НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

«Дакар»-2011: Цифра «3» и оттенки синего

17 января 2011 12:10
Пролетели две недели, девять с половиной тысяч километров, пустыни, горы, дюны и солончаки, караван «Дакара» отметился на побережье двух океанов и, изрядно поредев, вернулся в Буэнос-Айрес. А лучшими стали Нассер Аль-Аттия и Владимир Чагин!

Вот и пролетели две недели, девять с половиной тысяч километров, пустыни, горы, дюны и солончаки, караван «Дакара» отметился на побережье двух океанов и, изрядно поредев, вернулся в Буэнос-Айрес. И вновь на просторах Аргентины и Чили не было равных «бойцам» синих и голубых армий – одна из них несла знамёна концерна Volkswagen, вторая, к гордости наших соотечественников, выступала под именем «КамАЗ-Мастер». Победу в 33-м «Дакаре» (хотя проводился он в 32-й раз из-за отмены гонки в 2008-м) праздновали Нассер Аль-Аттия и Владимир Чагин!


И если для Нассера она стала первой в карьере, то Владимир вышел в «грузовые» рекордсмены легендарного марафона, получив золотой бюст туарега в седьмой раз и окончательно опередив по этому показателю чеха Карела Лопрайса. И несмотря на то, что заводские «КамАЗы» оккупировали первые четыре места на финише, гонка не стала для Чагина лёгкой прогулкой. Из-за постоянных мелких проблем, преследовавших «КамАЗ» под номером «500», «Царь» окончательно обошёл Фирдауса Кабирова лишь после 10-го этапа. Дотянется ли Чагин до невероятных девяти побед Стефана Петеранселя?


К слову, четвёртое место также досталось Ильгизару Мардееву с большим трудом – он опередил немца Франца Эхтера (MAN) всего на... 41 секунду! И это при общем отставании от Чагина около шести часов. Похвальна и «бронза» молодого Эдуарда Николаева. И, хотя Чагин после финиша объявил, что отнюдь не собирается на пенсию, уже понятно – растёт достойная смена. Третье место Николаева в дебютном «Дакаре» дорогого стоит.


Кстати, с цифрой «3» в этом марафоне было связано не так и мало. Три «Фольксвагена» заняли призовые места, для самого концерна эта победа стала третьей подряд, да и Нассер Аль-Аттия стал третьим с 2009 года пилотом заводской команды Volkswagen, выигравшим это престижное соревнование. Получился этакий «голливудский» финал – каждый год в легковом зачёте победа достаётся очередному гонщику за рулём Volkswagen Race Touareg.


Прошлогодний триумфатор, испанец Карлос Сайнс, из-за поломки подвески на 11-м этапе потерял слишком много времени и откатился на третье место, выбыв из претендентов на победу. Существенно отставал от Нассера Аль-Аттия и занявший вторую строчку южноафриканец Жиниэль де Вильер, который выиграл «Дакар» в 2009-м. Так что катарец, по сути, получил своё ещё за два дня до окончания ралли.


Конечно, Аль-Аттия после финиша был очень счастлив. Помимо ралли-рейдов, он уже становился победителем чемпионата PWRC, шесть раз выигрывал Ближневосточный чемпионат по ралли и даже приводил к золотой медали сборную своей страны по стендовой стрельбе (скиту) на Азиатских Играх! Как признался Нассер, он осуществил свою мечту, выиграв «Дакар». Теперь в его коллекции трофеев не хватает только олимпийского «золота». Что ж, в стрельбе Аль-Аттия сможет попытать счастья на Летних играх в Лондоне в 2012 году.


Однако не всем участникам благоволила цифра «3». Уж непонятно, чем так разозлил Фортуну чилийский мотоциклист Франциско Лопес Контардо, но всего за 30 километров до финиша последнего, 13-го спецучастка развалилась подвеска его «Априлии». В итоге чилиец проехал финальный створ на «верёвке» за квадроциклом и уступил своё третье место Хельдеру Родригесу! Мотоцикл Контардо имел стартовый номер «3»...


В зачёте мотоциклистов победил испанец Марк Кома, для которого этот триумф на «Дакаре» стал... третьим в карьере. По этому показателю он сравнялся со своим извечным соперником – французом Сирилем Депре. Причём выигрывали они поочерёдно – в прошлом году лучшим был Депре, в 2009-м – Кома, в 2007-м – снова Депре, и так далее. На этот раз Депре не помогли синие цвета его 450-кубового КТМ. В итоге Марк Кома стал вообще единственным победителем этого «Дакара» на технике, не имеющей синего либо голубого окраса.


Ибо квадроцикл Yamaha местного кумира Алехандро Патронелли тоже был синим! Патронелли уверенно держался в числе лидеров «Дакара» и «привёз» ближайшему сопернику, Себастьяну Халперну, ровно час. Хорошая получается семейная традиция – в прошлом году победил Маркос Патронелли, его брат. А вот третье место достаточно неожиданно занял поляк Лукас Ласкавьец, который не слишком удачно начал гонку, но ближе к финишу отвоёвывал позиции одну за другой. Невероятно, ведь Ласкавьец впервые стартовал в «Дакаре»!


Стоит отметить и ещё одного поляка, Кшиштофа Холовчика, который привёл свою BMW пятой в зачёте внедорожников. А вот его коллегам по оружию из команды X-Raid не везло весь «Дакар». Стефан Петерансель собрал целый ворох проблем и не смог подняться выше четвёртого места. Леонид Новицкий также имел хорошие шансы на успешный финиш, но сломал руку о руль, когда его BMW столкнулась с большим камнем.


Что уж говорить о ещё одном представителе X-Raid – французе Герлене Шишери, который умудрился вдребезги расколотить новенький прототип Mini, тестируя машину в день отдыха в Арике. А ведь никаких сверхзадач перед Шишери не стояло – надо было только добраться до финиша. На X-Raid вообще свалились чуть ли не все возможные неприятности – в один из дней у них... угнали автомобиль сопровождения. Конечно, его в итоге нашли, но, как говорится, осадок остался.


Не сопутствовала удача и российским «легковым» пилотам. Как было сказано выше, Леонид Новицкий сошёл из-за травмы, досрочно выбыл из гонки и Александр Мироненко – на его «Ниссане» испустил дух двигатель. Зато можно поздравить Алексея Наумова – единственного россиянина среди мотоциклистов. Пусть он и столкнулся с трудностями, потеряв почти 30 позиций из-за поломки, но смог добраться до финиша дебютного для себя «Дакара», заняв 75-е место. Важное для наших «байкеров» достижение – прежде ещё никто не мог похвастать успешным завершением этого марафона. Поздравляем!


Вернулись в Буэнос-Айрес и их коллеги из стран СНГ. Украинец Вадим Притуляк привёл свой мотоцикл Honda на 90-м месте (для него это тоже первый финиш на «Дакаре»), его соотечественники Вадим Нестерчук и Константин Мещеряков (Mitsubishi) завершили гонку на 35-м месте в легковом зачёте. А Артур Ардавичус из Казахстана выполнил свою задачу-максимум – довести «КамАЗ» до финиша – и оказался на восьмой позиции среди грузовиков.


Всего же на финише не досчитались почти половины участников – преодолели весь маршрут только 207 пилотов против 407 стартовавших. Что ж, у остальных будет возможность реабилитироваться за свои неудачи через год. «Дакар»-2012 также пройдёт в Южной Америке – в Африку легендарный марафон, скорее всего, не вернётся уже никогда. Слишком уж большие проблемы с организацией и обстановкой на Чёрном континенте. Кстати, Volkswagen после этой победы может прекратить участие в «Дакаре» и переключиться на другие спортивные программы (например, в WRC). Поэтому не исключено, что следующий «Дакар» стартует уже в Бразилии – местный рынок очень важен для Volkswagen и только такой шаг может поддержать интерес немцев.

Результаты ралли-рейда «Дакар»-2011 (первые пять позиций в каждом зачёте):

Легковые автомобили:

1. Нассер Аль-Аттия/Тимо Готшалк (Volkswagen) – 45:16:16
2. Жиниэль де Вильер/Дирк фон Цитцевитц (Volkswagen) + 49:41
3. Карлос Сайнц/Лукас Крус (Volkswagen) + 1:20:38
4. Стефан Петерансель/Жан-Поль Коттре (BMW) + 1:43:48
5. Кшиштоф Холовчик/Жан-Марк Фортэн (BMW) + 4:11:21
...35. Вадим Нестерчук/Константин Мещеряков (Mitsubishi) + 51:59:32

Грузовые автомобили:

1. Владимир Чагин/Сергей Савостин/Ильдар Шайсултанов (КамАЗ) – 48:28:54
2. Фирдаус Кабиров/Айдар Беляев/Андрей Мокеев (КамАЗ) + 30:04
3. Эдуард Николаев/Вячеслав Мизюкаев/Владимир Рыбаков (КамАЗ) + 3:20:17
4. Ильгизар Мардеев/Владимир Демьяненко/Айрат Мардеев (КамАЗ) + 5:44:56
5. Франц Эхтер/Детлеф Руф/Артур Кляйн (MAN) + 5:45:37
...8. Артур Ардавичус/Денис Березовский/Жанат Жалимбетов (КамАЗ) + 11:09:45

Мотоциклы:

1. Марк Кома (KTM) – 51:25:00
2. Cириль Депре (КТМ) + 15:04
3. Хельдер Родригес (Yamaha) + 1:40:20
4. Франциско Лопес Контардо (Aprilia) + 2:09:45
5. Хуан Педреро Гарсия (КТМ) + 3:07:03
...75. Алексей Наумов (Honda) + 33:04:57

Квадроциклы:

1. Алехандро Патронелли (Yamaha) – 63:49:47
2. Себастьян Халперн (Yamaha) + 59:53
3. Лукаш Ласкавьец (Yamaha) + 6:17:38
4. Кристоф Деклерк (Polaris) + 6:18:30
5. Пабло Копетти (Yamaha) + 7:14:59

Вадим Гагарин
Фото автора