«24 часа Ле-Мана» - самая известная гонка на выносливость в мире, легендарный марафон, неизменно собирающий огромное количество зрителей. Неудивительно, что каждый год более полусотни экипажей приезжают в городок Ле-Ман во французской провинции Сартэ. Кто-то – чтобы хотя бы увидеть клетчатый флаг, впервые выехав на почти 14-километровое кольцо. А кто-то – только для победы.
Главные действующие лица – это, конечно, заводские команды. Триумфатор последних пяти лет (а если прибавить сюда «фиктивную» победу Bentley в 2003 году, построенную на базе гоночного прототипа Audi R8, то и всех девяти) – компания Audi – заставила помучаться соперников ещё до старта.
Немцы подготовили новую машину – Audi R15 TDI. От предшественницы – модели R10, выигравшей все три гонки в Ле-Мане, в которых она участвовала, её отличал аэродинамический обвес и двигатель. Вместо V12 – более компактная и лёгкая V-образная «десятка» того же объёма (5,5 литров), развивающая 650 «лошадей» и 1050 Н•м крутящего момента.
Audi R15 TDI уже успела проявить себя в «бою», обыграв Peugeot 908 HDi FAP в дебютной гонке –«12 часов Себринга». Тогда их разделило на финише всего 22 секунды – ничтожный разрыв по меркам «эндуранса», но победа осталась за «четырьмя кольцами». Так что в Ле-Ман чемпионы из Audi приехали исключительно за новой победой.
Но Peugeot обидное поражение в Себринге ещё больше раззадорило. Тем более, им надо было отыгрываться и за два предыдущих «24 часа Ле-Мана», где французов подкосили и проблемы с надёжностью, и откровенное невезение. Любопытно, что у руля Peugeot Sport оказался Оливье Кеснель – тот, кто с сезона-2008 возглавил гоночное подразделение Citroen и уже положил в свою копилку чемпионский титул Себастьена Лоэба.
Француз взялся за дело серьёзно. Ещё на технической проверке он подал протест на передний обтекатель Audi R15 TDI, заручившись поддержкой Aston Martin и Pescarolo. Мол, его конструкция создаёт прижимную силу, что противоречит регламенту. Но Западный автоспортивный клуб Франции (ACO) – это не Международная Федерация автоспорта (FIA). Здесь грязной политикой за пять дней до старта никто заниматься не будет. Так что протест был отклонён.
Все три экипажа Peugeot могли похвастать очень сильными гонщиками – и бывших, и нынешних пилотов Формулы-1, и прежними победителями «Ле-Мана», и даже одним раллистом. Кстати, именно Стефан Сарразан показал в итоге лучшее время в квалификации и завоевал поул-позишн. Помимо участия в WRC, за плечами Стефана были и выступления в F3000 и даже одна гонка в Формуле-1 – в Гран-При Бразилии 1999 года он заменял травмированного Луку Бадоэра.
За Audi остался второй результат, а четвёртое время показал прошлогодний Peugeot. Но не заводской команды, а коллектива легендарного Анри Пескароло. Этот 67-летний харизматичный француз, помимо выступлений в Формуле-1 и «Дакаре», ещё и 33 раза стартовал в «24 часах Ле-Мана» - это абсолютный рекорд, который, вероятно, не будет побит никогда. Между прочим, именно на прототипе Pescarolo Sport в 2006 году финишировал вторым экипаж с Себастьеном Лоэбом.
Однако первое место на старте суточного марафона – не более чем гол престижа, забитый французами, чтобы покрасоваться перед родными трибунами. Ведь «Ле-Ман» - это гонка не только скорости, но и надёжности и, как ни странно это звучит, топливной экономичности. Здесь, правда, был почти паритет – семь первых мест на старте оккупировали дизельные прототипы Peugeot и Audi. Так что их бензиновым конкурентам, лучшим из которых оказались Lola-Aston Martin, оставалось надеяться разве что на 90-литровый бак против 81 у «трактористов».
Символично, что старт гонке давал Лука ди Монтедземоло – президент концерна FIAT и глава Ferrari. А до этого итальянец устроил небольшую пресс-конференцию, на которой дал понять, что если FIA по-прежнему продолжит гнуть свою линию и утвердит абсурдные правила Формулы-1, то в Маранелло готовы полностью переключиться на «Ле-Ман». И это не лишено логики – «Жеребцы» выигрывали на кольце Le Sarthe девять раз. Больше только у Porsche – 16 побед.
Впрочем, Ferrari и так было чем гордиться. По итогам суток победа в младшем классе GT2 досталась именно «боевой» F430 команды Risi Competizione. В экипаж победителей, кстати, входил финн Мика Сало, известный своими выступлениями в Формуле-1. Лучшим результатом Сало было второе место в Гран-При Германии в 1999 году – тогда он заменял Михаэля Шумахера, сломавшего ногу. Причём Мика мог и выиграть, но пропустил Эдди Ирвайна из командных интересов.
Ferrari в итоге застолбила весь подиум в классе GT2. Их главных соперников – Porsche 911 GT3-RSR – подкосила эпидемия сходов. До финиша добрался лишь единственный экипаж на 911, да и тот проехал всего 186 кругов и классифицирован не был. Странно, ведь именно GT3-RSR выиграл не так давно прошедший марафон «24 часа Нюрбургринга». На Ferrari F430 GT2 выступал и россиянин Роман Русинов, который добрался до финиша на 27 месте в «абсолюте» и на седьмом в классе.
В категории LMGT1 соперничества и вовсе быть не могло – всего шесть экипажей, из которых четыре выступали на Chevrolet Corvette C6.R. Так что гонка превратилась в междусобойчик семилитровых Корветов. Lamborghini Murcielago R-GT проехала лишь один круг, а Aston Martin DBR9 приехал на финиш и вовсе предпоследним в общем зачёте.
Предсказуемыми оказались и результаты в группе LMP2. Прототип Porsche RS Spyder Evo стартовал первым в классе и спустя сутки выиграл гонку. Причём немцы вполне резонно рассчитывали на дубль, ведь ещё один такой же Porsche шёл на втором месте. Увы, буквально перед финишем Сеичи Ара «разложил» RS Spyder Evo команды Navi Team Goh на подходе к шикане Playstation. Так что «серебро» в итоге досталось экипажу Speedy Racing Team на Lola B08/80, а третье место завоевала баркетта Pescarolo с двухлитровым турбомотором Mazda!
К слову, Mazda – единственный японский производитель, выигрывавший «Ле-Ман». Причём с роторным двигателем. Но хорошую гонку в 2009-м им немного подпортил сход спайдера Lola – маздовский мотор загорелся и испустил дух всего за 40 минут до финиша.
Но в «24 часах Ле-Мана» нынче «рулит» дизель – весь подиум оккупировали пилоты прототипов, питающихся соляркой. И больше всего кругов за сутки преодолел экипаж No9 Peugeot 908 HDi FAP под управлением Дэвида Брэбэма, Марка Жене и Александра Вурца. Причём для Вурца эта победа стала уже второй всего за три участия в марафоне! Кстати, вся тройка в разное время выступала в Формуле-1.
Второе место всего с одним кругом отставания занял чисто французский экипаж Peugeot – здесь отличились Себастьен Бурдэ, Франк Монтаньи и Стефан Сарразан. А вот у третьей машины Peugeot со «счастливым» номером 7 гонка не заладилась. Уже на первом пит-стопе он столкнулся с Peugeot команды Pescarolo Sport. Коллизия привела к проколу и разрыву задней левой покрышки и «Пыжик» уныло поплёлся в боксы, разбрасывая резиновые ошмётки по асфальту. После замены колеса и заднего обтекателя экипаж ринулся в атаку, но отыграть потерянное время им не удалось – шестое место на финише.
Ну а Audi достался утешительный приз – третье место. Причём восьмикратный (!) победитель «Ле-Мана» - датчанин Том Кристенсен опоздал на церемонию награждения. То ли так расстроился, то ли просто где-то задержался. В любом случае, и Кристенсен, и Ринальдо Капелло, и Алан МакНиш рассчитывали только на победу. Но теперь чемпионская «единичка» перекочует с бортов Audi на обтекатель Peugeot.
А вот двенадцатицилиндровые прототипы Aston Martin, над которыми работали в Lola и Prodrive, не могли похвастать ни скоростью, ни надёжностью. Лучший из них – «джеймсбондовский» экипаж с номером 007, который доковылял до четвёртого места. «008» потерял скорость и задымился за полтора часа до финиша, а ещё ночью проблемы с двигателем вынудили остановиться на ремонт и «девятку». Однако утром Дэвид Ричардс не досчитался и её – швейцарец Харольд Прима «разложил» машину в связке Porsche Curves.
Но в команде не теряют боевого настроя и на следующий год грозят лидерам плотной борьбой. Так что 78-й «Ле-Ман» обещает быть ещё более интересным – на это направлены и изменения в техническом регламенте, призванные уравнять шансы дизельных и бензиновых машин. Теперь предсказать победителя невозможно – казавшиеся незыблемыми позиции Audi пошатнулись под натиском Peugeot. Кто станет очередным обладателем почётного трофея – набравшие силу французы, стремящиеся отыграться немцы или амбициозные англичане? Узнаем через год!
Своими глазами
Мне удалось побывать на легендарном марафоне по приглашению Peugeot. Так что за всеми перипетиями самых «жарких» суток и за радостью в стане французской команды я наблюдал лично. Но главное – это, конечно, тусовка! Ведь «24 часа Ле-Мана» ежегодно привлекают сотни тысяч паломников автоспорта со всего мира. Так, например, на этой гонке собралось аж 235 тысяч человек. И все они увлечены одним.
Парковка только для Aston Martin, насчитывающая добрую сотню английских суперкаров? Очередь из Ferrari на заправке? Всякие сумасшедшие машины вроде Caterham или Ultima? Пожалуйста! Всё это можно увидеть в окрестностях трассы и в самом городке Ле-Ман. Город-то крошечный – население всего 150 тысяч! Немудрено, что толпа болельщиков растекается чуть ли не по всей провинции Сартэ.
Основной контингент – конечно, французы и вездесущие британцы. Островитяне по праву считаются ценителями и фанатами спортивных машин и соответствующих мероприятий. Но ведут себя адекватно. На «Ле-Мане» не встретишь мордобоя между болельщиками, к примеру, Audi и Peugeot. Так что свой радикализм англичане проявляют только на футболе.
На трассе, конечно, есть трибуны и экраны с ТВ-картинкой, но большинство предпочитает не сидеть на месте. Вдоль кольца ходят шаттлы команд, которые возят на разные повороты – кольцо-то длинное! Кто-то ходит сам, кто-то наводняет многочисленные палатки с атрибутикой команд и прочим «мерчандайзом», кто-то дрыхнет в палатке, а кто-то общается с друзьями-товарищами за кружкой холодного пива. А с колеса обозрения открывается прекрасный вид на связку последних поворотов и главную прямую. В общем, на протяжении суток там каждый найдёт себе занятие по вкусу. При этом не отвлекаясь от гонки.
И посмотреть есть на что! Проносящиеся ночью болиды – фантастическое зрелище! Сначала фары выхватывают бетонный забор, через 2 секунды подлетает машина с раскалёнными тормозами, эффектно «отстреливает» выхлопом и исчезает в темноте под рёв гоночного мотора. Завораживает и потрясает одновременно.
Кстати, о звуке. Спустя час-другой можно точно сказать, кто проехал мимо, даже не глядя на трассу. Дизельные Audi и Peugeot почти не слышно – их «голос» окончательно просыпается только в конце отрезка «старт-финиш» или на длинной прямой Mulsanne (которая на самом деле является частью обычного шоссе – его перекрывают на время гонки). Характерный рёв «оппозита» выдаёт Porsche, высокое «сопрано» - это Ferrari.
А самый потрясающий звук – конечно, у Corvette. Низкий и очень громкий рёв огромного атмосферного V8 может разбудить не то что прикорнувшего болельщика, а мумию египетского фараона, проходи «Ле-Ман» возле пирамид. А вот звонкий V12 прототипа Lola-Aston Martin больше всего напоминает о Формуле-1. Лучшее место для «аудиальных» наслаждений – это как раз главная прямая. К концу разгона звук, отражённый от двух трибун, достигает своего апогея. Немудрено, что многие наблюдают за заездом в берушах или наушниках.
В общем, сутки на трассе пролетают незаметно. Предстартовая суета, поиски тени (в субботу днём было очень жарко), красивые виды на закате, ночная феерия... А вот сонное утро встретило тучками и даже стал накрапывать дождик. Но он был очень редким и слабым, так что не вмешался в события на трассе. А затем – финиш, ревущие трибуны и впервые за последние 16 лет над паддоком заиграла «Марсельеза».
Удивительная атмосфера на «Ле-Мане». После финиша улыбка не сходит с лица, внутри всё бурлит, и надолго заряжаешься позитивной энергией. Правда, чуть позже, когда выходишь за пределы автодрома и видишь, как с парковок выезжают болельщики на спорткарах, «хот-хэтчах» и прочей «правильной» технике, становится немного грустно. Ведь марафон «24 часа Ле-Мана» проходит всего раз в году. Что ж, тем слаще будет возвращение...
Место | Машина | Класс | Экипаж | Круги |
1 |
Peugeot 908 HDi FAP
|
LMP1
|
Брэбэм/Жене/Вурц
| 382 |
2 |
Peugeot 908 HDi FAP
|
LMP1
|
Бурдэ/Монтаньи/Сарразан
| 381 |
3 |
Audi R15 TDI
|
LMP1
|
Капелло/Кристенсен/МакНиш
| 376 |
4 |
Lola-Aston Martin B09/60
|
LMP1
|
Хароуз/Энге/Мюкке
| 373 |
5 |
Oreca 01-AIM
|
LMP1
|
Панис/Лапьер/Аяри
| 370 |
6 |
Peugeot 908 HDi
|
LMP1
|
Клин/Лами/Минассян
| 369 |
7 |
Audi R10 TDI
|
LMP1
|
Картикеян/Лоттерер/Цволсман
| 369 |
8 |
Pescarolo 01-Judd
|
LMP1
|
Тинсо/Барбоса/Жони
| 368 |
9 |
Audi R10 TDI
|
LMP1
|
Альберс/Баккеруд/Мондини
| 360 |
…10 (1) |
Porsche RS Spyder Evo
|
LMP2
|
Элгаард/Поулсен/Коллар
| 357 |
…12 (2) |
Lola B08/80-Judd
|
LMP2
|
Кэйн/Леунбергер/Помпиду
| 343 |
…15 (1) |
Chevrolet Corvette C6.R
|
LMGT1
|
Магнуссен/О'Коннел/Гарсия
| 342 |
…16 (2) |
Chevrolet Corvette C6.R
|
LMGT1
|
Клерэ/Маассен/Жусс
| 336 |
…18 (1) |
Ferrari F430 GT2
|
LMGT2
|
Мелу/Сало/Каффер
| 329 |
…19 (2) |
Ferrari F430 GT2
|
LMGT2
|
Бабини/Малучелли/Руберти
| 327 |
…20 (3) |
Pescarolo 01-Mazda
|
LMP2
|
Николе/Эйн/Ивон
| 325 |
…22 (3) |
Ferrari F430 GT2
|
LMGT2
|
Крон/Йоннсон/Ван де Поле
| 323 |
…27 (7) |
Ferrari F430 GT2
|
LMGT2
|
Эхре/Мэнселл/Русинов
| 314 |
…31 (3) |
Aston Martin DBR9
|
LMGT1
|
Лихтнер-Хойер/Мюллер/Грубер
| 294 |
В скобках указано место в классе
Вадим Гагарин
Фото автора и компании Peugeot