НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Ялта: ралли на выживание

7 июня 2011 11:31
В начале июня Украина впервые принимала у себя этап международной раллийной серии Intercontinental Rally Challenge. Приехали заводские пилоты команд Skodа и Peugeot — им предстояло уцелеть на узких горных серпантинах Ялты. Удалось не всем

В начале июня Украина впервые принимала у себя этап международной раллийной серии Intercontinental Rally Challenge. Приехали заводские пилоты команд Skodа и Peugeot — им предстояло уцелеть на узких горных серпантинах Ялты. Удалось не всем.

Все в мире соткано из противоречий. С одной стороны, 95 процентов ялтинской гонки составляли лишь три скоростных участка, каждый из который повторялся по четыре раза — дважды в одну сторону и дважды в противоположную. Это слишком много. С другой стороны, эти три «допа» оказались настоящей проверкой для пилотов — сложнее дорог не бывает даже на этапе чемпионата мира. Перевал через полуторакилометровую гору Ай-Петри: несколько сотен поворотов вверх и несколько сотен вниз. Перепад высот — почти километр. Пилоты были растеряны и восхищены — оказалось, опыт предыдущих асфальтовых гонок здесь не помогает.

«Многие пытаются сравнивать эту гонку с Корсикой, — рассказывал пилот полузаводской команды Peugeot France Бриан Буффье, — но Ялта это Ялта. Дороги на «Тур де Корс» тоже закрученные, но там рано или поздно наступает прямик, здесь же — большая часть дистанции это повороты, повороты, повороты. Иногда начинает казаться, что дорога не выпрямится никогда».

Бриан Буффье: «серебряный» призер гонки. Был не так быстр как Невилль, но стабилен. Один выигранный доп и 11 секунд отставания от победителя

Буффье пилотировал Peugeot 207 Super 2000 и был одним из фаворитов. При этом, признавал — чтобы победить в Ялте, нужны не только скорость и хорошая машина, но и везение. Впрочем, удача нужна всегда, а в Ялте же требовалось еще изрядное мужество. Дороги Ай-Петри — либо бесконечный серпантин между деревьями, либо коллаж из ходовых прямиков и шпилек, где по обочинам скалы и каменные ограждения или же нет вообще ничего — только многометровая пропасть. На Корсике можно встретить такое же, но в Ялте к этому добавляются неровный асфальт и тот факт, что каменные ограждения местами разрушены. Даже на обычном автомобиле проезжать страшно. А на гоночном?

Бельгиец Тьерри Невиль, выступает за команду Team Peugeot Belgium-Luxembour. В Ялте выиграл больше всех спецучастков

Другой «полузаводской» пилот марки Peugeot Тьерри Невилль (22-летний бельгиец, которому прочат карьеру в чемпионате мира) пожимает плечами: нет, не страшно — мы же гонщики. Шинники компании Michelin, приехавшие на ралли, были, скорее, озабочены — неровный асфальт, местами выбоины. По ходу гонки им пришлось нарезать дополнительные канавки на шинах — для лучшего сцепления на грязном асфальте.

Еще пару лет назад первым пилотом команды Skoda считался чех Ян Копецки. Теперь признанный лидер коллектива — Юха Ханнинен

Зато сотрудники телеканала Eurosport излучали восторг. «Красивейшая гонка, — признался бельгийский оператор Рафаэль, которого мы встретили на подъеме Ай-Петри. — Скалы, храмы, море, ялтинские дороги со всей их спецификой. Я не думаю, что много гонок могут похвастать такими пейзажами. Например, наш бельгийский этап, ралли Ипр, это сплошные прямики на равнине». Кстати, эта гонка стоит следующей в календаре IRC.

Слава Богу, по ходу гонки так и не пошел ливень — его боялись и предполагали, что мокрая дорога на спуске приведет к хаосу: будут аварии и ралли придется останавливать. Дождя утром и днем не было, но ялтинская трасса и так оказалась «крепким орешком». Проезжая спуск после закрытия одного «допа», мы насчитали восемь улетевших в лесную чащу машин. И это только «видимые жертвы»! Некоторые пилоты избежали аварий, но были замучены проколами. Швед Патрик Сандель, выступавший на автомобиле Skoda Fabia S2000) прокалывал колесо пять раз. Невероятно!

Николай Соболев, выступавший на автомобиле Mitsubishi Lancer в зачете чемпионата Украины, на спуске с Ай-Петри, вылетел с трассы и повредил позвоночник. Происшествие печальное, но, слава Богу, осталось единственным такого рода. В остальном пилоты отделывались легким испугом. Трасса была настолько трудной, что случались нелепые казусы. За несколько минут до старта первой «боевой» машины на трассу уходят «нулевые экипажи, которые проезжают дистанцию быстро, как могут. Так вот, быстро ехать в Ялте было настолько тяжело, что на одном из спецучастков «нулевого» догнал Бриан Буффье и уперся в него!

Если говорить о спортивной интриге, то в Ялте она была такой же, как и на трех предыдущих этапах. Между собой боролись пилоты на автомобилях Skoda, а также гонщики национальных команд марки Peugeot. Еще год назад расстановка сил была очевидной. Skoda единственной в серии имела заводскую команду с неограниченным, по сути, бюджетом. Fabia S2000 была быстрейшим автомобилем. Юхо Ханнинен стал чемпионом, а Ян Копецки — вице-чемпионом.

Ралли Ялта — «Тур де Корс» по-славянски. Горные серпантины, зрители в сантиметрах от проносящихся машин

В спортивном отделении Peugeot жаловались — хотя, это и не прописано в регламенте, но чемпионат IRC всегда позиционировался как серия, где производители могут лишь поддерживать отдельные команды, а не выставлять заводские. Французы жаловались, но не сдавались. За последние полгода автомобиль Peugeot 207 S2000 был серьезно обновлен, и в 2011 году оказался таким же быстрым, как Fabia S2000 Evo 2.

Об этом говорит статистика. В январе в Монте-Карло победил Буффье, на Корсике в мае — Невилль: оба ехали на Peugeot. Команда Skoda выиграла лишь однажды — в апреле в Испании. На ралли Ялта счет должен был либо сравняться, либо стать для чехов неприемлимым. В разговоре со мной Невилль подчеркивал — в Крыму из всех технических новшеств держаться наравне с соперниками ему помогает новая подвеска: это вообще важный компонент, а для таких дорог, как украинские, в некоторой степени ключевой.

В Ялте стартовали три «полузаводских» автомобиля Proton Satrio Neo S2000. Ни один до финиша не добрался. При этом, вся Украина болела за этот автомобиль: за рулем именитый ветеран Александр Салюк- старший, его штурман — организатор гонки Евгений Червоненко

Буффье не стал конкретизировать (лишь отметил, что помогают, так или иначе, все обновления) но был категоричнее в другом — Peugeot 207 сейчас не только не хуже, но, возможно, и лучше, чем Skoda. И к тому же дешевле: 280 тысяч Евро против 320 тысяч. Но победить французам марке не удалось. Невилль был очень быстр, выиграл четыре спецучастка, но две серьезные ошибки отбросили его на шестое место.

Буффье выиграл только один «доп» в самом конце, хотя именно он до последнего боролся за победу с командой Skoda. Перед финальным днем он проигрывал Ханнинену восемь секунд, а на финише он отстал на одиннадцать.
Юхо Ханнинен, действующий чемпион IRC, стал рекордсменом по числу побед и первым пилотом, которому удалось выиграть в этом году дважды. После финиша 29-летний финн признавался: сложнее асфальтовой гонки у него еще не было — Ялта побила даже Корсику. По крайней мере, к автомобилю дороги Тур де Корс относятся бережнее. «Мы прекрасно знали — чтобы победить на этой трассе, нужно прежде всего стараться избегать проколов. Нам это удалось», — сказал Ханнинен.

Бриен Буффье (слева) и Тьерри Невилль — «лица» марки Peugeot в мировом ралли

Из 43 экипажей, стартовавших на ялтинской гонке в зачете IRC, «выжили» чуть больше половины — финишировали 24 пилота. На первых девяти местах пилоты самого мощного класса Super 2000: шесть автомобилей Skoda и три автомобиля Peugeot. Отрывы, как и на любой трудной трассе, оказались большими — финишировавший девятым Патрик Сандель проиграл победителю почти 20 минут: все из-за пяти проколов.

После финиша в официальных интервью организаторы и пилоты делились положительными впечатлениями. Да, трудное ралли, но все остались довольны. Оно действительно одно из самых ярких в календаре. Качество дорог? В любом случае, других в стране нет. «Гонка одного перевала» с повторяющимеся спецучастками? Простые болельщики в этом все равно не разбираются, но зато получают захватывающую телевизионную картину с потрясающими горными пейзажами.

На Ралли Ялта в зачете IRC cтартовал только один экипаж России: Александр Желудов/Анна Бушмелева. До финиша экс-чемпион России не добрался — на пятом спецучастке повредил колесо о каменную стенку

В России проводили этап IRC, но удержать у себя эту гонку не смогли. Может быть, получится у Украины. По крайней мере, сами украинцы ею гордятся, и даже президент Виктор Янукович посетил церемонию открытия. А поддержка на самом высоком уровне в странах бывшего СССР очень важна — и подчас становится решающим фактором. «Отличная гонка, — высказал общее мнение Невилль, — Я слышал, были отдельные недочеты, но организаторы заслужили право быть в календаре и на следующий год».

Патрик Санделль «отличился» пятью проколами колеса, и после финиша сам удивлялся, как такое возможно

Результаты гонки (первые 6 экипажей)
1.Юхо Ханнинен/Микко МарккулаФинляндияSkoda Fabia S20002ч.54.14,0
2.Бриан Буффье/Ксавьер ПансериФранцияPeugeot 207 S2000+11,7 с.
3.Ян Копецки/Петр ШтариЧехияSkoda Fabia S2000+38,7
4.Андреас Миккельсен/Ола ФлоенеНорвегияSkoda Fabia S2000+57,3
5.Гай Уилкс/Фил ПухВеликобританияPeugeot 207 S2000+4.00,4
6.Тьерри Невилль/Николя ЖильсуБельгияPeugeot 207 S2000+5.01,5
IRC, положение после 4 этапов (личный зачёт, первые 6 пилотов)
1.Юхо ХанниненФинляндияSkoda Fabia S200058 очков
2.Ян КопецкиЧехияSkoda Fabia S200055
3.Бриан БуффьеФранцияPeugeot 207 S200049
4.Тьерри НевилльБельгияPeugeot 207 S200048
5.Фредди ЛойксБельгияSkoda Fabia S200045
6.Гай УилксВеликобританияPeugeot 207 S200035

Иван Коваленко
Фото автора и IRC