НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Мы нарисовали новую Mazda

30 мая 2008 12:05
В ответ на просьбу российских журналистов показать хоть какие-нибудь фотографии новинки Mazda предложила… пофантазировать самим, пообещав учесть наши самые интересные идеи при подготовке концепта. Для этого нам немедленно были выделены несколько ведущих дизайнеров компании, комната с проектором - и работа закипела

Японский автомобильный дизайн имеет трудную судьбу. Cтрого говоря, еще каких-то 10-15 лет назад всерьез говорить о таком явлении, как японский дизайн в автомобилестроении, не приходилось в принципе. Так уж повелось, что японские машины исторически имели репутацию недорогих, добротных, но при этом довольно невзрачных. Внимание ценителей «искусства в металле» всегда было устремлено к произведениям европейских и американских концернов; японским же автомобилям отводилась роль этаких «рабочих лошадок», «средств передвижения».

Казалось бы, такое положение дел можно было назвать довольно странным. Ведь Япония – это страна с многовековыми религиозными традициями синтоизма, важнейшей частью которых является поклонение совершенству природы, созерцание и поиск гармонии. Это страна с богатейшей историей изобразительного искусства, архитектуры и поэзии. Страна, при одном упоминании которой в памяти начинают мелькать картинки с садами камней, знаменитыми японскими гравюрами (оказавшими, кстати, огромное влияние на таких европейских художников, как Моне, Гоген и Ван Гог), икебаной... А чего стоят боевые искусства, зачастую более походящие на завораживающий танец?

В общем, по всему выходит, что японцы – нация весьма утонченная и не чуждая прекрасному. Как же так получилось, что до последнего времени все японские автомобили (за редкими исключениями) были начисто лишены хоть какой-нибудь «искры», «изюминки», самобытности?

По всей видимости, дело в том, что в борьбе за европейский и американский рынки японские дизайнеры пытались «мимикрировать» под западные традиции автомобильного дизайна, намеренно придавая своим автомобилям европейские черты (вероятно, опасаясь, что слишком экзотическая азиатская эстетика придется у иностранцев не ко двору). В результате такого компромиссного подхода многие действительно интересные идеи так и не были реализованы (во всяком случае, в моделях, ориентированных на экспорт), а машины самых разных японских производителей выглядели как клоны из инкубатора – ординарные, ничем не выдающиеся. Впрочем, возможно, что отчасти такое однообразие объяснялось и недостатком опыта – все же автомобильная промышленность Страны восходящего солнца значительно моложе европейской или американской.

Однако в последние годы ситуация с японским дизайном радикальным образом переменилась. Благодаря отличному соотношению цены и качества, а также нейтральному внешнему виду автомобилей, японские производители получили теплый прием на обоих континентах и стали все чаще задумываться о внешности своих машин как об их дополнительном конкурентном преимуществе. Тем более, что упрочение финансовых позиций позволило японским компаниям гораздо больше инвестировать в дизайн, в том числе и в рискованные эксперименты с ним.

За последние годы все японские бренды обрели свои оригинальные и неповторимые «лица», и теперь в плотном городском потоке уже невозможно перепутать Toyota и Nissan, как раньше сложно было спутать, скажем, Mercedes-Benz и BMW. Новый японский дизайн, без сомнения, востребован и конкурентноспособен – цифры продаж говорят сами за себя. И если раньше применительно к какой-нибудь «скучной» машине критики-снобы употребляли выражение «она выглядит как японская», то сейчас они говорят - «корейская» или «китайская». Появились даже японские «премиальные» бренды (Acura, Infiniti, Lexus), претендующие на рыночные ниши, традиционно занятые «европейцами». В общем, современный японский автомобильный дизайн вырос из пеленок, преодолел детские болезни и вошел во вполне зрелую, независимую фазу.

Не осталась в стороне от этого процесса и компания Mazda. Концепция Zoom-Zoom, концепция нового автомобиля – молодежного, спортивного, комфортного, экологичного, приносящего радость и удовольствие повзрослевшим детям, обеспечила компании ошеломляющий успех. И в первую очередь он стал возможным именно благодаря революционному дизайну, в полной мере подчеркнувшему динамику, стремительность и в то же время «дружелюбность», заложенные в основу философии Zoom-Zoom. Достаточно сравнить новый модельный ряд с предшествующим (например, Mazda3 с Mazda 323 или Mazda 6 с Mazda 626), чтобы понять, какой огромный скачок из прошлого в будущее удалось совершить компании за столь короткое время. Даже сейчас, спустя 5 лет после своего дебюта, та же «трешка» по-прежнему выглядит свежо и современно, собирая очереди покупателей в российских дилерских центрах. Ну а новый кроссовер CX-7 вообще является, наверное, самым красивым кроссовером в своем классе.

Не исключено, кстати, что причиной такого успеха стало как раз отсутствие у Mazda каких-либо выраженных традиций дизайна, уходящих корнями в далекое прошлое. Если европейские производители вынуждены сохранять некую преемственность дизайна новых моделей с фамильными чертами предыдущих поколений, тормозящую воплощение прогрессивных идей, то японцы на данный момент лишены необходимости оглядываться назад, и максимально свободны в своем творчестве.

Однако с момента представления концепции Zoom-Zoom на Токийском автосалоне прошло уже 7 лет, поэтому поклонники автомобилей Mazda уже давно не скрывали своего интереса относительно планов компании на ближайшее будущее. И, конечно, основной интригой здесь являлись не лошадиные силы и хитроумные электронные системы, а именно дизайн машин. И поэтому мы с огромным удовольствием приняли приглашение поучаствовать в европейской презентации передовых разработок компании. Все-таки, «лучше один раз увидеть все своими глазами, чем рассматривать чужие фотографии».

Символично, что страной проведения презентации была выбрана Голландия – родина таких выдающихся художников, как Рембрандт, Терборх, Рейсталь, Вауэрман, Ван Гог, Брейгель. При этом само шоу проходило в индустриальных интерьерах заброшенной фабрики, цеха которой были переоборудованы под выставочные залы. Такой вот синтез искусства и технологий, столь характерный для автомобильной промышленности!

Подобно тому, как театр начинается с вешалки, любой принципиально новый модельный ряд автомобилей начинается с концепт-каров или прототипов. Прототип – это своего рода лаборатория, в которой проходят проверку на прочность дизайнерские идеи, испытываются новые материалы, «обкатываются» новые технологии. Широкой же публике концепт-кар интересен тем, что в большинстве случаев он позволяет буквально «заглянуть в будущее» и разглядеть в нем черты готовящейся серийной машины.

Так что же имеется в активе Mazda, и какие автомобили в будущем продолжат традицию Zoom-Zoom? Итак, «ядром» нового семейства из пяти концепт-каров является модель Nagare, определяющая новое направление в развитии дизайна Mazda. Его суть заключается в попытке передать в облике автомобиля стремительное движение природных стихий – воздуха и воды (неслучайно Nagare переводится с японского как «поток»). Nagare – это своего рода «моментальная фотография» движения в природе, воплощенная в металле (говорят, что в поиске максимально реалистичных очертаний кузова дизайнеры, работавшие над Nagare, даже развешивали на ветру ткань, пропитанную затвердевающим составом).

Самая яркая особенность концепта Nagare – фактура поверхности кузова, создающая впечатление, будто его боковины обтекает поток воздуха или жидкости. Поверхность боковин имеет формы, создающие игру света и тени, и напоминающие те, что вызывает воздушный поток при ускорении автомобиля.

Кроме того, характерными элементами дизайна является пятиугольная фальшрадиаторная решетка, узкие фары и задние фонари, передний капот и крылья в стиле RX-8. Эти элементы, наряду с клиновидной формой кузова, являются главными особенностями дизайна Nagare и остальных четырех прототипов.

Седан Ryuga является дальнейшим развитием идей, заложенных в Nagare: благодаря уменьшенным объемам передней и увеличенным объемам задней части кузова его клиновидная форма кузова стала еще сильнее выражать динамичность и движение. 21-дюймовые колеса, размещенные «по углам» кузова, имеют слегка искривленные спицы, и также призваны подчеркнуть динамику и скорость.

Концепт Hakaze представляет собой сочетание, казалось бы, несочетаемого: это одновременно купе и SUV. Прототип адресован людям, которые, возможно, хотели бы водить родстер, но которым, в связи с их образом жизни, нужен более практичный автомобиль. Согласно дизайнерской идее, Hakaze, подобно купе, динамичен и маневренен, но при этом обладает универсальностью и многофункциональностью кроссовера. Кроме того, благодаря своей стеклянной крыше, которую можно снять и убрать в выдвижную полость, скрытую в заднем бампере, концепт имеет много общего с родстерами.

В фактуре поверхностей Hakaze сочетаются формы как природных явлений, таких как песчаные дюны, так и техногенных, искусственных объектов - вертолетов, скоростных катеров и реактивных истребителей.

Отличительной особенностью Hakaze являются его чрезвычайно компактные размеры: Hakaze шире и выше хэтчбека Mazda3, но по длине превосходит его всего на 15 мм.

Самым футуристическим концептом стал Taiki. Это спортивный автомобиль, созданный для общества будущего. Он стал результатом исследований по снижению массы и улучшению аэродинамики с целью повышения топливной экономичности и снижения уровня токсичных выбросов.

Черпая вдохновение в атмосфере Земли (именно так переводится японское слово «Taiki»), дизайнеры Mazda создали футуристическое купе вытянутой формы. Его компоновка (переднее расположение двигателя, привод задних колес), короткие свесы, и стеклянная крыша служат единой цели - изобразить воздушный поток. Эту идею можно видеть во всех деталях, от фактуры поверхностей до сложной формы колесных арок и задней части кузова, напоминающей крылья.

Наконец, Furai («звук ветра») – пятый и самый новый концепт-кар, предназначение которого – размыть грань между автомобилем для дороги и автомобилем для трека. Концепт Furai, как ни один из четырех остальных прототипов, близок к настоящему серийному образцу. Если четверо его предшественников лишь «обыгрывают» концепции Nagare, в Furai каждый из элементов этой концепции – фактура поверхности или детали дизайна – служит той или иной функциональной цели.

Концепт Taiki является зримым воплощением потока воздуха, и он фактически определил конструкцию Furai. У Furai струящиеся линии, присущие стилю Nagare, действительно повышают аэродинамические характеристики, управляя воздушными потоками, огибающими кузов. Специальные детали передней части Furai забирают часть воздушного потока, проходящего под днищем автомобиля, и направляют его внутрь, к радиаторам системы охлаждения двигателя. А особая форма боковин кузова подает потоки воздуха к задним тормозным механизмам, к радиаторам системы смазки двигателя и трансмиссии. Диффузор, расположенный под днищем, помогает увеличить объем воздуха, проходящего через радиатор и моторный отсек.

Собственно говоря, Furai – это уже не макет; это реальный автомобиль, с реальным 450-сильным роторно-поршневым силовым агрегатом и заявленной максимальной скоростью 290 км/ч. Несмотря на то, что в действии нам этот спорткар так и не показали (ограничившись лишь демонстрационным прогревом мотора – ух, ну и звук!), по словам представителей Mazda, автомобиль практически готов к серийному производству.

Удивительно, кстати, что все прототипы (за исключением, может быть Furai), имея максимально спортивный, «стремительный» дизайн, не несут в своем облике ни малейшей агрессии, обычно присущей спорткарам.

Про интерьер будущих автомобилей пока известно мало. Те варианты, что там удалось увидеть в прототипах, все же были чересчур авангардными: нам, например, кажется, что прямоугольное рулевое колесо – это все же оксюморон. Однако генеральные тенденции в дизайне интерьера, в целом, соответствуют концепции экстерьера: лаконичность, плавность линий, функциональные блоки, как бы перетекающие друг в друга, применение экологически чистых биопластиков и т.д.

Интересно, что несмотря на подчиненность единой концепции, над каждым из прототипов трудились разные команды из четырех дизайн-бюро, расположенных в тысячах километров друг от друга. Так, прототипы Nagare и Furai были созданы в калифорнийском отделении Mazda (город Ирвайн), Hakaze – в Германии (Франкфурт), а Taiki и Ryuga – в Японии (Йокогама и Хиросима, соответственно).

Все четыре студии Mazda играют существенную роль в разработке идей, касающихся направлений будущего развития дизайна. Теоретически, задача каждой из них – создание продукции, ориентированной на локальный рынок. В действительности все гораздо сложнее, и продукт, который производится в одном географическом регионе, часто импортируется туда из других дизайн-студий и нередко предназначается более чем для одного рынка. В результате каждая из студий эффективно работает на мировой рынок, но с использованием местного опыта. Это ведет к созданию атмосферы здоровой конкуренции внутри команды дизайнеров при сохранении открытости, которая обеспечивает эффективность рабочих процессов.

Всего в дизайнерских подразделениях Mazda работает чуть более 320 человек, из которых только около ста являются собственно дизайнерами (остальные – специалисты по компьютерному моделированию и технический персонал). Парадоксально, но за стопроцентно японский дизайн компании отвечает голландец Лоуренс ван ден Акер, до Mazda успевший поработать в Audi и Ford. Впрочем, как это часто бывает с топ-менеджерами транснациональных компаний, Лоуренс – абсолютный космополит, свободно разговаривающий на пяти европейских языках и делающий успехи в японском. Разнороден и национальный состав сотрудников дизайн-бюро (куда же в дизайне, например, без итальянцев?), хотя преобладают, конечно, японцы.

Что ж, познакомившись с космическими кораблями, которые будут бороздить просторы Вселенной в обозримом, но все-таки довольно отдаленном будущем (по словам Лоуренса ван ден Акера, «концепция Nagare определяет, как Mazda будет выглядеть в 2020 году»), мы решили спуститься с небес на землю и задать представителям Mazda один прозаический вопрос. Ходят слухи, что в обстановке строгой секретности компания готовит новый компактный кроссовер (CX-5?), позиционирующийся как достойный ответ таким автомобилям, как Nissan Quashqai. Мы попросили Mazda подтвердить или опровергнуть эту информацию. Оказалось – кроссовер будет! И более того, уже в этом году его прототип представят публике. Причем не где-нибудь, а на Московском международном автосалоне! Однако в ответ на просьбу российских журналистов показать хоть какие-нибудь фотографии новинки Mazda предложила... пофантазировать самим, пообещав учесть наши самые интересные идеи при подготовке концепта. Для этого нам немедленно были выделены несколько ведущих дизайнеров компании, комната с проектором - и работа закипела: журналисты высказывали свои пожелания, а дизайнеры Mazda тут же воплощали их на экране компьютера.

Надо сказать, что участники нашей делегации, разгоряченные презентацией спортивных концепт-каров, были бескомпромиссны. С первых же штрихов стало ясно, что большинство из нашей группы окончательно прониклось духом Zoom-Zoom, и из-под пера дизайнеров уверенно проступают черты самого натурального спортивного купе. Меньшинство что-то говорило про универсальную сущность и брутальность SUV, однако большинство было непреклонно. В спорах рождалась истина, и в результате у нас получилось нечто среднее между концептом Hakaze, Mazda 323F 94-го модельного года и Porsche Cayenne.

Как позже признались нам дизайнеры, атмосфера на нашей импровизированной получасовой сессии максимально напоминала ту, что бывает на «мозговых штурмах» при разработке настоящих концепт-каров. Так что каждый из нас смог немного почувствовать себя дизайнером Mazda. Тем же, кто ни в какую не хотел расставаться с этой удивительной профессией, было предложено создать из технического воска уменьшенный скульптурный макет нашего «концепта». Что ни говори, одно дело – видеть работу дизайн-бюро по телевизору, и совсем другое – попробовать сделать то же самое своими руками!

Что ж, увидим ли мы черты нашего детища в новом автомобиле Mazda, какие из черт он почерпнет из концепции Nagare – покажет время. Благо, ждать осталось совсем недолго.