НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Touareg – по местам Дарта Вейдера

20 мая 2009 07:18
Ба-бах! Это мы приложили защиту двигателя оземь. Хрясь! А это рычагом выковырнули очередной валун. К-к-к-х-х! – Что это было? – А чёрт его знает

Соль, песок и «лунные» пейзажи дались непросто... Четыре тысячи километров тремя(!) самолётами (хорошо, на сей раз обошлось без рогатых оленей и перевязанных собак). Две пересадки – во Франкфурте и Лионе. Чёрт побери! Мы не ищем лёгких путей! А кто сказал, что будет легко? Устали? Пожалуй. Но не до этого нам. Потому что нас ждут великие свершения! Сахара. Пять дней Сахары. 750 километров тренировок с лопатой под изнуряющим африканским солнцем. И 12 Volkswagen Touareg.
Чтобы доказать, что суровые условия Туарегам по зубам, организаторы подшефной Фольксвагену школы повышения водительского мастерства Volkswagen driving experience устроили тест-драйв в Тунисе.

Туареги – (сами себя называют – имощаг или имошаг) народ группы берберов, проживающий в Мали, Нигере, Буркина Фасо, Марокко, Алжире и Ливии. Кстати, пустыня Сахара своим названием обязана туарегам. Название «Сахара» – это не что иное, как арабский перевод туарегского слова «тенере», означающего пустыню

Наконец-то прилетели. Аэропорт города Тозёр. Парковка. Вот они (осторожно шёпотом). Замерли. Ждут. 12. Все, как на подбор, – на пневмоподвеске, с V-образными дизельными «шестёрками» TDI о 240 «конях»... Январь, февраль... ...ябрь, ...ябрь, ...абрь... Вот они, голубчики (улыбка)! Боитесь нашего брата?! Никуда теперь не денетесь. Что русскому хорошо – немцу смерть, да? Ишь, стоят... Улыбаются... И не страшно вам?

Большинство слоняющихся по пустыне верблюдов – стреножены. Чтоб далеко не убежали. Домашние они, их просто погулять отпустили

А чего бояться-то? Чего они не видели? Бездорожья что ли? Терновый куст – дом родной. Пневмоподвеска с изменяемым клиренсом и жёсткостью, нестандартные пуленепробиваемые внедорожные «катки» Pirelli Scorpion ATR, размерностью 265/70 R17, заламинированные антиабразивной плёнкой бока... Они ждут и радуются. Радуются тому, что скоро им предстоит очередное погружение в пустынный перформанс. И мы тоже ждём. Прям даже вспотели все. Скорее по машинам!

«Будь готов!» «Копать всегда!» «Будь готов!» «Копать везде!» Лозунги, будь они неладны, легко скандировать, но не воплощать в жизнь…

Первую сотню километров по тунисскому асфальту (кстати, дороги там большей частью замечательные) проглотили за один присест – даже не заметили. Оказалось, что на твёрдом покрытии поведение Туарегов, обутых в высокие внедорожные «лапти», испортилось совсем несильно. Курсовая устойчивость даже на неровной дороге великолепна – бросаешь баранку, ну хоть бы на сантиметр сбился с траектории. Информации на руле, как и раньше, с избытком. Да, реакции на поворот стали несколько более размазанными, да, стабилизируется Туарег после манёвра менее охотно. Ну что ж поделать! Ориентация на бездорожье. Отрежь и отдай.

Кин-дза-дза? Плюк? Господин Уэф? Дудки! Звёздные Воины, Татуин и Энакин Скайвокер (он же Дарт Вейдер). Честно признаться, Эпизод второй не смотрел, но красоту «лунных» пейзажей прочувствовал всем нутром на месте. Чёрт возьми – сам Вейдер был здесь!

Кстати! А вот и оно. Давненько мне не приходилось тестировать автомобили на выносливость. Нет, фольксвагеновцы всё-таки молодцы. Хорошо всё устроили, побить на бездорожье машины нам удалось изрядно. Тунис – страна разнообразнейших ландшафтов. Сколько будешь ехать – пейзаж всё время разный. Полупустыня сменяется пустыней, кочующие дюны, соляные озёра, горы, наконец. В общем, разгуляться есть где... Постоянный ветродуй и песок, который везде – на зубах, в носу, в волосах, в объективе... Э-э-э, как бы технику не загубить!

Огромного соленое озеро Шотт эль Джерид, длина и ширина которого составляют 120 и 60 км, находится в сорока минутах езды от города Тозёр. В период зимних дождей Шотт эль Джерид превращается в мелкое солёное озеро, в сухое время года пересыхает

Так, хватит. Может пора приступить к приключениям?! Прощай дорога, здравствуй песок. Отрубаем ESP, включаем «понижайку», задираем кузов и сваливаем в пустыню.

Кажется, началось. Караван гусеницей ползёт по барханам. Вправо, влево, вверх, вниз. Стоп-машина! Кто-то сел. Колонна застыла. Всё. Чеши грудь – сливай воду. Теперь лопата наш лучший друг. И так тридцать раз к ряду. Тяжело в ученье...

На трассе скучать не пришлось – заодно я проверил работу активного круиз-контроля. Что ж, работает он, пожалуй, лучше, чем у конкурентов. Перенацеливается на раз, и ехать позволяет даже в плотном городском потоке со скоростями, близкими к нулевым. После поворотов более чем на 90 градусов умный «круиз» не отключается, а быстренько ловит ушедший из поля зрения автомобиль и даёт команду вновь следовать за ним

Первое, и, пожалуй, главное правило на слабонесущих грунтах – плавность и умеренность во всём. Чем плавнее управляешься с тягой, тем лучше. Чуть переборщил с газом – считай закопался. Ехать в рваном режиме – беспричинно разгоняться и интенсивно тормозить – тоже нет резона. Часто, особенно на мощных машинах, когда вы жмёте на газ, часть грунта выбрасывается из-под колёс. Автомобиль садится ниже, и выбираться ему из самостоятельно вырытых ям сложнее. Если впереди наметился сложный участок, лучше преодолевать его на одной передаче, не переключаясь. На каверзных покрытиях важно всегда поддерживать скорость и тягу. Здесь работает принцип снегохода на воде. Пока скорость и тяга есть – ты на плаву.

За всю дорогу даже ни одной шины не пропороли. Хотя камни на их долю выпадали ох какие острые. Кстати, наши Туареги были обуты а нестандартные «катки» Pirelli Scorpion ATR размерностью 265/70 R17. В арки они еле уместились. При поворотах внешние плечи передних колёс мочалили подкрылки

Что-то часто стали копать! Песок «потяжелел» и подъёмы круче. Стравливаем давление в шинах до одной атмосферы и принудительно блокируем межосевой и задний межколёсный дифференциалы. Ну вот, совсем другое дело? Двадцать минут уже едем без остановок... Так-то оно лучше, надёжно, но не интересно – с заблокированными дифференциалами каждый дурак сможет. Принудительная блокировка существенно повышает «порог застреваемости», она важна и эффективна при трогании с места, но трансмиссии от этого не легче – постоянный «перенапряг» грозит повышенным износом. Так что оставим эти игрушки для новичков.


Усложним задачу – отключаю блокировки и с распущенной трансмиссией карабкаюсь на гребень очередного бархана, но не как обычно, а под углом. Посмотрим, как себя поведёт машина при диагональном вывешивании. Ты смотри! И здесь выкрутился. Сколь либо заметных пробуксовок не обнаружилось. Заметен лишь рокот электроприводов блокировок диффов... Эх! Насколько же своевременно это всё срабатывает! Значит даже в автоматическом режиме трансмиссия способна помочь выкрутиться из большинства неблагоприятных ситуаций.


На самом деле мне не верилось, что в таком режиме наши Туареги долго протянут. Слишком нещадно наш брат журналист с ними обходился. Побили машины мы основательно. Да и организаторы, конечно, тоже хороши. Водные преграды и грязевые «ванны» – только с ходу. Высохшие русла рек, затопленные участки соляного озера, барханы, «лунные» кратеры... Всё вприпрыжку и только на «мысочках». Ба-бах! Это мы приложили защиту двигателя оземь в колее. Хрясь! А это рычагом выковырнули очередной валун. К-к-к-х-х – отозвался о происходящем порог. – Что это было? – А чёрт его знает. Вышли, осмотрели – вроде ничего. Поехали.

Две ночи мы провели в оазисе Ксар Гилан. Ночевали в палатках с удобствами. Для приезжих в оазисе специально построили башню, кроме барханов с неё ничего не видно

Даже у меня порой сердце обливалось кровью. Ну нельзя же так с техникой! Кстати, многие из журналистов к нещадно-садистскому стилю перемещения так и не привыкли. Интеллигентничали с техникой до последнего. И... застревали. Тот, кто продолжал интеллигентничать снова застревал. А я, наоборот, пустился во все тяжкие. Ну уж если ТАКИЕ испытания наш Туарег выдержал, не грех спровоцировать что-то, где «проходимец» точно спасует.


Гулять, так гулять. Отжечь удалось, конечно, капитально. На закате, не доезжая нескольких километров до лагеря, мы намеренно с коллегой-напарником отстали от каравана, мол, провести фотосессию (не дай бог кто из организаторов увидит наши издевательства). Специально выбрали труднопроходимое местечко среди барханов с большим перепадом высот. Дальнейшее можно охарактеризовать единственной фразой – «ложкой снег мешая».

На Туареге отключаемая противозаносная система позволяет поскользить в удовольствие и вступает в действие в самых крайних случаях. В песке, естесственно, она лучше всего помогает в состоянии off

Изверг я, не иначе! Осторожничал сначала на подъёмах, аккуратничал на спусках... Но после трёхминутной разминки обнаглел в конец. Каверзы грунта давно ясны и чёртик под ложечкой засвербел: «На газ-то будем нажимать? Или так и будем тащиться?»

Дальше себя я ощущал съехавшим с катушек Дон Кихотом, только сражавшимся не с мельницей, а с песчаными дюнамии... И вместо Росинанта у меня был Туарег, который со стороны, наверное, больше напоминал скачущего по пустыне бешеного верблюда, объевшегося белены. Мы сегодня фавориты, и нам не до шуток...


Впереди осыпающийся подъём с подветренной стороны. Градусов сорок, не меньше. Полный вперёд! Разгон с буксом, Мой «Росинант» приседает на задние «ноги» и устремляется вперёд! Нос всё выше и выше. Прощай земля, здравствуй небо. Пробуксовка. Вихри песка. По диагонали брюхом сношу гребень бархана. Ф-ф-ф-х-х-с-с-с-с... Это поднятое в заносе песчаное облако захлестнуло крышу. Ёлки-палки! Не видно же ничего! Сброс газа. Что там внизу? Чёрт его знает. Тормоз. Ещё мгновенье и машина обрушивается вниз. Почти секунда в почти невесомости. Устрашающей силы удар – Touareg, изрядно приложившись «мордой», разгребает перед собой песок и прорывается вперёд. Уже автоматом наметилась траектория к следующему «трамплину». Разгон, отрыв... И-и-и-и-и... Вот это я понимаю! Вот это кайф!


Не верится, что всё это происходит со мной. Ты сливаешься с автомобилем в одно целое. Ты ощущаешь каждый перегиб поверхности на удалении 50 метров. Ты позвоночником чувствуешь, как поведёт себя Туарег и через пять, и через 10 секунд ... Ты убеждён в своей вседозволенности и непоколебимости. Ты заодно – с этим креслом, с этими дюнами. С песком этим и колючками. Вприпрыжку. На мысочках.
– Эй, полегче! Тарахтит мне друг Василий по рации. – Тебя сейчас на метр подбросило! Смотри «уши» не сделай...
Я даже не заметил этого...
– Хватит! Хва-а-атит уже! – трещит рация.


Разгон! Тормоз. Поворот, газ... Туарег, немного поскользив передней осью, срывается в занос. Боком в заносе прохожу намеченную дугу...Ты смотри, каков, а! И это несмотря на симметричный привод. Браво!

Матчасть издевательства выдержала. 750 километров, большая доля которых приходилась на песчаные дюны и «лунный» полупустынный ландшафт, – не простое испытание. Ехать к конечному пункту назначения в колонне с большой скоростью после моих безбашенных прыжков поначалу было страшновато. Но нет, вроде всё нормально. Ничего не стучит, в сторону машину не тянет, а значит углы установки колёс не «уплыли». Конечно, скрипов в салоне к концу нашей поездки добавилось – интерьер растрясли основательно.

Пейзаж и флора за бортом меняется ежечасно. Один ландшафт перетекает в другой: вот вроде только была песчаная пустыня с огромными барханами, и уже её сменяет каменистая полупустыня

Из двенадцати машин, участвующих в пробеге, лишь у одной (у нашей, кстати) треснула пластиковая оправа противотуманной фары. А что вы хотели? Слишком низко они расположены. Неудачно, скажете? Да нет, напротив, «линзы»-то целы, они как раз заглублены таким образом, что «достать» их нужно ещё умудриться.


У двух Туарегов сорвали передний бампер с посадочных мест. Оба раза это происходило, когда застрявшую машину пытались вытолкнуть задним ходом «против чешуи» при помощи посторонней силы. Кстати, бамперы на место были установлены тут же в полевых условиях. Ремонтопригодность – пожалуй, одно из главных качеств для внедорожника.


Какой же вывод? Туарег – это Универсальный автомобиль с большой буквы. В «боевых» условиях это подтвердилось ещё раз. На асфальте, особенно если он обут в хорошую дорожную резину, немец радует прогнозируемым поведением. Но и на сложных ландшафтах он чувствует себя превосходно. Геометрическая проходимость великолепна. Трансмиссия – чудо как хороша. Сначала в преодоление песчаных вершин верилось с трудом, всё-таки не рамный Land Cruiser 200. Если бы мне показали за день до поездки
места, по которым мы играючи проскакали, не поверил бы, что Туарег на такое способен.

В пещерном городе Матмата Джордж Лукас снимал Звёздные войны, а Стивен Спилберг – Индиана Джонс. Берберы, проживающие в этой местности, издревле строили свои жилища в земле. Почва здесь очень мягкая, поэтому использовать её как строительный материал почти невозможно. Легче вырыть глубокий котлован – хауш (он играет роль внутреннего двора) и сделать подземные галереи. Такое жилище, кстати, хорошо спасает от дневного зноя

Ну что? Ждём «второй серии»? Интересно насколько более продвинутым в плане внедорожности станет второе поколение? Скоро узнаем – ездовые испытания уже вовсю идут. Кстати, по слухам предсерийный образец Туарега номер два покажут уже осенью во Франкфурте. Будем ждать.

Текст: Виталий Кабышев
Фото и видео: Виталий Кабышев и Василий Сергеев