НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовКрутые гонкиВнутри заводаСезонная смена шин

Снимки из архива

6 февраля 2004 23:06
Нынешняя подборка фотографий "Портофолио" освещает сразу две автомобильные гонки, имевшие очень большое значение для истории русского автомобилизма.

Нынешняя подборка фотографий "Портофолио" освещает сразу две автомобильные гонки, имевшие очень большое значение для истории русского автомобилизма. 14 мая 1913 года около двух часов дня в Санкт-Петербурге на Волховском шоссе состоялись гонки автомобилей на дистанцию в одну версту с ходу. Учет времени прохода дистанции велся при помощи прибора, называемого телехроном, изобретенного инженером и страстным автолюбителем П.Б. Постниковым. Запись на финише вел доктор Всеволожский, член Санкт-Петербургского автомобиль-клуба. Учет победителей проводился по семи категориям.

Пальма первенства досталась г-ну Хернеру на гоночном "Бенце". Им был поставлен новый, и последний в истории царской России, рекорд скорости, за который он получил приз Императорского Российского автомобильного общества. Одну версту с ходу он прошел за 19 секунд, развив скорость в 189.5 версты в час (около 201 км/ч). Жюри, принимаю во внимание исключительные качества его авто, выделило его вне категории. Победителем в первой категории был признан г-н Донье на "Мерседесе", которому присудили приз, учрежденный г-ном А.А. Мордвиновым. Приз поступил в собственность Донье как выигранный им три раза подряд. Версту "Мерседес" Донье прошел за 26.8 секунды, развив скорость 134 версты в час. Второй приз был присужден г-ну И. Иванову, выступавшему на спортивном автомобиле Русско-Балтийского завода. 26 мая 1913 года Санкт-Петебургский автомобиль-клуб впервые устроил автомобильную гонку по круговому маршруту, которая по характеру своему была близка к французскому классическому Grand Prix. Состязание проходило по кругу длиной около 37 верст и захватывало собой Волховское шоссе, Александровку, Красное село и Лиговское шоссе. Эту дистанцию полагалось пройти семь раз, чтобы общее расстояние составило 230 верст (276 км). На дистанции было три серьезных виража. На гонку записали 21 машину, но явились лишь 19. Были учреждены призы за скорость, за регулярность хода и "механическую отдачу". Гонку окончило лишь 9 машин. В начале гонки прошел проливной дождь и разыгрался сильный ветер, почти сносивший авто с дороги. Фаворитами гонки были: г-н Слупский на наиболее мощной из машин-участниц "Эксцельсиоре"; г-н Суворин на автомобиле BENZ; г-н Рене Нотомб на красивейшем автомобиле "Металлуржик", называемом "Красным демоном", и г-н Иванов на зеленом спортивном "Руссо-Балте С 24-25", который в свою очередь публика окрестила "Русским огурцом". В результате победил г-н Суворин на "Бенце", за что получил Большой приз Санкт-Петербурга. Второе место занял И.И. Иванов на "Руссо-Балтийском", он отстал на 2 минуты, 6 секунд от Суворина. Третьим был известный спортсмен Рене Нотомб на "Металлуржике". ---------------------------------------------------------------------------

Г-н Слупский на автомобиле EXCELSIOR - самом мощном и легком (шесть цилиндров, 9120 см3, 100 л.с., 800 кг) - на старте круговой гонки 26 мая 1913 года. Именно на этой машине известный автомобилист Христианс незадолго до гонок приехал из Брюсселя. Пробег такого масштаба считался событием. На капоте автомобиля нанесена надпись "BRUSSEL-PETERSBURG". Облокотившись на радиатор, с флагом Санкт-Петербургского автоклуба в руке стоит полковник В.В. Гейман. Одного из первых отечественных автомобилистов, полковника уважали и за корректное судейство. У заднего колеса "Эксцельсиора" - г-н Пашкевич, член судейской комиссии гонок.

Фотографировать автомобильные соревнования с помощью ящичной камеры было отнюдь не просто. Из-за длительной выдержки автомобиль получался смазанным, а колеса - овальными. Можно лишь предполагать, что в кадре проскочил VAUXHALL Prince Henry (3053 см3, 75 л.с., 120 км/ч) Альберта Ефрона.

Члены судейской комиссии верстовой гонки 14 мая 1913 года вокруг автомобиля PIPE. На передке видны эмблемы Императорского Российского автомобильного общества, Санкт-Петербургского и Балтийского автомобиль-клубов. На месте водителя стоит судья гонок полковник В.В. Гейман; чиновник в форме инженера-путейца и с папироской в левой руке - Николай Григорьевич Кузнецов, автор первого русского учебника автомобильного дела "Курс автомобилизма", неоднократно переиздававшегося, ставшего азбукой российских автомобилистов. Редактор-издатель журнала "Двигатель", г-н Кузнецов служил в Министерстве путей сообщения, где ведал автомобильными вопросами, также участвуя в деятельности городской управы Санкт-Петербурга. Вторым слева стоит г-н Пашкович, в прошлом автогонщик, автор "Санкт-Петербургского автомобильного справочника".

Состоятельные господа могли позволить себе участие в гонках за рулем собственного авто. Роскошное торпедо модного по тем временам стиля "остов корабля", обутое в "Треугольники" - шины петербургской фабрики "Треугольник". Марку определить трудно, это может быть "Бенц", или "Минерва", и даже "Лянча". Позволим читателям самостоятельно определить марку автомобиля.

Верстовая гонка 14 мая 1913 года. Волховское шоссе под Санкт-Петербургом. С утра шел дождь, но вскоре он прекратился, и к полудню шоссе подсохло. Собрались зрители, Приехали более двухсот автомобилей. В гонке участвовало 25 машин, как спортивных, так и обычных, дорожных. На трассе - "Мерседес".

Автомобиль ROCHET-SCHNEIDER 1903 года, принадлежавший г-ну Жиро, по праву считался аборигеном российского спорта. Верстовая гонка 14 мая 1913 года стала для него последней. Можно понять огорчение владельца (сидит в кузове), но счастье, что не приключилось ранения. Слева от автомобиля стоит единственная дама - участница гонки г-жа Римская-Корсакова (она выступала на 12-сильном "Воксхолле" и заняла 1-е место в четвертой категории, показав время 34,6 с и чуть не врезавшись в зрителей).

PEUGEOT на дистанции круговой гонки 26 мая 1913 года. Он пройдет еще один круг, а потом...

... авария. Как и в наши дни, на автомобильных гонках нередко проливались не только бензин и масло, но и кровь. В "Пежо" погибли и шофер, и механик. В те годы подобные трагедии случались нередко, и после каждой общественность требовала прекратить автогонки. Андрей Митяев Журнал "Автошоп" No2 февраль 1997 года