Мотоцикл всегда считался самым опасным видом транспорта. Но уже в ближайшем будущем все может измениться: производители зубы съели на средствах пассивной безопасности. И подушки безопасности очень скоро станут неотъемлемой частью любого мотобайка! Во всяком случае, наш эксперт Лю Васеда очень на это надеется.
Когда я был еще совсем маленьким, родители часто подсовывали мне умные книжки. В одной из них, посвященной разным машинам и механизмам, меня очень забавляла картинка: явно испуганный человечек рассекал на мотоцикле, со всех сторон обвешанном подушками. С подписью вроде: "Одно неверное движение, и... гипс". В общем, не катайтесь, детки, на мотоциклах! Почему-то рисунок этот застрял в памяти надолго. Мотоциклистом я все же стал, падал потом не раз, но каждый раз удивлялся: почему такое неравноправие? В автомобилях есть всякие там ремни и подушки безопасности, а на мотоцикле - ничего! Хорошая экипировка, конечно, может уберечь тело от "асфальтовой болезни", но с ударами ей не справиться... И вот пару лет назад прошел слушок, что сразу несколько мотопроизводителей собираются делать мотоциклетные подушки безопасности. Тут-то я и понял, что есть на свете люди, которые хотят вывести мотоциклистов из рядов камикадзе.
Первым звоночком стал выпуск комбинезона с портативной надувной подушкой. Пилот приковывал себя к байку чекой, и в случае отрыва (при падении, например) она активизировала пиропатрон, наполняющий емкость вокруг шеи воздухом. Главное ведь – голову уберечь... Но такая штуковина не прижилась: слишком много было отказов, да и чека могла оторваться не вовремя. Именно поэтому решено было вернуться к классической автомобильной схеме – подушке безопасности, которая срабатывает во время лобового удара и компенсирует разрушительное передвижение водителя по инерции вперед.
Пока подушкой безопасности серийно оснащается только один мотоцикл - это Honda Gold Wing. Под крышкой фальшбака скрывается основной модуль, который представляет собой собственно саму сложенную подушку емкостью 150 л и закрепленный на раме пиропатрон. Четыре датчика (по два на сторону) размещены на перьях вилки. Причем у каждой пары – независимый канал передачи информации об ударе или резком замедлении. "Мозги" имеют автономный источник питания. 0,015 с уходит на обработку данных, и затем за 0,045 с подушка надувается азотом. Итого – 0,15 с на все про все. Но вы спросите, а как быть с заваливанием набок? Ерунда! В такой ситуации вас уберегут торчащие в стороны цилиндры мотоцикла и защитные дуги. А вот более опасного, чем кинетическая энергия движения тела пилота вперед, нет ничего. За ее гашение и отвечает эйрбег.
А скоро в серию такая полезная опция попадет на макси-скутере Yamaha ASV-3. Идею Honda конструкторы развили вглубь и вширь: подушка безопасности на Yamaha расположена не впереди водителя, а между его ногами. Такое расположение должно предотвращать сползание пилота вперед при ударе, а также защищать от ушибов не только голову и грудную клетку, но и все, что ниже. Ничего не скажешь - гуманно. По мне, именно такая компоновка в дальнейшем найдет применение и на мотоциклах – хоть на спортбайках, хоть на классиках. Думаю, в каком-нибудь 2017 году без подушки байк просто не сертифицируют. А нам пока остается ждать... и копить деньги: стоить такая опция будет как минимум $1500.
Головой в подушку
12 декабря 2006 15:14
Мотоцикл всегда считался самым опасным видом транспорта. Но уже в ближайшем будущем все может измениться: производители зубы съели на средствах пассивной безопасности. И подушки безопасности очень скоро станут неотъемлемой частью любого мотобайка