Немецкий автодром Хоккенхаймринг всегда был в тени великого и ужасного Нюрбургринга. Он и «родился» на пять лет позже (в 1932-м), и абсолютно не имел перепадов высот (построен в плоской долине Рейна), да и 20-километровой длиной похвастать никогда не мог. А уж когда Герман Тильке, «придворный архитектор» Формулы-1, в 2002 году отпилил от уже и так купированной трассы (6,8 км) лесной участок с длиннющими прямыми, поклонники Хоккенхаймринга и вовсе приуныли. Но когда я узнал, что победители маздовского Zoom-Zoom Challenge 2010 получат путёвку именно туда, то очень обрадовался!
И вот почему. Да, никто не кличет Хоккенхаймринг зловещим имечком «Зелёный ад», хотя и здесь побилось немало пилотов, включая талантливого Джима Кларка, но на Нюрбургринге я был уже трижды. Причём в прошлом году я пытался узнать его поближе за рулём Mazda3 MPS, будучи победителем Zoom-Zoom Challenge 2009. Потрясающе заманчивое место, куда стремится каждый «автоманьяк» планеты. Но разве можно упускать редкий шанс прохватить по асфальту, который едва остыл от баталий Гран-При Германии? Да-да, её Величество Формула-1 гостила тут менее 3 месяцев назад!
Так что поездку я ждал и готовился. Изучал трассу в симуляторах, смотрел гонки Ф1 прошлых лет и даже обзавёлся GPS-прибором Racelogic, который представляет собой достаточно подробную телеметрию. С его помощью можно не только узнать время круга, но и, к примеру, уровень продольных и поперечных ускорений, и скорость в каждой конкретной точке трассы. И сравнить потом несколько кругов между собой на графиках. Единственное, чего я не знал – по какому же кольцу мы поедем: по короткому Hockenheim Short или по полноценной конфигурации Hockenheim GP. Это предстояло выяснять на месте.
В Хоккенхайме мы оказались довольно быстро, поскольку наш отель был неподалёку. Но окончательно я проснулся только тогда, когда пёстрый караван из десяти родстеров MX-5 нырнул в тоннель, ведущий на территорию трассы. К слову, все они прибыли своим ходом из России – спасибо ребятам (и девчатам) из Russian Mazda Community, проделавшим долгий путь. И машины те самые, которые прошли огонь и воду командных состязаний в этом году.
Кстати, несмотря на утренний час (8.30 утра), на трассе вовсю бурлила жизнь. Местные (и не только) герои расчехляли прицепы с боевыми Porsche, красовались своими Ferrari и Lamborghini и вовсю извлекали из дебрей «техничек» комплекты новых шин. Серьёзные товарищи! Но на нас поглядывали с интересом – не каждый день увидишь такую колонну.
Однако я всё сильнее задумывался. Неужели нас выпустят на трек вместе с этими монстрами? Похоже, нас ждут покатушки между конусов где-то на внутренней части трассы. Но развить эту тему в голове я не успел. Подписал соглашение о безопасности и тут же получил приглашение на... пит-лейн. Там нас уже ждал «сэйфти-кар» – кубковый Porsche 911 GT3 Cup. Натягиваю шлем, цепляю на лобовое стекло Racelogic и ровно в 9 я уже за рулём.
Выезжаю на трассу. Хочется орать от восторга, но пока сдерживаюсь. Жду ответа на главный вопрос – какое будет кольцо. Проезжаем первый поворот, утыкаемся во вторую связку и длинная скоростная Parabolica выводит нас к шпильке Spitzkehre, дальше двигаемся к Mercedes Arena. Ааа, мы едем по трассе Формулы-1! После серии кругов меняюсь местами с напуганным моими криками напарником и сажусь расставлять «сплиты» в Racelogic, попутно вспоминая рекорд Hockenheim GP. А его-то, кстати, едва не побил Себастьян Феттель в этом году – он завоевал «поул» с результатом 1:13.791. Лишь 0.011 секунды отделили его от фантастического круга Кими Райкконена в 2004-м.
Через полчаса Porsche перестал водить нас за собой, и первой сессии дали зелёный свет. Итак, в нашем распоряжении 45 минут. Мамочки, какие уж тут рекорды! Только и успевай, что смотреть в зеркала. Ребята на «каркашенных» Porsche и BMW явно не привыкли видеть на таком скоростном треке стандартные 160-сильные MX-5. Пропускаю их в каждом повороте, попутно вкатываясь в трассу.
Первое впечатление – какой же он широкий! На новой части кольца в одном повороте запросто умещаются несколько машин. Но нужно быть осторожным на одной из немногих уцелевших секций классического Хоккенхаймринга – Мотодроме (или, как его ещё называют, Стадионе). Вот она – романтика! Узкие коварные повороты, более скользкое покрытие, а главное – антураж. Огромные трибуны и впрямь создают ощущение стадиона. Страшно представить, какой гул здесь стоял, когда в 2006-м болельщики буквально кипели, приветствуя победу Михаэля Шумахера (с тех пор в Гран-При Германии немцы ещё не побеждали).
Ощущения совершенно фантастические! Едешь по трассе, а в голове тут же возникают события прошедших здесь гонок Формулы-1. Вот здесь, на выходе из Sudkurve на стартовую прямую «потерял» машину Витантонио Лиуцци и крепко приложился о «пит-уолл», а дальше, после шпильки скандально пропустил Фернандо Алонсо лидирующий на тот момент Фелипе Масса. Командная тактика стоила Ferrari штрафа в сто тысяч долларов.
У нас же никаких командных установок не было. Разве что в середине каждой сессии надо было смениться с напарником. К слову, беспрерывно «утюжить» трассу мы всё же не могли. Организаторы трек-дня очень грамотно развели по разным углам ринга дорожные и боевые машины. 45 минут едем мы, затем перерыв 15 минут, потом три четверти часа носятся профессиональные пилоты. Для нас это развлечение и обучение, а для них – тесты и работа. Ни к чему путаться под ногами...
Пока серьёзные парни носятся по треку, у нас – короткий брифинг. Олег Кесельман, главное лицо Академии спортивного вождения Mazda, знает Хоккенхаймринг не понаслышке – он участвовал здесь в гонках немецкого Кубка Порше. Информацией не перегружает, даёт ровно то, что нужно. Снова сажусь за руль, выезжаю. Понимания уже больше, плюс осваивать кольцо длиной 4,574 метра всё же гораздо проще, чем пытаться за день запомнить всю сумасшедшую конфигурацию 20,8-километрового круга Нордшляйфе.
В перерыве попросил Олега Кесельмана прокатить меня несколько кругов. И это оказалось весьма полезно! Олег сходу начал штамповать времена: 2:18.9, 2:18.7, 2:18.5. А главное – на Мотодроме он вовсю теснил Lamborghini Gallardo Superleggera и Porsche 911 GT3. Результат впечатляет – Олег ни разу не ездил здесь на MX-5 и сразу показал отличный темп. Мотаю на ус. Главный урок – не сбрасывать в скоростном правом перед Мерседес-Ареной, буквально зажимать ногой педаль газа. Плюс подсмотрел, как надо проходить Sachs (к слову, очень интересный профилированный поворот!) и вот они, первые плоды – 2:20,9! Сразу снял три секунды.
После обеда я осмелел окончательно. Правда, сначала решил проехать на MX-5 с «автоматом» вместо доставшейся нам с самого утра машины с «механикой». Небо и земля! На каждом торможении проезжаешь дальше из-за того, что коробка медлит со сбросом ступеней. Не помогает и ручной режим – электроника явно перестраховывается и не даёт воткнуть пониженную тогда, когда она уже нужна. Да ещё эти кнопки. Обе подрулевые «гашетки» дают команду «вверх», а обе кнопки на руле – «вниз». Сумасшедший алгоритм! И разгон... Казалось бы, вышел из поворота лучше кого-нибудь из коллег. Но к шпильке всё равно уезжают!
Нет уж. Вот в Крыму, во время неспешного променада по набережной – это да. Но не на гоночном кольце. Без капли сожаления возвращаюсь к нашей машине с «ручкой». И тут же играючи выхожу из 2:20! Вот он, более аккуратный вход в поворот. Стоит переборщить, как придётся сбавлять скорость куда сильнее, чтобы вписаться по неправильной траектории. А на MX-5 с «автоматом» потом её дольше набираешь, поэтому и начинаешь ехать более точно. Плюс «механические» Мазды оснащаются более жёсткой подвеской.
К концу дня «наша» Mazda под номером «10» и вовсе превратилась в механического зайца для пилотов Porsche. Попробуй, догони! Найдя ключик к Мотодрому, можно смело не смотреть в зеркала – никто сзади не подъедет. И это залог хорошего времени круга – не теряешь его, пропуская более быстрые машины. Да и на прямой они проносятся, не вынуждая особо сбавлять ход. Нам с ними не тягаться. Болиды Формулы-1 перед Spitzkehre набирают 310 км/ч, кубковые «911-е» - около 270. Я же начинаю тормозить, когда стрелка спидометра едва переходит за 190 км/ч.
На финальную сессию сажусь один. Задача-максимум – выехать из 2:19. Хоть Олег и просил всех обойтись без азарта и личных рекордов после одной покалеченной коллегами машины, отделаться от этой мысли не могу. Да тут ещё и тучки внушительные подошли. Нельзя терять ни минуты. Первые круги не задаются, трафик. Толкусь в районе 2:20. Снова стартовая прямая, сзади стремительно настигает Mercedes C63 AMG. Ну почему сейчас?! Чуть сбрасываю, «серебряная стрела» пролетает мимо, и я тут же режу за ним первый поворот. Не помешал! Заканчиваю круг с результатом 2:18.6!
Начинает накрапывать на Мотодроме, успеть бы... Ухожу на предпоследний круг, всё чудесно, в Параболике приближается Porsche. Остаюсь перед шпилькой снаружи, сбрасываю. А он и не думает лезть внутрь! Перестраховался! Но по «сплитам» даже с этой потерей иду отлично. Пересекаю черту, и Racelogic высвечивает мне 2:17.9. Фантастика! Финальный круг не задаётся, снова пришлось много пропускать, но это уже и не так важно. Миссия выполнена.
Какой же кайф! Да, 160-сильного мотора абсолютно не хватает на длинных прямых, но в поворотах можно отыграть довольно много. Причём на Хоккенхаймринге, в отличие от того же подмосковного Мячково, они действительно интересны – каждый из них требует особого подхода. К тому же, немецкое кольцо безопаснее – оно и само по себе намного шире, и зоны вылета приличные, причём многие из них заасфальтированы. В результате осваивать трассу гораздо приятнее.
Обошлось и без сходов по техническим причинам. Тормоза не перегревались (спасибо «трековым» колодкам), износа шин почти нет, хотя каждая из «наших» MX-5 накрутила по трассе не меньше 70 кругов в приличном темпе. А это больше трёхсот километров – дистанция гонки Формулы-1! Вот что значит нормальное покрытие трассы и отсутствие дурацких «затычных» поворотов.
Так что Mazda MX-5 неплохо подходит для обучения «правильной» езде на гоночном треке. Лёгкая, заднеприводная, с отличным педальным узлом, позволяющим делать перегазовки при торможении со сменой передач (отклики на газ весьма быстры по современным меркам!). И при этом – достаточно надёжная, чтобы выдержать целый день на гоночном треке без видимых последствий. Неудивительно, что Mazda решилась запустить курс Racing Sport, который стартовал 1 октября и включает в себя занятия исключительно на трассах Нюрбургринг, Спа-Франкоршам и Хоккенхаймринг. Это совершенно новое предложение от Академии cпортивного вождения Mazda, но скоро мы выясним все подробности этого курса. О чём, конечно, обязательно сообщим.
Вадим Гагарин
Фото: Сергей Крестов (Mazda)