НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаЛучшие авто 2024 года

«Шелковый путь». Насер Аль-Аттия разбил машину

13 сентября 2009 21:54
Седьмой этап ралли-рейда «Шелковый Путь» стартовал в окрестностях города Балканобад. Надо сказать, что в отличие от нас, передвигающихся по маршруту ралли на комфортабельных Volkswagen Touareg

Седьмой этап ралли-рейда «Шелковый Путь» стартовал в окрестностях города Балканобад. Надо сказать, что в отличие от нас, передвигающихся по маршруту ралли на комфортабельных Volkswagen Touareg, предоставленных немецким концерном, большинство журналистов перелетали с этапа на этап на винтокрылых AHах. Соответственно, все бивуаки были расставлены на аэропортах, непосредственно под крыльями самолетов. С одной стороны это удобно, все оборудование (которого просто море) не надо таскать за несколько километров. Но с другой... когда в шесть утра турбореактивные двигатели выходят на форсаж, естественным образом объявляется общий подъем.



Балконобад встретил нас самой настоящей песчаной бурей! А мы то думали, зачем нам выдавали в самом начале нашего путешествия метровой длины шелковые шарфы? Ими, оказывается, надо заматывать головы, от чего наш бивуак стал походить на бедуинскую деревню с бродящими меж шатров настоящими туарегами (не фольксвагенами, а племенем берберов).

После нескольких неудачных попыток поставить палатку (от сильного ветра ее уносило за барханы), мы стали думать, как выйти из положения. Ведь тем, кому удалось все-таки закрепиться на местности, было тоже не сладко - за полчаса они оказались засыпаны песком. В песке было все! Компьютеры покрывались слоем пыли, фотоаппараты хрустели как поломанные ШРУСы... К нашему счастью, на аэродроме было несколько ангаров стратегического назначения. В них мы и набились, как сельди в бочку. Ну, по крайней мере, не дует!

Утром, как всегда спозаранку, мы выдвинулись на финиш. Около створа была очень удобная гора искусственного происхождения, высотой с четырнадцатиэтажный дом. Дело журналистики потребовало восхождения. Проблема заключалась в том, что ваш покорный слуга с рождения боится высоты. Забраться-то я забрался, но когда взглянул вниз, то понял, что пора вызывать вертолет, благо он как раз появился из-за горизонта. Сам я с такой кручи "ни вжизнь" не слезу.



Обычно вертолет предвещает появление первого экипажа. Кстати многие гонщики пользуются ими в качестве ориентирования на местности, если заблудятся. Иногда вертолетчики даже негласно помогают отставшим экипажам, показывая правильный курс.

Но перед тем, как из-за горизонта появился первый лидирующий Volkswagen, с противоположной стороны, с асфальта, свернули два боевых экипажа отнюдь не лидеров! Что это, неужели они как-то "срезали" и теперь придут первыми? Они проехали мимо финиша и встали в паре километров от него. Наконец, показался лидер. Он летел, практически глиссируя над поверхностью земли. За считанные секунды Volkswagen пронесся к финишу. Два "срезавших" экипажа ринулись за ним. Как оказалось, именно так гонщики "доезжают" до финиша. Дело в том, что экипажам, которые уже не претендуют на победу, достаточно просто выехать со старта и приехать на финиш. То, что они не посетят запланированные чекпоинты, скажется на них лишь временным штрафом. Какая разница, отстаешь ли ты от лидера на пять часов, или на пятнадцать? Доехал до финиша гонки в Ашхабаде - получи заработанные пять тысяч евро. Именно этим руководствовались два экипажа, с комфортом проехавшие по асфальту, а не по трассе гонки. Но этика соревнований требует "не лезть поперек батьки", и гонщики тактично пропустили лидера, въехали сами и покатились на бивуак.



Вторым к финишу прилетел Насер Аль-Аттия. Даже с горы было слышно, как колотит пробитая покрышка по карбоновому кузову. За семь километров до финиша катарец проколол левое заднее колесо, но принял решение не менять, не тратить время, а доехать на трех колесах.

А, кстати, как же я спустился с горы? Оказывается, с другой стороны насыпи была "козья тропа", по которой на вершину забрался местный мотоциклист на «ИЖе». Он-то и довез меня до подножья.

После Балканобада наш путь вновь лежал в Туркменбаши.

Город Красноводск (старое название города), как тот самый Стамбул - "город контрастов". Современные гостиницы и утлые лачуги. Не говорящие по-русски туркмены и не говорящие по-туркменски русские.

Туркменбаши оказался городом победивших.... пятерок BMW с кузовом E34. Расклад по автомобилям, встреченным нами на дорогах, примерно такой: 10% Opel Vectra 90-х годов, 10% - праворукие японки. Кстати, некоторое время назад в Туркменистане был издан указ, согласно которому праворукие японки стали вне закона. И население кинулось "перекидывать" рули - сейчас в Туркмении это стоит 200-300 долларов. Но вернемся к автопарку Туркменбаши... Кроме «японок» и Opel Vectra здесь еще есть старые «Жигули» (около 30%), а остальные 50% захватили подержанные BMW 5-й серии!



Нам даже показалось, что в Туркменистане есть сборочное производство этих автомобилей. Но многочисленные собеседники уверили нас, что туркмены просто очень любят этот неплохой автомобиль. И завозят их в огромных количествах, благо таможенные пошлины в стране очень низки.

На следующий день мы вновь выдвинулись на трассу. На этот раз было решено забраться подальше в пески.

Через двести километров мы оказались в настоящей глуши. Съехав с основной дороги, мы начали пробираться по "сельской местности". Надо отдельно описать, как и чем живут в глубинке Туркмении. Дело в том, что вокруг практически нет воды. Лесов нет вообще. Лишь колючки, чахлый кустарник и бескрайние пески! Кишлаки производят гнетущее впечатление. Построенные из камня хибары, люди в национальных одеждах, которые почти не понимают по-русски, и верблюды, верблюды, верблюды. В этом климате, никто кроме верблюдов, кажется, выжить не может.

Оставив позади себя последний кишлак, мы въехали в совершенно дикую местность. Песчаная колея, окруженная барханами, что-то мне напоминала. Я усиленно вспоминал, что же так похоже на окружающую действительность. И лишь когда я взглянул в видоискатель профессиональной камеры едущего с нами оператора (как известно, они черно-белые), я опешил. Передо мной предстал совершенно северный заснеженный пейзаж с сугробами и снежными перекатами! Вот только на улице не минус двадцать, а все плюс пятьдесят! Да, кстати, и поведение автомобиля в песке очень напоминает езду по свежему снегу.



Проехав несколько десятков километров, мы остановились на полянке около полуразрушенного коровника. Казалось, что мы находимся на Луне. Совершенно нереальные пейзажи и абсолютная тишина. Лишь удивленная ящерица вылезла из норы, взглянув на сумасшедших русских.



Мы наладили аппаратуру и принялись ждать. Через некоторое время из-за бархана послышался звук работающего мотора. Мы прильнули к видоискателям, и из-за холма появился.... КамАЗ с прицепом! За ним еще одна фура! Грузовики, натужно ревя двигателями, ползли по песку, выплевывая в небо черные облака дыма.

- Куда они едут? – спросил я. Гоночная трасса обычно перекрывалась, а местных жителей предупреждали за неделю о предстоящей гонке, настоятельно прося не соваться под колеса гоночных болидов.



Грузовики медленно проползли мимо. За ними кралась «Нива», в которой сидели мрачного вида ребята. Почти сразу же с другой стороны появился «ГАЗ 66» с кузовом, полным людей. Мы замахали руками, стараясь остановить их, так как они шли в лоб автомобилям, которые должны были вот-вот появиться.

Авто остановилось, из нее высыпали женщины и дети и радостно стали ожидать представления. Мало того, еще один караван грузовиков выкатил «из ниоткуда». Эти три фуры так же остановились около нас. В них ехал... самый настоящий шейх из Саудовской Аравии в сопровождении своей свиты. В грузовиках были еда, вода и жены. А ехал шейх на соколиную охоту. Как оказалось, это он делает в Туркмении каждый год и очень доволен результатами.



Таким образом, за десять минут вокруг нас скопилась толпа местных жителей. Это было совершенно сюрреалистическим зрелищем. В пустыне, за десятки километров от ближайшего жилья, где никто кроме ящериц и скорпионов вообще не живет, пролегала оживленная, по местным меркам, «автострада». Причем брала она свое начало «нигде», и вела «в никуда». Но люди были счастливы, смеялись и просили их сфотографировать. Кстати, как они нам объяснили, первые два грузовика были контрабандистами, едущими на границу с Казахстаном...

Надо ли говорить, что появление первых "фольксов" сопровождалось радостными криками. Автомобили проносились мимо, больше дрифтуя боком, чем по прямой. Вздымались клубы песка, а подвески работали в лихорадочном ритме.

Но к сожалению на 283 километре спецучастка случилось несчастье. Всеобщий любимец, веселый и жизнерадостный катарец Насер Аль-Аттия перевернулся в своем автомобиле Race Touareg! Экипаж не пострадал, но на автомобиле оказалась повреждена тяга и гонщик выбыл из соревнования. Уже вечером, когда команда собралась за одним столом, Насер персонально подошел к каждому, начиная с директора и заканчивая самым скромным механиком. И персонально извинился перед всеми за то, что слишком горячился на предпоследнем этапе. Штурман предупредил гонщика об обозначенной канаве, но катарец решил пройти ее ходом, и вот результат.



Двукратный чемпион мира по классическому ралли, Карлос Сайнц, в отсутствии своего главного конкурента, финишировал первым, показав лучшее время и оставив позади Жиньеля Де Вильера и Марка Миллера. Теперь Карлос Сайнц стал лидером общего зачета и, похоже, именно он выиграет в итоге «Шелковый Путь». Ведь на завтрашнем СУ участников ждет лишь 24 километра.

В категории "грузовики" победителем предпоследнего этапа в Туркменбаши стал Алекс Лопраис – он опередил на 25 секунд Эдуарда Николаева.



Чешский пилот добавил еще одну победу в свою копилку достижений, но не улучшил свой результат в общем зачете гонки. Несмотря на то, что Фирдаус Кабиров показал только третий результат, он все равно остался лидером общего зачета.


Глеб Хойт

Фото автора