НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаЛучшие авто 2024 года

Витамин D

4 сентября 2004 00:27
На выбор три типа двигателей – рядные бензиновые «шестерки» 2,5 и 3,0 л мощностью 141 кВт/192 л.с. и 170 кВт/231 л.с. и турбодизель 3,0 л, 150 кВт/204 л.с. Варианты для российского рынка с трехлитровыми бензиновым и дизельным двигателями. Бензиновая 2,5-литровая рядная «шестерка» будет представлена позднее. Для всех автомобилей возможна шестиступенчатая механическая трансмиссия или пятиступенчатый «автомат». Цена тестового автомобиля – 56 900 евро

На выбор три типа двигателей – рядные бензиновые «шестерки» 2,5 и 3,0 л мощностью 141 кВт/192 л.с. и 170 кВт/231 л.с. и турбодизель 3,0 л, 150 кВт/204 л.с.

Варианты для российского рынка с трехлитровыми бензиновым и дизельным двигателями. Бензиновая 2,5-литровая рядная «шестерка» будет представлена позднее. Для всех автомобилей возможна шестиступенчатая механическая трансмиссия или пятиступенчатый «автомат».
Цена тестового автомобиля – 56 900 евро.

БМВ с дизелем? Для Европы в этом нет ничего необычного, тем более смешного. Современные дизельные двигатели давно перестали быть тихоходными и маломощными. Иное дело, что еще в 1993–1994 гг. отдел развития БМВ брал пробы российского дизельного топлива и пришел к неутешительным выводам: преждевременный выход двигателей из строя гарантирован. Однако после новых тестов, проведенных почти 10 лет спустя, постановили: дизелям БМВ в России – быть! Мы взяли на пробу БМВ-X3 с трехлитровым турбодизелем.
СКОЛЬКО ПЬЕТ МИСТЕР Х?

Первыми БМВ с дизельными двигателями, официально поставляемыми в Россию, стали вседорожники Х3 и Х5. В условиях, когда цены на бензин растут чуть не каждый день, преимущества «двигателей с воспламенением от сжатия» становятся все заметнее. Если ориентироваться на привычные показатели расхода, то у дизельного Х3 он не превысит в городе 12 л/100 км, а на трассе нетрудно уложиться и в 9 л. Наши замеры с помощью бортового компьютера дали 6 л/100 км при 70 км/ч, 7,2 л при 90 км/ч и 8,5 л на сотню при 120 км/ч – неплохо для почти двухтонной машины с немалым аэродинамическим сопротивлением.
ЧТО ТАМ, ПОД КАПОТОМ?

Шесть цилиндров в ряд – визитная карточка БМВ. Дизель – не исключение. Новый двигатель, успевший отлично зарекомендовать себя в седанах всех серий, весит 213 кг и в варианте для Х3 развивает 150 кВт/204 л.с. при 4000 об/мин и крутящий момент 410 Н.м в диапазоне 1500–3250 об/мин.
Вариант для Х5 более мощный, поскольку не ограничен «хрупкой» коробкой передач – у него 160 кВт/218 л. с. и 500 Н.м от 2000 до 2750 об/мин.
Конструкция двигателя – в духе самых современных веяний: неразделенная камера сгорания, четыре клапана на цилиндр, аккумуляторная система впрыска «коммон рейл» с давлением до 160 МПа, регулируемый турбокомпрессор, промежуточный охладитель, окислительный нейтрализатор. Даже компьютер DDE5, управляющий впрыском, по своим параметрам еще недавно мог бы соперничать с персональным: 32-разрядный, 40 МГц, 1,5 мегабайта оперативной памяти... Особое внимание – свечам накаливания с электронным управлением. Они работают под напряжением 6 В и способны подготовить мотор к пуску при температуре -20°С за 2(!) секунды.
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

Зная, каков крутящий момент турбодизеля, настраиваешься на отменную разгонную динамику. Но не все так просто: расплата за высокие показатели – узость рабочего диапазона. Казалось, разгон за 8,2 с до 100 км/ч способен развеять любые сомнения. Дизельный БМВ-Х3 прекрасно ведет себя на ходу, и типичный обгон на трассе, когда требуется резко ускориться с 70–80 км/ч, удается буквально «в полпедали» под тихий посвист турбокомпрессора.
А вот старт с места не впечатляет – рывок плавно сменяется провалом, и лишь после 40 км/ч БМВ вновь готов демонстрировать полную силу.
В реальной жизни недостатки часто оборачиваются преимуществами. «Турбояма» позволяет плавно трогаться и ползти в пробках – не требуется ювелирная работа педалью газа. Благодаря достаточно «коротким» передаточным числам трансмиссии на скорости выше 60 км/ч и высшей передаче «автоматический» Х3 всегда готов к рывку для обгона. В сочетании с расторопной коробкой эффект превосходит ожидания: быстро ехать на дизельном БМВ-Х3 не только легко, но и приятно.

Однако здешние дороги отнюдь не приветствуют любителей быстрой езды, оглоушивая не только дорожными знаками, но и качеством покрытия. Поначалу БМВ-Х3 болезненно реагирует на российскую действительность. Впрочем, жесткость подвески искупается не только малыми кренами и быстрой реакцией машины, но и чувством уверенности на грунтовой дороге. Здесь избыток жесткости оборачивается внушительной энергоемкостью: это позволяет поддерживать темп, недоступный не только легковым машинам, но и иным вседорожникам. Однако еще более своеобразны ощущения, которые испытываешь в БМВ-Х3 на обычных загородных шоссе: они радикально меняются с ростом скорости. Если при 60 км/ч автомобиль кажется чрезмерно тряским, на 100 км/ч дотошно копирует профиль дороги, то после 130 он становится по-настоящему комфортным. Скромный топливный бак на 68 л, который служил ограничителем средней скорости бензиновой машины, в дизельном варианте обеспечивает дистанцию между заправками не менее 600 км. Что касается «максималки», в нашей комплектации она была ограничена 210 км/ч – на столько рассчитаны шины с индексом скорости V. Впрочем, со спортивным пакетом, куда входят низкопрофильные 18-дюймовые колеса с шинами 235/50R18, потолок повышается на 8 км/ч. Ценители особой индивидуальности могут заказать еще и широкие задние шины 255/45ZR18.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

При всем блеске, который демонстрирует дизельный БМВ-Х3 на асфальтовых и ровных грунтовых дорогах, его возможности на пересеченной местности достаточно скромны. Жесткие подвески, заневоленные мощными стабилизаторами поперечной устойчивости, вывешивают колеса в воздух на безобидных, казалось бы, неровностях, так что срабатывание системы ADB-X, ответственной за подтормаживание буксующих колес (имитация блокировки дифференциалов), слышится то и дело. Отсутствие понижающей передачи подсказывает, что на песчаном пляже надо вести себя аккуратно, выехать «внатяг» непросто, а хваленый Х-drive явно запаздывает с подключением передних колес.


И все же пока соперников у БМВ-Х3 с дизелем практически нет. Соединив в себе динамику, практичность и экономичность, он пожертвовал совсем немногим: показным комфортом подвесок и способностями на бездорожье. Впрочем, и ценой не поступились ради популярности: 56 900 евро. «Старший» Х5 с дизелем на четверть дороже. Зато по сравнению с бензиновым вариантом дизельный Х3 дороже только на 1000 евро.

РЕЗЮМЕ

BMW X3 3.0d – управляемость спортивного автомобиля, практичность универсала, экономичность малолитражки.
+ Отличная динамика, в меру острая управляемость, хорошая топливная экономичность, удобство управления тягой, низкий уровень шума.
- Высокая цена, скромный багажник, нарочито грубые швы на сиденьях.
АНАТОЛИЙ ФОМИН
По материалам журнала "За рулем" No8 (878), август 2004