Термин «лошадиная сила» был введен Джеймсом Уаттом больше двухсот лет назад, но по сей день одним из основных критериев оценки моторов мы считаем «лошадей». Нельзя не заметить, что у одних автомобильных концернов «лошади» дешевле, а у других — дороже. Корреспондент Авто Mail.Ru составил рейтинг лучших автомобилей по стоимости 1 л.с.
Угадать абсолютного лидера не составляет труда. Это не суперкар, не «горячий» хэтчбек, а, разумеется, та машина, которая элементарно дешевле всех на рынке — вазовская «классика». «Пятерка» развивает 75 сил, и ни один другой производитель не продает свои силы так дешево — всего за 2 333 руб. за штуку. Но мы затеяли этот рейтинг не для того, чтобы выяснить такую банальную истину. Сравнивать Жигули, Daewoo Matiz, «китайцев» по цене лошадиной силы — мало смысла.
Не только для покупателей доступных моделей, но и для большинства из тех, кто присматривает современные иномарки, отнюдь не мощность, как правило, является определяющим фактором. А вот для того, кому нужен «горячий» хэтчбек или, тем более, спорткар, – другое дело. Поэтому, составляя рейтинг лучших автомобилей по соотношению цена/мощность, мы брали для сравнения только те модели и модификации, которые обладают исключительными скоростными характеристиками для своего класса.
Первое, что, вероятно, бросится в глаза читателям рейтинга, – это то, что автомобили, являющиеся спортивными иконами, вроде BMW M5, Mitsubishi Lancer Evo, не говоря уже про Ferrari, по цене лошадиной силы не входят в число самых выгодных покупок. Каждая их «лошадь» заметно дороже, чем у сравнительно недорогих хот-хэтчей. Покупать «лошадей» оптом — невыгодно! Впрочем, это вряд ли удивительно.
Высокофорсированные моторы сложны в разработке, в них используются материалы, рассчитанные на повышенные нагрузки, значит, и каждая лошадиная сила стоит дороже.
Мы сравнили все продающиеся в России модели, и постарались составить тoп-10 лучших по классам. Сразу отметим: не в каждом классе набралось десять скоростных модификаций. А вот для класса суперкаров (а их на рынке несколько десятков) мы решили сделать исключение и собрать в единую таблицу данные обо всех продающихся в России моделях и модификациях, исключив только версии с одинаковыми двигателями: например, если на выбор предлагается купе и кабриолет, мы выбирали купе как более доступную модификацию.
B-класс: «горячие» хэтчбеки (от 150 л.с.)
Класс миниатюрных машинок со спортивным характером слегка поредел за последние годы: сейчас на рынке нет Ford Fiesta ST и «горячего» VW Polo. Появившийся недавно в продаже Audi A1 еще только готовится получить мощную версию. Три модели, занявшие верхние строчки нашего рейтинга, не получили такого успеха на российском рынке, как Mini. Многие покупатели предпочитают именно этот более дорогой автомобиль за его яркий стиль. Истинные ценители скоростных малолитражек также ценят машины этой британской марки, но не за удачное соотношение цены и мощности, а за отменное спортивное шасси.
1 | Skoda Fabia RS | 789 000 | 180 | 4 383 |
2 | Renault Clio RS | 899 000 | 201 | 4 473 |
3 | Opel Corsa OPC | 887 700 | 192 | 4 623 |
4 | Peugeot 207 RC | 851 000 | 175 | 4 863 |
5 | Citroen DS3 1.6 THP | 815 000 | 156 | 5 224 |
6 | Mini Cooper S | 1 075 000 | 184 | 5 842 |
7 | Mini Cooper John Cooper Works | 1 365 000 | 218 | 6 261 |
Гольф-класс: «горячие» хэтчбеки и седаны (от 200 л.с.)
Тут есть из чего выбирать покупателю: на российский рынок поставляется два десятка моделей такого класса. Интересно, что практически все мощные модели гольф-класса отличаются более дешевой лошадиной силой в сравнении с компактными скоростными моделями. Даже такие монстры, как Mitsubishi Lancer Evolution и Ford Focus RS, выходят относительно доступнее. Dodge Caliber, получивший серебро рейтинга, — пожалуй, чужак в этом ряду. У него приличная мощность, но шасси, тормоза, КПП гораздо ближе к гражданским моделям, чем к спортивным. А вот занявший первое место Opel Astra OPC — классический хот-хэтч. По «стоимости мощности» он лучший не только в своем классе, но и вообще среди всех спортивных моделей в нашем рейтинге. Правда, надо отметить, что нынешняя версия OPC создана на базе предыдущего поколения Астры, которое кому-то может показаться несколько старомодным на фоне, например, более свежей Mazda 3 MPS.
1 | Opel Astra OPC | 994 500 | 240 | 4 144 |
2 | Dodge Caliber SRT4 | 1 294 400 | 295 | 4 388 |
3 | Mazda 3 MPS | 1 181 000 | 260 | 4 542 |
4 | SEAT Leon Cupra | 1 099 990 | 240 | 4 583 |
5 | Ford Focus ST | 1 061 100 | 225 | 4 716 |
6 | Subaru Impreza WRX хэтчбек (2009 г.в.) | 1 292 100 | 265 | 4 876 |
7 | Volvo C30 T5 | 1 126 900 | 230 | 4 900 |
8 | Ford Focus RS | 1 498 800 | 305 | 4 914 |
9 | Mitsubishi Lancer Evolution | 1 499 000 | 295 | 5 081 |
10 | VW Golf GTI | 1 105 000 | 210 | 5 262 |
Компактные купе и родстеры (от 250 л.с.)
Под установленную нами планку в 250 л.с. не попали многие интересные модели, такие как Mercedes SLK, Mazda MX-5 и Peugeot RCZ, — у них просто нет столь мощных модификаций. Но таковы условия: сравниваем только «элиту» своего класса. Даже популярный Audi TT 2.0 TFSI — не конкурент тем чертовски быстрым моделям, которые попали в наш рейтинг. В результате купе BMW 135i победило с большим отрывом, и это абсолютно заслуженно: данная модель намного доступнее конкурентов, а по скоростным возможностям почти также быстра, как BMW M3 предыдущего поколения.
1 | BMW 135i купе | 1 666 000 | 306 | 5 444 |
2 | Audi TT RS | 2 630 800 | 340 | 7 738 |
3 | Audi TTS | 2 236 400 | 272 | 8 222 |
4 | BMW Z4 35i | 2 580 800 | 306 | 8 434 |
5 | BMW Z4 35is | 2 999 000 | 340 | 8 821 |
6 | BMW Z4 3.0i | 2 279 300 | 258 | 8 834 |
7 | Porsche Boxster | 2 747 000 | 255 | 10 773 |
8 | Porsche Boxster S | 3 357 000 | 310 | 10 829 |
9 | Porsche Cayman | 2 985 000 | 265 | 11 264 |
10 | Porsche Cayman S | 3 678 000 | 320 | 11 494 |
Среднеразмерные купе (от 300 л.с.)
Кто бы мог предположить: BMW M3 и Audi RS 5 принадлежат к числу относительно выгодных покупок! Их экстремальные «лошади» обходятся покупателям гораздо дешевле, чем «силы» значительно менее мощных Porsche Cayman и Boxster. Даже топовые модификации Audi TT и BMW Z4 оставлены позади. Видимо, это тот редкий случай, когда лошадиные силы выгоднее покупать оптом. Но первые три строчки в этой категории заняли все же модели поскромнее — те, что по цене не перешагнули психологического барьера в $100 000.
1 | Infiniti G37 | 2 149 000 | 333 | 6 453 |
2 | Audi S5 | 2 608 400 | 354 | 7 368 |
3 | BMW 335i | 2 322 000 | 306 | 7 588 |
4 | BMW M3 | 3 259 000 | 420 | 7 760 |
5 | Audi RS 5 | 3 594 000 | 444 | 8 095 |
6 | Mercedes E500 Coupe | 3 190 000 | 388 | 8 222 |
7 | BMW 650i | 3 758 000 | 367 | 10 240 |
8 | Alpina B3 Coupe | 3 789 356 | 360 | 10 526 |
Спортседаны D-класса (от 300 л.с.)
Opel Insignia не снискал в России большой популярности, а наиболее мощная полноприводная модификация OPC нашла совсем мало поклонников. А ведь его соотношение мощности и цены — уникально. Каждая из 325 сил почти так же доступна, как у «горячих» хэтчбеков гольф-класса. Интересно, что самая мощная модель в классе — Mercedes C63 AMG — не в хвосте списка, а в числе сравнительно выгодных покупок — на четвертом месте.
1 | Opel Insignia OPC 4x4 | 1 599 800 | 325 | 4 922 |
2 | Infinity G37 AWD | 1 818 000 | 330 | 5 509 |
3 | Volvo S60 3.0 T6 AWD | 1 799 900 | 304 | 5 921 |
4 | Mercedes C63 AMG | 3 100 000 | 457 | 6 783 |
5 | BMW 335i | 2 131 000 | 306 | 6 964 |
6 | Audi S4 | 2 390 400 | 333 | 7 178 |
7 | BMW M3 | 3 063 000 | 420 | 7 293 |
8 | Lexus IS F | 3 118 000 | 423 | 7 371 |
9 | Alpina B3 | 3 648 836 | 360 | 10 136 |
Спортседаны бизнес-класса (от 400 л.с.)
Наибольшего внимания в этом ряду, пожалуй, достойны те модели, которые развивают свыше 500 л.с. По цене «лошади» они представляют собой довольно примечательную категорию. Покупка подобного спортседана — это самый дешевый способ получить в свое распоряжение практически суперкаровский двигатель. Пусть и не в столь эффектном, зато практичном кузове. Это — суперкары на каждый день.
Самые прославленные модели в этом ряду — BMW M5 на базе предыдущего поколения «пятерки», а также Audi RS 6 и Mercedes CLS63 AMG — этим летом были сняты с производства, но преемников пока не появилось. Найти экземпляры из последних партий теоретически еще можно, поэтому мы включили их в рейтинг. Победила, конечно, сравнительно более доступная и не столь экстремальная машина — BMW 550i нового поколения.
1 | BMW 550i | 3 100 000 | 407 | 7 617 |
2 | Jaguar XFR | 4 100 000 | 510 | 8 039 |
3 | Audi RS6 | 4 689 100 | 580 | 8 085 |
4 | BMW M5 | 4 112 900 | 507 | 8 112 |
5 | Audi S6 | 3 753 900 | 435 | 8 630 |
6 | Mercedes E63 AMG | 5 100 000 | 525 | 9 714 |
7 | Alpina B5 | 5 901 840 | 530 | 11 136 |
8 | Mercedes CLS63 AMG | 6 400 000 | 514 | 12 451 |
Спортивные внедорожники (менее 6,5 с до 100 км/ч)
Одна из самых мощных в классе машин отличилась еще и весьма доступной ценой «лошадей». Речь про действительно очень достойный спортивный внедорожник, занявший верхнюю строчку в своем классе. Значительно более быстрому Porsche Cayenne Turbo не позволила войти в десятку изрядная цена — 12 952 руб. за каждую из 500 л.с. Но даже он — не самая дорогая модель в классе! Это звание носит экзотичный супервнедорожник Mercedes G55 AMG: каждая из 507 его «лошадей» обходится покупателю в 13 609 руб., то есть в итоге заплатить надо почти 7 000 000 руб.!
1 | Range Rover Sport V8 Supercharged | 3 440 000 | 510 | 6 745 |
2 | Infiniti FX50 | 3 499 000 | 400 | 8 748 |
3 | BMW X5 50i | 3 718 000 | 407 | 9 135 |
4 | BMW X5 M | 5 158 000 | 555 | 9 294 |
5 | Mercedes ML63 AMG | 4 900 000 | 510 | 9 608 |
6 | BMW X6 50i | 3 933 000 | 407 | 9 663 |
7 | BMW X6 M | 5 470 000 | 555 | 9 856 |
8 | BMW X6 ActiveHybrid | 4 990 000 | 485 | 10 289 |
9 | Porsche Cayenne S | 4 117 000 | 400 | 10 293 |
10 | Audi Q7 V12 TDI | 5 300 000 | 500 | 10 600 |
Скоростные представительские модели (менее 6 с до 100 км/ч)
Bentley, Maybach, Rolls-Royce — безусловно, очень мощные и быстрые машины, но они для тех, кто готов платить по 20 000 – 35 000 руб. за лошадиную силу. А наш рейтинг адресован экономным миллионерам. Тем, кого вполне устроит «пятисотый» Mercedes, ведь «шестисотый» почти вдвое дороже. Из короткобазных и длиннобазных седанов в нашу подборку попали, конечно, первые.
1 | Lexus LS 460 | 4 017 000 | 381 | 10 543 |
2 | BMW 750i | 4 450 000 | 407 | 10 934 |
3 | Jaguar XJ 5.0 Portfolio | 5 240 000 | 470 | 11 149 |
4 | BMW ActiveHybrid 7 | 5 100 000 | 449 | 11 359 |
5 | Mercedes S500 | 4 600 000 | 388 | 11 856 |
6 | Audi A8 4.2 FSI | 4 500 000 | 372 | 12 097 |
7 | Porsche Panamera S | 5 231 400 | 400 | 13 079 |
8 | Mercedes S63 AMG | 7 100 000 | 525 | 13 524 |
9 | Maserati Quattroporte S | 5 971 000 | 430 | 13 886 |
10 | Porsche Panamera 4S | 5 723 000 | 400 | 14 308 |
Суперкары и скоростные люкс-купе (менее 5 с до 100 км/ч)
Тот, кто сделал самую мощную машину в мире, может заламывать цены на своих «лошадей» без всякого стеснения. В результате покупатели Bugatti Veyron (см. последнюю строчку таблицы) переплачивают за каждую единицу мощности вдвое больше, чем те, кто приобретает Lamborghini Murcielago. И втрое больше, чем за силы Mercedes SLS.
Ну а фирма Nissan — единственная в этом списке, кто сознательно создавал «бюджетный» суперкар, отсюда — заслуженное первое место.
1 | Nissan GT-R | 4 209 000 | 485 | 8 678 |
2 | Audi R8 V10 5.2 | 5 910 700 | 525 | 11 258 |
3 | Jaguar XKR | 5 750 000 | 510 | 11 275 |
4 | Audi R8 4.2 | 5 034 100 | 420 | 11 986 |
5 | BMW M6 | 6 461 000 | 507 | 12 744 |
6 | Porsche 911 Carrera | 4 698 000 | 345 | 13 617 |
7 | Porsche 911 Carrera S | 5 374 000 | 385 | 13 958 |
8 | Porsche 911 Carrera GTS | 5 719 000 | 408 | 14 017 |
9 | Porsche 911 GT3 | 6 234 000 | 435 | 14 331 |
10 | Maserati Granturismo S | 6 322 000 | 440 | 14 368 |
11 | Aston Martin V8 Vantage | 6 403 000 | 426 | 15 031 |
12 | Porsche 911 Turbo | 7 686 000 | 500 | 15 372 |
13 | Bentley Continental GT | 8 742 000 | 560 | 15 611 |
14 | Mercedes CL63 AMG | 8 900 000 | 544 | 16 360 |
15 | Porsche 911 Turbo S | 8 946 000 | 530 | 16 879 |
16 | Porsche 911 GT3 RS | 7 680 000 | 450 | 17 067 |
17 | Porsche 911 GT3 RS | 7 680 000 | 450 | 17 067 |
18 | Lamborghini Gallardo LP560-4 | 9 562 000 | 560 | 17 075 |
19 | Mercedes CL600 | 8 900 000 | 517 | 17 215 |
20 | Aston Martin V12 Vantage | 9 277 000 | 517 | 17 944 |
21 | Bentley Continental GT Speed | 11 045 000 | 600 | 18 408 |
22 | Porsche 911 GT2 RS | 11 500 000 | 620 | 18 548 |
23 | Aston Martin DB9 | 8 979 000 | 477 | 18 824 |
24 | Mercedes SLS AMG | 11 500 000 | 571 | 20 140 |
25 | Bentley Continental Supersports | 12 684 000 | 621 | 20 425 |
26 | Mercedes CL65 AMG | 13 100 000 | 630 | 20 794 |
27 | Ferrari 599 GTB Fiorano | 13 972 000 | 620 | 22 535 |
28 | Aston Martin DBS | 12 907 000 | 517 | 24 965 |
29 | Ferrari 612 Scaglietti | 13 543 000 | 540 | 25 080 |
30 | Lamborghini Murcielago LP640 | 17 563 000 | 640 | 27 442 |
31 | Bentley Brooklands | 18 304 000 | 530 | 34 536 |
32 | Bugatti Veyron | 70 000 000* | 1001 | 69 930 |
* Приблизительная оценка
Павел Ёлшин