НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Межсезонье по-французски

10 марта 2011 10:05
Что такое Trophee Andros? Знакомимся с ледовыми гонками в Альпах вместе с командой Skoda

Наш автобус медленно поднимается по серпантину, натужно ревя дизелем. Одна «шпилька», вторая, третья... С одной стороны – каменная стена, с другой – обрыв, которому конца-края не видно. Мы в Альпах и путь наш лежит на высоту почти два километра – на горнолыжный курорт с труднопроизносимым названием Альп-де-Юэз. Но едем мы туда вовсе не для развлечения, хотя мощный снегопад идёт явно на радость лыжникам и «бордерам». Наша задача – познакомиться поближе с Trophee Andros, гоночной ледовой серией. Никогда не слышали о такой?

Вот так и выглядит большинство этапов серии Trophee Andros. Горы, подъёмники и... ледовая трасса. Лёд заливают довольно долго – его толщина доходит до нескольких десятков сантиметров!

Неудивительно! Популярность «Трофея Андрос» за пределами Франции не слишком-то велика, даже официальный сайт предлагает ознакомиться с Trophee Andros только на родном языке. Однако серия может похвастать солидной историей. Началось всё в конце 80-х, когда Макс Мамерс, победитель национального чемпионата по ралли-кроссу, заскучал в межсезонье. Мол, чем же заняться с декабря по март? Стационарные автодромы – во власти зимы, но не сидеть же три месяца перед камином, потягивая сигару. Значит, устроим гонки!

Неутомимый Макс Мамерс с радостью встречает журналистов и охотно делится планами по расширению календаря серии. Сейчас проходит 8 этапов Andros Trophy, но все они, кроме одного в Андорре, – на территории Франции. Хотя несколько лет назад Мамерс вывозил своё детище в Канаду. Подумывает Макс и о Пекине – он хочет устраивать там шоу-заезд вроде того, который завершает сезон на парижском Стад-де-Франс. России в ближайших планах нет

«Покатушки от Макса» начались на курортах в Альпах и Пиренеях – где ж ещё найти снег и лёд в достаточном количестве? Несколько лет «весёлые старты» оставались междусобойчиком, привлекая разве что туристов, воспринимавших это как бесплатный бонус к своим горнолыжным путёвкам. Но популярность потихоньку росла, и уже в 1990 году серия получила имя Trophee Andros и разрослась до нескольких этапов. Andros – это титульный спонсор, французский продуктовый бренд. Хотя, конечно, борются за почётный «Трофей» вовсе не поеданием печенья на скорость, и не соревнуясь, кто больше выпьет сока. Как и в настоящих гонках, счёт идёт даже не на секунды, а на доли!

Каждый этап Trophee Andros (за исключением шоу-гонки в Париже) проходит в двухдневном формате. Причём они проходят по одному и тому же сценарию – тренировки (три круга на «брата»), квалификация (четыре круга) и только потом финал. В Альп-Де-Юэз самая скучная часть была днём 

Trophee Andros привлекала всё больше «скучающих» зимой пилотов. Шутка ли – в своё время здесь выступали Жан Алези, Юта Кляйншмидт, Жан-Луи Шлессер, Рене Арну. Сплошь и рядом – бывшие пилоты Формулы-1 и победители марафона «Дакар». И известный горнолыжник Люк Альфан – туда же. Распробовав вкус гонок именно в «Трофее Андрос», француз настолько ими увлёкся, что в итоге тоже выиграл легендарный ралли-рейд.

Поэтому гораздо больше внимания привлекала вечерняя программа. Во-первых, при искусственном освещении зрелище становится реально красивым – отблески фар, всполохи гоночного «выхлопа», блики от прожекторов. А, во-вторых, борьба кипит уже совсем не на шутку

Не стал исключением и этот сезон, уже 22-й по счёту. Загибайте пальцы: Ален Прост, четырёхкратный чемпион Ф1, Оливье Панис, Франк Лагорс, Роман Грожан и... даже Жак Вильнёв! Чемпион мира 1997 года не устоял перед предложением Паниса, бывшего напарника по команде BAR Honda, и тоже дебютировал в Trophee Andros. Пилоты трёх разных поколений!

На гонке в Альп-де-Юэз в Trophee Andros дебютировал Ари Ватанен – чемпион мира по ралли и четырёхкратный триумфатор «Дакара»! Правда, легендарный финн не блистал – слишком специфичны ледовые гонки на полноуправляемой машине. Ветеран проехал три этапа и расположился на 26-й строчке по итогам сезона

Забавно, что в одном заезде с этими зубрами гонок могут участвовать и никому не известные вчерашние юниоры, и 50-летние пузатые ветераны, и даже молоденькие девушки, причём весьма симпатичные. В этом – ещё один секрет успеха Trophee Andros. Дружелюбную атмосферу отмечают все – и пилоты, и зрители. Даже без журналистской аккредитации можно запросто зайти в любой из командных шатров, посмотреть на работу механиков или просто с кем-нибудь пообщаться. Неслыханное дело в WRC или Формуле-1.


Конечно, свою роль играет и относительная дешевизна участия – в среднем за сезон пилоту придётся выложить всего 100 тысяч евро, сущие пустяки в сравнении с «серьёзными» гонками. Добавляет перца и технический регламент, который призван максимально обострить соперничество. Пусть никого не смущает разнообразие марок. Среднемоторные «силуэты» Skoda Fabia, BMW 1-й серии, Toyota Auris, Fiat Stilo, Dacia Duster, Renault Clio роднит с серийными машинами только пластиковая «скорлупа», повторяющая обводы кузова. Под ней – трубчатый каркас, унифицированная полноприводная трансмиссия и секвентальная коробка передач Sadev. Масса прототипа – 950 кг.

Двигатель - едва ли не единственный узел, уникальный для каждой команды. Skoda использует мотор Audi, на угловатом Dacia Duster Алена Проста стоит V6 Nissan, а под «колпаком» у BMW – агрегат... Toyota! Как так? Всё просто – у BMW нет V-образной «шестёрки», требуемой регламентом. Но, пожалуй, самая необычная деталь прототипов Trophee Andros – это «дворники» на боковых стёклах! Штука отнюдь не лишняя, пилоты проезжают в эффектном заносе добрую треть круга

Даже двигатели жёстко загнаны в рамки техническим регламентом – это трёхлитровые атмосферные «шестёрки» с унифицированным блоком управления, ограничивающим частоту вращения стандартного коленвала до 7500 об/мин. Неудивительно, что отдача у всех моторов практически одинакова – примерно 340-350 лошадиных сил. А основная работа с силовым агрегатом заключается только в «подгонке» характеристики крутящего момента, куда более важной на «затычных» трассах. Причём нельзя трогать даже передаточные числа в КПП! В итоге инженерам остаётся лишь играть с подвеской и выбирать давление в шинах.

А с прошлого сезона в Trophee Andros есть и зачёт электрокаров. В отличие от «основных» машин, «электрички» поставляются одной компанией – Exagon Engineering. Собраны они примерно по той же схеме (пространственная рама + пластиковые кузовные панели), но имеют задний привод. Электромотор Siemens выдаёт 90 кВт (122 л.с.) – этого хватает, чтобы разгонять 800-килограммовую «табуретку» до 160 км/ч. Запас хода – 35 километров. Любопытно, что на «электричках» ездят не только юниоры, девушки и дедушки, но и пилоты «элитного» дивизиона. Это и Франк Лагорс, и Оливье Перно, и Роман Грожан! Зачем? Ради тренировки и, конечно же, удовольствия – привод на задние колёса превращает гонку на льду в чистый «фан». Неудивительно, что к этой компании присоединился и... Фабьен Бартез – бывший вратать сборной Франции по футболу. А чемпионом второй год подряд становится сын Алена Проста Николя

Но главная «фишка» машин, выступающих в Trophee Andros – полноуправляемое шасси. Задние колёса поворачивают в сторону обратную повороту и обеспечивают «силуэтам» феноменальную управляемость, позволяя срывать «корму» в занос ещё задолго до входа в вираж. И никакой «ручник» не нужен, поэтому его попросту нет. Реализовано это достаточно просто – от рулевой рейки к задним колёсам идёт вал, который вращает диск со спиральной канавкой. Причём характеристики этого механизма можно изменять.

По мнению Оливье Паниса, шины – это основное в Trophee Andros. Если удастся выбрать правильное давление (обычно стартуют с 2 атмосфер и потихоньку понижают при необходимости) по мере износа шин и изменения состояния трассы, можно смело рассчитывать на победу. Покрышки у всех одинаковые – Continental IceRacingContact 3. Разница лишь в том, что для электрокаров их «шпигуют» 290 шипами, в то время как у бензиновых машин на каждом колесе по 232 шипа. Рабочая длина – 3,5 мм. Больше нельзя, лёд быстро придёт в негодность

Например, до какого-то угла поворота руля задние колёса стоят прямо, а степень их дальнейшего «доворота» зависит от того самого диска. Мало того, его можно отрегулировать так, чтобы в одну сторону задние колёса поворачивали не так, как в другую (это можно сделать при преобладании на трассе левых или правых виражей). Правда, сами пилоты этим не слишком злоупотребляют – слишком сложно становится прогнозировать поведение машины.

Увидеть повёрнутые в обратную сторону колёса можно, как правило, перед медленными «шпильками». Это помогает пилотам заранее «выставить» машину на нужный угол заноса

С трассой нам, кстати, повезло. Этап в Альп-де-Юэз считается одним из самых техничных, что уже можно понять по конфигурации. Среднескоростные повороты чередуются с достаточно длинными прямыми и сложными «шпильками». Длина кольца – 820 метров. А вот с погодой – не очень. Месячная доля осадков, выпавших за сутки, оказалась ещё «цветочками». В ночь перед первым «боевым» днём вдарил приличный мороз. Организаторы жаловались – таких условий за всю историю «Трофея» они и не припомнят.

Брустверы на трассе крепкие, проверено лично – меня накормил снегом Франк Лагорс, решивший не тормозить перед финишной чертой в квалификации. В поворот ему после этого вписаться не удалось - попал он аккурат в «мой» сугроб. Но машину быстро восстановили и француз не пропустил ни одного финального заезда. На фото вверху – «Шкода» Франка спустя несколько секунд после аварии, ещё даже снежная пыль не успела осесть...

Отогревались мы в гостеприимном моторхоуме «Шкоды» – собственно, по приглашению чешской команды мы и оказались на Trophee Andros. И это было весьма кстати, так как мы получили возможность поболтать с Оливье Панисом. Хотели «захомутать» и Жака Вильнёва, но канадец слишком долго катался по склону и едва успел к старту. Да-да, именно в составе Skoda Motorsport выступает в «Трофее» максимальное число бывших «формульных» пилотов – помимо Паниса и Вильнёва, это ещё и Франк Лагорс.

Оливье Панис пришёл в Trophee Andros с подачи Алена Проста. Сначала он воспринимал это, скорее, как дружеские «покатушки», но быстро понял, что здесь придётся работать. По словам Оливье, ему очень помог опыт Формулы-1 – в первую очередь, концентрация в квалификационных заездах. Но главное, конечно, – это реально дружеская атмосфера, здесь нет такого дикого прессинга, как в «королевских гонках»

Skoda вообще подошла к делу ответственно. Уже в дебютный год команда смогла завоевать чемпионский титул, а в следующем сезоне (2010-м) Жан-Филипп Дейро смог закрепить успех. Но на этот раз удержать Дейро чехи не смогли – титулованный француз перешёл под знамёна BMW. Так что вся надежда была на «формульную» тройку. Смогут ли подхватить упавшее знамя?

Квалификация в Trophee Andros важна не только потому, что за неё дают 60 очков. Первое место на старте тут ценится ничуть не меньше, чем «поул-позиция» в Формуле-1. Ибо обгонять тут очень сложно – узко и видимость в снежной пыли «никакая». Кстати, победителя гонки «награждают» ещё и 60-килограммовым балластом (за второе место – 40 кг, за третье – 20), избавиться от которого не так-то просто – минусуют по 10 кг на каждой гонке, где пилот не попал на подиум 

Самая важная часть этапа Trophee Andros – это квалификация. Чтобы не устраивать бойню в «масс-старте», организаторы дают за победу в гонке лишь 20 очков против 60 в «квале». Не зря Оливье Панис рассказывал нам, что «формулисты» имеют преимущество даже над раллистами, так как умеют максимально сконцентрироваться в подобных условиях. Проехать нужно четыре быстрых круга подряд, причём результатом является сумма их времён. И именно Панис стал единоличным победителем субботних заездов, набрав максимальные 80 баллов.

Заезды «электричек» – зрелище особенное. В первую очередь шокирует... тишина! Шорох шин, свист ветра, из-за поворота появляется машина и так же, почти бесшумно, исчезает. Но в гонках «рубилово» не хуже, чем у «настоящих»! Этого беднягу «убрали» в тот же сугроб, где уже отметился Лагорс

Но, конечно, гораздо зрелищнее именно сама гонка. Старт с места уже предполагает жёсткие действия, однако до завалов дело не дошло – за увлечение контактной борьбой могут и наказать! Рёв моторов, шлейф снега и каждый поворот боком – напоминает ралли, где почему-то 10 машин сбились в кучу и пытаются обогнать друг друга. С обгонами, кстати, всё непросто – на узкой трассе при такой видимости на это способны только камикадзе.


Следующий день стал бенефисом Алена Проста. Сначала «Профессор» за рулём «силуэта» Dacia Duster уверенно выиграл квалификацию, а потом выиграл финальный заезд. Но на последующих этапах ни Прост, ни Панис так и не смогли опередить опытного Дейро, который в третий раз подряд стал чемпионом Andros Trophee. И пусть Ален Прост завершил сезон жирной точкой, выиграв в минувшие выходные самый престижный и массовый этап (100 тысяч зрителей!) на парижском Стад-де-Франс, в зачёт он не идёт.


Так что, несмотря на всю простоту при взгляде с трибун, Trophee Andros – весьма сложные соревнования. Тому же Просту до первого титула потребовалось пять лет участия («Профессор» дважды выигрывал «Трофей» за рулём Toyota Auris), а лучшим результатом Паниса так и осталась «бронза» прошлогоднего сезона. Впрочем, всем им ужас как далеко до феноменального успеха Ивана Мюллера – двукратный чемпион «Мирового туринга» выигрывал Trophee Andros десять (!) раз, причём семь из них подряд! И, похоже, скоро французские разборки станут ещё жарче. Свой интерес к «Трофею Андрос» проявил... Себастьен Лёб! Так что следующей зимой скучать там точно не придётся.

Вадим Гагарин
Фото автора и организаторов Trophee Andros