахалинск и достаточно населенные окрестности, мы вскоре выбрались в совсем безлюдные места на побережье Охотского моря. Ландшафт вокруг напомнил Крым, с той лишь разницей, что на берегу было пустынно и чисто. Насколько хватало взгляда по береговой линии был лишь песок и накатывающий на него прибой. Море так и тянуло искупаться, что мы, разумеется, всей командой и сделали. Курорт да и только! Довольно теплая вода, невысокие волны, яркое солнце, тишина... В общем, все классно. По мне тут куда приятнее переполненных телами черноморских лежбищ.

Отплыв достаточно далеко от берега, я вдруг почувствовал на себе взгляд. Поднял голову и... встретился глазами с нерпой. Гладкая усатая морда с любопытством рассматривала меня с расстояния в несколько метров. Чуть дальше выглядывали из воды ее сородичи. Впрочем, было бы слишком самоуверенно считать, что морских зверей привлекла к берегу съемочная группа LAV Productions. На самом деле нерпы пришли вслед за косяками горбуши и кеты, собравшимися на нерест в реки Сахалина.

Красную рыбу у берега еще ждут чайки, вороны, но главное — люди. Чуть дальше на север по берегу с сетями наготове стоят рыбацкие артели. Они стоят в устьях всех рек и даже чаще — с расстоянием в несколько километров. Сейчас самый сезон красной рыбы: она только готовится войти в реки, а потому еще не потеряла силу и мышечную массу, проходя вверх по бурным перекатам. Поэтому рыбаки стремятся добыть ее еще в море. Впрочем, во многих местах они ставят сети не только на просторах, но и перегораживают ими реки. На Сахалине, особенно на побережье, многие живут только морем и его дарами. Рыба, крабы, морские ежи, моллюски, водоросли... При этом для каждого морепродукта свой сезон. Именно поэтому придорожная торговля свежевыловленными и сваренными колючими крабами шла только в одном селе: сейчас не время, крабы не такие вкусные и мясистые как весной.

По сторонам тянущегося вдоль береговой линии шоссе виды открываются один краше другого. Сахалин прекрасен. Жаль, лишь что лето здесь короткое — уже скоро уйдет, едва успев начаться. К слову, в центральных районах Сахалина, только сейчас зацвели тополя. Видимо, поэтому остров, лежащий на широтах южнее Москвы, приравнен к районам Крайнего Севера. Холодные течения Охотского моря — фактически Тихого океана — сильно влияют на здешний климат.

Вопреки всем оптимистичным прогнозам, асфальт на нашем маршруте закончился очень быстро, и началась плотная выровненная и отсыпанная грунтовка с пологими ямами разной величины и глубины. Для Discovery это был все равно почти асфальт. А вот у Jaguar возникли трудности с рельефом и торчащими острыми камнями. Пришлось значительно сбросить скорость. А в Поронайске и вовсе решено было оставить спорткупе на стоянке, чтобы всей командой сгонять в Александровск на Land Rover. Впереди нам обещали еще три сотни километров более разбитой дороги и столько же обратно.

Land Rover одолел дорогу легко и быстро. Несмотря на кочки и ямы, дорога позволяла порой разгоняться и без напряжения держать «сотню». Правда, надо было все время быть наготове ожидая внезапных дорожных сюрпризов: ступеньки, рыхлые кучи крупного щебня, колеи — все это с завидной периодичностью пыталось перебежать нам путь. От вибрации и тряски опять начали шалить электронные системы: то сигнал неисправной АБС загорится, то подушки безопасности, то еще что-нибудь. Перезагрузка — и снова все в порядке. В общем, нежная британская электроника во всей своей красе... Тем не менее, автомобиль продолжал уверенно двигаться вперед, и ни разу не подвел.

В ХХ веке по острову долгое время проходила единственная сухопутная граница с Японией. Проходила она по 50-й параллели, как раз севернее Поронайска. И теперь, проезжая по грейдеру на Александровск, мы встречали по пути самые разные памятники тех лет: и приграничные укрепрайоны обеих держав, и мемориалы в память погибших на этой земле.

Александровск-Сахалинский, несмотря на не самую лучшую погоду, произвел на нас куда менее мрачное впечатление, чем на Чехова. И действительно, за прошедшее столетие город изменился. От тех времен в нем осталось совсем немного. Тем не менее, самое старое из существующих зданий Сахалина находится именно здесь. Это бывшее казначейство, ныне дом культуры. Чуть позже были построены другие старые дома и воинские казармы, а вот стоящая напротив них тюрьма, описанию которой Антон Павлович посвятил столько страниц, уже давно не существует. Сейчас на ее месте стоит памятник Ленину. А памятником каторжным временам остался тоннель, пробитый заключенными в скале, чтобы было ближе ходить на работу в рудники. Сейчас — это одна из главных достопримечательностей города, к которой водят туристов. Правда, подобраться к тоннелю можно лишь в отлив. Но все же главный природный памятник — стоящие прямо в середине бухты три остроконечных рифа, называемые Три Брата.

В Александровске и окрестностях было что посмотреть, но пришлось довольно скоро уезжать. И дело не только в поджимавшем времени. Сюда наконец добрался давно обещанный циклон, принесший с собой ливень и шквальный ветер. Струи воды лились с неба горизонтально, деревья трещали и падали, а щебенистая дорога стала очень мылкой и скользкой. Но что удивительно, стоило нам вновь уйти на другую сторону Западно-Сахалинской горной цепи, как погода опять переменилась в лучшую сторону. Уже в Поронайске снова светило солнце и дул легкий теплый ветерок.


То, что мы поступили правильно, на время оставив Jaguar, подтвердилось вскоре после выезда из города. Проезжая через щебеночный участок, мы лишились одного из его передних колес. Четыре боковых пореза одновременно, причем с обеих сторон! Ремонту не подлежит. Так как полноценной запаски у нас уже не было, пришлось ставить «докатку» и тащиться в ночи до Южно-Сахалинска со скоростью 75 км/ч как написано в инструкции. При этом слева на зеркальной глади моря серебрилась лунная дорожка, а справа, из-за зубцов горной цепи клочьями прорывались обрывки туч бушующего на той стороне циклона.


Мы благополучно добрались до нынешней столицы острова. Автомобили почти в полном порядке. Почти, потому что Jaguar так и остался на докатке, а у Land Rover «закончились» тормозные колодки и продолжают сами собой без повода загораться предупредительные значки на приборной панели. Но в целом автомобили выдержали испытание сахалинским марафоном очень достойно. Главный вывод таков: по родной стране путешествовать не только можно, но и нужно. Jaguar доказал, что проехать через всю страну и даже добраться на дальневосточный остров можно своим ходом на любом автомобиле, но внедорожник типа LR Disco для таких целей подходит гораздо больше. Что же дальше? Сейчас мы загрузим машины на судно, идущее во Владивосток, там перегрузим в контейнер и по железной дороге отправим домой.


Евгений Константинов
Фото автора