Какое оно, наше будущее? Пожалуй, каждый когда-либо задавал себе этот вопрос. Кто-то интересуется котировками акций на завтра, кто-то фаворитом скачек в следующем месяце, а кто-то просто хочет знать, будут ли счастливы его дети. Нас интересует иное: какими будут автомобили в обозримом будущем? Соображениями на этот счет с нами любезно поделился человек, который имеет непосредственное отношение к созиданию завтрашнего дня автомобильного мира: знакомьтесь, Майкл Робинсон. Он провел небольшой мастер-класс в автосалоне компании «Независимость».
Свою карьеру Майкл Робинсон начал более 30 лет назад: сразу же после окончания Вашингтонского университета его приняли на работу в компанию Ford. В 1986 году он покидает американскую корпорацию и переходит работать в Fiat. В 1996 году Робинсона назначают ведущим дизайнером Liancia. За время работы на итальянского автогиганта он руководил разработкой моделей Lancia Dialogos, Lybra, Ypsilon, Fiat Grande Punto, New Ducato и даже Giubileo (папа-мобиль, выпущенный в 1999 году). С 2008 года дизайнер уходит в «свободное плавание» и организовывает собственную компанию Crossover Creative Consortium, которая специализируется на дизайне и архитектуре. С начала текущего года Робинсон работает директором именитого ателье Bertone.
Так какой же он, автомобиль будущего? Ответить на этот вопрос однозначно не получается даже у такого мечтателя, как Майкл Робинсон. Но выделить этапы развития транспорта в будущем у дизайнера получилось: во-первых, произойдет переход на альтернативные виды топлива, во-вторых, автомобили оснастят компьютерными интеллектуальными системами, в-третьих, дизайнеры поменяют подход к созданию внешнего облика машин, и новые модели будут по-настоящему красивы.
Многие ученые считают, что история имеет вид спирали: совершив виток, она возвращается на исходную позицию. Мир автомобилей не исключение – вполне вероятно, что мы можем вернуться к тем же принципам, с которых и начинали. Дело в том, что в начале прошлого века лишь треть машин приводилась в движение двигателем, работающим на бензине, уступая паровым машинам и... электромобилям. Да-да, так модные нынче автомобили на электротяге ведут свою историю аж с начала XX века. Вот только тогда им крупно не повезло: пришел Генри Форд с моделью Т, и о разработке электромобилей все забыли на целых 50 лет. В середине 70-х, когда человечество начало осознавать, что запасы нефти рано или поздно подойдут к концу, исследования в области электромобилей продолжились, но дальше концептов и университетских проектов тогда дело не пошло. Вот тут-то и проходит первый этап развития транспорта – переход на альтернативное топливо. Сейчас основной фронт исследований сосредоточен в области гибридных установок, а к электромобилям по-прежнему прилеплен ярлык диковинки. Концепты подобных машин демонстрируются практически на каждом автосалоне, но до серийных моделей дело доходит исключительно редко. Счастливым исключением являются родстер Tesla да Mitsubishi iMIEV, которые из-за баснословной цены являются не более чем экзотической игрушкой. Но в будущем, по мнению Робинсона, экзотикой станут бензиновые двигатели, а электрические установки будут стоять в каждом автомобиле.
Уже почти сто лет как механизм общения водителя и автомобиля практически не изменяется. Один и тот же руль, две или три педали, ручка переключения передач или селектор автомата... По мнению Майкла Робинсона, такая схема должна уйти в прошлое. Более того, людям совсем не придется управлять автомобилем: он сможет передвигаться сам. Думаете, совсем фантастика? Вот и нет, изобрели же автопилоты для самолетов. Аналоги подобных устройств для машин уже существуют, но до совершенства им пока далеко. В США при поддержке правительства и военных проходит гонка автомобилей, которыми управляет компьютер. И пусть скорости в этих гонках совсем невысоки, но все же многим машинам удается преодолеть сложную трассу, проходящую через пустыню. Так что появление в обычных дорожных автомобилях автопилота – вопрос времени. Чем же это обернется для потребителей?
Во-первых, езда на машине наконец-то станет безопасной. Причем, под безопасностью стоит понимать не десятки эйрбегов, а нулевую смертность на дорогах. Компьютер сможет предвидеть любую критическую ситуацию, а с учетом того, что за баранкой других автомобилей тоже будет «сидеть» автоматика, таких случаев должно быть очень мало.
Во-вторых, пробки исчезнут как класс. Новые алгоритмы управления трафиком человеку подскажет природа. Стаи из нескольких сотен особей могут передвигаться по довольно стесненному пространству. Возникают ли у них пробки? Отнюдь. Вооружившись природными алгоритмами, компьютеры единых центров управления трафиком смогут контролировать каждый автомобиль в отдельности, направляя его по наиболее выгодному маршруту. Также исчезнет и проблема парковки – автомобиль сможет запарковаться сам, выбирая место с помощью единой централизованной базы данных.
В-третьих, возможности среднего автомобиля увеличатся в разы. По подсчетам Майкла Робинсона, сегодня в салоне обычного седана расположено примерно 150 кнопок. Каждая из них отвечает за управление аудио-системой, климат-контролем, круиз-контролем и прочим. Между тем, даже при наличии такого количества вспомогательных электронных систем, автомобиль порой не может сделать элементарных вещей. Лошадь сможет доставить пьяного хозяина до дома, а вот автомобиль в такой ситуации завершит свой путь в цепких лапах ДПС, а то и вовсе в кювете. Создание «умных» автомобилей позволит избежать таких ситуаций: машине будет все равно трезвый вы или пьяный, бодрствуете или спите.
А что если управление автомобилем – ваше хобби, и вы жить не можете без баранки? Что ж, и тут у Робинсона припасен ответ. Те же лошади уже множество лет не используются как средство передвижения, но скачки между тем своей популярности не растеряли. Также будет и с автомобилями: хотите переключать передачи и крутить руль – добро пожаловать на трек.
Сегодня с лавинообразной скоростью множатся клубы любителей ретромобилей. Выставки тех, кому за 30, проходят практический каждый месяц, огромное количество автоклубов еженедельно устраивают свои слеты. Что это, тоска по временам, когда «трава была зеленее»? По мнению Майкла Робинсона, это тоска по прекрасному, и, одновременно, третий этап развития автомобилей.
В середине прошлого века известный американский психолог Абрахам Маслоу предложил диаграмму, в которой установил порядок удовлетворения потребностей человека. Эту диаграмму можно легко переложить и на мир автомобилей. В 50-х годах прошлого века основной задачей дизайнера была красота автомобиля: все стремились сделать линии машины более изящными и утонченными. Сегодня приоритеты поменялись – в моде агрессия и... безопасность. Именно последним объясняется популярность кроссоверов и внедорожников у городских жителей, ведь в большой машине человек на подсознательном уровне чувствует себя спокойнее и защищеннее. Оказывается, эти эмоции лежат на втором уровне пирамиды Маслоу – потребности в безопасности. А вот красоту автомобиля можно отнести к высокому шестому уровню – эстетическим потребностям. Майкл Робинсон считает, что в будущем, когда количество аварий упадет до минимума, потребность в безопасности исчезнет, и людям захочется передвигаться на красивых машинах. История опять совершит виток: вместо брутального Хаммера на улицах городов опять появятся малыши Чинквеченто. Впрочем, данное пророчество не мешает Робинсону кататься по Турину на BMW 3 серии в кузове купе.
На вопрос о том, когда же наступит такое светлое будущее, дизайнер лишь пожимает плечами. Может, через 15 лет, а может и через все 100. Но уже сейчас в недрах Bertone ведется работа над моделью, которая, по словам Робинсона, способна перевернуть мир. Ожидать революции стоит в следующем году: концепт покажут на одном из центральных автосалонов.
Верить или нет Робинсону – личное дело каждого. Кто-то подумает, что все эти идеи лишь глупые выдумки эксцентричного дизайнера, а кто-то расстроится из-за того, что мечту детства – летающий DeLorean из фильма «Назад в будущее» - так и не получится реализовать. Но попав в пробку после встречи с Майклом, я невольно ловил себя на мысли, что жду не дождусь, когда наступит этот «дивный новый мир»...
Александр Еремин