НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Land Rover Freelander 2: Маленький консерватор

23 ноября 2010 10:54
Ищем новое в самом скромном представителе клана Land Rover

Второе поколение Freelander продержалось на конвейере без изменений почти четыре полных года — дебют машины пришелся на 2006-й. Самое время для модернизации. Тем не менее ничего радикального в процессе омоложения с кроссовером не произошло. Знакомиться с новинкой мы отправились в популярный «тестовый» город Барселону. Программа испытаний, помимо рафинированных автобанных условий и несколько не вяжущихся с обликом Фрилендера лихих каталонских серпантинов, подразумевала еще и заезды на полигоне Land Rover Experience.

Одно из препятствий на трассе LRE

Возможно, этим ходом создатели машины хотели напомнить, что внедорожные гены в этом паркетнике есть. А уж в свете последнего обновления доказывать наличие генотипа стало ну просто необходимо. Шутка ли — впервые Land Rover в виде переднеприводной модификации. К этому можно отнестись двояко. С одной стороны, налицо откровенное попрание вечных ценностей английского производителя внедорожников. Бродяга Defender, преодолевающий жуткую грязь какого-нибудь старого Camel Trophy, тотчас скорчился бы в недоумевающей гримасе: «Переднеприводный Лэнд Ровер?! Позор!»

Да и внутри компании было много противников внедрения переднеприводной модели. Ценности, основанные на полном приводе Land Rover, — это наследие, которое холится и лелеется. Но (как это обычно бывает, когда дело доходит до пренебрежения традициями) в дело вмешались маркетологи.

Они выяснили, что в современном мире, который зациклен на экономичности и экологичности, многим покупателям уже не нужен полный привод. Особенно в Европе, где грязь скоро будут продавать в супермаркетах как большой дефицит. И таким клиентам вполне хватит и монопривода.

Планируется, что в Европе доля переднеприводных Freelander составит солидные 23% от общего числа. Клиент, который выберет такой автомобиль, не полезет во внедорожные дебри или (с полным прицепом) к верхушкам снежных Альп в разгар лыжного сезона. Он будет чинно ездить на 150-сильном дизеле с «механикой» по городу и пригороду, эффектно экономя топливо. Ведь подобный Freelander весит на 75 кг меньше и имеет систему Start/Stop.

Несколько усеченная для Freelander версия Terrain Response по-прежнему в строю

Но в России, уверен, такую машину не поняли бы, хотя теоретически ценник можно было бы в таком случае загнать ниже миллионной отметки, сильно воздействуя доступностью такого Лэнд Ровера на неподготовленные умы. Однако, как показывает практика, в нашей стране к «недоприводным» кроссоверам относятся еще хуже, чем к универсалам. Поэтому решение компании не поставлять эту версию к нам кажется вполне оправданным.

Обновление внешности минимально. Появился новый передний бампер и противотуманки, решетка радиатора доступна в двух цветах (темная для самой простой версии TD4 и серебристая для более мощной SD4). Фирменная эмблема теперь не желто-зеленая, а серебристо-зеленая. В компании считают, что так современнее. Из других обновлений «малой кровью» можно выделить новую хромированную полоску на пятой двери и ее ручку, окрашенную в цвет кузова. Еще немного изменился рисунок задних фонарей. Добавились колесные диски. Самые большие — 19-дюймовые. На них Freelander смотрится особенно грациозно. Во внешности — это все.

Изменения во внешности видны лишь вооруженным знаниями глазом

Впрочем, глупо было бы требовать радикального фейс-лифтинга от этого автомобиля. Во-первых, у Land Rover не принято сильно менять внешность своих машин во время обновления, что свойственно премиальным брендам. Во-вторых, зачем искать добра от добра и перелопачивать то, что хорошо продается?

А вот сзади распознать обновленную машину проще: слегка видоизмененные фонари и большая хромированная накладка на багажнике — это первое, на что нужно обращать внимание

Вот и салон оригинального Фрилендера, будучи изначально скроенным по классическим лекалам интерьеростроения, ничуть не постарел к концу 2010-го. Посему и изменен он минимально. Новая приборная панель, а также четыре вида отделки сидений. Плюс — невиданные доселе декоративные накладки на двери и центральную панель.

Салон имеет классические формы и производит впечатление качественного. Он таковым и является на самом деле, несмотря на то что у пластика на торпеде мягкий только тонкий слой поверхности

Внимания заслуживает комплектация Premium Pack, которая приближает Freelander к высококлассным родственникам Range Rover. Выбрав этот пакет опций, покупатель получает нежную кожаную обивку сидений Windsor (черное дерево), Almond (миндаль), Ivory (слоновая кость) или Tan (дубильная кора). Сами кресла имеют регулировки по 8 или 6 параметрам, тут также коврики и специальное покрытие на центральном тоннеле. Вкупе с 19-дюмовыми дисками и набором внешних аксессуаров все это делает такой Freelander весьма индивидуальным.

Кресла удобны и комфортны. Этот вид обивки — комбинация кожи и алькантары. Смотрится очень стильно и тело фиксирует хорошо

Если раньше на нашем рынке предлагалась лишь одна дизельная модификация, 160-сильная, 2,2-литровая, то теперь она исчезла, зато на ее базе сделали две новых модификации. Первая — 150-сильная TD4 (эта машина может быть как с «механикой», так и с «автоматом»). Вторая — 190-сильная. Такой мотор в России комплектуется только АКП. Оба двигателя развивают идентичный крутящий момент в 420 Н•м (это на 20 Н•м больше, чем у дорестайлингового двигателя). Силовые агрегаты снабжены турбокомпрессорами с изменяемой геометрией (и жидкостным охлаждением), новыми настройками ECU. Система управления мощностью (IPMS) заряжает АКБ за счет рекуперации энергии при торможении. Дизельные моторы способны работать на топливе с 10-процентным содержанием биодизеля. Определенная работа проведена по улучшению шумо- и виброизоляции моторного отсека.

«Автомат» Aisin Warner AWF21 второго поколения также нацелен не только на быструю работу, но и на экономичность. Например, блокировка гидротрансформатора работает в более широком диапазоне, снижена масса коробки и оптимизирована конструкция внутренних компонентов. А вот «механика» Getrag M66, которая в свое время была разработана специально для Freelander, осталась без изменений.

Сзади двое взрослых среднего роста садятся без проблем. Сам за собой при росте в 190 я сел почти впритык. В то время как над головой был хороший запас пространства

Для теста разработчики припасли только версию с самым мощным дизелем и 6-ступенчатым «автоматом». Гораздо более дорогая модификация с бензиновым V6 хоть и динамичнее по цифрам, но проигрывает по моменту, а стало быть, и ощущениям. Не говоря уж про экономичность. Версия с V6, на фоне двух отличных дизелей, кажется, останется уделом редких эстетов. Ну а самым популярным у нас будет наверняка все же TD4 с «автоматом». Особенно учитывая тот факт, что у него одинаковое со 190-сильной машиной количество крутящего момента. Хотя разница в 116 000 рублей (между этими версиями с «автоматом») на фоне стоимости автомобиля может и не оказаться решающей.

Багажник стандартный, по меркам класса, и возможности предлагает стандартные, включая складывание спинки задних сидений

Наконец я за рулем обновленного «Фрила». Эргономика совершенно не изменилась. Внутри это старый знакомый. Все та же характерная «командирская» посадка. Та же отличная обзорность, что вперед, что назад. Мотор заводится с кнопки, но для этого надо предварительно вставить ключ в паз. Двигатель оживает весьма тихо для своей дизельной сущности. Уже с первых метров пути обилие момента на колесах позволяет наслаждаться легким разгоном на каждой передаче. Даже на скорости за 140 км/ч.

Центральная консоль осталась в первозданном виде. Обилие кнопочек на ней некоторых умиляет, а других вводит в ступор

По идеальному испанскому автобану едешь — словно в параллельном мире. В машине — тишина, лишь ветер несильно шумит где-то в стойках. Двигатель тоже особо не слышно, но с ростом оборотов у него прорезается какой-то не совсем дизельный баритон. Управляешь машиной кончиками пальцев, короткими движениями баранки удерживая ее между линиями разметки...

На хорошем покрытии Freelander — в своей стихии. К быстрой езде не провоцирует, но везет комфортабельно и приятно

Равнина сменяется извилистыми горными серпантинами, дорога, через хитрые последовательности шпилек и шикан, ведет нас вверх — к монастырю Монтсеррат, религиозному центру Каталонии (а по совместительству и одной из главных каталонских достопримечательностей). Нельзя сказать, что в таких условиях Freelander чувствует себя полностью в своей стихии. Крены и недостаточная поворачиваемость, конечно же, вносят свои коррективы в процесс управления кроссовером, однако быстрая езда не утомляет. Поведение машины понятно, картина ее управляемости в таких условиях не рушится. Грань, за которой начинается предел, хорошо чувствуется.

Полигон Land Rover Experience, куда мы приехали завершать тестовую программу, находится в горах, в 70 километрах от Барсы. Трасса проложена по горной местности и достаточно камениста. Понятно, что она создана не для того, чтобы клиенты компании засаживали там Лэнд Роверы, а для того, чтобы демонстрировать им способности этих машин. По правде говоря, в реальной жизни через некоторые из этих препятствий за рулем своего Фрилендера я просто не поехал бы. Того и гляди зацепишь подвеской или еще хуже — погнешь порог.

По гравийке можно ехать достаточно быстро. Подвеска отрабатывает такой профиль неплохо. Вот только желательно, чтобы колеса в этом случае были не опциональные 19-дюймовые…

Но под контролем инструкторов Freelander достаточно легко преодолевал все преграды на своем пути. Внедорожный генофонд, определенно, есть в этой машине. В умелых руках на ней можно преодолевать ряд достаточно серьезных для обывателя внедорожных препятствий.

Диагональному вывешиванию противостоит имитация межколесных блокировок, подтормаживающая буксующие колеса. В ряде случаев она действительно помогает

Довольные представители компании чуть позже потирали руки и говорили, что даже переднеприводная версия смогла проехать трассу Land Rover Experience. Правда, под управлением опытного «джипера». Отлично. Но только я сомневаюсь, что он сумел бы повторить свой успех, если бы пошел дождь.

Если бы у меня был свой Freelander, по собственному желанию я бы в такой водоем не сунулся. А зря — проехали без проблем

Кстати, цены озвучены. И они вполне конкурентоспособные. Самый простой Freelander в комплектации Е со 150-сильным дизелем и «механикой» можно купить примерно за 1 174 000 рублей. Топ-версия оценивается в 2 000 000 рублей, и она может быть дороже за счет опций. Самый ходовой вариант с автоматом и дизелем можно приобрести примерно на 1,5 млн рублей.

Я же могу констатировать, что всемирный рыночный успех (например, в Китае зафиксирован рост продаж на 75% за прошлый год) пришел к этому автомобилю неспроста. Freelander — харизматичный, качественный и весьма симпатичный внешне автомобиль с приятным классическим салоном. Рестайлинг не поменял автомобиль коренным образом, а улучшил в деталях и предоставил новые возможности покупателям.

Леонтий Тютелев
Фото автора и Land Rover

История

Если нынешний Freelander конкурирует с кроссоверами премиум-марок, то модель первого поколения, увидевшая свет в 1997 году, соперничала с такими «паркетниками», как Toyota RAV4 и Honda CR-V. Тот Land Rover имел не только пятидверную версию, но также короткобазную трехдверку и экзотичный по нынешним временам кузов «ландо»: над передними местами — металлическая крыша, над задними — снимающийся верх. Внешне Freelander больше походил на полноценные джипы, чем японские конкуренты: в глаза бросались мускулистые колесные арки из некрашеного пластика и солидная на вид защита картера. Хотя такого арсенала, как понижающая передача и блокировки дифференциалов, у Лэнд Ровера тоже не было. Но Freelander оказался востребованным именно в таком виде: вплоть до начала 2000-х эта модель удерживала титул абсолютного европейского бестселлера среди всех полноприводных машин.

Базовым мотором была 1,8-литровая бензиновая «четверка», альтернативой ей служил 2-литровый дизель, а флагманская модификация имела 2,5-литровый бензиновый V6, выдававший 177 л.с.

Именно на Фрилендере дебютировали «электронные помощники», облегчающие преодоление бездорожья, которые теперь получили распространение практически среди всех внедорожников. Так, уже первое поколение могло похвастать системой Hill Descent Control, которая отлично себя проявляет при спуске с горы по скользкому покрытию. Она поддерживает определенную безопасную скорость (около 8 км/ч), не требуя использования тормозов. Без нее всегда есть риск перетормозить и заблокировать колеса, после чего автомобиль заскользит вниз, полностью потеряв управление.

Появившийся в 2007 году Land Rover Freelander второго поколения метил уже в более высокую лигу. Машина получила значительно более качественную, чем прежде, отделку салона, более мощные моторы, включая 3,2-литровый двигатель (233 силы), и стильную внешность в духе Range Rover Sport.

Интересно, что, перейдя в люксовую категорию, Freelander оказался, тем не менее, лучше подготовлен для бездорожья, чем большинство «паркетников». Если многие конкуренты имеют дорожный просвет, сравнимый с легковыми машинами (около 18 см), то у Лэнд Ровера — 21 см. Производитель официально заявляет, что автомобиль способен преодолевать броды до полуметра глубиной. Да и логика работы полноприводной трансмиссии здесь своя. Другие модели в большинстве режимов движения получают тягу на передние колеса и лишь после возникновения пробуксовки подключаются задние. Freelander всегда трогается с полным приводом, и лишь убедившись, что колеса имеют достаточное сцепление с дорогой, электроника отключает заднюю ось.

Как у флагманских британских внедорожников, в салоне Freelander появилась ручка системы Terrain Response, с помощью которой можно подстраивать повадки машины под разные виды пересеченной местности (снег, грязь, колея и т. д.). Впрочем, если у старших моделей эта электроника варьирует степень блокировки дифференциалов и меняет высоту посадки кузова с помощью пневмоподвески, то у маленького Лэнд Ровера все проще. Меняется лишь поведение системы стабилизации и АБС, а также чувствительность педали газа. Впрочем, и этого достаточно, чтобы назвать Freelander одним из лучших по проходимости «паркетников».

Конкуренты

Audi Q5<br /><br />Дебютировавшая два года назад ингольштадтская модель почти сразу обошла по популярности все прочие кроссоверы своего класса. Видимо, многолетний опыт выпуска универсалов повышенной проходимости Allroad научил инженеров Audi находить идеальный компромисс между «легковыми» повадками машины и способностью преодолевать небольшое бездорожье. Цены начинаются от 1 656 100 руб., но такая модификация с 2-литровым дизелем (170 л.с.) оснащается исключительно «механикой». Самая доступная версия с «роботом» S-Tronic и 2-литровым бензиновым турбомотором (211 л.с.) стоит от 1 840 800 руб. Ну а флагманские модификации можно по праву назвать «горячими» кроссоверами. Версия с 240-сильным дизелем стоит от 2 259 500 руб., а более скоростной Q5 с 3,2-литровой бензиновой «шестеркой» (270 л.с.) дешевле — от 2 089 900 рублей
Mercedes GLK<br /><br />Угловатый внешний вид по задумке создателей машины должен роднить ее с легендарным «вездеходом» G-класса. На деле внедорожные возможности мерседесовской модели примерно такие, как у большинства конкурентов. Хотя есть одно преимущество: полный привод здесь не подключаемый, а постоянный, с распределением тяги в пропорции 45:55 в пользу задних колес. В прошлом году этот Mercedes нашел в России меньше покупателей, чем аналогичные BMW, Audi и Land Rover, но по итогам этого года GLK явно улучшит позиции, так как в гамме модификаций появилась сравнительно недорогая версия, которой не было раньше. Модификация GLK 220 CDI (170 л.с.) стала одним из самых доступных премиум-кроссоверов с «автоматом»: цена — 1 680 000 руб. За климат-контроль, парктроник, кожаный руль, датчики света и дождя, электроприводы передних сидений и рулевой колонки доплаты не требуют. Цена GLK 300 (231 л.с.) — 1 930 000 руб. Эта сумма уже включает кожаный салон. А вот за дизельную версию 350 CDI сравнимой мощности (224 л.с.) просят многовато — от 2 390 000 руб. Выгоднее взять более динамичный бензиновый GLK 350 за 2 030 000 руб. Подробнее о немецком кроссовере — в <a href="/article/27525-mercedes_glk_v_poiskah_tochki_g/">нашем тесте</a>
BMW X3<br /><br />Баварский кроссовер нового поколения мы недавно <a href="/article/32803-bmw_x3_sem_chasov_nepreryvnogo_draiva/" target="_blank">протестировали на дорогах Атланты</a>, а российские дилеры получили первую партию новинки 20 ноября. При смене генераций автомобиль стал выглядеть солиднее. По размерам кузова он теперь лишь немного не дотягивает до X5 первого поколения. В числе достоинств машины и приличный клиренс (21,2 см), и большой багажник (550 л), и отменная динамика. Версия X3 35i — самый скоростной кроссовер среди конкурентов. 306-сильный мотор с передовой 8-ступенчатой АКПП разгоняет машину до 100 км/ч всего за 5,7 с и позволяет набирать 245 км/ч. Такая машина стоит от 2 130 000 руб. Ступень ниже занимает модификация 28i (258 л.с.), которая набирает «сотню» за 6,9 с и стоит от 1 870 000 руб. Самый доступный X3 — с 2-литровым дизелем и «механикой» (от 1 795 000 руб.). Аналогичная версия с «автоматом» — от 1 906 646 рублей
Infiniti EX37<br /><br />«Японец» мощнее и дешевле флагманского BMW, но по скорости проигрывает: разгон 330-сильной машины до 100 км/ч занимает 6,4 с, максимальная скорость — 240 км/ч. По действующей акции такой кроссовер можно купить за 1 898 500 руб. в базовой комплектации, которая, кстати, весьма богата. В нее входят кожаный салон, ксенон, электроприводы рулевой колонки и сидений, люк, аудиосистема с сабвуфером и многое другое. В отличие от европейских производителей, Infiniti не позволяет выбирать дополнительное оборудование из списка и предлагает лишь альтернативную комплектацию «Hi-Tech», которая дополнительно оснащена навигационной системой, активным круиз-контролем и системой кругового обзора с четырьмя видеокамерами, помогающей при парковке. Гламурная внешность Infiniti не обманчива: эта модель в наименьшей степени годится для того, чтобы съезжать с асфальта. Ее клиренс — чуть меньше 15 см
Volvo XC60<br /><br />Базовая версия шведской модели не так доступна, как Land Rover, но дешевле всех остальных конкурентов — от 1 559 900 руб. за машину с 2-литровым турбомотором (203 л.с.) и «роботом». Оснащение не столь богатое, как у Мерседеса и Инфинити, но все необходимое есть: климат-контроль, ESP, легкосплавные диски и «музыка». 205-сильный дизель — на 140 000 руб. дороже. 3,2-литровая бензиновая модификация стоит от 1 899 000 руб. Старшая версия с 3-литровым турбомотором развивает внушительные 304 л.с., но не стоит ожидать, что эта машина сможет потягаться в скорости с флагманским BMW X3 аналогичной мощности. «Швед» даже с таким двигателем набирает 100 км/ч за 7,3 с и может разогнаться всего до 210 км/ч

История и конкуренты — Павел Ёлшин