НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Новая система координат автобизнеса

8 декабря 2009 12:08
27 ноября в отеле «Ренессанс Москва» состоялся «XI Автофорум»

«XI Автофорум», организатором которого является Международный Центр Конференций «Onconference», проходит 2 раза в год и за последние 5 лет стал традиционным местом встречи представителей российского автобизнеса.

В рамках XI Автофорума, проходившего под лозунгом «Осенняя сессия – новая система координат», были затронуты многие актуальные темы, связанные с перспективой развития бизнеса в 2010 году.

«Радужные» прогнозы, сделанные в январе (2,3 млн. автомобилей от АЕБ и 2,1 от PwC) значимо изменились и сегодня все эксперты рынка сходятся на средней цифре около 1,4 млн. проданных автомобилей.

Если в докризисные времена в России прибыль дилеров росла за счет продажи новых машин, в Европе всегда ставка делалась на последующее техническое обслуживание. Но поскольку в ближайшее время активного роста продаж на российском рынке не предвидится – выходом является сменить курс на более перспективные в сложившейся ситуации направления. Единого мнения в этом вопросе достигли все участники конференции – необходимо сконцентрировать силы на сервисном обслуживании и дополнительных услугах. Ведь подобная стратегия успешно применяется в Европе, и по итогам 2009 года прибыль от сервиса составила 75%.

О том, какие тренды существуют на автомобильном рынке сегодня, и какие стратегии оптимальны для развития в период выхода из кризиса, обсуждали на XI Автофоруме.

Открыл конференцию главный редактор журнала «Новости Авторемонта» и ведущий конференции Роман Гуляев. В своем выступлении он обозначил текущую ситуацию на рынке авторитейла и основные тенденции развития в краткосрочной перспективе. По его мнению, постепенный выход из кризиса авторитейл ожидает лишь в 2011 году, но при том доля сервиса будет снижена.

В продолжение темы авторитейла, выступил Игорь Пономарев, председатель совета директоров ГК Genser. Говоря об эффективности антикризисных мер применяемых производителями для поддержки своих дилерских сетей, Игорь Пономарев обозначил критерии для выбора антикризисной стратегии. По его словам от выбранного производителем критерия антикризисной стратегии напрямую зависит состояние дилерской сети, и поэтому производители и дилеры, будучи смежными звеньями в товаропроводящей сети должны искать взаимоприемлемые условия выживания в кризис.

Особый интерес участников вызвало выступление Вардана Даштояна, главного исполнительного директора розничного подразделения ГК Рольф. Тема его выступления актуальная для всех представителей авторитейла в России. Сегодня упор делается не на привлечении нового клиента, а на выстраивание долгосрочных отношений с имеющимся клиентом. Прежде всего, необходимо укреплять их лояльность и предоставлять максимально возможный спектр услуги и сервиса. Подводя итоги своего выступления Вартан Даштоян обозначил два тренда, которые по-прежнему будут характерны для автодилеров в 2010 году, с точки зрения развития бизнеса: смена брендов, и слияния и поглощения.

В такое трудное для покупателей время, многие предполагали, что продажи дешевых китайских автомобилей возрастут, но на практике эти ожидания не подтвердились. Своим опытом работы с китайскими брендами поделился Евгений Межов, управляющий директор, ООО «Истерн». Главным недостатком китайской продукции всегда были низкая безопасность и вред, наносимый экологии. Поэтому европейцы, выбирая более дешевый автомобиль, все равно не отдавали предпочтение машинам из Китая. А европейские автодилеры, решившиеся заняться продажей этих автомобилей, обанкротились. Как отметил Евгений Межов, китайскому автопрому понадобиться минимум 3-4 года, чтобы выйти на мировую арену.

Вторая сессия XI Автофорума была посвящена финансовым отношениям, взаимодействию с банками, страховыми компаниями и производителями. Также был поднят вопрос о методах продвижения автомобилей в эпоху кризиса.

Олег Хусаенов, генеральный директор международного автомобильного холдинга «Атлант-М», говорил о проблеме инвестиционных кредитов, взятых в период 2006-2007 года под инвестиционные проекты, и что в 2010-2011 годах придется работать на банки, выплачивая по 15-18% по кредиту. До кризиса, продав заложенный автоцентр, можно было покрыть сумму кредита, но сейчас при продаже того же актива можно будет покрыть лишь треть задолженности. Некоторые банки и вовсе забрали бизнес за долги, но ничего не смогли продать.

В ходе конференции было прозвучало предложение о работе с «неоригинальными» запчастями, как выход в решении проблемы ухода клиентов в дешевые сервисы. Все дилеры единогласно поддержали данное предложение, но в своем выступлении Тога Атака, представитель GM Chevrolet Россия, полностью исключил возможность такого решения, поясняя, что ни один производитель не согласиться отказаться от использования оригинальных запчастей.

Вопросы выживания игроков рынка и выбора оптимальной стратегии управления компанией, поднял в своем выступлении финансовый директор ГК «АвтоСпецЦентр», Олег Мосеев. По его мнению, избежать банкротства автодилерам помогут пересмотр общей стратегии бизнеса и переход к новой тактике работы в условиях кризиса. Олег Мосеев сделал весьма неутешительные прогнозы: в 2010 году продажи упадут на 10%, а объемы послепродажного обслуживания снизятся на 10-20%, но лучше ошибиться в пессимистических прогнозах, чем слишком довериться оптимистичным.

Проблемам регионального автобизнеса посвятил свой доклад председатель совета директоров компании «Модус», Алексей Лещенко. С его мнением по расширению портфеля популярных брендов и отказу от убыточных согласились практически все участники конференции.


Также на конференции выступил президент «КИТ Финанс Страхование», Андрей Мельников. Компания предлагает своим клиентам новые страховые продукты, такие как продление гарантии, страховка от повреждения шин, от обесценивания или потери ключей. Продлить гарантию можно как на отдельные детали, так и на все сразу. Это дает возможность дилерам увеличить срок обслуживания клиентов по гарантии и соответственно укрепить их лояльность.

Тему повышения продаж автодилеров продолжил вице-президент по развитию бизнеса Лизинговой компании «Europlan», Александр Михайлов, выступив с докладом «Автолизинг, как помощь в продажах автодилеров».

Президент группы «Фаворит Моторс» Владимир Попов, автор известной в дилерских кругах книги «Три шага в будущее» рассказал о перспективах использования ERP-систем на основе хостинга, как основного инструмента повышения конкурентоспособности.

В заключительной части конференции выступил Олег Михальский, коммерческий директор Автомобильного портала «CARS.ru». На основе исследований проводимых порталом выявлены некоторые тенденции изменения Интернет-рекламы в сфере автобизнеса. Последствия кризиса заставили автодилеров перейти от имиджевой рекламы в Интернет к продающей. Изменилась и модель отношений в сети, теперь не покупатель ищет продавца, а продавец покупателя. По некоторым оценкам 85% приобретаемых автомобилей осознано выбраны через Интернет. Покупка автомобиля становится более осознанной, покупатель анализирует спецпредложения дилеров и выбирает наиболее выгодное для себя предложение.

Завершением XI Автофорума стала пятая торжественная Церемония награждения премией «Автодилер Года – 2009».

1. Персона автобизнеса – Дмитрий Гулин (РОАД)
2. Лучший дилерский холдинг – «Рольф»
3. Лучший сервисный центр – «АвтоСпецЦентр»
4. Лучший дилер массовой марки – «Genser»
5. Лучший дилер премиум марки – ГК «Независимость»
6. Лучший региональный дилер – «Модус»
7. Открытие года – «Фаворит Моторс»
8. Лучший импортер массовой марки – «SkodaAuto Россия»
9. Лучший импортер премиум-марки – «BMW Group Russia»
10. Лучшая страховая компания в области автострахования – «Росгосстрах»
11. Лучшая консалтинговая компания в области автобизнеса – «PriceWaterHouseCoopers»
12. Лучший банк в области автокредитования – «ВТБ 24»
13. Лучший автомобильный Интернет-проект – «Auto.ru»
14. Лучшее автомобильное печатное издание – «Авторевю»