НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Нарушения на парковке: где страшнее наказание?

9 июня 2011 08:14
С 1 июля 2012 года в России вырастут штрафы за нарушение правил остановки и стоянки. Каковы наши шансы, что ужесточение наказания принесет пользу? Оценить отечественные реалии поможет знакомство с зарубежным опытом

С 1 июля 2012 года в России вырастут штрафы за нарушение правил остановки и стоянки. Если сейчас нарушители платят от 100 до 300 рублей, то будут от 1000 до 3000 рублей. Вернется и плата за эвакуацию. Но каковы наши шансы, что ужесточение наказания принесет пользу? Оценить отечественные реалии поможет знакомство с зарубежным опытом. А там — не штрафом единым...

В мире следующей стадией наказания после штрафа считается буксировка авто на штрафстоянку. У нас же эвакуаторы увозят машины нарушителей только там, где сами могут проехать. Может, и здесь надо что-то менять?

Повышая штрафы за неправильную парковку, депутаты Государственной Думы верят, что высокие тарифы испугают любителей стоять под знаками да перегораживать проезды с проходами. Но законодатели, имитируя бурную деятельность, по понятным причинам забыли, что штраф, который не взимается, не страшен. А будет взиматься новый штраф? Да, так же как и сейчас. Сотрудники ДПС доблестно выполнят план по пойманным нарушителям, тут сомневаться не приходится. Выполнят так, как они отлично умеют: «Вы превысили скорость на 61 км/ч. Или выписываем времянку, или давайте оформим штраф за неправильную парковку». План-то надо отрабатывать!

В Удмуртии ГИБДД договорилась со штрафстоянкой так хитро, что денежные средства, вырученные от эвакуации транспорта, миновали налоговую инспекцию, но почему-то поступали на счет инспекции. Впрочем, простому автомобилисту до этого нет дела

А чего стоит четкость работы диспетчерской службы! Вся Москва помнит историю с бедным учителем Евгением Выродовым, который бросил свою копеечную «Оку» в неположенном месте. Автомобиль эвакуировали, но учителю, который лично обзвонил все штрафстоянки, почему-то сказали, что машина угнана. Однако через год к Выродову пришли сотрудники ГУП ГСПТС и потребовали 702 720 рублей за хранение «Оки». Учителя таскали по судам, пока не вмешались депутаты Московской городской Думы и не потребовали прекратить это издевательство. Ржавую «Оку» со штрафстоянки Выродову отдали, все счастливы.

За границей система наказаний за неправильную парковку изначально выстроена по-другому. Во-первых, в Европе и США, да и в большинстве других стран мира, где нет такой коррупции, как у нас, работает принцип неотвратимости наказания. Нарушил — плати. Не платишь — потребуем больше. Не даешь больше? Вот тут в разных странах работают разные варианты. Где-то отбирают права, а где-то — автомобиль.

Немецкие законы и их соблюдение давно уже стали легендарными. На самом деле никакой чрезмерной жесткости нет, теперь, кстати, российские штрафы сопоставимы с немецкими. У них за нарушения правил стоянки просят от 5 до 40 евро (в разных землях по-разному). У нас с 2012 года будет даже больше, 1000-3000 рублей, то есть примерно 25-75 евро. Но эффект в Германии совсем другой. Уклониться от наказания не получится, а те, кто припарковался из рук вон плохо, попадут на штрафстоянку.

В Германии почти все службы, занимающиеся эвакуацией автомобилей, частные. Их очень много, и они сотрудничают с полицией, моментально утаскивая транспорт нарушителей

Транспортировка авто на штрафстоянку по-немецки обозначается глаголом Abschleppen. Наши бывшие соотечественники изобрели свой термин: «абшлепать». Но немцы, в отличие от наших гибэдэдэшников, дифференцируют нарушения правил. Неоплаченная стоянка или остановка в неположенном месте влекут за собой только штраф. Эвакуаторы в Германии вызывают только в том случае, когда неправильно припаркованный автомобиль кому-то мешает. Перегородил выезд, раздражает пешеходов, встал на велосипедной дорожке, загородил обзор перекрестка или перехода — полицейский звонит в службу буксировки. Кроме того, абшлепают машину, незаконно вставшую на место для инвалида. Настоящих инвалидов опознают по соответствующим документам под лобовым стеклом.

В России эвакуаторы, принадлежащие государственным предприятиям, физически не могут буксировать транспорт тяжелее 2,5 т. А в Германии с этим проблем нет — чтобы оттащить большую машину, полицейский вызовет технику из той фирмы, которая может это сделать

Быть абшлепанным боятся все немцы. Цены — ломовые, приезжают моментально, вызвать может кто угодно. В Германии за «услугу» эвакуаторщиков водители-нарушители вынуждены платить от 100 до 300 евро (в разных землях по-разному). Это не считая стоимости пребывания на штрафстоянке — порядка 15 евро в сутки. Добавьте сюда еще и плату за само нарушение от 5 до 40 евро. Ну и для полного счастья попавшемуся нарушителю начислят два штрафных балла. Когда их наберется 18, невезучий автомобилист расстанется с правами.

Российские новые штрафы оказываются не меньше американских. Кстати, средний доход в США выше в 7 раз, чем в России. Так вот, в Нью-Йорке, где сложилась настолько тяжелая дорожная ситуация, что народ предпочитает передвигаться на общественном транспорте, за так называемые traffic violations берут от 65 до 180 долларов. Тех, у кого накопился долг из неоплаченных штрафов за нарушение правил парковки более 350 долларов, ждут большие сложности. Их машины могут утащить из любого места города, причем увезут автомобиль на специальную судебную штрафстоянку. Погасить долг требуется в течение 72 часов, плюс надо заплатить и за услуги эвакуатора. В противном случае автомобиль выставляется на аукцион и владелец его больше не увидит.

В Нью-Йорке, чтобы найти пропавшую машину, нужно обращаться в полицию, там сообщат, была ли она эвакуирована

В разных частях Нью-Йорка действуют разные штрафы за нарушения правил остановки и стоянки. Так, если машину эвакуировали с Манхеттена в районе от 96-й улицы и ниже, за освобождение автомобиля водителю придется заплатить 100 долларов. А если авто утащили в любой другой части города — 200 долларов. Объясняется это тем, что на острове parking violations происходят очень часто и власти относятся к нарушителям снисходительно. Тем более что жертвами эвакуаторов на Манхэттене чаще всего становятся приезжие.

В США существует два типа физического наказания нарушителей правил парковки. Первый — это знакомые нам по фильмам блокираторы колес. Их полицейские закрепляют на тех машинах, которые нарушили ПДД, но никому этим не мешают. Эвакуируют же тех, кто мешает проезду транспорта или пешеходам. Также определены специальные зоны, из которых увозят всех подряд без исключений

Упомянутые 100 и 200 долларов — это только цена разрешения на освобождение машины. Услуги эвакуатора стоят 185 долларов, а начиная со вторых суток за хранение на стоянке придется платить по 20 долларов в день. Забрать машину может только владелец или его представитель с нотариально заверенной доверенностью именно на получение машины со штрафстоянки. Плюс придется предъявить водительскую лицензию, страховку на машину. Если автомобиль увезли за нарушение правил парковки, а у владельца есть неоплаченные штрафы на сумму от 101 доллара, то машину не отдадут, пока все квитанции не будут оплачены. Полиция Нью-Йорка принимает любую форму оплаты: наличные, кредитные карты, чеки, денежные переводы. Также существует муниципальный онлайн-сервис по оплате штрафов за неправильную парковку.

В Канаде существует четкий перечень ситуаций, в которых нужно увозить автомобиль на штрафстоянку. Внедорожник, вставший на переходе, вот-вот нарвется на полицию

В Канаде увозят тех, кто не оплатил стоянку, хотя в соседних США за это нарушение лишь выписывают штраф. Эвакуируют и тех, кто встал возле пожарных гидрантов или тех, кто заблокировал проезд другим транспортным средствам. В США таких нарушителей могут лишь оштрафовать или их машины оттаскивают на соседние улицы, но не на стоянку. Наконец, без разговоров оттаскивают автомобили, незаконно припаркованные на частной территории.

В принципе, канадская система больше похожа на российскую в том плане, что эвакуация — универсальное наказание для всех, а не способ «проучить» самых злостных нарушителей, как в США и Германии. Но главное отличие от нашей страны в том, что правила эвакуации уже много лет как зафиксированы в соответствующих документах и полиция руководствуется ими, а не личным вкусом.

В старинном Таллине совсем нет лишних парковочных мест и власти не стесняются бить машины нарушителей

Довольно оригинально решили вопрос с эвакуацией транспорта в Таллине, столице Эстонии. Местным властям стало жалко денег, которые они платят из бюджета на эвакуацию машин, и было решено таскать автомобили по несколько штук сразу. Причем во время этой процедуры машины чаще всего повреждаются. Но эстонским властям этого и надо, по замыслу мэра Таллина, люди будут бояться помять кузов, и это станет сильнейшим стимулом, чтобы не нарушать. Кстати, власти сговорились со страховыми компаниями, и полисы в Эстонии не покрывают ущерб, причиненный автомобилю во время буксировки на штрафстоянку.

В Рио-де-Жанейро вообще нет полицейских эвакуаторов, с нарушителями правил парковки борются по-другому

Бразильский Рио-де-Жанейро — сложный с точки зрения криминала город. Чего только стоят трущобы-фавелы, где убийства совершаются чуть ли не каждый день. У местной полиции нет ни времени, ни ресурсов заниматься мелкими административными нарушениями вроде неправильной парковки. Но хоть как-то воздействовать на водителей полиция все же старается. В Рио не морочатся с эвакуаторами и штрафами. Нарушителям просто приклеивают на лобовое знак «стоянка запрещена». Отодрать эту наклейку очень сложно, к тому же от нее остаются следы клея на стекле и кузове. Суть наказания — в мучениях, которые гарантированы водителю, бросившему машину в неположенном месте.

В Италии, чтобы вернуть эвакуированную машину, надо расплачиваться наличными. Зато это можно сделать на самой штрафстоянке

В том, что касается размеров штрафов и поводов для эвакуации машин, Италия — типичная европейская страна. Система в целом похожа на немецкую, но есть одно основное отличие — менталитет. Если в Германии все четко и система работает без сбоев, то в Италии придется потрудиться, чтобы найти свой автомобиль. Карабинеры часто заняты своими делами и не горят желанием помогать нарушителям. Штрафстоянки не круглосуточные, в выходные они не работают.

Если автомобиль эвакуируют в Италии в пятницу вечером, то вернуть его не получится аж до понедельника. Но за каждые сутки на штрафстоянке все равно придется платить! В тех же США этот вопрос решен гораздо логичнее — у стоянок есть лишь несколько официальных выходных в год и за простой машины в эти дни дополнительная плата не берется. Штрафы в Италии — примерно среднеевропейские. В зависимости от того, где было совершено нарушение, придется выложить до 100 евро штрафа, плюс надо оплатить услуги эвакуатора и часы на стоянке. Все вместе — от 200 евро.

В Москве постоянно можно наблюдать знакомую всем картину — полицейские бродят под знаком, выбирают 3-4 неправильно припаркованные машины из 20-30 нарушителей и дают команду эвакуаторам. Увезли этих, план выполнили, а на любезно освобожденные места тут же встали другие «счастливчики»

Повышение штрафов за неправильную парковку вряд ли принципиально изменит ситуацию в России. Как не было, так и не будет у полиции ресурса, чтобы бороться с нарушителями. И главное, ну сколько можно наказывать водителей, не строя при этом стоянки, не организовывая парковки?

Другие статьи по теме:
Штрафы за границей и в России – где дороже?

Транспортный налог: сколько платят за границей?