Стандартный двигатель 2123 был получен тольяттинскими инженерами в результате серии модификаций самого первого «нивского» мотора. А тот конструктивно почти не отличался от первого двигателя итальянской разработки, установленный на первые же «Жигули»...
Постепенно прибавляли объем – 1.5-1.6, наконец - 1.7 литра, карбюратор заменили впрыском (самое решительное свершение за всю историю мотора). Именно таким двигателем комплектовали последние «классические» «Нивы» 21214. Почти без изменений он перекочевал на новую модель – 2123, Chevy Niva.
Старый двигатель устраивал не всех нивоводов, тем более – владельцев Chevy. Невысокая мощность и маленький крутящий момент порой просто раздражают водителя. Кроме того, верховой двигатель езды по-внедорожному, «на низах», не переносит - глохнет. И пока АВТОВАЗ внедряет 2-литровый двигатель Opel, призванный спасти положение, некоторые прибегают к тюнингу.
Рынок предлагает несколько вариантов форсирования «Нивских» двигателей – от классической замены валов, поршней, форсунок, перепрошивки, доработки впуска и выпуска до установки нагнетателей. Не так давно столичная компания BiPower разработала тюнинг-программу по адаптации к мотору 2123 импортного механического нагнетателя. И все бы хорошо, если бы не цена – чуть ли не в половину стоимости автомобиля. Другие предложения такого типа тоже недешевы.
В то же время другая московская фирма TDV Motorsport разработала турбокит на основе импортных комплектующих, установила на «клиентский» автомобиль и предлагает переоборудование по той же схеме других Chevy Niva. Стоимость базового комплекта вместе с работой объявлена на уровне 2500 долларов. Впрочем, она может и увеличиться, если клиент пожелает получить более 135 л.с. и 213 Н.м. (данные с моторного стенда Lucasturbo). Но стоит ли?
Даже в этом варианте автомобиль едет так, что порой приходится убеждать себя: это именно Niva, а не... Subaru Impreza, например. Схожи и звуки (посвист и всхлипы наддува), и вибрации. Но чтобы вспомнить, кто есть кто, достаточно отвести взгляд от дороги... Правда, без привычки к машине иллюзия все равно потом возвращается. Благодаря наддуву и полному приводу на скользком покрытии автомобиль разгоняется так лихо, что «курят» даже значительно более мощные моноприводники.
Автомобиль впечатляет и на фоне «заряженных» турбонаддувных «японцев». Слишком велика разница между базовым и тюнинговым вариантами. Дистанция огромного размера.
Если не заигрываться, автомобилем управлять довольно просто – пусть конструкторы Chevy Niva и «забыли» про двигатель, перед запуском 2123 они модернизировали и рулевое, и трансмиссию, и тормозную систему, и подвеску. Правда, последние два пункта из-за тюнинга явно нуждаются в ревизии – и здесь нет конструкторского просчета. Просто тольяттинские инженеры не рассчитывали на почти двойное увеличение мощности и крутящего момента. Интересно, что несмотря на серию беспощадных тестов у автомобиля цела родная трансмиссия – она-то явно сделана с запасом надежности. Мастера уверяли, что автомобиль спокойно выдерживает даже такое варварское упражнение, как «заплыв» по снежной целине высотой под кромку капота. Со скоростью отнюдь не черепашьей!
Тюнинг тормозов и подвески запланирован на будущее, а легкосплавные диски уже красуются. Владелец откровенно презирает пластиковые обвесы для внедорожников. Одно с другим, по его мнению, не сочетается. А вот к состоянию машины он относится трепетно, знает наперечет все сколы на кузове и досадует из-за каждой царапины.
Как это принято говорить, все отличия от «стандарта» – под капотом. На самом виду, справа от двигателя, под термозащитным экраном, стоит «улитка» Garrett, от которой тянутся рукава из нержавейки. На резиновом «аппендиксе» - клапан вестгейта... Где-то внизу прячется интеркуллер. Перед тест-поездкой Владимир Чемров, главный конструктор TDV Motorsport, установил фильтр пониженного сопротивления в штатную коробку, сняв верхнюю крышку. Пусть не очень красиво, но практично. Стандартные фильтры с этим мотором быстро выходят из строя.
Правда, не определено, сколько выдержит эта конструкция. Niva прошла немного, и судить о ресурсе категорически нельзя. Однако то, как испытывали автомобиль тюнеры, позволяет предположить, что в спокойном режиме, без постоянного «педаль в полу», он отработает несколько лет.
Олег Токарь, владелец турбонаддувной Chevy Niva, главный инженер:
- Оффроуд – одно из моих увлечений. Были самые разные машины - и наши, и импортные. Естественно, и «Нивы». Когда собрался купить новую, остановился на Chevy Niva.
Купил машину, обкатывал – и вроде все устраивало. Потом привык, стало не хватать двигателя. Стандартный слаб даже для города, не говоря уже о бездорожье. Стал рассматривать варианты форсировки. Самым интересным показался наддув. В сети посмотрел предложения, которые есть на эту тему, обратился в несколько фирм. Они «порадовали» ценами и при этом не брали на себя обязательств. В итоге вышел на ребят из TDV. Приехал – они посмотрели машину и начали работу.
Результат перед вами.
Я очень доволен. Хотя готовили машину долго, видел, как они стараются. Теперь ее просто не узнать – наддув изменил машину, оживил ее. Едет так, что иногда становится страшновато. Мне еще придется привыкать к такой динамике, а у ребят из TDV уже есть планы поставить турбину побольше, еще форсировать. Может быть, когда-нибудь и решусь, но точно не скоро. Кстати, они собрались покупать новую Chevy Niva для себя! Я считаю, это показатель.