На прошедшей «Олдтаймер-Галерее» Ильи Сорокина публике показали не только сборную солянку из машин разных времен, но и уникальную тематическую выставку, посвященную 90-летию ГОН, «Гаража особого назначения».
Благодаря 90-летию «Гаража особого назначения» сорокинская «Олдтаймер-Галерея» преобразилась: вместо компактной тусовки реставраторов и любителей старой техники посетители увидели огромную выставку. Этот кортеж (так выглядит президентский лимузин и кавалькада машин сопровождения) выступил центром гоновской экспозиции
Экспозиция ГОН — это порядка семидесяти автомобилей-экспонатов, уникальные архивные документы, собрание всевозможных «пропусков-вездеходов» и правительственных автономеров... Среди этого величия скромная «Победа» покажется лишней, если не знать одного — здесь установлен могучий «зимовский» движок мощностью 90 л.с.
Догонялки. Так офицеры КГБ называли неприметные «Волги», оснащённые 8-цилиндровыми моторами от «Чайки». При мощности 195 «лошадей» ГАЗ-23 разгонялся до 170 км/ч (по документам — 160 км/ч). В багажнике, как гласят многочисленные легенды, располагался балласт — чугунная плита, улучшавшая развесовку
На фотографии — культовый ГАЗ-13 «Чайка». Трудно поверить, но машину изначально хотели назвать «Москвой». Автомобиль, сменивший стремительно устаревавший ЗИМ, на несколько десятилетий (с 1959 по 1981 годы) станет символом сложившейся карьеры и жизненного благополучия. Ездишь на «Чайке» — жизнь удалась
Открытая улыбка, народное ликование и всеобщий праздник — этот автомобиль встречал Юрия Гагарина. И плевать, что ЗИЛ-111В навязчиво напоминает американские седаны пятидесятых! Мы свято верим, что скоро советские граждане полетят сначала на Луну, потом на Марс, а впереди светлое будущее и победа коммунизма
ГАЗ-24-95 — машина «дорогого Леонида Ильича»: на этом кроссовере (как иначе назвать симбиоз комфортного волговского кузова и агрегатов внедорожника УАЗ-469?) товарищ Брежнев ездил на охоту. Удивительно, но огромный уазовский клиренс делает «Волгу» стильной штучкой: просто «Инфинити» или «Лексус» своего времени!
Это не американский микроавтобус середины шестидесятых, а советский ЗИЛ-118К «Юность». С 1961 по 1994 годы удалось сделать 106 экземпляров удивительной машины, построенной на платформе «членовоза» ЗИЛ-111. Жаль, что технически совершенному и просто красивому автомобилю не довелось выпускаться большими тиражами...
ЗИЛ-4102 (1985 год) — опытный образец лимузина, который создавался по личному указанию тогдашнего генсека Михаила Горбачёва. Этот лимузин технически повторял предшественника ЗИЛ-41041, но отличался несущим кузовом и современным дизайном. Идеологическим донором «членовозу» послужил Rolls-Royce Silver Spirit
«Волги» ГАЗ-3102 разного возраста, которые обычно называют «директорскими», показали, как изменялась некогда культовая машина со времён далекого 1982-го до недавнего 2008-го. Внешне — никак! Одна машина на выставке, кстати, отличилась ржавым капотом. Невольно вспоминается анекдот середины девяностых, когда качество газовских машин сильно хромало: «Волга», она либо новая, либо ржавая»
Не только «членовозами» порадовала посетителей выставка! Полная противоположность отполированным лимузинам — полугусеничный ЗИС-42 военного времени (1943 год). Это фактически обычная «трёхтонка» ЗИС-5, которой вместо задних ведущих колёс установили гусеничные тележки. Всего изготовили порядка 6000 таких машин
Эта машина 1966 года — культовый Citroen DS, который нередко называют «Богиней». Автомобиль-прорыв, автомобиль-революция, автомобиль-достижение: алюминиевые детали кузова, великолепная аэродинамика, гидропневматическая подвеска, регулируемый дорожный просвет, а главное — абсолютно инопланетная внешность
Самый медленный Porsche — это трактор. На выставке публике показали модель Standart 1962 года, хотя всего фирма «Порше» выпускала девять моделей сельскохозяйственной техники. С автомобильными собратьями трактора роднили прогрессивные технические решения и фирменный дизайн: узнаёте характерное оформление капота?
Неприметную черную «Волгу» второй серии (1961 год) выдает небесно-голубая обивка салона: этой машиной владел первый космонавт Юрий Гагарин. По словам современников, покоритель космоса отличался величайшей скромностью (и даже права получал на общих основаниях), однако номера «двадцать первой» откровенно «блатные» — 78-78 мод
Тему покорения космоса продолжает предельно аскетичный Willys MB. Этим лёгким армейским внедорожником пользовался конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королёв во время своего пребывания на полигоне Капустин Яр. Сейчас автореликвия принадлежит историческому музею города Королёв Московской области
Мессершмитт (1956 год) — это автомобиль-парадокс, который послевоенная Европа покупала весьма и весьма охотно. С 1955 по 1957 годы выпущено 10 666 экземпляров транспортного средства, которое трудно назвать автомобилем: ширина — меньше метра, двигатель — 9-сильный. Но тогда покупатель ценил другое — дешевизну
Алексей Кованов
Фото автора