НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаЛучшие авто 2024 года

Как работают ксеноновые фары

5 октября 2001 15:45


Принципиальное отличие автомобильной ксеноновой светотехники от фар-"галогенок" заключается в светящемся элементе: излучает свет не вольфрамовая спираль, раскаленная электрическим током, а находящееся под электрическим разрядом облачко инертного газа.
Вообще-то, газоразрядные осветительные системы в технике применяются давно и широко -- в морских прожекторах, в авиации, в кинопроекционном оборудовании. Фотовспышка в "мыльнице", кстати, также представляет собой пример газоразрядной технологии. Но в автомобильной светотехнике ксеноновые лампы начали использовать лишь в середине девяностых годов и только после того, как были решены некоторые технические проблемы и подготовлены необходимые стандарты.
"Ксеноновый свет" достаточно просто выглядит на бумаге (рисунок 1). Стеклянная оболочка лампы заключает в себе газ ксенон и два электрода с изоляторами. Если приложить к электродам ток напряжением 10--20 тысяч вольт, то в газовой среде возникнет дуговой разряд, сопровождающийся интенсивным выделением света. "Поджечь" ксенон технически несложно -- с этой задачей справляется высоковольтный элемент зажигания. Однако, чтобы лампа тут же не погасла и продолжала светить непрерывно, вслед за электрическим импульсом на ее электроды необходимо подать переменный ток меньшего напряжения (около 85 вольт) -- необходимое питание обеспечивает весьма сложный балластный модуль, работающий в саморегулирующемся режиме.
В настоящий момент используется "ксенон" двух стандартов -- с лампами D2S и D2R. Первые предназначены для фар так называемого проекционного типа (рисунок 2а) -- свет от лампы концентрируется эллиптическим отражателем и фокусируется в направленный пучок с помощью линзы. Вторые применяют в фарах традиционного типа с параболическим отражателем и обычным стеклянным рассеивателем (рисунок 2б). Взаимозаменяемыми лампы не являются. Поскольку в конструкции проекционной фары уже предусмотрен теневой экран для предотвращения ослепления встречного транспорта, то в самой лампе D2S его нет (в лампе D2R экран присутствует обязательно).
Обе реализации "ксенонового света" не отличаются дешевизной. Но если с ценой ламп еще можно смириться ($75--120 за штуку), то для оправдания цены всей системы ($800--1300) нужны, как вы понимаете, весьма веские аргументы. И они есть.


Во-первых, "ксенон" долговечен -- лампочки стабильно работают 1500--2000 часов. Во-вторых, ксеноновые лампы очень экономичны -- с 35 ватт подведенной электрической мощности снимается вдвое более мощный световой поток, чем с 55-ваттной "галогенки". В-третьих, газоразрядную технику отличает высочайшая интенсивность свечения и спектр, близкий к солнечному, -- используя "ксенон" только для ближнего света, фактически получаешь "дальний" (световой луч "бьет" на 300--400 метров и отлично освещает удаленную обочину). В-четвертых, луч ксеноновой фары намного точнее сфокусирован и потому не ослепляет (можете проверить сами: встречный ксеноновый свет с непривычки немного раздражает и отвлекает, однако он вам абсолютно не мешает отчетливо видеть свою часть дороги). Просуммируйте сказанное и вы поймете, почему "ксенон" дорогого стоит -- он гарантирует максимальную безопасность на дороге в темное время суток. Когда, по статистике, и случаются те самые страшные 60 процентов ДТП.