НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Гран-При Австралии завершился сенсацией

30 марта 2009 09:06
Старт 60-го сезона «больших призов» удался! Мы вновь увидели борьбу на трассе, вспомнили, как выглядят Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло, и узнали, что Трулли

Старт 60-го сезона «больших призов» удался! Мы вновь увидели борьбу на трассе, вспомнили, как выглядят Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло, и узнали, что Трулли – это не только итальянские каменные хижины с конической крышей, но и фамилия третьего призёра, гонщика команды Toyota. Да и дубля команды-дебютанта, Brawn GP, Формула-1 не видела с 50-х годов. Впрочем, всему этому предшествовали не менее захватывающие события.



Уже в пятничных тренировках стало понятно – привычным лидерам в Австралии будет нелегко. Ferrari, McLaren и BMW Sauber не без труда пробирались даже в первую десятку. А героем всех свободных сессий стал Нико Росберг из команды Williams. И, хотя незримой тенью за сине-белыми болидами в таблице располагались пилоты Toyota и Brawn GP, о тотальном преимуществе переименованной Хонды в межсезонных тестах говорили уже не так.

Гром грянул в квалификации. Гонщики Brawn GP – Баттон и Баррикелло – просто разорвали всех соперников, обеспечив себе первый ряд на стартовом поле! И пусть фактически дебютантами Brawn GP не назовёшь, но формально эта команда вошла в историю, повторив успех Мерседесов в далёком 54-м.



Кстати, двигатели у Brawn GP гордо носят трёхлучевую звезду вместо логотипа Honda – Росс Браун, поняв всю бесперспективность японских моторов, вовремя принял решение и договорился с Mercedes-Benz о поставках. А вот McLaren с теми же моторами совершенно не блистали – и Хэмилтон, и Ковалайнен не смогли пробиться в третью часть квалификации. Причём чемпиону мира позже заменили коробку передач, что из-за полученного штрафа передвинуло его и вовсе на последнее место.

Скандалов и протестов, связанных с техническим регламентом, в Австралии было много. Началось всё с конструкции заднего диффузора машин Toyota, Williams и Brawn GP – протест подала Red Bull при поддержке Ferrari. После проверки у FIA не осталось претензий, но была подана апелляция и дело рассмотрят в суде 14 апреля. Варианта тут два – либо перечисленным командам запретят использовать такие диффузоры и заставят разработать новые, либо это решение просто скопируют все остальные. Ходят слухи, что конкуренты сейчас их активно проектируют.



Williams в долгу не осталась и обратила внимание FIA на зону боковых зеркал Red Bull и Ferrari и также подала протест, который, правда, потом отозвала. А после квалификации у FIA возникли претензии к Toyota, болиды которой не выдержали тесты на гибкость антикрыльев. И хотя японская команда отметила, что по их методике всё соответствует правилам, машины всё-таки доработала. Так что стартовали Ярно Трулли и Тимо Глок и вовсе с пит-лейн.

После квалификации казалось, что обе «стрелы» Brawn GP уже на старте умчатся к победному дублю. Ан-нет, Баррикелло едва не заглох и в первом повороте стал одним из организаторов грандиозной «заварухи». Марк Уэббер оказался в тисках и после контакта с Brawn GP Рубенса «приехал» в McLaren Ковалайнена и вынес с трассы Ника Хайдфельда. А сзади «добавил» Адриан Сутил из Force India.



Для Ковалайнена гонка на этом завершилась, Сутил и Хайдфельд поехали в боксы менять антикрылья, а вот Баррикелло, как ни в чём не бывало, продолжил гонку. Видимо, немного повреждённый передний аэродинамический элемент не сильно повлиял на характеристики машины.

Удивил стартовый прорыв двух Ferrari – Фелипе Масса прорвался аж на третье место по итогам первого круга, использовав преимущество KERS и мягкой резины. Но с покрышками капитанский мостик итальянской «конюшни» прокололся. Как тут не вспомнить Росса Брауна, бывшего тактического гения Ferrari, а ныне владельца Brawn GP...



Дело в том, что старт гонки в Австралии перенесён для удобства просмотра европейских зрителей на 17 часов. И многие смекнули, что финиш будет фактически вечером, когда температура полотна упадёт. А ведь в таких условиях мягкая резина не так изнашивается, поэтому почти все поставили SuperSoft на финальном отрезке гонки. Но только не Ferrari. В результате покрышки потеряли свои свойства уже после нескольких кругов и на первый пит-стоп алые болиды поехали раньше запланированного.

Но в остальном к резине нареканий не было. Мало того, наконец-то возвращённые слики обеспечили немалое число обгонов. Чего стоил прорыв Хэмилтона с последних рядов – чемпион летел, как ошпаренный, обгоняя соперников даже по внешнему радиусу! А вот в лидирующей группе воцарилась тишина и покой – Баттон комфортно лидировал, несколько позади шёл Феттель, а за третье место вяло «бодались» Кубица и Росберг.



Однако Австралия снова дала понять, что по праву считается одним из самых зрелищных этапов. На 18-м круге Казуки Накаджима «потерял» свой Williams, слишком оптимистично атаковав поребрик, и воткнулся в бетонный отбойник. Из боксов выехала машина безопасности. И надо ж было такому случиться, что произошло это ровно во время пит-стопа Баттона – судьба явно благоволила британцу. А Масса как раз вышел на третье место и, судя по его действиям, активно прогревал резину и тормоза, надеясь отыграться при рестарте.

Рестарт бразилец откровенно проспал, а зрителей заставил охнуть Нельсиньо Пике, у которого что-то случилось с тормозами на стартовой прямой, - он на огромной скорости вылетел с трассы. Благо, гравийная ловушка оказалась достаточно велика, чтобы погасить её – обошлось без повреждений и травм.



А под конец гонки, когда казалось, что подиум составят Баттон, Феттель и Кубица, случилось невероятное. Кубица почувствовал, что его BMW Sauber способен поддерживать более высокий темп, решил побороться за победу. Но на его пути стоял Red Bull Феттеля. Себастьян проявил чрезмерную жёсткость и при атаке поляка не уступал до последнего, хотя Роберт уже находился на выигрышной траектории.

В результате – контакт и в следующем же повороте и BMW Sauber и Red Bull торчали в отбойниках из-за потери прижимной силы. И это – за три круга до финиша! На трассу незамедлительно вышел «сэйфти-кар», и Феттель даже попытался дотащиться до «клетчатого флага» на покалеченной машине, но в итоге сошёл, схлопотав за это штраф в 50 тысяч долларов. Кроме того, за столкновение в Кубицей немца наказали потерей 10 мест на старте следующего этапа – Гран-При Малайзии.



Кому это всё оказалось на руку? Рубенсу Баррикелло! Даже после стартовой коллизии Баррикелло старался не снижать темп и после нелепого столкновения Феттеля и Кубицы вышел на второе место, обеспечив Brawn GP победный дубль в первой же их гонке! Третье место занял Ярно Трулли из Toyota, которой позже получил 25 штрафных секунд за обгон Хэмилтона при движении за машиной безопасности, и «бронзу» завоевал действующий чемпион. При старте с 18 места. Впрочем, 4 место Тимо Глока должно подсластить пилюлю Тойоте, ведь Глок стартовал и вовсе с пит-лейн. Тем более, что Toyota собирается оспорить решение стюардов.



Отличился и единственный дебютант этого сезона – швейцарец Себастьен Буэми. Мало того, что он объехал своего более опытного напарника по команде Toro Rosso, так ещё и заработал очко в первой же гонке, которое потом удвоилось из-за штрафа, наложенного на Ярно Трулли. Так держать!



Следующая гонка пройдёт в Малайзии уже в это воскресенье. И интриг предостаточно. Сохранит ли Brawn GP своё преимущество? Чем ответит Ferrari после австралийского провала? «Поедут» ли «серебряные стрелы» McLaren? Одно можно сказать точно – борьба будет такой же плотной, как и в Мельбурне. Так что смена регламента определённо пошла Формуле-1 на пользу. Кто сможет угадать победителя Гран-при Малайзии?

Результаты Гран-При Австралии
Место
Гонщик
Команда
Время
Пит-стопы
1
Д.Баттон
Brawn-Mercedes
1.34:15.784
2
2
 Р.Баррикелло
Brawn-Mercedes
+ 0.807
2
3
 Л.Хэмилтон
McLaren Mercedes
+ 2.914
2
4
 Т.Глок
Toyota
+ 4.435
2
5
 Ф.Алонсо
Renault
+ 4.879
3
6
 Н.Росберг
Williams-Toyota
+ 5.722
2
7
 С.Буэми
Toro Rosso-Ferrari
+ 6.004
2
8
 С.Бурдэ
Toro Rosso-Ferrari
+ 6.298
2
9
 А.Сутил
Force India-Mercedes
+ 6.335
3
10
 Н.Хайдфельд
BMW Sauber
+ 7.085
3
11
 Д.Физикелла
Force India-Mercedes
+ 7.374
2
12
 Я.Трулли*
Toyota
+ 26.604
2
13
 М.Уэббер
Red Bull-Renault
+ 1 круг
2
14
 С.Феттель
Red Bull-Renault
+ 2 круга
3
15
 Р.Кубица
BMW Sauber
+ 3 круга
2
16
 К.Райкконен
Ferrari
+ 3 круга
2

*Ярно Трулли наказан 25-секундным штрафом за обгон Льюиса Хэмилтона при движении за машиной безопасности.
Лучший круг: Н.Росберг (Williams) - 1:27.707 (48 круг)

Причины сходов
Гонщик
Команда
 Круг
Причина схода
Х.Ковалайнен
McLaren-Mercedes
1
столкновение с Уэббером
К.Накаджима
Williams-Toyota
18
вылет с трассы, авария
Н.Пике
Renault
25
тормоза, вылет с трассы
Ф.Масса
Ferrari
 46
рулевое управление

Положение в чемпионате: личный зачет
Место
Гонщик
Команда
Очки
1
Д.Баттон
Brawn GP
10
2
Р.Баррикелло
Brawn GP
8
3
Л.Хэмилтон
McLaren-Mercedes
6
4
Т.Глок
Toyota
5
5
Ф.Алонсо
Renault
4
6
Н.Росберг
Williams-Toyota
3
7
С.Буэми
Toro Rosso-Ferrari
2
8
С.Бурдэ
Toro Rosso-Ferrari
1

Положение в чемпионате: кубок конструкторов
Место
Команда
Двигатель
Очки
1
Brawn GP
Mercedes
18
2
McLaren Mercedes
Mercedes
6
3
Toyota
Toyota
5
4
Renault
Renault
4
5
Williams-Toyota
Toyota
3
6
Toro Rosso-Ferrari
Ferrari
3