НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Принципы экспедиционного тюнинга

24 марта 2008 21:48
Горы ошибок не прощают. Равно как пустыни, тундры, леса и степи. Поэтому в подготовке внедорожника для дальних путешествий нет мелочей. Но есть нюансы. Что брать за основу экспедиционного автомобиля – вопрос почти религиозный

Горы ошибок не прощают. Равно как пустыни, тундры, леса и степи. Поэтому в подготовке внедорожника для дальних путешествий нет мелочей. Но есть нюансы. Что брать за основу экспедиционного автомобиля – вопрос почти религиозный.

Кто-то делает ставку на Land Cruiser, а кому-то больше по душе Land Rover Defender 110. Впрочем, в данном случае речь пойдет, в основном, про общие принципы экспедиционного тюнинга на примере машины известного путешественника Павла Разина. Его рассказ записал Алексей Чуприков.

На первый взгляд наш автомобиль кажется не так уж сильно подготовленным. Усиленный бампер с площадкой под лебедку похож на штатный, «кенгурятник» тоже неброский. Кстати, он нам не раз пригождался – например, в норвежской тундре. Отдельные особи и целые стада оленей мигрируют по дорогам без всякого понятия о правилах движения. То же в Исландии и на Фарерских островах – только там опасность представляют овцы, которые передвигаются почему-то исключительно по трое.

Для лета на машине стоят BF Goodrich А/Т почти стандартного размера – 31.8 дюйма. Они прошли 110 тысяч самых непростых дорог и все еще годны к эксплуатации. Возможно, это потому, что колеса ставились в Финляндии, а к нам приезжает какая-то другая резина. По моему опыту именно покрышки класса А/Т (All Terrain) – то, что надо для дальних перегонов по любой поверхности, от асфальта до пустыни и каменистых лавовых полей. А на мягких грунтах хорошо помогает решительное стравливание давления в шинах. Серьезных засад в экспедициях бывает не так много, и для борьбы с ними достаточно надежной лебедки и хорошего удлинителя, лучше двух.

КСТАТИ, ПРО КОЛЕСА
А вот диски на машине нештатные, сечение – толще обычного миллиметра на три. В сочетании с усиленной подвеской они очень помогают сохранить способность к передвижению даже после попадания в серьезные выбоины.

Легко заметить, что на нашем автомобиле две запаски. Обычно всех интересует, не мешает ли колесо на капоте. Отвечаю: обзорность – дело привычки. Между тем лишняя запаска на экспедиционнике необходима. Покрышки рвутся, режутся, а цивилизация не всегда оказывается рядом. А коли так, то куда девать второе колесо? В машине места нет, на багажнике тоже тесно, да и лишний вес на крыше не добавляет устойчивости на плохих дорогах. Так что вторую запаску – только на капот.

Еще надо отметить, что и в летней, и в зимней резине (последняя – Hakkapeliitta 2, шипованная) стоят камеры: срезание сосков на накачанной резине нам не грозит, а ремонтопригодность и надежность сильно повышаются! Особенно актуально это зимой, в морозы ниже минус 47 °С. В Якутии достаточно остановиться вздремнуть часок-другой – и баллоны превращаются в треугольники. Чтобы их не повредить, надо километров пять ехать очень медленно. А если резина бескамерная, то между ней и ободом тут же образуется зазор. Сколько людей погибло вот так, из-за спустивших разом всех четырех колес... Накачать их при такой температуре нереально.

ЛЕС И ФАРЫ
На ксеноне, имплантированном в танковые фары, мы остановились, потому что четыре года назад это был самый бюджетный вариант. Мало того, он оказался очень достойным по характеристикам – не хуже импортных аналогов. К тому же корпусы фар крепкие и влагонепроницаемые.

Защиту фар не стали делать, поскольку далеко не вся наша планета покрыта лесами. Россия – это скорее исключение. Ну, еще много лесов в Бразилии. Когда туда поедем, тогда и о защите позаботимся.

Кстати, знаете, зачем столько света? По зимникам ездят главным образом ночью, когда свет фар позволяет разглядеть колею. Днем она абсолютно не видна, а малейшее отклонение от накатанного полотна грозит сваливанием в сугроб, куда не рискует заезжать даже трактор К-701, который этот зимник и расчищает.

БАГАЖНИК И КРАСОТА
Багажник на крыше в дальней дороге совершенно необходим. У него только два недостатка – вес и парусность, повышающая расход топлива. Хотя в местах, где заправки редки, сильно не разгонишься и сопротивление воздуха не так критично.

На багажник отправляется все легкое, но объемное и не входящее в число предметов первой необходимости. В зимних экспедициях это громоздкая супертеплая верхняя одежда и обувь, которая нужна только в экстремальных ситуациях. А также большие, но легкие запчасти, вроде фильтров, войлочного и брезентового утеплителя двигателя, канистры с маслом, кухонная утварь и не боящаяся мороза еда, вроде пельменей, замороженных блинчиков и рыбы, купленной у малых народов Севера.

Ну и, естественно, только на багажник можно поставить четыре канистры... Держатель для них – предмет особой гордости. Самозатягивающиеся стропы на серьезной дороге и высоких широтах не годятся – разбалтываются и требуют постоянного внимания. Кроме того, ослабить/затянуть эти стропы и снять/поставить канистры на 50-градусном морозе и ветре очень непросто. Поэтому канистры фиксируются болтами, которые всегда отворачиваются и заворачиваются без проблем.

На багажнике помещается и жесткая сцепка, годная хоть под камазовский фаркоп. Буксирная стропа в мороз – вещь бесполезная. Если двигатель не работает, а на улице минус 60 °С, толку от нее нет. Руль не провернешь, тормоза не работают, в салоне холодно, и окна быстро запотевают/замерзают.

Кстати, багажник – отличная смотровая площадка в пустыне или степи. Именно с этой самой высокой точки на многие километры мы обнаружили в бинокль в Кызылкумах пару древних крепостей на горизонте! (См. 4x4 Club No 8’2007.)

УСИЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ
Из внешних доработок стоит отметить силовые пороги и перемещение заднего запасного колеса с двери на мощную «калитку». Естественно, установлены защита рулевых тяг и защита редуктора переднего моста. Однажды ночью под Нарьян-Маром «поймали» здоровенный камень. Удар был такой силы, что даже осматривать машину на предмет повреждений как-то не хотелось. А на самом деле ничего не случилось – сработала защита! Кстати, передняя рулевая тяга на машине усиленная.

Были заменены и межколесные дифференциалы – те, что установлены сейчас, не только блокируются, но и выгодно отличаются от штатных в смысле прочности. Кстати, блокировки помогают преодолевать препятствия и повышают надежность машины. Прошлой зимой на БАМе срезало фланец задней полуоси. До Якутска, куда его должны были привезти, было еще 3 тысячи километров. На одном переднем мосту не проедешь. Скорее всего не выдержала бы раздаточная коробка. Или карданный вал. Но мы заблокировали задний дифференциал и на трех колесах прошли по всему западному БАМу и знаменитой трассе «Лена» – одной из самых жутких дорог планеты. Справедливости ради надо признать, что на морозе блокировки включаются неохотно. Да и трубки пневмоприводов – не очень надежный узел...

ГЛАВНОЕ – НАДЕЖНОСТЬ
Вообще надежность – главное качество экспедиционного автомобиля. Например, небольшие колеса оставлены именно из-за этого. А вот установка центрального замка и электроприводов стекол была ошибкой. Однажды штурман открыл окошко, выбросил окурок, а закрыть не смог. Казалось бы, мелочь, а сколько радости было для экипажа той полярной ночью в тундре.

Используем только кислотные аккумуляторы. Ведь разряженная гелевая батарея при «прикуривании» не пересылает энергию на стартер, а берет все на собственную зарядку. Автомобиль не заводится.

Амортизаторы используем стандартные. Работают неплохо, стоят меньше усиленных, а менять все равно после каждой экспедиции и те, и другие.

Навигационный компьютер у нас тоже непривычный. Это обычный системный блок и 17-дюймовый монитор с простой клавиатурой и оптической мышкой. Винчестер на 200 Гб подвешен на резинках – вот, собственно, и все переделки. А в запасе еще три жестких диска со всеми данными – поменять замерзший или глюкнувший труда не составляет.

БОРЬБА ЗА ТЕПЛО
Всякий Defender нуждается в дополнительной печке... Это, к сожалению, неоспоримо. На моем автомобиле их три. Одна – предпусковой подогреватель двигателя, она же догреватель его на очень сильном морозе. Другая – автономный отопитель салона. На самом лютом морозе можно спать раздетым при выключенном двигателе.Испытано на льду Ледовитого океана в Новый, 2006 год. А третий отопитель – резервный.

Нужен и автономный бак для отопителей в салоне. Даже если солярка в баке замерзнет, то, пока не умер аккумулятор (а он протянет долго), будет тепло.

Совет всем, кто собирается в Заполярье: установщики делают забор воздуха извне. И обогреватели вырубаются уже на минус 40 °С. Забор воздуха для них должен быть из салона.

Кроме того, необходимо сделать обогрев всей топливной магистрали. Причем желательно, чтобы провода к ней шли в матерчатой оплетке, не боящейся мороза.

ОСТАНОВИТЕ «ШМУРДЯК»
Предмет нашей особой гордости – организация салона. Обычно вещей в путешествие набирается столько, что весь багажник в салоне ими завален до потолка. И во время движения, особенно по плохим дорогам, все это стремится вперед, на головы пилота и штурмана. Но мы эту проблему решили (см. врезку).

ЧЕГО ЕЩЕ НЕТ
Связь пока обычная, СВ. Но ее явно не хватает, например, для дальней разведки трассы, и она чревата потерей экипажей. В новую экспедицию пойдем уже с УКВ – это значительно дороже, но качество и дальность в разы больше!

Планируем поставить серьезный автомобильный комплект космической связи. А то на морозе, дожде, ветре и солнце очень некомфортно бегать за спутниками.