Говоря “Mondeo”, подразумевай “Iosis”. Вот чего хочет Ford! Пол Хоррел смог первым взглянуть на машину, на которую вы не глядя махнули бы свой старый BMW.
БУДЬ НА ЭТОМ АВТОМОБИЛЕ ЭМБЛЕМА AUDI, его назвали бы звездой Франкфуртского салона. Это не мое мнение – так считает человек, который сочинил Iosis. Современные Ford красивы, но отнюдь не соблазнительны. И даже если бы внешне Ford вдруг стал намного привлекательнее всех остальных марок, первые несколько лет люди тянули бы ту же песню: “Краси-вый... но лучше я возьму Audi”.
Задача дизайнеров – изменить это отношение. Для этого они создают такие необычные машины, как Iosis. С их помощью должен быть растоплен лед всеобщего недоверия к марке. Audi этот этап одолел где-то в середине восьмидесятых. Ford приходится стартовать сегодня. Первой машиной новой волны станет SAV – высокий хэтчбек, концепт которого показали в Женеве. В будущем году он почти без доработок пойдет в производство. Еще годом позже выйдет новый Mondeo и разовьет свежую тему дизайна еще дальше.
В ближайшее время самые горячие головы в автожурналистике обзовут Iosis “новым Mondeo”!!! Поверьте мне, это не так. Да, у Mondeo III и Iosis будет одинаковый и абсолютно узнаваемый набор линий и деталей, похожие сопряжения поверхностей. Как, например, у BMW X5 и современного (читай – предыдущего) 3-Series Coupe: у них ведь тоже одна стилистика. А вот Х3 уже не такой – кроссовер поменьше BMW наделил совершенно другими смысловыми линиями. Так вот, если следующий Mondeo – это Х5, то Iosis – Coupe 3-Series. Разные пропорции, разное назначение, но общий стиль.
По сравнению с Iosis, Mondeo потребуются большие проемы задних дверей для удобства посадки; багажник, который проглотит весь гардероб; колеса поменьше, чтобы у подвески остался ход. “В Iosis просматриваются элементы будущих автомобилей Ford, – говорит Мартин Смит, шеф-дизайнер европейского отделения. – Глядя на него, уже можно попробовать представить себе будущий Mondeo. Но учтите: Mondeo будет смотреться в этом ряду как старший брат в пиджаке от Boss, а Iosis – младшенький. Эдакий боксер с Ист-Энда в идеальной спортивной форме, одетый в тренировочный костюм”.
Iosis – не странная фантазия. Его нос удовлетворяет будущим нормам безопасности пешеходов, и начинка здесь настоящая. Может, Ford замахнулся создать аналог Mercedes CLS? VW ведь заявлял, что сделает это. С точки зрения финансов превращение Iosis в реальную машину для покупателей – слишком смелый шаг для Ford. Но чем черт не шутит?..
Как же любят пиарщики давать стилистике марки глупые названия: “пламяобразные поверхности”, “новая грань”, “искусство и наука”, “L-утонченность”. Ford опять порадовал: перед вами, если позволите, “кинетический дизайн”. Под лозунгом “Меньше сумрачного тевтонства, больше южного темперамента”.
И еще ярче все это должно заиграть в маленьких моделях. Смит говорит, что есть люди, которые покупают 206-й потому, что им по душе дизайнерские тачки, но позволить себе Mini они не могут. “Эти люди и ведать не ведают, что у нас уже есть новый Fiesta”.
Да, мы его еще не скоро увидим. SAV, Galaxy и будущий Mondeo были уже почти закончены, когда Смит пришел в Ford. Авторство этих машин принадлежит экс-главе европейского дизайн-бюро Крису Берду. Именно его нужно винить в отсутствии фактора “Вау” в Fiesta и Focus. Но той же командой сделан и SAV, где дизайном экстерьера занимался Джефф Гардинер. Они же начинали Galaxy и Mondeo. Мартин Смит перешел в Ford из Opel весной 2004 г. Первые несколько месяцев он только молча наблюдал. Смит работал с дизайнерами Берда, отмечая для себя, что они делают хорошо, что уже сделано и что еще нужно сделать. Дизайн SAV и нового Mondeo стал точкой отсчета. По словам предводителя всего “фордовского” дизайна Джея Мэйза, новая команда сохранила многие находки предшественников, от некоторых отказалась, добавила кое-что свое, а затем, что важно, “выкрутила регулятор громкости почти на максимум”. Так дизайн получился очень выпуклым и броским.
А в Iosis уровень громкости выставлен еще выше. Появление этого концепта неразрывно связано с появлением в команде Смита еще одного персонажа. Стефан Лэмм работал со Смитом в GM, и Смит переманил его в Ford на должность дизайнера экстерьера. Он-то и есть настоящий автор Iosis, если вообще можно сказать, что машину придумывает кто-то один. Он приступил к делу, когда SAV был уже готов. “Это мой первый Ford, – говорит он. – Мне не оставалось ничего, кроме как проникнуться к SAV любовью. Для нас с него начинается новый дизайнерский язык”.
А пока заглянем внутрь Iosis. Вертикальные двери с электроприводом открывают интерьер, который кажется еще более нездешним. Но мы-то знаем, что любая машина в серийном производстве все равно получит переднюю панель из черного пластика. Представляя такие концептуальные салоны, автопроизводители всег-да нас ободряют, прежде чем огорчить. И все же давайте насладимся им, пока дают. По словам дизайнера Тони Пита, внутри ставилась задача подхватить мотивы мускулистого экстерьера и перенести их сюда в облегченном виде. Вот почему некоторые детали салона –
например, сиденья и центральная консоль – словно парят в воздухе. Чтобы усилить акцент на роли водите-ля, всем деталям, которых касаются его руки, – рулю, набалдашнику рычага КПП, кнопкам – придали эргономичную биоформу, отличающуюся от жесткого техностиля интерьера.
Да, водитель – важное звено в концепции Ford. Он любит скорость и драйв – значит, одна из задач дизайнера, как говорит Лэмм, “визуализировать динамику”. Дизайн как язык визуальных коммуникаций легко объяснить на словах, но безумно трудно наяву изваять то, о чем говоришь. Однако взгляните на фото. Вы хотите, чтобы вас увидели в такой машине? Вы хотите ездить на ней? А если у нее будет эмблема Ford? Чтобы к этим парням пришел успех, “да” придется ответить не дважды, а трижды!
Фабрика звезд - как делают концепты
Дым, буханье музыки, шелковый полог. Вот и все, что мы знаем о концептах. Но настоящая история начинается задолго до всей этой помпы. Пол Хоррел следил за постройкой Ford Iosis в ювелирной мастерской на окраине Турина.
СНАРУЖИ СВЕРКАЕТ ТУРИНСКОЕ ЛЕТО. Сквозь матовые окна в крыше струится солнечный свет, освещая жаркий котел мануфактуры. Вот она, обитель ручного труда. В сияющий воздух взлетают облака пыли от шлифовального станка, брызги искр от болгарки, волнистые локоны от рубанка и плюмажи сигаретного дыма. Шум невыносимый, какофония молотков и пил. Громкая радиопопса и гомон голосов. Разговор идет на пяти языках, поэтому преобладают жесты.
Бедлам? Отнюдь! В основе всего – сверхточная хореография. Это традиционная туринская carozzeria образца 2005 года, где руки с траурной каймой под ногтями все еще хранят уникальное ремесло, такое же древнее, как и сам автомобиль (точнее – как карета, судя по названию). Но теперь тут имеют дело не только со сталью, алюминием и кожей. В углу мастер отбивает хитроумные полосы жести так, как делал это во все времена, но через минуту он оденет их в углепластик. Рядом его помощники толпятся у фрезерного станка, который умеет снимать сотые доли миллиметра. Их ворожба заставляет материал обретать те самые формы, чертежи которых прибывают по оптоволоконному каналу из Кельна.
Этот алхимический процесс абсолютно уникален: его секретами владеют лишь несколько мастерских в Турине. Чтобы построить Iosis, Ford связался с Modarte – крошечной компанией, о которой вы никогда не слышали. На любом мотор-шоу, несмотря на немецкие, американские, японские или французские эмблемы, вы видите концепты, построенные, как правило, этими маленькими фирмами. Наверное, лишь калифорнийское ателье SoCаl может соперничать с Турином по уровню мастерства.
Вспомните об этом, когда раздастся величественная музыка, по сцене поползет расцвеченный огнями и пронизанный лазером дым сухого льда и с машины сдернут шелковое покрывало. Будут речи, вспышки блицев, толпа торопливо облепит изящное произведение автомобильного кутюра. А родилось-то оно в скромных сараюшках Турина!
Несмотря на китайскую стену секретности, внутри ателье царит правильная атмосфера. Начинаешь подозревать, что именно ради этой задушевности автогиганты и доверяют строительство концептов крошечным фирмочкам. Здесь не принято работать с девяти до пяти. Все с удовольствием носят футболки Modarte, словно состоят в братстве, но это отнюдь не результат “тим-билдинга”, любимого большими корпорациями. Не видно ни инженера
по охране труда, измеряющего процент риска, ни респираторов, ни защитных очков. Техника безопасности не для тех, кто делает шоу-кары.
Iosis создавался в традиционной спешке.Если бы его строили медленно, он стал бы новинкой прошлого года. Кроме того, не требовалось окончательной отладки: главная задача образца – мгновенно передать порыв дизайнерской мысли. Правда, Ford спешил еще и бла-годаря человеческому фактору. Мартин Смит, новый европейский шеф-дизайнер, появился в компании весной 2004 г. и вскоре привел за собой дизайнера экстерьера Стефана Лэмма. Вместе с прежними дизайнерами они принялись выводить новую формулу дизайна Ford – нужно было решить: что выбросить, что добавить, как сплавить все элементы в одно целое. А затем, чтобы убедиться в собственной правоте, Лэмм взялся за строительство концепта.
Было это зимой 2004 г. в кельнской студии Ford. К концу марта 2005 г. появилась пластилиновая модель. Все машины начинаются с этого. Затем на Modarte в Италии сделали так называемую “жесткую модель”. Она была отформована из синтетической смолы – слой толщиной с ногу на деревянном каркасе. Несмотря на то, что дизайнеры долгие недели выверяли формы пластилиновой модели, теперь им предстояла не менее трудоемкая ручная работа по доводке “жесткой”. “Это лучший способ вылизывания поверхности, – говорит Лэмм. – С помощью ножа мы смогли добавить машине еще немного изящества”.
Это лишь часть увлекательного таинства автомобильного дизайна. Кое-кто из спецов утверждает, что вполне способен создать окончательную форму машины на компьютере, не прибегая к моделированию. Другие, напротив, подчеркивают важность работы с пластилином. Стефано Арданья, который основал Modarte и управляет им, любит работать с жесткой моделью. “Пластилин обрабатывают,
не касаясь его, вам приходится использовать инструменты, – говорит он. – А жесткую модель вы чувствуете непосредственно кончиками пальцев”.
Но потом совершенную форму пришлось изуродовать пилой – проем обеих дверей был вынут. Так как двери здесь подъемные, их сделали заново, но уже из стекловолокна, чтобы снять груз с петель и электромоторов.
На задворках Modarte лежат останки Focus – его внутренности, подвеска и трансмиссия были использованы для трансплантации в Iosis. Их закрепили на сложном решетчатом каркасе, поддерживающем кузов и салон. Вскоре он обрастет мясом и станет концептом. Единственным в своем роде. Штучным! Только у вентиляторов системы охлаждения по 11 деталей, сделанных на заказ. Для создания фар придется пройти мириады этапов отливки, обрезки, фрезеровки и разных электрических фокусов. Сиденья, приборы, привод дверей – одно сложнее другого.
Эти фотографии, наверное, оставят впечатление чего-то голого и безжизненного. Будущий шоу-кар на них похож на остов объеденного стервятниками животного. Но всего через шесть недель он стал звездой нашей обложки. Пыль улеглась, пот смыт. Турин, как всегда, успел!