НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Крушение легенды

27 июня 2011 11:00
25 июня 1956 года из ворот детройтского сборочного предприятия выехал последний настоящий Packard. Потом еще в течение двух лет на заводе в Саусбенде, штат Индиана, под этой прославленной маркой будут выпускать перелицованные модели Studebaker

25 июня 1956 года из ворот детройтского сборочного предприятия выехал последний настоящий Packard. Потом еще в течение двух лет на заводе в Саусбенде, штат Индиана, под этой прославленной маркой будут выпускать перелицованные модели Studebaker. Но для настоящих ценителей американских автомобилей Packard «кончился» именно в этот день 55 лет назад. Грустная дата, как и сама история легендарного бренда, может послужить уроком будущему поколению автомобильных менеджеров. И урок этот очень прост — чем выше взлетаешь, тем больнее падаешь.

Сами с усами

Джеймс Уорд Паккард, уроженец городка Уоррен, что в штате Огайо, слыл человеком состоятельным, талантливым и смелым. Еще будучи студентом престижного Лихайского колледжа, он удивлял сокурсников пристрастием к велосипедной езде и находчивостью в практическом применении энергии электричества. Так, в комнате общежития он «электризовал» оконную форточку, чтобы проветривать помещение, не поднимаясь с дивана. Вполне себе чудо по меркам 19-го века!

Джеймс Паккард за рулем одноцилиндрового 12-сильного Packard F

Повзрослев и остепенившись, Джеймс занялся более серьезными вещами — организовал фирму по выпуску ламп накаливания и прочих электротоваров. Но даже разбогатев, Паккард не растерял страсть к чудесам техники. 13 августа 1898 года он отправился в соседний Кливленд, чтобы приобрести свой первый автомобиль. Однако машина, созданная одним из пионеров автомобильной Америки Александром Уинтоном, стала полным разочарованием. Жалкие 70 километров до своего дома Джеймс преодолел с огромным трудом: двигатель безлошадного Winton постоянно перегревался, лопнула приводная цепь, спицы колес и те ломались... Домой Паккард и его автомобиль прибыли лишь под утро — на гужевом буксире!

Автомобильная эпопея мистера Паккарда началась с того, что он доверился рекламе, решив купить безлошадный экипаж Winton...

Уже на следующий день Джеймс вернул машину обратно, заодно решив прочитать ее конструктору небольшую лекцию на тему «Качество продукции и довольный клиент». Но мистер Уинтон лишь отмахнулся от докучливого покупателя: «Раз вы такой умный, мистер Пакард, то почему бы вам не построить свой собственный автомобиль?!»
— А вот и построю! — бросил рассерженный Джеймс и удалился.

На картине художника Джеймса Бингема запечатлен тот самый момент — мистер Паккард надиктовывает секретарше ответ: «О качестве автомобилей Packard нужно справляться не в брошюре, а у настоящих владельцев машины!»

Он не шутил. В конце концов, Паккард давно уже интересовался автомобилями и сам являлся владельцем французского трехколесного DeDion-Bouton. Не теряя времени, он выписал кучу технической литературы, переманил из фирмы Уинтона двух самых толковых инженеров и с головой окунулся в работу. Дело спорилось — первый автомобиль марки Packard увидел свет 6 ноября 1899-го.

Надёжность была коньком автомобилей Packard. Если что серьезно заботило владельцев машины — это лишь смена колес

Ничего особенного модель А собой не представляла. Банальный одноместный ранэбаут, с одноцилиндровым, четырехтактным мотором рабочим объемом 2,3 л и мощностью 9 л. с., колеса с велосипедными спицами, поворотная ручка вместо рулевого колеса, простейшая коробка передач планетарного типа... Вот только первый Packard, в отличие от десятков, если не сотен машин того времени, легко заводился, без проблем забирался на холмы, не пасовал на разбитой дороге, а главное – не спешил ломаться. И Джордж Киркэм, местный бизнесмен, без промедления выписал чек на $1250.

Вплоть до появления в середине 30-х модели 120, все Packard собирались вручную как и эти шасси моделей Twin Six

Надежность и легкость управления — вот на чем стал строить репутацию своих автомобилей Джеймс Пакард. На первой американской автомобильной выставке в Нью-Йорке Packard модели B демонстрировал свои возможности на специально построенном треке, лихо объезжая расставленные препятствия. «Убедительно!» — решили богатеи из семей Рокфеллеров и Хонивеллов, купившие три машины.

На всех парах

Слава фирмы росла как на дрожжах. Легенда гласит, что уже в 1901 году в офис Ohio Automobile Company (название Packard Motor Car Company появится чуть позже — в 1903-м) пришло письмо от покупателя, просившего выслать ему каталог продукции и рекламные материалы. По обыкновению крайне занятый Джеймс Паккард продиктовал секретарше ответ: «О качестве автомобилей Packard нужно справляться не в брошюре, а у настоящих владельцев машины!» С тех пор слоган «Ask the man who owns one» стал девизом компании на долгие годы.

На базе 12-цилиндрового мотора Twin Six был создан авиационный мотор Liberty

Правда, Джеймсу вскоре вдруг стало не до автомобилей. С одной стороны, фирма, привлекшая внимание серьезных инвесторов, стремительно расширялась. На окраине Детройта отгрохали новый суперсовременный сборочный комплекс. Для начала века предприятие, созданное знаменитым архитектором автозаводов Альбертом Канном, было, безусловно, самым современным в мире. Но сам Паккард упорно отказывался переезжать в Детройт. Согласно официальной версии — не хотел бросать свой электробизнес в Уоррене, но истинной причиной была... любовь! Неожиданно, прежде всего для самого себя, 40-летний инженер и, как многие считали, убежденный холостяк по уши влюбился в некую Элизабет Гиллмер. Пикантности ситуации добавлял тот факт, что пассия Пакарда, видите ли, категорически не хотела переезжать из родного Уоррена.

В конце 20-х даже наименее дорогие модели в линейке Packard оснащались 8-цилиндровыми моторами. На снимке модель 626 1929 модельного года

Конфликт между разумом и чувствами довольно быстро решился в пользу амурных дел. Паккард остался в Огайо, женился и постепенно передал бразды правления фирмой новым компаньонам. В 1909-м он покинул пост президента, уйдя в отставку абсолютно счастливым и фантастически обеспеченным человеком.

Этот Packard Eight 1934 года с кузовом седан принадлежал мэру Нью-Йорка мистеру Фиорелло ЛаГардия

Возможно, для дальнейшего процветания фирмы это было наилучшим решением. Дело в том, что Джеймс так пекся о надежности своих машин, что превратился в антагониста технического прогресса. Так, по его мнению, использование сложных и капризных многоцилиндровых моторов могло негативно сказаться на безупречной репутации компании. С переменой власти дела Packard пошли лучше. Созданная Чарльзом Шмидтом, бывшим инженером фирмы Mors, модель K оснащалась 4-цилиндровым мотором мощностью 24 л.с. и 4-ступенчатой коробкой передач. Packard K стоил не просто дорого, а безумно дорого — $7000. Но всего через год этот же мотор появился на более доступной модели L. С тех пор одно- и двухцилиндровые модели Packard больше не выпускал.

Компактные модели 120 и 110 спасли Packard в эпоху Великой депрессии, но нанесли серьезный удар по элитному имиджу марки

Фирменная надежность при этом не пострадала. Скажем, в 1908-м некий Джейкоб Мердок из Пенсильвании на Packard 30 преодолел расстояния от Пасадины до Нью-Йорка за 32 дня, четыре часа и 25 минут — рекорд для того времени. Но главное — без поломок и ремонта.

Двухдверный Packard Clipper 1948 модельного года. И эту элегантную машину жестокие американцы прозвали «беременным слоном»!

И все же настоящим, как бы сегодня сказали, премиум-брендом Packard стал несколько позже. Если быть точным – в мае 1915-го, когда компания представила знаменитый Twin Six — первый 12-цилиндровый автомобиль Америки. Двигатель, разработанный новым главным инженером компании Джессом Винсентом, отличался умопомрачительно тихой работой и впечатляющим ровным и мощным ускорением с почти пешеходных 8 км/ч вплоть до максимальных 120 км/ч.

Авиационный мотор Rolls-Royce Merlin, выпускавшийся на заводе Packard в годы Второй мировой

По сути, Twin Six стал для Packard тем же, чем Silver Ghost являлся для Rolls-Royce — моделью, утвердившей марку на вершине пищевой цепочки самых престижных автомобилей. 12-цилиндровый Packard превратился в любимчика воротил бизнеса, популярнейших актеров, могущественных мафиози и, конечно, монарших особ. На Twin Six ездили Николай Второй и Король Испании Альфонсо, такая машина стояла в гараже президента США Уоррена Хардинга, а бельгийская монаршая чета вошла в историю... разбившись на этом Packard. И мощный нрав автомобиля тут ни при чем — сидевший за рулем король Леопольд, не сбавляя газа, начал сверяться с картой и не заметил поворот...

Эффектный концепт-кар Panther был создан на базе моделей 24-й серии, дебютировавшей в 1950-м

Успех 12-цилиндровой модели поддержал и приумножил Single Eight, дебютировавший в 1923-м, и к началу 30-х годов Packard прочно утвердился в звании самого престижного автомобиля США, впереди Cadillac, Peerless, Pierce Arrow. Дороже Packard стоили лишь величественные модели Duesenberg, но в кругах ценителей они считались слишком фривольными, почти пошлыми. Packard — вот истинный автомобиль старой школы, который удовлетворит запросы благородного джентльмена!

С небес под землю

Но коллапс фондового рынка и Великая депрессия стали тяжелейшим испытанием для фирмы. С карты автомобильной Америки в одночасье исчезли десятки марок. Те же Duesenberg и Peerless скончались сразу, а Piercе Arrow – сперва немного помучившись. Даже Cadillac, ютившийся за бездонными банковскими сейфами General Motors, лихорадило.

Последний вздох легендарной марки. Модельный ряд Packard 1956 модельного года

Поняв, что на выпуске дорогих автомобилей дальше уехать не удастся, руководство Packard в январе 1935-го предложило более доступный вариант — знаменитую модель 120. Маленький Packard, по сути, не был маленьким — колесная база превышала 3 метра. К тому же, как и старшие модели, машина оснащалась рядной «восьмеркой», на высочайшем уровне были и качество отделки, и комплектация. Зато прайс-лист начинался с $980 — в 2,5 раза дешевле следующей по цене модели. И те, кто еще вчера лишь мечтал о покупке Packard, ринулся на штурм шоу-румов. Хитовая 120-я и еще более компактная модель 110, дебютировавшая в 1936-м, совместными усилиями спасли фирму от краха, но, как считают многие, лишь отложили неминуемую кончину марки.

Packard Hawk, который еще некоторое время выпускали на заводе в Индиане, представлял собой лишь перелицованный Studebaker

Впрочем, на рубеже 30-40-х казалось, что худшее позади. А начавшаяся Вторая мировая, как ни парадоксально, стала и вовсе звездным часом для Packard. Контракт на лицензионный выпуск авиационных двигателей Rolls-Royce Merlin озолотил фирму — к 45-му сейфы буквально трещали от наличности.

Грустный кадр. Рабочие детройтского завода Packard начинают демонтаж сборочной линии...

Как же вышло, что всего через десять лет мир уже оплакивал кончину легендарной марки?

Концепт-кар Predictor, появившийся в 1956-м, должен был стать прообразом будущих моделей фирмы. Но было уже слишком поздно

Одной причины стремительного падения легендарного бренда не существует. А к горькому финалу привела череда ошибок, просчетов и откровенных глупостей. Дизайн послевоенных моделей марки не пришелся по вкусу покупателям — довоенный Clipper, который в 1941-м казался пришельцем из будущего, шесть лет спустя обзывали ванной на колесах и беременным слоном. Когда же в 1950-м появились весьма привлекательные модели 24-й серии, оказалось что старомодная нижнеклапанная рядная «восьмерка» Packard заметно уступает более современным моторам V8 от конкурентов. Перечислять причины падения можно еще долго — и зависимость от сторонних поставщиков, вроде кузовной фирмы Briggs, и ошибочно-судьбоносное приобретение дряхлеющего Studebaker, только усугубившее положение, и даже бракованные межколесные дифференциалы, испортившие запуск на рынок последней надежды фирмы — моделей 1955 года...

Packard и автогеральдика

Но главную причину стоит искать в 30-х, когда на рынке появились доступные по цене Packard 110 и 120. Их изначальная популярность обуславливалась желанием покупателей дотянуться до мечты — обладанию автомобилем недоступной прежде марки. Увы, когда мечта становится общедоступной, она перестает быть мечтой.

Данила Михайлов


Десять лучших автомобилей Packard по версии Авто Mail.Ru


1. Model C (1900)

Второй серийный автомобиль фирмы, дебютировавший в ноябре 1900-го, вошел в историю не только как первый Packard с рулевым колесом. В судьбе марки модель С, выпущенная скромным тиражом в 81 экземпляр, сыграла определяющую роль. Состоятельный житель Детройта Генри Джой настолько впечатлился скоростью и надежностью своей «цешки», что решил обратиться к Джеймсу Паккарду с деловым предложением. 250 тысяч долларов, которые Джой и еще девять бизнесменов из Детройта, вложили в фирму из Огайо, стали уставным капиталом фирмы Packard Motor Car company. А в 1909-м Генри Джой стал новым президентом фирмы, заменив ушедшего в добровольную отставку Паккарда

2. Model 30 (1906)

Первая по-настоящему популярная модель фирмы, «тридцатка», получившая свое название по числу лошадиных сил под капотом, выпускалась вплоть до 1912-го. Всего за это время было собрано чуть меньше 10 тысяч машин. Конечно, можно сказать, что Ford T примерно в то же время в месяц выпускался большими тиражами, но не стоит забывать о цене. Скажем, в 1908-м Packard 30 стоил как минимум $4200 — более чем в четыре раза дороже «Жестянки Лиззи». Да что там Ford — сравнимый по мощности Cadillac 30 в том же году стартовал с $1200! Но Packard стоил своих денег, выделяясь из толпы безупречным качеством изготовления и феноменальной надежностью

3. Six (1911)

Первый Packard c шестицилиндровым мотором дебютировал в апреле 1911 года. Двигатель представлял собой, по сути, три спаренных двухцилиндровых агрегата суммарной мощностью 74 л. с. Машина развивала максимальные 135 км/ч, а разгон до сотни занимал 30 секунд. По тем временам весьма впечатляющие цифры. Динамика «шестерки» весьма пригодилась Гарри Тоу — не слишком дружившему с головой миллионеру-убийце, который в порыве ревности застрелил известного архитектора Стенфорда Уайта. Именно на этом Packard Тоу совершил побег из охраняемого приюта для сумасшедших преступников. По пути в соседний штат он не оставил полицейским ни одного шанса. Позже этот эпизод нашел отражение в корпоративном журнале Packard. Статья заканчивалась патетической репликой: «Необходима высокая скорость? Спросите человека, который водит Packard»

4. Twin Six (1915)

Первый 12-цилиндровый Packard стал подлинной сенсацией. Во время дебюта модели полиции пришлось установить оцепление вокруг машины — количество желающих своими глазами увидеть это чудо техники зашкаливало. При этом утвердившийся в звании самого престижного автомобиля Америки Twin Six стоил разумных денег — прайс-лист начинался с $2600. Неудивительно, что в 1916-м покупатели смели почти 10 тысяч «двенадцатицилиндровых». К слову, мотор, созданный Джессом Винсентом, завоевал известность не только среди состоятельных автолюбителей. Этот же двигатель ставился на гоночные и рекордные автомобили и катера, кроме того, на его основе создали прославившийся в годы Первой мировой мотор Liberty, устанавливавшийся на боевые бипланы

5. Custom Eight (1927)

Вторая половина 20-х годов, пожалуй, истинно золотой период в истории марки. А новая модель 8, дебютировавшая в 1923-м, стала воплощением роскошного американского автомобиля. Каталог заказных кузовов Packard в то время пестрел названиями самых лучших «карроцерий». LeBaron и Derham, Rollston и Hollbrook, Dietrich и Fleetwood предлагали на выбор 20 различных вариантов кузова от наименее дорогого и сравнительно скромного 4-местного ранэбаута до роскошного 7-местного кабрио-лимузина.. Рядный восьмицилиндровый мотор мощностью 109 л. с., несмотря на солидную массу, разгонял автомобиль до максимальных 150 км/ч

6. 120 (1935)

Автомобиль, который вытащил компанию из тяжелейшего кризиса времен Великой депрессии, или машина, подтолкнувшая Packard на путь к бездне? Как бы вы ни относились к 120-му, нужно признать одно — сама машина получилась на загляденье. Специально для ее выпуска выстроили новый завод — собирать 120-ю, как прежние дорогущие модели, вручную было бы финансовым самоубийством. При этом Packard 120 (цифровым индексом модель обязана длине колесной базы в дюймах) отлично выглядела, была мощной, доступной и весьма прогрессивной по конструкции. Скажем, независимая передняя подвеска и гидравлические тормоза не появятся на больших моделях Packard еще несколько лет

7. 180 (1939)

С точки зрения коммерческого успеха топовый 8-цилиндровый Packard 180, представленный в августе 1939 года, сложно назвать большой удачей. К тому времени наиболее престижная модельная серия марки представляла собой, по сути, увеличенный в масштабе Packard 120 с более мощным двигателем и оборудованием по самое не балуйся. Однако нам 180-й интересен с другой точки зрения. Ведь, как гласит популярная теория, именно этот автомобиль стал прообразом советского правительственного лимузина ЗИС-110. Впрочем, на сей счет существуют разные мнения. Внешнее сходство действительно не вызывает сомнений, не отрицают историки и факты близких контактов советской верхушки с американскими автопроизводителями. Тем не менее у 110-го и Packard нет ни одной одинаковой кузовной детали

8. Clipper (1941)

Автомобиль, представленный, когда в Европе рвались снаряды, должен был стать настоящим прорывом. Clipper задумывался как промежуточная модель между большими и маленькими моделями фирмы, а его внешний вид в начале 40-х выглядел одновременно футуристично и элегантно. Увы, до тех пор пока промышленность США не перевели на военные нужды, удалось выпустить лишь несколько тысяч машин. А после окончания войны выяснилось, что вкусы покупателей радикально изменились. И вскоре Clipper, который еще, казалось, вчера называли посланцем из будущего, превратился в неуклюжую «ванну на колесах». Кто захочет такой автомобиль?

9. 24-я серия (1950)

Новое, предпоследнее, поколение моделей Packard — 24-я серия, представленная в августе 1950 года, — было построено на шасси Clipper, но внешне машины отличались, как небо и земля. Разработанный Джоном Райнхартом дизайн выглядел свежим и современным. «Общество кинематографов США» даже назвало его самым красивым автомобилем года. Поначалу 24-е семейство продавалось неплохо — в 1950-м реализовано чуть больше 100 тысяч машин. Но это была лебединая песня Packard. Несмотря на эффектный дизайн, покупателям не хватало мотора V8 и полноценного «автомата», а более высокие, чем у большой Детройтской тройки, цены не подкреплялись имиджем. К тому времени Packard из элитной марки превратился в добротного середняка

10. Caribbean (1955)

Последняя попытка вернуться к былому величию так же, увы, не увенчалась успехом. Хотя обновленную линейку моделей Packard многие считают самыми красивыми американскими автомобилями второй половины 50-х. Особенно выделялся эффектный кабриолет Caribbean, выпуск которого, увы, исчислялся не тысячами даже, а сотнями экземпляров. По крайней мере, этот эффектный автомобиль сделал все, чтобы Packard ушел красиво. Кстати, моделям 1955-1956 года удалось продолжить свой род в еще одном хорошо нам знакомом автомобиле — «Чайка» ГАЗ-13. Сложно отрицать, что, создавая этот величественный седан, советские инженеры поглядывали на последний чистокровный Packard